Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Методические приемы мотивации и целеполагания




2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

 

«Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление» Л. С. Выготский

 

«Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность»(И. Подласый). Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значитель­ной мере влияет на мотивацию.

В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов.

1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у
школьников за счет педагогического мастерства преподавателя, формируя
интерес к данному предмету. Эти внешние факторы, которые формируют
заинтересованность школьников к изучаемому предмету. К приемам,
которые наиболее часто используются для мотивации, Н. М. Зверева относит:

1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники;

2) показ недостаточности имеющихся знаний;

3) создание проблемной ситуации;

4) использование художественной и научно-популярной литературы,
произведения искусства;

5) экскурсы в историю:

6) использование сравнений;

7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов;

8) использование игровых ситуаций и др.

Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.

2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет
школьникам, что без усвоения данного конкретного раздела нельзя освоить
следующий раздел. У учащихся формируется мотив к обучению. В этом
случае они ориентируются не на оценки, и познавательная деятельность
является лишь средством достижения цели, которая находится вне самой
познавательной деятельности.

При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих.

3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска
знаний.
Интерес к обучению возникает в процессе умственного труда по
решению проблемы, поиска новых знаний и новых способов решения
проблемной задачи или группы задач. В этом случае возникает внутренняя
заинтересованность ученика, которая формирует мотивационную среду на
учебном занятии. Мотивационная среда воздействует на поведение и
действия школьника в интересах саморазвития и самосовершенствования, а
не просто стимулирует их на выполнение некой обязательной работы.

Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей.

Как начать урок? Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов.

Кумир

На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

Автор

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т. д.

Оратор

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Линия времени

Начертите на доске линию, на которой обозначьте этапы изучения темы, формы контроля; проговорите самые важныемоменты темы, вместе с учащимися определите уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет ученикам увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Этот приемпозволяет увидеть тему целостно и изучать ее от общего к частному.

Приём «З-Х-У»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Формирует:

· умение определять уровень собственных знаний;

· умение анализировать информацию;

· умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.

После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Пример:

" Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.

" Хочу узнать"

Где появились первые люди?

Как люди заселили нашу Землю?

Почему сейчас люди не кочуют?

" Узнал"

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...