2. Методические приемы мотивации и целеполагания
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
«Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность»(И. Подласый). Компонентами мотивационной сферы обучения являются его мотивы, цели, эмоции, а также его умение учиться, что в значительной мере влияет на мотивацию. В ситуации обучения ученые выделяют три группы мотивов. 1. Непосредственно побуждающие мотивы. Они могут возникнуть у 1) связь изучаемого с жизнью, с достижениями науки и техники; 2) показ недостаточности имеющихся знаний; 3) создание проблемной ситуации; 4) использование художественной и научно-популярной литературы, 5) экскурсы в историю: 6) использование сравнений; 7) привлечение занимательных приемов, опытов, парадоксов; 8) использование игровых ситуаций и др. Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействия на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих.
2. Перспективно-побуждающие мотивы. Учитель объясняет При активных формах обучения и, в частности, проблемном обучении возникает совершенно новая группа мотивов: познавательно-побуждающих. 3. Познавательно-побуждающие мотивы бескорыстного поиска Решению этих задач способствуют «активные методы и приемы обучения», все больше и больше привлекающие внимание учителей. Как начать урок? Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов. Кумир На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы? Автор … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т. д. Оратор
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. Линия времени Начертите на доске линию, на которой обозначьте этапы изучения темы, формы контроля; проговорите самые важныемоменты темы, вместе с учащимися определите уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет ученикам увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Этот приемпозволяет увидеть тему целостно и изучать ее от общего к частному. Приём «З-Х-У» Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Формирует: · умение определять уровень собственных знаний; · умение анализировать информацию; · умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. В начале урока, заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После усвоения темы на стадии рефлексии учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». Пример: " Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. " Хочу узнать" Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? " Узнал" Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|