Методический прием «Интрига». Текстовые задачи. Удивляй!. Фантастическая добавка. Пример. История. «Перепутанные логические цепочки»
Методический прием «Интрига» Учителю всегда хочется использовать на уроке различные методы и приемы, которые помогают достичь поставленные цели и поэтому главной задачей для меня является то, чтобы постараться заинтересовать своим предметом всех обучающихся, которые приходят на урок. Чтобы достичь таких результатов, стараюсь сделать каждый урок интересным, познавательным, побуждающим к исследованию, открытию нового, желанию думать. С чего начать? С интриги. Интрига – это первое умственное действие, к которому побуждает учитель, это направление движения, анализа литературного произведения. Это может быть броская фраза, дерзкая мысль, неожиданный вопрос, обмен мнениями, сопоставление разных точек зрения на одно произведение и т. п. Но началом к любому рассуждению должен быть импульс, способствующий пробуждению мысли ученика, поиску ответа на предложенный вопрос, но он ограничен временными рамками урока, а использование мультимедийного оборудования позволяет сэкономить дорогое время. Использование презентаций очень уместно и удачно на уроках русского языка и литературы. Меняющиеся вовремя слайды, еще и со звуковым оформлением не оставляют равнодушными ни одного ученика: они усиливают эмоциональное восприятие звучащего текста, позволяют сосредоточиться на нем и не тратить учителю время и место на оформление всего этого на доске. Текстовые задачи учитель математики кадетской школы г. Хабаровска Тюмейко И. К. Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них поглядеть с другой точки зрения. Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.
Пример. Естествознание На уроке по теме «Вода» учитель рассказывает: «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что часто не замечаем ее свойств» (по А. Гину). К этому же методическому приему можно отнести следующие варианты: «Что произойдет, если...? » В этих вопросах рассматривают парадоксальные ситуации. Ученики сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения. Пример. География · Как изменился бы климат России, если бы Уральские горы «выросли» на один километр? · Как изменилась бы территория России, если бы уровень Мирового океана повысился на 100 метров? Фантастическая добавка В этом приеме учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики. Пример. История Перенести учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который обычно остается постоянным или имеет определенное значение. Биологи могут придумать фантастическое животное или растение и рассмотреть его в реальном биоценозе. Филологи — перенести реального или литературного героя во времени. Историки — рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси. Пример. Задача: исследователи опустили зонд на линию экватора шарообразной планеты Арктур VI. К удивлению ученых, вес зонда оказался равен нулю. Как это могло получиться? Какова продолжительность суток на планете, если ее масса М, а радиус R? Универсальный подход — написать (прочитать подготовленные дома) фантастические рассказ, эссе, стихи, используя знания по предмету. «Перепутанные логические цепочки»
На доске или слайде записаны верные и неверные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное. Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала. Например, урок в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»: - Неметаллы обладают свойствами металлов. - Неметаллы могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами. - Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы. - Неметаллы проводят тепло и электрический ток. - Неметаллы – хрупкие вещества. - Неметаллов в периодической системе больше, чем металлов. (Пример с урока учителя химии кадетской школы Попето И. В. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|