Тема: школы в истории менеджмента
2.1 Возникновение и развитие менеджмента 2.2 Школа научного управления Ф.Тейлора. 2.3 Административная (классическая) школа А.Файоля. История возникновения и становления менеджмента условно разделена на несколько периодов по [18]. Первый период охватывает первую половину XIX в. (1775 – 1850). Его начало связано с техническим переворотом в промышленности Англии и Шотландии, который заключался в резком ускорении развития производственных сил и переходе от мануфактуры к более высокопроизводительному машинному производству. Технический переворот продолжался с 1760 по 1820 г. и привел к необходимости создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производивший шотландские ткани и английское сукно. Этот период характеризуется начавшимися концентрацией производства, разделением и специализацией труда, технологических операций. Основными функциями управления являлись контроль и учет в таких сферах, как запасы сырья и готовой продукции, незавершенное производство, качество товара и затраты на производство ее единицы. Родоначальником раннего этапа называют Роберта Оуэна (1771-1858) – шотландского фабриканта, которого можно отнести к менеджерам-практикам. Историки считают, что в этот период возникли основы теории эффективности и контроля, первое описание которых представили шотландский экономист А.Смит в 1776 г. и английский математик Ч.Беббидж в 1835г. Специализация труда на технологических операциях привела к увеличению его производительности и обусловила необходимость совершенствования организации производства и контроля. Рост производительности труда явился следствием технических и технологических усовершенствований и концентрации производства в одном пространстве – на территории фабрики. В предшествующей мануфактурной фазе производственный процесс осуществлялся полностью в домашних условиях, предприниматели поставляли работникам сырье, материалы и гарантировали сбыт продукции.
Именно к раннему периоду относятся разработки социального менеджмента, в том числе Закона о детском труде и ограничении продолжительности рабочего дня до 10 ч, выдвинутые Р.Оуэном. Второй период относится ко второй половине XIX в. (1850 – 1900) и характеризуется возникновением школы научного менеджмента. Основоположник этой школы – американский инженер-механник Ф.У.Тейлор (1856-1915), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.У.Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы – комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого и машинного труда и его производительности при использовании различных инструментов и оборудования. Ф.У.Тейлор считал, что разделение рабочей операции на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные из низ, изменить последовательность их выполнения и усилить контроль над всем трудовым процессом. В качестве основных Ф.У.Тейлором были сформулированы пять основных задач, которые приведены здесь в изложении авторов [18]. Для определения наилучшего (рационального) способа выполнения конкретного задания необходимо: • использовать научные методы, базирующиеся на изучении времени повторяющихся рабочих операций и их элементов, типизации и стандартизации рабочих инструментов; • осуществлять отбор рабочих, обладающих не только физически • проводить подготовку, обучение и развитие способностей рабочего, позволяющих точно следовать разработанным стандартным приемам и движениям;
• разработать экономические методы стимулирования труда, которые призваны гарантировать качество и сроки выполнения задания; • осуществлять планирование и организацию работы, ответственность за которые возлагается на менеджеров, а не на рабочих. Последняя задача объясняется тем, что в дофабричной фазе развития промышленного производства рабочие самостоятельно организовывали свой труд, определяли время и продолжительность работы, методы и интенсивность выполнения конкретных заданий. Следовательно, Ф.У. Тэйлором были определены в качестве приоритетных такие функции, как планирование, организация труда, учет и контроль, а в качестве приоритетных методов управления (по современной терминологии) — организационно-распорядительные и экономические. К сферам управленческой деятельности, подлежащим совершенствованию, были отнесены производство, трудовые ресурсы (рабочие и менеджеры), запасы, потоки ресурсов и продукции во внутренней среде (на фабрике). Третий период приходится на начало XX в. (1900—1930). Он характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света). В связи с этим третий период характеризуется параллельным развитием четырех школ менеджмента. Прежде всего продолжилось становление школы научного менеджмента в США, в Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции — классического менеджмента. Так, последователями Ф.У. Тэйлора и его школы научного менеджмента стали Г. Форд, супруги Л. Гилбрет и Ф. Гилбрет, Г. Гантт. Г.Форд ввел на своих автомобилестроительных заводах конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих-сборщиков. Нововведения Г. Форда позволили усилить функцию контроля, резко повысить производительность труда, увеличить объем выпуска автомобилей и сократить их стоимость. Создавая автомобильное производство, Форд писал, что цель его состояла в том, «чтобы производить с минимальной затратой материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью». Вместе с тем он имел громадную прибыль за счет увеличения объема продаж. «Запомни: тот, кто слишком гонится за прибылью, никогда не гребет деньги лопатой! Вот мне лично просто нравится выпускать автомобили, которые раскупаются как горячие пирожки!» В основу организованного им производства были положены следующие принципы [22]:
• не следует бояться возможных неудач, так как «неудачи дают только повод начать снова и более умно»; • не следует бояться конкуренции и вместе с тем не следует стремиться к нанесению вреда делу и жизни другого человека, являющегося вашим конкурентом; • не следует ставить получение прибыли выше работы на пользу • «производить — не значит дешево покупать и дорого продавать». Следуя сформулированным им принципам, Форд сумел резко увеличить годовой объем производства автомобилей с 18 664 в 1909 г. до 1 250 000 в 1920 г. При этом цена автомобиля неуклонно снижалась, за десять лет она упала с 950 до 355 долл. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. Он сформулировал основные принципы организации производства. 1. Максимальное разделение труда, специализация. 2. Широкое применение высокопроизводительного специально 3. Размещение оборудования по ходу технологического процесса. 4. Регламентированный ритм производства продукции. 5. Механизация транспортных операций. На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда рабочих, по существу, без вмешательства мастера, которому не требуется самому подгонять рабочих. На поточной линии это осуществляется автоматически в связи с тем, что рабочий вынужден сам приспосабливаться к скорости движения конвейера.
Ф. Гилбрет работал в сфере строительства и занимался исследованиями оптимальных движений рабочего при выполнении процесса кладки кирпичей с помощью фотографии. Ф. Гилбрет предложил использовать вместо 18 движений 5, разработал правила, схемы, инструкции по последовательному выполнению каждого из них. Кроме того, он обосновал необходимость применения соответствующего оборудования, отвечающего антропогенным параметрам, и организации своевременной доставки материалов. Л.Гил6рет уделяла внимание исследованию социально-психологических методов организации труда и управления, повышения производительности труда, основанных на знании рабочими конечной цели Г. Гантт особое внимание в своих исследованиях уделял вопросам Особенность премиальной системы оплаты труда заключалась в сохранении минимального заработка независимо от степени недовыполнения нормы и примировании за перевыполнение дневного задания. Ганттом был предложен график (график Гантта), по которому каждый рабочий мог проследить за результатами своего труда и размером заработка за час, день, неделю. График Гантта является предшественником создания сетевого графика, для расчета которого в настоящее время используется вычислительная техника. Свои мысли относительно социальной ответственности бизнеса Г. Гантт изложил в работе «Организация труда». Основное содержание проблемы заключается в следующем: общество испытывает потребность в товарах и услугах, предоставляемых различными предприятиями. Для бизнесменов основное значение имеет прибыль, а не предоставление обществу товаров и услуг. Вместе с тем общество считает, что если предприятие не предоставляет ему необходимых товаров и услуг, то такое предприятие не имеет права на свое существование. На основе этих рассуждений Г. Гантт сделал вывод о том, что «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу; в противном случае общество в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интересами».
Г. Гантт мечтал о «демократии на производстве», считая, что «из Административная (классическая) школа менеджмента основана во Франции с 1920 А.Файолем (1841-1925), который сначала был инженером в крупнейшей горнодобывающей компании, а затем ее директором. А. Файоль придерживался такой точки зрения, что менеджер должен обладать не столько личными качествами, сколько владеть методами управления и институтами как нормами права, регулирующими отношения в процессе управления. А. Файоль ввел понятие принципа управления, под которым подразумевал не абсолютное или однозначное положение, правило поведения, действие или руководящую идею (от лат. «principium» — основа, первоначало), а гибкую, адаптирующуюся к конкретным условиям и потребностям совокупность положений, правил, действий и идей. А. Фаойль сформулировал 14 принципов менеджмента: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива,корпоративный дух. Анализ перечисленных принципов показал, что их можно сгруппировать по признаку «принадлежность» к субъекту или объекту управления. К первой группе отнесены те, которые направлены на совершенствование производственных процессов как объектов управления [18]: • разделение труда и специализация рабочих, которые позволяют увеличить выработку (объем производимой продукции), но должны иметь разумные пределы; • дисциплина, означающая соблюдение технологических и трудовых режимов работы и отдыха (перерывов); • порядок, под которым понимается организация рабочего места и его обслуживание всеми необходимыми видами ресурсов. Ко второй группе принципов отнесены те принципы, которые позволяют рационализировать систему управления [18]: • полномочия и ответственность за результаты управленческих решений возлагаются на управленцев в соответствии с официальными документами личным авторитетом; • единовластие, или единоначалие, подразумевает наличие одного прямого, непосредственного руководителя; • подчинение частных интересов общему означает создание единой цели деятельности и ориентации всех процессов на ее достижение; • вознаграждение представляет совокупность экономических и социально-психологических методов управления; • степень централизации или децентрализации управления зави • установление рационального количества уровней иерархии управления, составляющих так называемую вертикаль управления (командную цепь); • справедливость предполагает использование социально-психологических методов управления, направленных на поддержание добро • продолжительность пребывания персонала в одной должности • инициатива подразумевает разработку мероприятий по стимулированию творческой деятельности персонала; • корпоративный дух предполагает формирование мероприятий по Заслуга А.Файоля еще и в том, что он сформулировал и разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретными процессами производства или производственным фактором. А.Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль. Файоль понимал, что управленческая деятельность может отличаться в зависимости от размера предприятия (организации), уровня в управленческой иерархии и т.п. Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в себя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции А.Файоль сформулировал правила и технику их осуществления. 1. Предвидение (планирование) — разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки). Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть —... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать». Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально. Для разработки программы действий необходимо знание: • ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, оборудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина • ведущих направлений развития предприятия, т.е. стратегии; • возможных изменений внешних условий, сроки наступления Составление необходимой программы, по мнению Файоля, требует от руководящего персонала: • искусства управлять людьми; • известного нравственного мужества; • большой активности; • достаточной устойчивости; • известной компетенции в производственной области; • наличия достаточного опыта в делах. 2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимат обеспечение его всем необходимым для работы. Он различал материальную и социальную организацию. Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии. Управление людьми (социальный организм) включает следующие • установление программы действий, определение задач, целей • наблюдение за выполнением программы; • осуществление руководства предприятием компетентным и энергичным руководителем; • правильный подбор административного аппарата; • точное определение функций; • согласование усилий для выполнения намеченной работы; • ясное, отчетливое и точное формулирование решений; • поощрение ответственности и инициативы; • справедливое вознаграждение за труд; • предупреждение ошибок и недоразумений; • обязательное соблюдение дисциплины; • подчинение личных интересов интересам предприятия; • единство распорядительства; • всеобщий контроль; • борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой и т.д. Все указанные обязанности являются справедливыми и в настоящее время. 3. Распорядительство. Его цель — извлечение наибольшей пользы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил: • знать в совершенстве подчиненных ему работников; • увольнять неспособных работников; • хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих; • подавать положительный пример; • периодически проводить инспектирование социального организма предприятия; • проводить совещания с ведущими работниками предприятия • стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность; • не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов. 4. Координирование. Его главная цель — достижение соответствия Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования. 5. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в соответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируемому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия. Таким образом, главный вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль). Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии М. Вебером, который был юристом, изучавшим социальные проблемы. М. Вебер одним из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов. Выражаясь современным языком, М. Вебер заметил, что производительность труда в управлении существенно отстает от производительности механизированного поточного крупносерийного или массового производства. Он предложил создать бюрократическую систему управления, которая основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами. М. Вебер одним из первых предложил создать формальные организационные структуры управления, которые имеют вид иерархических, усиливают централизацию управления и способствуют разделению управленческого труда и его функциональной специализации. Организованные в такой форме управленческие процессы называются бюрократическими (от франц. «bureau» — состав руководящих лиц, канцелярия, распорядительный орган учреждения и греч. «kratos» — власть, могущество). Они вносят специализацию и разделение труда в офисные процессы управления так же, как машины и механизмы в процессы производства продукции и услуг. Деление управленческих задач на элементы (стадии процесса управления, конкретные мероприятия и функции), регламентация последовательности их выполнения, исполнительская дисциплина и минимизация свободы действий работника аппарата управления гарантируют возможность осуществления контроля, качественное и своевременное выполнение задач. Наличие должностных обязанностей и прав, которые предписывают способы и методы выполнения работы и показатели ее оценки для каждого работника (должности), поддерживают стабильность управленческих организационных структур независимо от конкретных сотрудников, позволяют контролировать процессы управления. Характеристиками бюрократического менеджмента служат следующие: • наличие правил и предписаний, формальных процедур, которые • обеспечение беспристрастности отношений менеджеров к работникам, проявляющееся в отсутствии субъективных личных или эмоциональных характеристик выполненной работы, что усиливает объективность оценок руководителя и ограничивает его свободу в необоснованном, нерациональном использовании организационно-распорядительных и экономических методов управления (фаворитизме); • разделение управленческого труда, исходя из специализации и • формирование иерархических структур управления, что увеличивает ответственность и объем полномочий по разработке и принятию управленческих решений по мере повышения уровня иерархии от • наличие структуры полномочий, которая включает право принятия решений разной степени важности на различных уровнях управленческой иерархии и объединяет правила, предписания, инструкции существование рациональности, которая означает использование
Лекция 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|