Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: методология управления




5.1 Понятие методологии: сущность, структура, концептуальные уровни.

5.2 Мировоззренческий о общенаучный уровни методологического знания.

5.3 Специально научный и предметный уровни методологического знания.

В широком смысле методология это обособленное научное знание о внутреннем содержании, логической организации и регулировании всякой деятельности по практическому преобразованию или исследованию какого-либо объекта. Методология является необходимым компонентом любой деятельности, имеет собственную структуру и выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются, подходы: содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная форма методологии) или содержательное описание фактически выполненной деятельности (дескриптивная форма методологии). Как видно из приведенного определения – методология – это не только учение о методах деятельности, а более широкое понятие.

Структуру методологии менеджмента представляют в виде четырех концептуальных уровней знаний (элементов), связанных иерархическими взаимодействиями, а именно ([6], [26]):

1. Философские основы деятельности. На этом уровне используются основные категории философии для выработки способа мышления, способов постановки и упорядочения проблем, и отбора общих принципов деятельности.

В том числе используются представления об эмпирическом и теоретическом уровнях познания, которые отличаются друг от друга своеобразием и в то же время органически связаны между собой. Эта связь проявляется в следующем:

- теоретический уровень знания существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле наблюдается связь теории и эмпирии;

- эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно «погружено» в определенный теоретический контекст, обязательно включает в себя то или иное теоретическое истолкование действительности.

Рассмотренные выше два уровня научного исследования – эмпирический и теоретический – в своих различиях и единстве раскрывает подлинную диалектическую природу научного познания. Последняя показывает ограниченность представлений о независимости теоретической мысли и теоретической беспредпосылочности эмпирического исследования.

Диалектический подход к управлению является основой методологических знаний этого уровня.

2. Общенаучный современный уровень методологии управления основан на использовании системного подхода к процессам управления, общей теории систем (теории организации) и системного анализа.

Смысл системного подхода (анализа) не только изучение сложноорганизованного объекта со стороны его составных частей и элементов, но и со стороны прежде всего его целостности, интегративных свойств. В отличие от других подходов и методов, занимающихся поиском решений на основе изучения отдельных сторон функционирования системы, системный подход осуществляет комплексную оценку изучаемых проблем в их целостности, в единстве политических, социально-экономических, технических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на процесс управления.

Системность управления является объективной его основой, требующей для своего анализа использования как качественных, так и количественных методов, достижений как точных (математика, логика), так и гуманитарных (психология, социология, этика, правоведение и др.) наук. Эта системность требует сочетания объективных и субъективных, формальных и содержательных аспектов, причем в процессе принятия решений, как основы управления, субъективные, личностные моменты зачастую оказываются определяющими, что и отражается в различных психологических теориях.

Общая теория систем – это область методологического знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития систем (организаций), как сложных динамических систем, имеющих цель.

Системный анализ, ориентированный на решение практиче­ских проблем это метод, в основе которого лежит понятие сис­темы, а представление самого объекта или решаемой проблемы осуществляется также в виде системы [6]. Применительно к управле­нию это означает, что его эффективность будет зависеть от дос­тижения согласованности, подвижного равновесия между раз­личными "группами факторов, оказывающих определяющее воз­действие на организацию, функционирование и развитие объекта управления. Речь идет о согласованности, «равновесии» между следующими основными группами факторов:

- принятием решений, основанных на анализе рационально­сти, и решений, основанных на интуиции;

- внутриорганизационными коммуникациями «сверху вниз» и коммуникациями «снизу вверх»:

- централизацией и децентрализацией;

- учетом того, что происходит внутри системы и вне ее, в среде, т.е. между микро- и макроподходами;

- краткосрочным периодом развития системы и долгосроч­ным, перспективным;

- широкомасштабным, собственно системным и узкоориен­тированным, специализированным подходами.

При этом важно подчеркнуть два момента: первый - равновесие, а потому и устойчивость системы, ее качественная определенность достигаются при примерном балансе всех факторов, их взаимосогласованности и уравновешенности; второй - существование и функ­ционирование элементов и подсистем возможно лишь в силу су­ществования системы как целого, а не наоборот. Первичность и ведущая роль целого, следовательно, здесь оказываются опреде­ляющими.

3. Специально-научный уровень методологического знания – это уровень специальных дисциплин, в том числе менеджмента. Основная концепция менеджмента: система – это комплекс взаимосвязанных объектов и способов их использования для решения определенных задач. В этом случае системность ориентирована на практическую деятельность, на проектирование, разработку и управление системными объектами с учетом особенностей сферы деятельности. Основная форма представления методологического знания этого уровня - конкретная методология управления фирмой или выполнения конкретного исследования объектов управления.

4. Предметный уровень методологического знания – это уровень конкретной деятельности в предметной области управления (исследования). Основные формы представления методологического знания – стиль руководства или методика конкретного исследования системы управления в предметной области. Предметные области туристской деятельности представлены на рис. 5.1.

Все перечисленные уровни методологического знания иерархически связаны. Нижние уровни соответствуют верхним, но отражают и конкретные особенности и ограничения использования знаний рассматриваемого уровня.



Лекция 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...