Тема: методология управления
5.1 Понятие методологии: сущность, структура, концептуальные уровни. 5.2 Мировоззренческий о общенаучный уровни методологического знания. 5.3 Специально научный и предметный уровни методологического знания. В широком смысле методология это обособленное научное знание о внутреннем содержании, логической организации и регулировании всякой деятельности по практическому преобразованию или исследованию какого-либо объекта. Методология является необходимым компонентом любой деятельности, имеет собственную структуру и выступает в форме предписаний и норм, в которых фиксируются, подходы: содержание и последовательность определенных видов деятельности (нормативная форма методологии) или содержательное описание фактически выполненной деятельности (дескриптивная форма методологии). Как видно из приведенного определения – методология – это не только учение о методах деятельности, а более широкое понятие. Структуру методологии менеджмента представляют в виде четырех концептуальных уровней знаний (элементов), связанных иерархическими взаимодействиями, а именно ([6], [26]): 1. Философские основы деятельности. На этом уровне используются основные категории философии для выработки способа мышления, способов постановки и упорядочения проблем, и отбора общих принципов деятельности. В том числе используются представления об эмпирическом и теоретическом уровнях познания, которые отличаются друг от друга своеобразием и в то же время органически связаны между собой. Эта связь проявляется в следующем: - теоретический уровень знания существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня, и в этом смысле наблюдается связь теории и эмпирии;
- эмпирическое знание оказывается несвободным от теоретических представлений, оно обязательно «погружено» в определенный теоретический контекст, обязательно включает в себя то или иное теоретическое истолкование действительности. Рассмотренные выше два уровня научного исследования – эмпирический и теоретический – в своих различиях и единстве раскрывает подлинную диалектическую природу научного познания. Последняя показывает ограниченность представлений о независимости теоретической мысли и теоретической беспредпосылочности эмпирического исследования. Диалектический подход к управлению является основой методологических знаний этого уровня. 2. Общенаучный современный уровень методологии управления основан на использовании системного подхода к процессам управления, общей теории систем (теории организации) и системного анализа. Смысл системного подхода (анализа) не только изучение сложноорганизованного объекта со стороны его составных частей и элементов, но и со стороны прежде всего его целостности, интегративных свойств. В отличие от других подходов и методов, занимающихся поиском решений на основе изучения отдельных сторон функционирования системы, системный подход осуществляет комплексную оценку изучаемых проблем в их целостности, в единстве политических, социально-экономических, технических, правовых, организационных и других факторов, влияющих на процесс управления. Системность управления является объективной его основой, требующей для своего анализа использования как качественных, так и количественных методов, достижений как точных (математика, логика), так и гуманитарных (психология, социология, этика, правоведение и др.) наук. Эта системность требует сочетания объективных и субъективных, формальных и содержательных аспектов, причем в процессе принятия решений, как основы управления, субъективные, личностные моменты зачастую оказываются определяющими, что и отражается в различных психологических теориях.
Общая теория систем – это область методологического знания об общих закономерностях образования, устройства, функционирования и развития систем (организаций), как сложных динамических систем, имеющих цель. Системный анализ, ориентированный на решение практических проблем это метод, в основе которого лежит понятие системы, а представление самого объекта или решаемой проблемы осуществляется также в виде системы [6]. Применительно к управлению это означает, что его эффективность будет зависеть от достижения согласованности, подвижного равновесия между различными "группами факторов, оказывающих определяющее воздействие на организацию, функционирование и развитие объекта управления. Речь идет о согласованности, «равновесии» между следующими основными группами факторов: - принятием решений, основанных на анализе рациональности, и решений, основанных на интуиции; - внутриорганизационными коммуникациями «сверху вниз» и коммуникациями «снизу вверх»: - централизацией и децентрализацией; - учетом того, что происходит внутри системы и вне ее, в среде, т.е. между микро- и макроподходами; - краткосрочным периодом развития системы и долгосрочным, перспективным; - широкомасштабным, собственно системным и узкоориентированным, специализированным подходами. При этом важно подчеркнуть два момента: первый - равновесие, а потому и устойчивость системы, ее качественная определенность достигаются при примерном балансе всех факторов, их взаимосогласованности и уравновешенности; второй - существование и функционирование элементов и подсистем возможно лишь в силу существования системы как целого, а не наоборот. Первичность и ведущая роль целого, следовательно, здесь оказываются определяющими. 3. Специально-научный уровень методологического знания – это уровень специальных дисциплин, в том числе менеджмента. Основная концепция менеджмента: система – это комплекс взаимосвязанных объектов и способов их использования для решения определенных задач. В этом случае системность ориентирована на практическую деятельность, на проектирование, разработку и управление системными объектами с учетом особенностей сферы деятельности. Основная форма представления методологического знания этого уровня - конкретная методология управления фирмой или выполнения конкретного исследования объектов управления.
4. Предметный уровень методологического знания – это уровень конкретной деятельности в предметной области управления (исследования). Основные формы представления методологического знания – стиль руководства или методика конкретного исследования системы управления в предметной области. Предметные области туристской деятельности представлены на рис. 5.1. Все перечисленные уровни методологического знания иерархически связаны. Нижние уровни соответствуют верхним, но отражают и конкретные особенности и ограничения использования знаний рассматриваемого уровня.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|