Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда
Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897—1977). Под его руководством была осуществлена полноценная экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой войны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню благосостояния и развития. В основу разработанной Эрхардом концепции «социального рыночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирования Дж.Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий. Эрхард отмечал, что «Европа ищет новые формы, и я уверен, что европейское решение будет разработано под знаком свободы... политическая свобода предполагает и экономическую»[3]. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Этому способствовало осуществление таких мер, как выбор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свободного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т.п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и экономическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике. Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на принципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие производства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено принятием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Был принят ряд мер, направленных на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.
Под руководством Эрхарда была проведена эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная система социальной защиты населения, которую Эрхард называл «политикой для миллионов». Осуществление этой политики проводилось под лозунгом «благосостояние для всех». Однако эта политика требовала разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было проявлять милосердие, защиту и поддержку, не унижая их и не оскорбляя их человеческое достоинство. На обеспечение социальной защиты малоимущего населения были направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспеченные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь престарелым, пенсии увеличились в несколько раз, выплачивались пособия неимущим квартиросъемщикам и т.д. Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду включает в себя три основных положения. 1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция Эрхарада была направлена на создание сильного, «социального государства», которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения. Такая позиция противоположна взглядам американского исследователя М. Фридмэна, который ввел термин «монетаризм». Фридмэн выступал против государственного регулирования. Государство монетаристского типа не гарантирует населению оказание медицинской помощи, создание государственной системы социального страхования и образования. Рыночная экономика развивается стихийно, без какого-либо вмешательства со стороны государства.
Понятие «социальное государство» было закреплено в конституции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция. Италия и др.) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация: в ст. 7 Конституции записано, что Российская Федерация — социальное государство. Однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения все более ухудшается. 2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным. Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также составляются на 5 лет и ежегодно корректируются. Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, пришел в полный упадок, что потребовало реформирования всей системы управления. 3. Социальное партнерство. Основой успеха индикативного планирования в ФРГ явилась поддержка всем населением главных целей социально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как социальное партнерство.
Социальное партнерствопредставляет собой такой тип отношений между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повышении заработной платы, изменения режима работы и условий труда, снижения налогов и т.п. Однако политические забастовки, направленные на смену власти, отставку правительства или президента страны, нарушают баланс социального партнерства. Россия, ориентируясь на опыт передовых стран с развитой экономикой, также ввела термин «социальное партнерство» в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В конце 1991 г. вышел Указ Президента РФ «О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфликтов)» и Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Шведская модель социализма Мюрдаля [4] Модель во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Гуннар Мюрдаль (1898-1987) считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения. Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как трудоспособного, так и нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса различных мер: • обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам • оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия • создание условий для зарабатывания средств любыми способами, не противоречащими законам; • защита гражданских и политических прав и свобод; • защита от политического преследования и произвола администрации;
• создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях; • обеспечение максимальной стабильности общественной жизни. Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели. Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления. Впоследствии Швеция пережила два достаточно глубоких кризиса: в 1977—1978 и в 1981 — 1982 гг. С похожими трудностями встретились практически все страны Западной Европы, но в Швеции спад промышленной продукции был выше, чем в других странах, и составил за период 1976—1982 гг. 5%. Одновременно сократился не менее чем на 40% объем промышленных капиталовложений. Причинами упадка экономики наряду с нефтяным кризисом 1970-х гг. является ухудшение внешних условий сбыта экспортной продукции, насыщение внутреннего рынка, изменение международной валютной системы, политическая нестабильность в стране и др. Для выхода из сложившегося положения Стокгольмская школа, в которую входили известные шведские ученые и экономисты (Пол Самуэльсон, Гуннар Мюрдаль, Эрик Дамэн, Бертиль Улин, Эрик Лундберг, Ганнар Стрэнг и др.), рекомендовала использовать модифицированную кейн-сианскую политику. Были проведены денежная и налоговая реформы. Правительство активно проводило политику на оптимальное распределение прибыли и направление ее в первую очередь на инвестиции. В итоге Швеции удалось добиться значительных успехов, экономическое положение страны стало достаточно устойчивым. Большинство исследователей считают, что в США теория и практика управления достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам. Формирование российской модели менеджмента все еще находится в начальной стадии.
Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. Другой причиной является отрицательное влияние результатов приватизации на общее состояние экономики и социальную защиту населения. Одним из ведущих механизмов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менеджмент. Для предыдущего периода формирования рыночных отношений в нашей стране характерно то, что делались попытки перенести на наши условия системы управления, сложившиеся на Западе. Как показала практика, это не принесло экономике страны ожидаемых результатов. Для создания национальной модели менеджмента в России необходимо прежде всего определиться с принципами, которые должны быть положены в основу ее создания. Представляется, что базовыми принципами российского типа управления являются следующие. 1. Использование в управлении концепции государственного регулирования экономики, основные положения которой были сформулированы Ключевой особенностью российской модели менеджмента должна стать ее специфическая стратегия, а именно усиление государственного регулирования экономики, тесно сосуществующего с конкуренцией в условиях рыночных отношений. Российская модель менеджмента должна ориентировать отечественные фирмы на учет постоянных изменений как во внешней среде, так и внутри организации, на использование всех возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире не на текущий момент, а в длительной перспективе. Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, которое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в экономике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритетные отношения, направленные на повышение международной конкурентоспособности страны. 2. Свобода выбора концепций для создания оптимальной модели Процесс перехода крупных японских компаний к новой модели управления трудом наметился еще в конце 70-х — начале 80-х годов XX в. Это нашло свое выражение в вынужденном отказе все большего числа предприятий от традиционной системы пожизненного найма и замене ее другими, более гибкими формами занятости. 3. Управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей со Инновационный процесс — совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в этом — сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа — определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде. 4. Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных 5. Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не 6. Выработка стратегии управления, ориентированной на постоянные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; выделение 7. Создание системы социальной защиты населения, проведение 8. Введение индикативного планирования, предусматривающего 9. Совершенствование методов мотивации и управления персона Отмечаются ошибки в проведении кадровой политики и кадровой работы. В кадровых службах предприятий работают, как правило, люди, не имеющие соответствующей профессиональной подготовки в области организации труда, производства и управления. На протяжении длительного времени работники этих служб выполняли функции статистов в приеме и увольнении сотрудников по заявкам структурных подразделений. В условиях развития рыночных отношений, наличия явной, скрытой и потенциальной безработицы необходимы принципиально новые подходы к формированию служб по управлению кадрами, пересмотру их обязанностей и новых методов управления. Анализ зарубежной практики показывает, что эффективность труда во многих случаях зависит не только от мотивирующих факторов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики. С этой целью многие зарубежные фирмы разрабатывают кодексы трудовой этики, которые позволяют не только повысить результативность мотивационных факторов, но и значительно сократить конфликты интересов, которые имеют место в любой мотивационной модели управления. Опыт разработки кодексов трудовой этики может быть заимствован и успешно применен менеджерами наших предприятий. Мотивационные модели, применяемые зарубежными фирмами, в обязательном порядке предусматривают организационную систему стимулов денежного и неденежного содержания. За последние годы в ряде стран получила распространение теория модели ожидания, которая создает возможность для работников на что-то надеяться, считать, что если не сегодня, то завтра его потребности будут удовлетворены. Одни из них надеются на получение более престижной работы, другие ожидают, что их труд будет оплачиваться более высоко, чем сегодня, и т.д. Разработка мотивационных моделей не является для нашей страны чем-то новым. Системы мотивации существовали на предприятиях СССР, но затем были прочно забыты. 10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на мировом рынке обеспечивается прежде всего конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке. Японские компании благодаря внедрению принципов комплексного управления и контроля за качеством одержали на многих мировых рынках лидирующее положение по продаже технологически сложной продукции. Практика производства конкурентоспособной продукции японскими фирмами может быть успешно использована российскими предприятиями. Это потребует создания эффективной системы управления качеством и использования рабочих высокой квалификации, а также привлечения к управлению качеством всего персонала фирмы, в том числе и через кружки качества, которые были широко распространены на промышленных предприятиях в СССР, а в настоящее время совсем исчезли. Понимание и использование на практике отдельных элементов зарубежных моделей менеджмента поможет российским менеджерам и бизнесменам глубже разобраться в проблемах управления экономикой страны. Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента. До настоящего времени в стране отсутствует четко сформулированная модель управления. Первоначальная ориентация была сделана на предпринимательскую (англосаксонскую) модель менеджмента, разработанную в США. Однако, как показала практика управления, она не принесла желаемых результатов и оказалась непригодной для России. Отдельные фирмы с удовольствием используют в своей деятельности некоторые элементы партнерской модели менеджмента, характерной для Северной Европы (совместное творчество, атмосфера дружелюбия и всеобщей причастности к процессу управления, взаимозаменяемость). Однако зачастую вместо эмоционального подъема, направленного на совершенствование процесса управления, фирмы ограничиваются досуговыми формами сплочения коллектива, которые воспринимаются работниками с удовольствием (корпоративные праздники, занятие спортом и пр.). Трудность формирования российской модели менеджмента [22] связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны. Для устранения сложившегося положения необходимы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д. Наведение порядка в экономике страны создаст необходимые условия для формирования российской модели менеджмента. Лекция 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|