Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда




Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард (1897—1977). Под его руководством была осуществ­лена полноценная экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой вой­ны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню благосо­стояния и развития.

В основу разработанной Эрхардом концепции «социального ры­ночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирова­ния Дж.Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуще­ствлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий. Эрхард отмечал, что «Европа ищет новые формы, и я уверен, что европейское решение будет разработа­но под знаком свободы... политическая свобода предполагает и эко­номическую»[3].

Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономи­ческого чуда. Этому способствовало осуществление таких мер, как вы­бор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антитрестовских и антикартельных указов, защита внутрен­него рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свобод­ного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т.п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и эко­номическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.

Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на прин­ципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие про­изводства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено приня­тием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Был при­нят ряд мер, направленных на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.

Под руководством Эрхарда была проведена эффективная поли­тика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная систе­ма социальной защиты населения, которую Эрхард называл «полити­кой для миллионов». Осуществление этой политики проводилось под лозунгом «благосостояние для всех». Однако эта политика требова­ла разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было про­являть милосердие, защиту и поддержку, не унижая их и не оскорб­ляя их человеческое достоинство.

На обеспечение социальной защиты малоимущего населения бы­ли направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспечен­ные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь пре­старелым, пенсии увеличились в несколько раз, выплачивались по­собия неимущим квартиросъемщикам и т.д.

Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду вклю­чает в себя три основных положения.

1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйст­вования. Концепция Эрхарада была направлена на создание сильно­го, «социального государства», которое не только регулирует общест­венные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения. Та­кая позиция противоположна взглядам американского исследователя М. Фридмэна, который ввел термин «монетаризм». Фридмэн высту­пал против государственного регулирования. Государство монетари­стского типа не гарантирует населению оказание медицинской по­мощи, создание государственной системы социального страхования и образования. Рыночная экономика развивается стихийно, без ка­кого-либо вмешательства со стороны государства.

Понятие «социальное государство» было закреплено в конститу­ции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция. Италия и др.) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация: в ст. 7 Конституции запи­сано, что Российская Федерация — социальное государство. Однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения все более ухудшается.

2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Директивное планирование предусматри­вало установление четкого и большого количества директивных пока­зателей, обязательных для выполнения. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Государственный индикативный план составляется на 5 лет и еже­годно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентиро­вочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его рас­пределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также со­ставляются на 5 лет и ежегодно корректируются.

Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ су­мела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и вой­ти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, при­шел в полный упадок, что потребовало реформирования всей сис­темы управления.

3. Социальное партнерство. Основой успеха индикативного планиро­вания в ФРГ явилась поддержка всем населением главных целей со­циально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как соци­альное партнерство.

Социальное партнерствопредставляет собой такой тип отноше­ний между предпринимателями и работниками, при котором между ними достигается социальный мир, а возникающие конфликты раз­решаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повы­шении заработной платы, изменения режима работы и условий тру­да, снижения налогов и т.п. Однако политические забастовки, направ­ленные на смену власти, отставку правительства или президента страны, нарушают баланс социального партнерства.

Россия, ориентируясь на опыт передовых стран с развитой эко­номикой, также ввела термин «социальное партнерство» в процесс регулирования социально-трудовых отношений. В конце 1991 г. вы­шел Указ Президента РФ «О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров (конфликтов)» и Закон «О коллективных догово­рах и соглашениях».

Шведская модель социализма Мюрдаля [4] Модель во многом сходна с кон­цепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Гуннар Мюрдаль (1898-1987) считал, что регулирование государством рыночных про­цессов способствует созданию эффективной экономики, основан­ной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена слож­ная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.

Главным в шведской модели социализма Мюрдаль считал соз­дание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как трудо­способного, так и нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса раз­личных мер:

• обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам
общества;

• оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия
привилегий у богатых;

• создание условий для зарабатывания средств любыми спосо­бами, не противоречащими законам;

• защита гражданских и политических прав и свобод;

• защита от политического преследования и произвола админи­страции;

• создание благоприятного социально-психологического кли­мата как в обществе в целом, так и в отдельных его структур­ных образованиях;

• обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуще­ствить целый ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхо­вания по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополни­тельных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели.

Все эти меры способствовали увеличению размеров личного по­требления.

Впоследствии Швеция пережила два достаточно глубоких кри­зиса: в 1977—1978 и в 1981 — 1982 гг. С похожими трудностями встретились практически все страны Западной Европы, но в Шве­ции спад промышленной продукции был выше, чем в других странах, и составил за период 1976—1982 гг. 5%. Одновременно сократился не менее чем на 40% объем промышленных капиталовложений. При­чинами упадка экономики наряду с нефтяным кризисом 1970-х гг. является ухудшение внешних условий сбыта экспортной продук­ции, насыщение внутреннего рынка, изменение международной ва­лютной системы, политическая нестабильность в стране и др. Для вы­хода из сложившегося положения Стокгольмская школа, в которую входили известные шведские ученые и экономисты (Пол Самуэльсон, Гуннар Мюрдаль, Эрик Дамэн, Бертиль Улин, Эрик Лундберг, Ганнар Стрэнг и др.), рекомендовала использовать модифицированную кейн-сианскую политику. Были проведены денежная и налоговая рефор­мы. Правительство активно проводило политику на оптимальное распределение прибыли и направление ее в первую очередь на инве­стиции. В итоге Швеции удалось добиться значительных успехов, экономическое положение страны стало достаточно устойчивым.

Большинство исследователей считают, что в США теория и прак­тика управления достигли значительно более высокого уровня раз­вития, чем в других странах. По их мнению, высокая производитель­ность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские биз­несмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой. Одной из причин создавшегося положения следу­ет считать то, что американцы проводят в Западной Европе поли­тику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

Формирование российской модели менеджмента все еще находится в начальной стадии.

Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руковод­ства, регулирования со стороны государства.

Другой причиной является отрицательное влияние результатов приватизации на общее состояние экономики и социальную защиту населения.

Одним из ведущих механизмов, способствующих формированию эффективной системы хозяйствования в России, является менедж­мент. Для предыдущего периода формирования рыночных отноше­ний в нашей стране характерно то, что делались попытки перенести на наши условия системы управления, сложившиеся на Западе. Как показала практика, это не принесло экономике страны ожидаемых результатов.

Для создания национальной модели менеджмента в России не­обходимо прежде всего определиться с принципами, которые долж­ны быть положены в основу ее создания. Представляется, что базовы­ми принципами российского типа управления являются следующие.

1. Использование в управлении концепции государственного регулиро­вания экономики, основные положения которой были сформулированы
Дж.М. Кейнсом еще в 1936 г. Немаловажную роль в этом процессе
должно сыграть стратегическое управление, введенное в обиход на
стыке 1960-70-х гг.

Ключевой особенностью российской модели менеджмента должна стать ее специфическая стратегия, а именно усиление государственно­го регулирования экономики, тесно сосуществующего с конкурен­цией в условиях рыночных отношений.

Российская модель менеджмента должна ориентировать отече­ственные фирмы на учет постоянных изменений как во внешней среде, так и внутри организации, на использование всех возможно­стей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся ми­ре не на текущий момент, а в длительной перспективе.

Эту стратегию отличает гибкость и способность к адаптации Она требует государственного воздействия и регулирования сверху, ко­торое выполняет роль стратегического ориентира. Государственное регулирование предполагает наличие жесткой конкуренции в эко­номике, исключающей возможность роста монополий. В результате между государством и частным бизнесом устанавливаются паритет­ные отношения, направленные на повышение международной кон­курентоспособности страны.

2. Свобода выбора концепций для создания оптимальной модели
управления в России,
не отвергая при этом сложившихся традиционных методов управления. По такому пути шли многие передовые
капиталистические страны и, в частности, Япония. Руководители
японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала приме­няя традиционные методы управления к новым условиям, а затем
с помощью усвоенных ими теорий и методов американского менедж­мента. Они пытались не только творчески применить американский
опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять
новые идеи и таким образом найти свой, японский, путь развития.
В результате основные черты японской системы управления опре­деляет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важ­нейшими из них являются система пожизненного найма и процесс
коллективного принятия решений.

Процесс перехода крупных японских компаний к новой модели управления трудом наметился еще в конце 70-х — начале 80-х го­дов XX в. Это нашло свое выражение в вынужденном отказе все большего числа предприятий от традиционной системы пожизнен­ного найма и замене ее другими, более гибкими формами занято­сти.

3. Управление на основе постоянных нововведений. Важнейшей со­
ставной частью менеджмента становятся инновации — процесс по­стоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инно­вации включают в себя не только технические и технологические
разработки, но и все изменения, способствующие улучшению дея­тельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприят­ные условия для клиентов, включая цены, и т.д.).

Инновационный процесс — совершенствование сбалансирован­ности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, главное в этом — сравнивать полученные результаты не с уже достигнутыми, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа — опреде­лить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каж­дом периоде.

4. Отказ от чрезмерной централизации власти в отечественных
фирмах и приобретение возможностей менеджеров высшего уровня
гибко реагировать на быстро меняющуюся внешнюю ситуацию.
Конечно, маловероятно, что большинство наших крупных предпри­ятий сможет быстро внедрить западный опыт управления незави­симыми подразделениями. Во многом это связано с неготовностью
высшего менеджмента предприятий к децентрализации управления
и отсутствием необходимого количества подготовленных менедже­ров среднего звена, удовлетворяющих этим требованиям. Но в связи
с постепенной заменой руководителей крупных и средних предприятий
на более молодых и менее консервативных, а также с увеличением
числа и укрупнением новых коммерческих структур изучение дан­ного опыта представляет значительный интерес.

5. Использование в качестве менеджеров крупных компаний специалистов, имеющих негативный опыт собственного бизнеса, но не
утративших предпринимательского интереса. Большинство этих
специалистов начинали с ваучерной приватизации, с челночного биз­неса — скупка в регионах, продажа в центре. Позже «челноки» ста­
ли объединяться в организации, создавая предприятия, которые
превратились в активных операторов рынка кооперативных цен­ных бумаг и всевозможных долговых обязательств. Однако не имея
серьезных собственных капиталов, а также прочных связей с круп­ными инвесторами, с уменьшением спекулятивной привлекатель­ности операций на этом рынке подобные фирмы перестали быть вы­сокорентабельными. Владельцам пришлось их ликвидировать, а самим
искать работу в крупных финансовых структурах, где они заняли
должности, например, начальника отдела ценных бумаг, ведущего
специалиста и пр.

6. Выработка стратегии управления, ориентированной на постоян­ные изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; выделение
в качестве основного ресурса выживания человеческих ресурсов,
их интеллектуального потенциала и постоянно развивающихся тех­нологий.

7. Создание системы социальной защиты населения, проведение
ее под лозунгом «благосостояние для всех». Такая политика требует
разного подхода к сильным и слабым. От сильных требуется проявле­ние самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе
и жизни. По отношению к слабым необходимо проявлять милосер­дие, защиту и поддержку, не унижая и не оскорбляя их человеческое
достоинство. Только при этих условиях может быть обеспечена под­держка всем населением главных целей социально-экономического
развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых
интересов общества, известный как социальное партнерство.

8. Введение индикативного планирования, предусматривающего
разработку долгосрочных прогнозов, среднесрочных планов соци­ально-экономического развития страны, годовых планов использования госбюджета. При этом планы являются не набором пред­писывающих указаний, а обозначением наиболее предпочтительного
и наиболее стратегически оправданного развития экономики. Так,
благодаря использованию индикативного планирования ФРГ в по­слевоенные годы сумела не только восстановить разрушенное вой­
ной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых
стран мира.

9. Совершенствование методов мотивации и управления персона­
лом,
которые остаются в настоящее время самой актуальной и неразрешенной проблемой. Снижение эффективности управленческих работников происходит под воздействием недооценки их роли со стороны
государственных органов управления. За последнее время обострилась
проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способ­ных управлять организациями и экономикой страны в рыночных
условиях. Одной из причин сложившегося положения является
неэффективная система мотивации, действующая на предприятиях
и в организациях.

Отмечаются ошибки в проведении кадровой политики и кадро­вой работы. В кадровых службах предприятий работают, как прави­ло, люди, не имеющие соответствующей профессиональной подго­товки в области организации труда, производства и управления. На протяжении длительного времени работники этих служб выполняли

функции статистов в приеме и увольнении сотрудников по заявкам структурных подразделений. В условиях развития рыночных отно­шений, наличия явной, скрытой и потенциальной безработицы не­обходимы принципиально новые подходы к формированию служб по управлению кадрами, пересмотру их обязанностей и новых ме­тодов управления.

Анализ зарубежной практики показывает, что эффективность труда во многих случаях зависит не только от мотивирующих фак­торов, но и от среды, атмосферы и трудовой этики. С этой целью многие зарубежные фирмы разрабатывают кодексы трудовой этики, которые позволяют не только повысить результативность мотивационных факторов, но и значительно сократить конфликты интересов, ко­торые имеют место в любой мотивационной модели управления. Опыт разработки кодексов трудовой этики может быть заимствован и ус­пешно применен менеджерами наших предприятий.

Мотивационные модели, применяемые зарубежными фирмами, в обязательном порядке предусматривают организационную систе­му стимулов денежного и неденежного содержания. За последние годы в ряде стран получила распространение теория модели ожида­ния, которая создает возможность для работников на что-то наде­яться, считать, что если не сегодня, то завтра его потребности будут удовлетворены. Одни из них надеются на получение более престиж­ной работы, другие ожидают, что их труд будет оплачиваться более высоко, чем сегодня, и т.д.

Разработка мотивационных моделей не является для нашей страны чем-то новым. Системы мотивации существовали на предприятиях СССР, но затем были прочно забыты.

10. Повышение конкурентоспособности продукции и предприятий на рынке, что является главным критерием оценки эффективности системы управления. Конкурентоспособность компании на миро­вом рынке обеспечивается прежде всего конкурентоспособностью ее продукции на внутреннем рынке. Японские компании благодаря вне­дрению принципов комплексного управления и контроля за качест­вом одержали на многих мировых рынках лидирующее положение по продаже технологически сложной продукции.

Практика производства конкурентоспособной продукции япон­скими фирмами может быть успешно использована российскими предприятиями. Это потребует создания эффективной системы управ­ления качеством и использования рабочих высокой квалификации, а также привлечения к управлению качеством всего персонала фир­мы, в том числе и через кружки качества, которые были широко распространены на промышленных предприятиях в СССР, а в на­стоящее время совсем исчезли.

Понимание и использование на практике отдельных элементов зарубежных моделей менеджмента поможет российским менедже­рам и бизнесменам глубже разобраться в проблемах управления эко­номикой страны.

Сформулированные базовые принципы управления находятся в русле общемировых тенденций развития и могут быть положены в основу формирования российской модели менеджмента.

До настоящего времени в стране отсутствует четко сформулиро­ванная модель управления. Первоначальная ориентация была сдела­на на предпринимательскую (англосаксонскую) модель менеджмента, разработанную в США. Однако, как показала практика управления, она не принесла желаемых результатов и оказалась непригодной для России. Отдельные фирмы с удовольствием используют в своей деятельности некоторые элементы партнерской модели менеджмен­та, характерной для Северной Европы (совместное творчество, атмо­сфера дружелюбия и всеобщей причастности к процессу управления, взаимозаменяемость). Однако зачастую вместо эмоционального подъ­ема, направленного на совершенствование процесса управления, фир­мы ограничиваются досуговыми формами сплочения коллектива, которые воспринимаются работниками с удовольствием (корпора­тивные праздники, занятие спортом и пр.).

Трудность формирования российской модели менеджмента [22] связа­на с необходимостью исправления сложившегося положения в эконо­мике страны. Для устранения сложившегося положения необходи­мы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация эконо­мики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д. Наведе­ние порядка в экономике страны создаст необходимые условия для формирования российской модели менеджмента.


Лекция 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...