РИСОВАНИЕ предметное по представлению «Загадки с грядки»
Задачи. Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; создавать выразительные цветовые и фантазийные образы; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представление о хорошо знакомых природных объектах. Предварительная работа. Загадывание и отгадывание загадок, рассматривание овощей (на предыдущем занятии по развитию речи). Материалы, инструменты, оборудование. Гуашевые краски, кисточки двух размеров, баночки с водой, палитры для смешивания красок, салфетки влажные и сухие; овощи (реальные или муляжи) для уточнения представлений о внешнем виде (форме и окраске). Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру — послушать загадки, но ответ на загадки не произносить вслух, а рисовать. Воспитатель загадывает по одной загадке, давая детям время подумать и нарисовать отгадку. Дети рисуют каждый овощ-отгадку на отдельном листочке или же последовательно на одном листе бумаги. Воспитатель создает игровую ситуацию: «Листочки бумаги — это как будто грядки, на которых сейчас «вырастут» овощи, а как они называются, вы отгадаете, послушав загадки». 101 Растет на грядке Зеленая ветка, А на ней красные детки. (Помидор)1 Воспитатель советует нарисовать помидор, смешивая краски желтого и красного цвета. При желании могут нарисовать красный помидор и раскрасить один бочок желтым, оранжевым или зеленым цветом и дорисовать узкие листочки (хвостик). Кругла, а не солнце, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь. (Репа)2 Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками на палитрах (или листочках бумаги) для получения ярко-желтого цвета, при необходимости подсказывает, что нужно смешать желтый и красный цвета. Напоминает, что репу можно нарисовать, как помидор, но дорисовать кончиком кисточки тонкий хвостик. По желанию дети могут нарисовать крупные широкие листья.
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь)3 Воспитатель спрашивает детей, как можно получить оранжевый цвет. Уточняет, что для этого нужно к желтой краске добавить немного красной: чем больше красного цвета, тем ярче морковка. Дети по желанию дорисовывают зеленый «хвостик». Уродилась я на славу, Голова бела, кудрява. Кто любит щи, Меня в них ищи. (Капуста)4 Воспитатель показывает два способа рисования капусты: 1) рисует большой круг светло-зеленого цвета и, не дожидаясь, когда краска высохнет, проводит по нему волнистые линии темно-зеленого и сине-зеленого цвета, будто это листья капусты, свернутые в вилок; 2) смешивает на палитре три-четыре оттенка зеленого цвета и наносит на лист белой бумаги несколько пятен (листьев), чередуя их по цвету, и постепенно соединяет эти «листья» в вилок капусты. 1 Отгадай, малыш! Русские народные загадки. Смоленск: Русич, 2003. С. 131. 2 Русский фольклор / Сост. В. Аникина. — М.: Худ. лит., 1986. С. 46. 3 Там же. С. 45. 4 Там же. С. 46. 102
Далее воспитатель читает детям стихотворение Л. Кузьминой: Видел я недавно сон, Не дает покоя он: Что-то странное в природе — Чудеса на огороде. Вот на солнце ТЫКВАЧОК З завалился на бочок, А зеленый ОГУДОР На высокий влез забор. Очень важная МОРДЫНЯ Пожелтела от гордыни, Ну а красная СВЕКТОШКА Развалилась на дорожке. ЛУКАПУСТА побелела, Камнем на землю осела, РЕДИСБУЗЫ переспели, Их едва собрать успели... В общем, что творится с грядкой? Никакого нет порядка! (По мотивам стихотворения Н. Кончаловской «Про овощи (шутка)»)
Воспитатель предлагает детям нарисовать свою смешную загадку про овощи, чтобы товарищи могли отгадать, что это — «огурбуз» или «помидынь», «редисвекла» или «моркофель». Дети рисуют (это задание на развитие воображения и чувство юмора можно предложить во второй половине дня для самостоятельной художественной деятельности). В конце занятия воспитатель предлагает детям рассмотреть «грядки» с овощами и показать их товарищам. Отмечает те рисунки, в которых детям удалось нарисовать овощи, как настоящие. В смешных ри-сУНках-загадках (нарисованных по стихотворению) выделяет оригинальные решения (изменение цвета, сочетание форм). 103
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Хлеб — всему голова» » Задачи. Закрепить представления детей о выращивании хлеба, о том, что хлеб — это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить. Воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представления о различии между рассказом и стихотворением. Знакомить с пословицами и поговорками. Содержание занятия. На стол выставлены разные виды хлебобулочных изделий. Воспитатель говорит детям о том, что эти продукты мы едим каждый день, а знают ли дети, из чего они сделаны? (Из муки.) А из чего муку делают? (Из зерен.) Показывает колосья и зерна ржи и пшеницы (если есть такая возможность), предлагает детям найти их сходства и отличия. Предлагает послушать рассказ Я. Тайца*** «Все здесь»1: «Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем очень много. Надя спросила: — Бабушка, а тут что растет? — Хлеб, внученька. — Хлеб? А булки где? — И булки здесь, внученька. — А баранки? — И баранки здесь. — И пряники? — И пряники здесь. Все здесь, внученька. Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?» — Почему Надя не увидела на поле булки, баранки и пряники? — Почему бабушка сказала, что все это здесь? Воспитатель спрашивает детей: знают ли они, кто выращивает хлеб? (Объяснение слова «хлебороб», в котором соединились два слова — «хлеб» и «работа»). Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения? (Последовательность процесса выкладывается с помощью карточек-символов в ряд.) Предлагается детям с помощью картинок вспомнить, люди каких профессий работают на каждом этапе выращивания хлеба (при посадке — тракторист, при уборке колосьев — комбайнер, перемалывает зерно в муку — мельник, перевозит на хлебозавод — водитель грузовика, пекут хлеб — пекари, продают в магазине — продавцы). Вот сколько людей потрудились, чтобы мы ели свежий, ароматный хлеб.
1 См.: Читаем детям. — Л.: Просвещение, Ленинградское отд-ние, 1991. С. 35. 104
Предлагается послушать стихотворение С. Погореловского «Слава хлебу на столе», Вот он — Хлебушко душистый, Вот он — Теплый, золотистый! В каждый дом, На каждый стол Он пожаловал — пришел. В нем — здоровье наше, сила, В нем — Чудесное тепло. Сколько рук Его растило, Охраняло, Берегло! (Данное стихотворение можно повторять с детьми на протяжении нескольких дней перед обедом и предлагая тем детям, кто запомнил слова, произносить их вместе с педагогом.) Воспитатель читает еще одно стихотворение — «Зернышко» (автор — Р. Сеф): Сеяли По осени зерно, И упало Зернышко одно, Притулилось Под большим комком И укрылось Снеговым платком. А весной, Когда пришло тепло, Зернышко разбухло, Проросло, И однажды Рано поутру Закачался колос на ветру. Закачался Колос золотой, Полновесный, Спелый, налитой. Трактор загудел Что было сил И косилку В поле потащил. И пшеницу Отвезли на ток, Где бормочет Целый день движок. Сто мешков отборного зерна 105 Спрятали в амбар — На семена. Осенью Посеяли зерно, И упало Зернышко одно Притулилось Под большим комком И укрылось Снеговым платком... Жизнь идет. Подходит месяц май — И рассказ мой снова начинай... Далее педагог говорит: «О хлебе существует много пословиц. Какие вы знаете?» («Что посеешь — то пожнешь», «Хочешь есть калачи — не сиди на печи», «Худ обед, когда хлеба нет», «Ржаной хлебушко — калачам дедушка», поговорка «Хлеб — всему голова».) — Мы сегодня с вами прочитали рассказ и стихотворения. Чем они были похожи? (В них говорилось о хлебе.) А чем отличались? (В рассказе используются слова и выражения из жизни, его язык простой,
Педагог говорит: — Вот мы и узнали сегодня, что людей, выращивающих хлеб, называют хлеборобами. А как же называется профессия людей, выращивающих фрукты в садах?.. (Садовод.) А тех, кто растит овощи*на полях? Далее проводится игра «Хорошо огороднику!». Все садятся на ковре по кругу. Воспитатель говорит: «Хорошо огороднику! Бросил в землю семечко — оно само и растет. А ты сиди и жди. Вырастет — будет, что покушать! Так?» Дети, скорее всего, согласятся: «Так». — «Побездельничаем?» — «Да». — «Хорошо, только сначала давайте семечко посадим. Будет у нас помидор!» (Встали, нагнулись, руками у пола изобразили, как семечко сажают, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только полить надо». (Встали, жестом показали, как взяли воображаемую лейку, полили, лейку поставили, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только прополоть надо». (Встали, нагнулись, выдергиваются воображаемые сорняки вокруг, выпрямились, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только окучить надо». (Встали, изображаем движение работы с тяпкой или граблями.) «А теперь отдыхаем. Вот только лишние отросточки срезать надо». (Встали, снизу доверху отстригли лишние отросточки, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только вороны прилетели, наши помидоры склевать хотят! Кыш!» (Встали, размахиваем руками, отгоняем ворон, сели.) «А теперь отдыхаем. Вот только 106
помидор-то поспел уже, собирать пора! Хватит, насиделись, наотдыха-лись, за работу пора!» (Встали, собрали помидоры, потащили тяжелые корзинки к столу.) Если кто-то идет легко, воспитатель спрашивает: «А что же ты так мало вырастил? Плохо ухаживал?» — пусть ребенок изобразит тяжелую ношу. (Донесли до стола, поставили.) Воспитатель спрашивает: «Ну, как, много ли огородник посидел? Хорошо ли отдохнул?» (Дети оценивают проигранную ситуацию, свои ощущения.) В завершение занятия воспитатель еще раз подчеркивает, что труд людей, выращивающих хлеб, овощи, фрукты труден. Поэтому люди относятся к продуктам питания бережно, выкидывать хлеб или играть с ним считается непристойным. Предлагает детям угощаться сушками и печеньем и поблагодарить тех, кто растил хлеб и делал эти продукты. ЛЕПКА из соленого теста «Натюрморт» Задачи. Учить детей создавать объемные композиции (натюрморты) из соленого теста. Совершенствовать изобразительную технику (самостоятельно выбирать способ и приемы лепки). Развивать композиционные умения — размещать несколько объектов, создавая гармоничную композицию (крупные в центре или на переднем плане, мелкие сверху или сбоку).
Предварительная работа. Подготовка материала. Соленое тесто. Смешать компоненты в таком соотношении: на 150 г муки — 300 г соли, три ложки любого обойного клея (сухого), 100 мл воды — и вымешать до получения крутого теста. В часть смеси добавить цветной краситель. Хорошо сразу сделать несколько нужных цветов. Хранить тесто в полиэтиленовых пакетах или пластиковых коробках с плотно закрывающимися крышками (кусок теста каждого цвета в отдельном пакете) в холодильнике. Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духовке при температуре 100—110° С. Это займет довольно много времени — пять-шесть часов. Поделки из соленого теста похожи на настоящие кулинарные шедевры за тем исключением, что их нельзя употреблять в пищу. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет. Заварное тесто. Тщательно смешать 300 г муки, 100 г соли, 200 мл воды, чайную ложку растительного масла. Переложить смесь в кастрюлю и нагревать при постоянном помешивании на слабом огне до образования плотного кома. Остудить тесто и хорошо вымесить руками. Для получения теста разных цветов разделить сухую смесь на части, добавить в каждую пищевой краситель желаемого цвета (или хотя бы по-Рошок какао) и только потом смешивать с водой. Хранить заварное те-ст° в холодильнике, поместив в плотные полиэтиленовые пакеты или 107 пластиковые коробки с герметичными крышками. Заварное тесто можно использовать многократно. Материалы, инструменты, оборудование. Подготовленный заранее материал — соленое или заварное тесто. Поворотные диски, дощечки или клеенки, стеки (или заостренные палочки), салфетки бумажные и матерчатые, тарелки пластиковые или керамические для составления композиций. Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что из собранных в саду фруктов и ягод можно составить красивый натюрморт, и поясняет, что натюрморт — это композиция из цветов, овощей, фруктов и разных предметов посуды. Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов или муляжей, который помещен на столе воспитателя или в центре комнаты, если дети могут расположиться вокруг. Воспитатель предлагает детям, не спеша, обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон. Затем воспитатель предлагает детям создать необычные натюрморты — лепные. Показывает два-три варианта лепных картин. Объясняет задачу: нужно распределиться на четыре-пять групп (по желанию), сесть с разных сторон от натюрморта и слепить его, как картину, прикрепляя вылепленные фрукты на картон или выкладывая на тарелку. Для этого нужно обязательно договориться, кто что будет лепить, чтобы натюрморт был, как настоящий. Помогает детям разделиться на группы, выбрать основу (фон) и настраивает на обсуждение коллективного замысла. Создает творческую проблемную ситуацию: показывает яблоко с румяным бочком и спрашивает, как можно слепить такое яблоко? Варианты ответов обсуждаются. Воспитатель показывает два способа создания двух- и трехцветного изображения (1-й способ состоит в том, что два-три комочка соленого теста разного цвета соединяются в один и из него лепится задуманная форма; 2-й способ: форма лепится из комочка одного цвета, а потом к ней примазывается небольшой комочек другого цвета. Еще раз напоминает, что с разных сторон натюрморт выглядит по-разному.
108 В конце занятия воспитатель предлагает поставить натюрморты на одном столе и рассмотреть их. Отмечает удачные композиции, комментируя, например, таким образом: в этом натюрморте самые большие фрукты (например, яблоки и груша) лежат посередине тарелки, а вокруг красиво разместились более мелкие фрукты и ягоды (абрикосы, вишни и виноград).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|