Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 5

Задачи. Показать детям количественный состав числа из отдель­ных единиц: учить их составлять группу из 3, 4 и 5 предметов по од­ному и называть полученный результат соответствующим числитель­ным.

Развивать у детей внимание и координацию движений под счет.

Познакомить детей с цифрами 3, 4 и 5. При пересчете предметов учить согласовывать числительные в роде, числе и падеже с существи­тельными.

Учить детей определять форму окружающих предметов.

Развивать у детей умение ориентироваться во времени.

0

Оборудование. Демонстрационный материал: Различные игрушки, счетный материал. Счетная лесенка, у которой не меньше двух ступенек. Карточки с цифрами 3, 4, 5 в двух экземплярах.

Содержание занятия. Воспитательница предлагает детям собрать и принести три предмета, но так, чтобы предметы были разные, не по­вторялись. (Это могут быть игрушки, мелкий счетный материал, круж­ки, квадратики и т. п.) Дети приносят игрушки и ставят на стол воспи­тателя. Их три. Они разные, например: одна машинка, одна кукла, один мяч или один кубик, одна палочка, один зайчик. Воспитатель, об­ращая внимание детей на группы из трех предметов, называет каждый предмет и их общее количество. Ставит рядом цифру 3.

Например: один гриб, одна юла, одна кукла. Все по одному. А все вместе? Три. Один красный кружок, один треугольник, один зеленый кружок. Все по одному. А все вместе? Три! И около этой группы воспи­татель ставит цифру 3 и т. д. Эта ситуация повторяется, но уже на дру­гих группах из четырех, пяти предметов.

Задание повторяется с детьми два-три раза с приглашением для вы­полнения уже других детей, и каждый раз вместе со всеми детьми педа­гог перечисляет названия каждого принесенного предмета, входящего в группу, называет общее число предметов (по четыре, пять разных предметов). «Одна кукла, один мяч, один крокодил, один кубик. Все по одному. А все вместе — четыре». И каждый раз воспитатель ставит со-

109

ответствующую цифру 3, 4 или 5. Предлагает детям сравнить эти циф­ры — чем похожи, чем отличаются.

Таким образом, наглядно демонстрируется, как можно составить ' группу из предметов по одному, именуемую в итоге соответствующим числительным: три, четыре, пять. Все умозаключения в процессе вы­полнения задания произносятся детьми хором.

Игра «Рукиноги»

Дети уже знакомы с этой игрой, поэтому вводится правило: кто ошибся, выбывает из игры (садится на ковер или на пол рядом со сту­лом). См. занятие № 2.

В непринужденной беседе воспитатель просит детей найти («глаз­ками»), что в комнате круглое, квадратное, овальное, что в виде шара и назвать эти предметы. Вспомнить, какие они знают другие предметы перечисленных форм.

Далее педагог в непринужденной обстановке вспоминает с детьми, что было у них вчера, что случилось сегодня, и что может произойти за­втра. Дети называют запомнившиеся события, произошедшие вчера. Воспитатель называет одно из событий, случившихся сегодня и просит детей сказать: «Когда же это случилось?» Дети: «Сегодня».

СИЛУЭТНАЯ АППЛИКАЦИЯ

«Осенний натюрморт»

Задачи. Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое.

Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить эле­менты натюрморта в соответствии с величиной корзинки или вазы, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше-ниже).

Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов — многокрасочных, красивых, ярких. Подвести к пони­манию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочета­нии разных цветов, форм и художественных техник.

Развивать чувство цвета при оформлении рисунка. Воспитывать эс­тетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Предварительная работа. Рассматривание репродукций и художе­ственных открыток с изображением натюрмортов, знакомство с на­тюрмортом как жанром живописи (на предыдущем занятии по лепке); составление натюрмортов из цветов, овощей, фруктов.

За один-два дня до проведения занятия воспитатель предлагает по­наблюдать

110

(использует выразительную по цвету бумагу из старых журналов, бук­летов).

Воспитатель заготавливает основы для натюрмортов в идее корзи­нок или ваз.

Материалы, инструменты, оборудование. Квадратики и прямо­угольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько ре­продукций и проводит краткую беседу о том, как красота природы во­площается в натюрмортах.

Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов или качественных муляжей, который помещен в центре комнаты, если де­ти могут расположиться вокруг, или на столе воспитателя. Воспитатель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюр­морт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане груша, а если посмотреть с другой сторо­ны, на переднем плане яблоко и т. д.).

Воспитатель показывает детям два-три натюрморта в плетеных кор­зинках или вазах.

— Сегодня на занятии мы будем вырезать разные фрукты и состав­лять из них красивые натюрморты. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать.

Воспитатель показывает детям бумажный прямоугольник и квадрат и предлагает подумать, из какой формы лучше всего вырезать грушу, а из какой — яблоко. После отве­тов детей показывает способ выре­зания.

Дети выбирают по своему жела­нию цвет фона (в наборах цветной бумаги или среди отдельных листов, подготовленных воспитателем)

Дети обдумывают свои замыс­лы и начинают работать. Воспита­тель помогает косвенными вопро­сами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит Ребенка к поиску способа или вы­бору цветовой гаммы.

Дети вырезают силуэты фрук­тов и помещают их в вырезанные воспитателем вазы или корзинки.

 

 


 



 


 

111

Если фрукты не помещаются в корзинке, воспитатель советует частич­но наложить силуэты друг на друга и попередвигать в поисках лучшего их размещения. Оформляется выставка для родителей и детей всего детского сада.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Еда вкусная и полезная — Что на грядке растет»

Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следст­венные связи, располагать события в определенной последовательно­сти (на примере получения сахара), приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться.

Предварительная работа. Воспитатель может вместе с детьми прове­сти эксперимент с сахаром, вскипятив его в кастрюле с водой. По окон­чании можно обсудить с детьми, что они видели вначале (сахарный песок лежит в воде), затем (сахар исчез — растворился в воде), что происходи­ло, когда вода закипела (появился пар, воды становилось все меньше), что случилось потом (на стенках появились маленькие крупинки сахара).

Материал. Карточки с изображением последовательности изготов­ления сахара из сахарной свеклы; две чашки с горячей и холодной во­дой, кусочки сахара.

*

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, что бывает сладким, какие сладости они любят. Обращает особое внимание детей на те сладости, которыми знаменита наша страна и их регион (пряни­ки, пастила, леденцы и т. д.). Вспоминает с детьми, что леденцы полу­чаются, если сахар нагреть и расплавить, рассказывает, что тянучки (ириски) можно сделать, если долго варить на маленьком огне молоко с сахаром. Воспитатель обсуждает с детьми, что делает сладости слад­кими. В случае затруднения спрашивает, как можно сделать сладким чай, компот, кашу, что туда нужно положить. Делает вывод о том, что все они сладкие потому, что в них есть сахар. Дети вспоминают, какой сахар они знают (сахарный песок, кусковой сахар). Воспитатель спра­шивает у детей, знают ли они, откуда берется сахар, как его делают. Рассказывает детям, что фруктовые и ягодные соки очень сладкие, из их сока получают фруктовый сахар. Но больше всего сахара делают из сладкого сока свеклы, но не красной, которую кладут в борщ, а из белой, сладкой, которую так и называют — сахарной. На фабриках, чтобы получить сахар, сахарную свеклу очень-очень мелко нарезают, выжимают из нее сок и нагревают его. Вода постепенно выкипает, сок становится все гуще и превращается в сироп, а затем в нем появляют­ся маленькие крупинки сахара. Воспитатель внимательно рассматри-

112

 

вает с детьми картинки и обсуждает, что на них нарисовано, как разло­жить картинки правильно — можно ли сначала положить такую-то картинку, а такую-то потом, и почему.

Дети наблюдают, как кусочек сахара растворяется в воде. Высказы­вают предположения, в какой воде — горячей или холодной — быстрее растворится сахар. Обсуждают, почему из куска сахара на поверхность жидкости поднимаются пузырьки. Воспитатель напоминает детям, как раньше на занятии по природе они изучали кусочки разной земли, спрашивает, почему из комочка рыхлой земли, опущенного в воду, поднимались пузырьки, делает вывод о том, что в кусочке сахара тоже есть воздух. Спрашивает детей, можно ли как-то достать кусочек саха­ра из воды, напоминает, как из сладкого сока получали сахар, что нуж­но сделать, чтобы из сладкой воды получить сахар.

Воспитатель обсуждает с детьми, можно ли есть только сладкое. Го­ворит о том, что от сладкого портятся зубы, что нужно обязательно есть овощи и фрукты, потому что в них есть витамины, и рассказывает ис­торию, как об этом узнали:

«Когда-то очень-очень давно люди отправлялись на кораблях в дол­гое плавание и брали с собой еду, которая могла долго храниться и не портиться — сухари и соленое мясо (солонину). Проходило время, еды на корабле по-прежнему было много, но люди начинали болеть. Стали думать, почему начинаются болезни, чего не хватает в еде, и заметили, что если капитан корабля при каждом удобном случае приставал к бе­регу и пополнял запасы еды свежими овощами и фруктами (луком, ка­пустой, апельсинами и лимонами), то никто из команды не заболевал. Так люди поняли, что именно в овощах и фруктах есть особые вещест­ва, которые они назвали «витаминами», что значит «нужные для жиз­ни». В шоколаде, конфетах, пирожных и других сладостях мало вита­минов, зато их много во фруктах и овощах».

Воспитатель обсуждает с детьми стихотворение Виктора Лунина «Что хочется лошадке», делает вывод о том, можно ли есть много сладкого.

Очень хочется лошадке

                                                Вместо сена и травы

Съесть на завтрак

Шоколадку

Или чуточку халвы.

                                             Очень хочется лошадке

                                               Торт слоеный на обед,

А на ужин сладкий-сладкий

Из пирожных

Винегрет.

                                                 В крайнем случае, —

Печенья

                                               Хоть кусочек откусить...

Но не знает,

К сожаленью,

Как об этом

Попросить!

113

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как правильно питаться.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ

1. Мойте овощи и фрукты перед едой.

2. Пейте кипяченую воду или родниковую из бутылок.

3. Нельзя есть чужой ложкой и из чужой тарелки.

4. Нельзя есть много сладкого и пить много сладких напитков:
сладкое вредно для зубов и в нем мало витаминов.

5. Полезно есть черный хлеб, овощи, фрукты.

После занятия. В свободное время воспитатель читает детям стихо­творение Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова «Овощи». Для проведения досуга можно использовать инсценировку «Спор ово­щей» (разучить ее с детьми по ролям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...