Математические представления
Занятие № 5 Задачи. Показать детям количественный состав числа из отдельных единиц: учить их составлять группу из 3, 4 и 5 предметов по одному и называть полученный результат соответствующим числительным. Развивать у детей внимание и координацию движений под счет. Познакомить детей с цифрами 3, 4 и 5. При пересчете предметов учить согласовывать числительные в роде, числе и падеже с существительными. Учить детей определять форму окружающих предметов. Развивать у детей умение ориентироваться во времени. 0 Оборудование. Демонстрационный материал: Различные игрушки, счетный материал. Счетная лесенка, у которой не меньше двух ступенек. Карточки с цифрами 3, 4, 5 в двух экземплярах. Содержание занятия. Воспитательница предлагает детям собрать и принести три предмета, но так, чтобы предметы были разные, не повторялись. (Это могут быть игрушки, мелкий счетный материал, кружки, квадратики и т. п.) Дети приносят игрушки и ставят на стол воспитателя. Их три. Они разные, например: одна машинка, одна кукла, один мяч или один кубик, одна палочка, один зайчик. Воспитатель, обращая внимание детей на группы из трех предметов, называет каждый предмет и их общее количество. Ставит рядом цифру 3. Например: один гриб, одна юла, одна кукла. Все по одному. А все вместе? Три. Один красный кружок, один треугольник, один зеленый кружок. Все по одному. А все вместе? Три! И около этой группы воспитатель ставит цифру 3 и т. д. Эта ситуация повторяется, но уже на других группах из четырех, пяти предметов. Задание повторяется с детьми два-три раза с приглашением для выполнения уже других детей, и каждый раз вместе со всеми детьми педагог перечисляет названия каждого принесенного предмета, входящего в группу, называет общее число предметов (по четыре, пять разных предметов). «Одна кукла, один мяч, один крокодил, один кубик. Все по одному. А все вместе — четыре». И каждый раз воспитатель ставит со-
109 ответствующую цифру 3, 4 или 5. Предлагает детям сравнить эти цифры — чем похожи, чем отличаются. Таким образом, наглядно демонстрируется, как можно составить ' группу из предметов по одному, именуемую в итоге соответствующим числительным: три, четыре, пять. Все умозаключения в процессе выполнения задания произносятся детьми хором. Игра «Руки — ноги» Дети уже знакомы с этой игрой, поэтому вводится правило: кто ошибся, выбывает из игры (садится на ковер или на пол рядом со стулом). См. занятие № 2. В непринужденной беседе воспитатель просит детей найти («глазками»), что в комнате круглое, квадратное, овальное, что в виде шара и назвать эти предметы. Вспомнить, какие они знают другие предметы перечисленных форм. Далее педагог в непринужденной обстановке вспоминает с детьми, что было у них вчера, что случилось сегодня, и что может произойти завтра. Дети называют запомнившиеся события, произошедшие вчера. Воспитатель называет одно из событий, случившихся сегодня и просит детей сказать: «Когда же это случилось?» Дети: «Сегодня». СИЛУЭТНАЯ АППЛИКАЦИЯ «Осенний натюрморт» Задачи. Совершенствовать технику вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки или вазы, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше-ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельному созданию натюрмортов — многокрасочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник.
Развивать чувство цвета при оформлении рисунка. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Предварительная работа. Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов, знакомство с натюрмортом как жанром живописи (на предыдущем занятии по лепке); составление натюрмортов из цветов, овощей, фруктов. За один-два дня до проведения занятия воспитатель предлагает понаблюдать 110 (использует выразительную по цвету бумагу из старых журналов, буклетов). Воспитатель заготавливает основы для натюрмортов в идее корзинок или ваз. Материалы, инструменты, оборудование. Квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько репродукций и проводит краткую беседу о том, как красота природы воплощается в натюрмортах. Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов или качественных муляжей, который помещен в центре комнаты, если дети могут расположиться вокруг, или на столе воспитателя. Воспитатель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане груша, а если посмотреть с другой стороны, на переднем плане яблоко и т. д.). Воспитатель показывает детям два-три натюрморта в плетеных корзинках или вазах. — Сегодня на занятии мы будем вырезать разные фрукты и составлять из них красивые натюрморты. Давайте поговорим о том, какие фрукты и как мы сможем вырезать. Воспитатель показывает детям бумажный прямоугольник и квадрат и предлагает подумать, из какой формы лучше всего вырезать грушу, а из какой — яблоко. После ответов детей показывает способ вырезания. Дети выбирают по своему желанию цвет фона (в наборах цветной бумаги или среди отдельных листов, подготовленных воспитателем)
Дети обдумывают свои замыслы и начинают работать. Воспитатель помогает косвенными вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит Ребенка к поиску способа или выбору цветовой гаммы. Дети вырезают силуэты фруктов и помещают их в вырезанные воспитателем вазы или корзинки.
111 Если фрукты не помещаются в корзинке, воспитатель советует частично наложить силуэты друг на друга и попередвигать в поисках лучшего их размещения. Оформляется выставка для родителей и детей всего детского сада. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Еда вкусная и полезная — Что на грядке растет» Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи, располагать события в определенной последовательности (на примере получения сахара), приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить к пониманию того, как нужно правильно питаться. Предварительная работа. Воспитатель может вместе с детьми провести эксперимент с сахаром, вскипятив его в кастрюле с водой. По окончании можно обсудить с детьми, что они видели вначале (сахарный песок лежит в воде), затем (сахар исчез — растворился в воде), что происходило, когда вода закипела (появился пар, воды становилось все меньше), что случилось потом (на стенках появились маленькие крупинки сахара). Материал. Карточки с изображением последовательности изготовления сахара из сахарной свеклы; две чашки с горячей и холодной водой, кусочки сахара. * Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, что бывает сладким, какие сладости они любят. Обращает особое внимание детей на те сладости, которыми знаменита наша страна и их регион (пряники, пастила, леденцы и т. д.). Вспоминает с детьми, что леденцы получаются, если сахар нагреть и расплавить, рассказывает, что тянучки (ириски) можно сделать, если долго варить на маленьком огне молоко с сахаром. Воспитатель обсуждает с детьми, что делает сладости сладкими. В случае затруднения спрашивает, как можно сделать сладким чай, компот, кашу, что туда нужно положить. Делает вывод о том, что все они сладкие потому, что в них есть сахар. Дети вспоминают, какой сахар они знают (сахарный песок, кусковой сахар). Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, откуда берется сахар, как его делают. Рассказывает детям, что фруктовые и ягодные соки очень сладкие, из их сока получают фруктовый сахар. Но больше всего сахара делают из сладкого сока свеклы, но не красной, которую кладут в борщ, а из белой, сладкой, которую так и называют — сахарной. На фабриках, чтобы получить сахар, сахарную свеклу очень-очень мелко нарезают, выжимают из нее сок и нагревают его. Вода постепенно выкипает, сок становится все гуще и превращается в сироп, а затем в нем появляются маленькие крупинки сахара. Воспитатель внимательно рассматри-
112
вает с детьми картинки и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно — можно ли сначала положить такую-то картинку, а такую-то потом, и почему. Дети наблюдают, как кусочек сахара растворяется в воде. Высказывают предположения, в какой воде — горячей или холодной — быстрее растворится сахар. Обсуждают, почему из куска сахара на поверхность жидкости поднимаются пузырьки. Воспитатель напоминает детям, как раньше на занятии по природе они изучали кусочки разной земли, спрашивает, почему из комочка рыхлой земли, опущенного в воду, поднимались пузырьки, делает вывод о том, что в кусочке сахара тоже есть воздух. Спрашивает детей, можно ли как-то достать кусочек сахара из воды, напоминает, как из сладкого сока получали сахар, что нужно сделать, чтобы из сладкой воды получить сахар. Воспитатель обсуждает с детьми, можно ли есть только сладкое. Говорит о том, что от сладкого портятся зубы, что нужно обязательно есть овощи и фрукты, потому что в них есть витамины, и рассказывает историю, как об этом узнали: «Когда-то очень-очень давно люди отправлялись на кораблях в долгое плавание и брали с собой еду, которая могла долго храниться и не портиться — сухари и соленое мясо (солонину). Проходило время, еды на корабле по-прежнему было много, но люди начинали болеть. Стали думать, почему начинаются болезни, чего не хватает в еде, и заметили, что если капитан корабля при каждом удобном случае приставал к берегу и пополнял запасы еды свежими овощами и фруктами (луком, капустой, апельсинами и лимонами), то никто из команды не заболевал. Так люди поняли, что именно в овощах и фруктах есть особые вещества, которые они назвали «витаминами», что значит «нужные для жизни». В шоколаде, конфетах, пирожных и других сладостях мало витаминов, зато их много во фруктах и овощах».
Воспитатель обсуждает с детьми стихотворение Виктора Лунина «Что хочется лошадке», делает вывод о том, можно ли есть много сладкого. Очень хочется лошадке Вместо сена и травы Съесть на завтрак Шоколадку Или чуточку халвы. Очень хочется лошадке Торт слоеный на обед, А на ужин сладкий-сладкий Из пирожных Винегрет. В крайнем случае, — Печенья Хоть кусочек откусить... Но не знает, К сожаленью, Как об этом Попросить! 113 На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как правильно питаться. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПИТАНИЯ 1. Мойте овощи и фрукты перед едой. 2. Пейте кипяченую воду или родниковую из бутылок. 3. Нельзя есть чужой ложкой и из чужой тарелки. 4. Нельзя есть много сладкого и пить много сладких напитков: 5. Полезно есть черный хлеб, овощи, фрукты. После занятия. В свободное время воспитатель читает детям стихотворение Юлиана Тувима в переводе Сергея Михалкова «Овощи». Для проведения досуга можно использовать инсценировку «Спор овощей» (разучить ее с детьми по ролям).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|