Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги на основе способа отгибания




«Такие разные поделки»

Задачи. Познакомить детей с техникой «объемной скульптуры».

Закрепить умение складывания листа бумаги пополам с совмеще­нием противоположных сторон и углов, освоенное в средней группе.

Дать новый способ — отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к его центру — и показать, что на его основе можно сделать разные поделки.

Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги квадрат­ной формы разного цвета со стороной около 15—18 см, прямоуголь­ник из бумаги размером примерно 17—18 см для изготовления ручки корзинки, клей, кисточка, ножницы на каждого ребенка. Заготовки прямоугольной формы, соответствующие величине половины квад­рата, для дополнительных поделок. Заготовленные воспитателем эле­менты украшения: цветы для корзинки, картинки для «экрана теле­визора», квадраты и круги («салфетки и тарелки») для «стола», спин­ка для «стула».

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько поделок, изготовленных одним способом. «Для изготовления любой их этих поделок нужна полоска бумаги прямоугольной формы (показыва­ет заготовку). А у нас на столах лежит бумага квадратной формы. Мо­жет, вы догадаетесь как из квадрата получить прямоугольник?»,— спра­шивает педагог. Поскольку в опыте детей уже есть способ преобразова­ния квадрата в прямоугольник путем складывания его пополам, дети легко вспомнят это. (Если в группе много новых детей или данный способ детьми забылся, педагог рассказывает о нем сама.)

114

Дети берут квадратные заготовки, складывают их пополам и разре­зают по сгибу, получая прямоугольник. Воспитатель предлагает сделать корзину для сбора грибов и ягод.

— Возьмите руками боковые стороны прямоугольника и соедините их в центре прямоугольника. Левой рукой придерживайте края листа на середине, а правой прогладьте сгибы. У нас получилась нижняя часть корзинки. Что нам осталось сделать? (приклеить ручку и укра­сить корзинку).

Когда большинство детей закончат делать корзинку, педагог обра­щает внимание на другие поделки, изготовленные этим же способом: стол, стул, телевизор. Спрашивает детей, что общего они заметили в этих поделках? (Все они сделаны из одной и той же основы, одним способом.) Организует их рассматривание: «Если повернуть нашу заго­товку отворотами вниз, у нас получится стол с ножками, на котором можно разместить салфетки и тарелки (показывает вырезанные квад­раты и круги). А если к такой заготовке приклеить «спинку» — полу­чится стул. А если повернуть заготовку на бок, то ее можно превратить в телевизор, наклеив «экран» и нарисовав ручки управления». Предла­гает детям выбрать любую из оставшихся поделок:: сделать ее самому, используя подготовленные воспитателем мелкие детали.

Готовые поделки расставляются на одном столе, рассматриваются, педагог спрашивает у детей, какая из поделок им нравится больше все­го, как можно испвльзовать их (с корзинкой можно «ходить в мага­зин», «ездить на дачу» и пр., стол, стул и телевизор можно разместить в игрушечной комнате для куколки, достроив другую мебель из строи­тельного материала). В завершение занятия воспитатель хвалит всех детей, напоминает, куда и как надо убрать материалы, с которыми ра­ботали дети (клей, кисточки, обрезки бумаги).

ПРИРОДА

«Для чего нужны семена»

Задачи. Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным призна­кам, находить у них общие и отличительные черты; выкладывать сериационные ряды предметов по разным признакам, вызывать инте­рес к исследовательской деятельности.

Материалы, инструменты, оборудование. Коллекция семян, лупы, проросшая фасоль (горох).

Предварительная работа. Наблюдения и опыты в уголке природы. В течение недели дети наблюдают за проращиванием семян. Во влаж­ную баночку кладутся набухшие семена подсолнечника, фасоли, горо­ха или любых других растений. Такие же сухие семена помещаются

115

 

 

в баночку без воды. Емкости ставят в оди­наковые условия (например, на подокон­ник). Через пару дней семена в первой бан­ке, где была вода, прорастают, а в банке без воды — нет. Воспитатель делает с детьми вывод, что для проращивания семечка нуж­на вода.

По аналогии проводится опыт, показы­вающий роль света в развитии растений.

В две баночки кладутся набухшие семе­на растений. Одна из них помещается на подоконник, другая выставляется на холод (в южных районах можно поставить баноч­ку в холодильник, а в более северных выне­сти на территорию детского сада). Через не­сколько дней дети увидят, что в тепле семе­на проросли, на холоде — нет. Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что для про­ращивания семечку нужно тепло.

Проведение других опытов по проращиванию семян. Проращивается фасоль (горох). В высокий прозрачный стакан вставляется сверну­тая в трубку промокательная или другая, хорошо впитывающая во­ду, бумага. Между стенкой банки и бумагой помещаются две-три фасолины (или другие семена). В банку наливается небольшое ко­личество воды (слоем до 3 см.) Емкость ставится на освещенное ме­сто. Периодически в нее добавляется небольшое количество воды. Дети фиксируют наблюдения, делают зарисовки: как появляется ко­решок, стебелек, может быть, лист. (Выросшие растения затем мож­но пересадить в прозрачную емкость с почвой и наблюдать за их ростом.)

Создание коллекции семян и плодов. Воспитатель просит детей и родителей в течение недели собирать дома и приносить в дет­ский сад самые разные семена фруктов и овощей, которые они едят (лимона, апельсина, яблока, груши, киви, мандарина, винограда, помидора, огурца, сладкого перца, кабачка, тыквы и т. п.); семена злаков, из которых делают каши (гречки, овса, риса, кукурузы, про­са); «ягоды» (рябину, шиповник, бруснику, клюкву.) Может, у ко­го-то дома есть желуди, каштаны, шишки с семенами и т. п. Со­бранные семена и плоды размещаются в ячейках коробок из-под конфет, в прозрачных баночках, в маленьких прозрачных полиэти­леновых пакетиках.

Содержание занятия. Дети исследуют разрезанные пополам ябло­ко, грушу, помидор или другие овощи, фрукты, ягоды. Чем они похожи и чем различаются? У всех ли есть семена? Одинаковы ли они по цве­ту, запаху, вкусу?

116

Что произойдет, если кусочки этих плодов приложить к тонкому ли­сту бумаги? (Дети высказывают предположения и проводят опыт.) На бумаге остался мокрый след. Значит, в этих плодах есть вода.

Дети внимательно рассматривают яблоко на срезе. Из чего оно со­стоит? (Сверху мякоть покрыта плотной кожицей, внутри самой мяко­ти находятся семена.) Какую часть яблока мы съедаем? Вкусную, соч­ную мякоть, семечки же оставляем. Затем воспитатель предлагает де­тям вынуть семена и рассмотреть их через лупу. Они твердые или мягкие? (Дети пробуют раскрыть семена руками.) Семечко покрыто плотной, прочной, коричневой кожицей. Воспитатель разрезает се­мечко яблока и дает его рассмотреть детям.

Воспитатель объясняет, что внутри каждого семечка прячется буду­щее растение. Только оно настолько крошечное, что его трудно рас­смотреть. А коричневая кожица защищает семечко, сохраняет его, не дает высохнуть.

Воспитатель вспоминает с детьми наблюдения за проросшей фасо­лью: из фасолины появились корешки, стебелек и, может быть, первый

лист.

Воспитатель обсуждает с детьми результаты опытов по проращива­нию семян, которые они проводили раньше. Делает вместе с детьми вывод, что для прорастания семян нужны вода, свет и тепло.

Дети рассматривают, трогают разные семена. Воспитатель обраща­ет их внимание на*то, что семена очень разные: среди семян попадают­ся очень крупные и очень мелкие; с твердой оболочкой, которую не­возможно разломать руками, и с тонкой, нежной кожицей, они очень

разные по форме.

С помощью педагога дети решают, как классифицировать семена на основе сравнения и выделения признаков. Для каждой группы семян может быть применен свой признак объединения. Например, могут быть созданы коллекции гладких (шершавых), крупных (мелких), светлых (темных), съедобных (несъедобных) семян и т. п. Дети раскла­дывают семена по величине (от самого мелкого к самому крупному), от самого гладкого к самому шершавому и т. п.

В конце занятия воспитатель обобщает: у всех растений есть семе­на. Семена бывают очень разными: большими и маленькими, гладки­ми и шершавыми, разными по форме. Внутри семечка находится буду­щее растение. Оно совсем маленькое и беззащитное. Поэтому многие семена покрыты твердой, прочной кожицей.

После занятия. Воспитатель с детьми продолжает выращивать рас­тения из семян салата, овса и т. п. и наблюдать за их развитием.

117

ОКТЯБРЬ. 6 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе продол­жится работа по знакомству детей с образом жизни людей на селе, до­машними животными, что станет основой для создания ими на заня­тиях по конструированию и аппликации макета «деревенской улицы» и панно «Ферма». Эти занятия будут также способствовать овладению детьми пространственными взаимоотношениями (рядом—сбоку-справа—слева—ближе—дальше и т. п.). Продолжится работа по зна­комству детей с элементами здорового образа жизни, они узнают о по­лезных продуктах, воспитатель обсудит с ними правила поведения за столом. На речевых занятиях педагог будет побуждать детей вступать в диалог со сверстниками, составлять короткие тексты-описания, строить предложения разной грамматической конструкции. На приме­ре сказки «Сивка-бурка» дети познакомятся с образным языком на­родных сказок, их некоторыми жанровыми особенностями, будут учиться воспроизводить последовательность событий. Эта сказка будет также способствовать формированию у детей представлений о народ­ном быте в прошлом. Знакомство с одним из традиционных народных промыслов (дымковской игрушкой) обеспечит условия для художест­венного творчества детей в создании сказочных образов лошадки. На занятии по развитию математических представлений будут созда­ваться условия для развития у детей произвольного внимания; обуче­ния их выстраиванию сериационных рядов.

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Рассматривание дымковских игрушек. Декоративное рисование в альбоме детского творчества «Дымковские игрушки» (предварительная работа к занятию по лепке)
    Занятия 1. Развитие речи. «Как цыпленок потерялся» 2. Лепка из глины по мотивам дымковской игрушки. «Лошадки» 3. Физкультура №6.1. Разучивание прыжков на месте: ноги скрестно — ноги врозь. Закрепление техники бега по прямой. Развитие силы мышц ног (приседания, прыж­ки, ходьба выпадами и др. специальные упражнения)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Ловишки», «Брось за флажок» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Изготовление с детьми творога из молока (предваритель­ная работа к занятию по познанию окружающего мира)

118

 

 

День недели 2 день Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
    Утро Выкладывание изображений животных из геометриче­ских форм (предварительная работа к занятию по аппли­кации) Разные виды детских игр
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Еда вкусная и полез­ная — Молочные реки» 2. Аппликация. «Ферма» 3. Музыка № 6.1. Слушание музыки: «Гуляли мы по рощице» (рус. нар. песня). Пение: распевки «Баю», «Я пою»; «Осень — гостья дорогая» (муз. и ел. Л. Олифи-ровой). Музыкальное движение: игры «Осень — гостья дорогая» (муз. и ел. Л. Олифировой), «Гуляли мы по рощице» (рус. нар. песня)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Ловишки», «Кольцеброс» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Сравнение дымковских игрушек и тех, что вылепили дети, покрытие их белой краской (подготовка для росписи). Игры по инициативе детей
3 день Утро Наблюдения в уголке природы — какие растения едят обитатели живого уголка
    Занятия 1. Природа. «Кто что ест» 2. Декоративное рисование на объемной форме. «Наряд­ные лошадки» 3. Физкультура № 6.2. Разучивание построения в не­сколько кругов; прыжкив на месте: одна нога вперед, другая назад. Развитие быстроты посредством специаль­ных упражнений (быстро присесть, встать; махи ногами у опоры в различном темпе и т. д.).
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Подвижные игры: «Найди себе пару», «Брось за флажок» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математика № 6 2. Конструирование из бумаги. «Дома на сельской улице» 3. Музыка № 6.2. Слушание музыки: А. Вивальди, «Осень». Пение: распевки «Баю», «Я пою», «Осень — гос­тья дорогая» (муз. и ел. Л. Олифировой), Музыкальное движение: игры «Осень — гостья дорогая» (муз. и ел. Л. Олифировой), «Гуляли мы по рощице» (рус. нар. песня)

119

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Найди себе пару» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки «Сивка-бурка» (первая часть)
    Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Русская народная сказка «Сивка-бурка» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 6.3. Закрепление техники бега по наклонной поверхности; техники прыжков попеременно на правой и левой ноге. Развитие выносливости (увеличе­ние дистанции в играх «Трамвай», «Догони» и др.)
    Прогулка Труд и наблюдение в природе* Подвижные игры: «Ловишки», «Кольцеброс» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Игры детей мо­гут разворачиваться вокруг сюжета сказки «Сивка-бурка». Например, из конструктора можно построить дворец, посадить в одно из окон куклу (Царевну), а «добрые молодцы» на «конях» (лепных фигурках) могут соревноваться в прыжках к окну царевны. Можно придумать фантазийный сюжет, как волшебная лошадка победила злую силу, до­гнала злого волшебника и пр. («А давайте придумаем, какие чудеса она может творить...», «Давайте, как будто...», «Кто придумает по-друго­му?..», «Еще можно так поиграть...») Предложенные детьми варианты можно включить в общий сказочный сюжет. С вылепленными на заня­тии лошадками можно организовать соревнования на ипподроме.

Дети имеют полное право играть в то, во что они хотят. Взрослый не должен вмешиваться в самодеятельную игру, оказывать прямое и жест­кое давление. Он может лишь сменить позицию «учителя» на позицию «партнера», по сути, на позицию ровесника. Если взрослый сумеет именно так построить свое поведение, то дети признают его партнером, признают его желание играть в свои игры. Косвенно влияние через роль, через предметно-игровую среду позволяет обогащать содержание самодеятельных игр, расширять игровые умения, влиять на характер ролевых отношений и отношений по поводу игры. Участие взрослого в играх детей с их согласия раскрывает детям такие типы взаимоотно­шений, как равноправие, подчинение, взаимопомощь. А взрослый,

120

в свою очередь, «изнутри» обнаруживает проблемы, связанные с обще­нием детей в игре.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Как цыпленок потерялся»

Задачи. Учить детей четко артикулировать звуки с, ц, различать их на слух, выделять при произношении. Развивать речевое внимание, ре­чевой слух, артикуляционный аппарат детей. Учить пересказывать не­большие тексты. Активизировать глаголы. Побуждать использовать в рассуждениях сложноподчиненные предложения. Закреплять обоб­щающие наименования «животные», «птицы». Учить произвольно строить предложения разной грамматической конструкции. Побуж­дать вступать в ди&юг со сверстниками.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушки и предметы: свекла, капуста, слива, собака, свинья, перец, огурец, курица, цыпле­нок, овца, курица, собака. (Воспитатель раскладывает предметы в раз­ных местах групповой комнаты на глазах у детей.) Корзинка. Игрушки для пересказа сказки: котенок, козленок, собака, курица, цыпленок.

Содержание занятия. Воспитатель говорит детям, что они узнали много разных звуков. Звуки прячутся в словах. Будем отыскивать зву­ки с и ц. Сначала поиграем. Если услышите звук ц, хлопните в ладоши. Если услышите звук с, поднесите палец к губам, вот так (показ: «тихо»).

Произносим вместе: с, с, ц, с, ц, ц, ц, с; мотоцикл, цапля, сосульки, снежинка, колос, яйцо, подснежник, ласточка.

Воспитатель предлагает детям отыскивать предметы, в названиях которых слышатся звуки с иц.

—   Вот здесь, где собака, соберите предметы со звуком с, а здесь, где
цыпленок, — со звуком ц. Воспитатель вызывает детей по двое. Каждая пара отыскивает по одному предмету. Приносят его к столу воспитателя, называют, выделяя звук, и произносят его изолированно. Помещают предмет либо рядом с собакой, либо рядом с цыпленком. Затем на­зывают все предметы со звуком с (ц), выделяя звук голосом.

Затем предлагает описывать разные игрушки и предметы и загады­вать о них загадки:

—   У нас на столе разные игрушки и предметы. Мы их будем описывать. Загадывать о них загадки. Надо сказать, какой предмет, из чего он, что с ним можно делать. А мы все будем отгадывать, называть предмет. Например: это игрушка, это вид транспорта, у него есть руль, ко­
леса, сиденье. Это... (мотоцикл). (Выслушивают желающих.)

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

—   У меня в корзине что-то есть. Давайте посмотрим. Угадай на ощупь какой-нибудь предмет. Назови его и покажи детям. (Таким же
образом дети называют оставшиеся игрушки, выставляют на столе.)

121

 

Как одним словом можно назвать цыпленка, курицу, котенка, коз­ленка и собаку? Это... (животные).

Почему таких разных и непохожих живых существ называют одним словом «животные»? Что между ними общего? (Рассуждения детей.)

Животные нуждаются в пище, воде, воздухе. Они умеют передви­гаться: ходить, бегать, летать. А что еще умеют делать животные? (Сво­бодные высказывания детей.)

—   Как одним словом можно назвать курицу и цыпленка?

Это... (птицы). Почему вы думаете, что это птицы? (Рассуждения детей.)

У птиц есть крылья, клюв, перья. Птицы несут яйца. Из яиц вылуп­ляются птенцы. Птицы умеют летать. Но есть такие птицы, которые ле­тать не умеют. Вы знаете таких птиц? (Свободные высказывания детей.) Не умеют летать куры, домашние утки и гуси, пингвины и страусы.

Послушайте, какая история произошла с животными. (Воспитатель рассказывает сказку и сопровождает ее действиями с игрушками.)

«Однажды цыпленок заблудился. Долго шел он, устал и сел под ку­стик. А мимо пробегал котенок.

—Котенок, котенок, ты видел мою маму? — спрашивает цыпленок.

—Нет, не видел. — Давай я ее позову: «Мяу-мяу».

Но курица была далеко и не слыхала тоненького голосочка котенка. Пошел цыпленок дальше и встретил козленка.

—Козленок, козленок, ты не видел мою маму курицу? — спрашивает цыпленок.

—Нет, не видел, — говорит козленок. — Давай я ее позову: «Ме-ме- ме». — Но и его не услыхала курица

Пошел цыпленок дальше и увидел большую собаку.

—Собака, собака, ты не видела мою маму? — жалобно говорит
цыпленок.

—Не видела, но я ее сейчас позову: «Ав-ав-ав». — Услыхала курица
громкий голос собаки, поняла, что это ее зовут, прибежала и закудахта­ла, обрадовалась, что нашелся ее сыночек».

Кто хочет рассказать эту сказку еще раз? (Вызвать двоих детей.) Один из вас будет цыпленком, а другой будет говорить от имени котен­ка, козленка и собаки.

Воспитатель читает текст от автора, а дети разыгрывают диалоги. Воспитатель им помогает. Игра повторяется один-два раза по желанию детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...