Материалы, инструменты, оборудование
Демонстрационный материал: Круги двух цветов (например, красные и синие) по пять каждого цвета (5 см в диаметре). Две числовые карточки с пятью точками, расположенными горизонтально. Раздаточный материал: По 8—10 кружков на подносе. Содержание занятия. У воспитателя на столе небольшими группами стоят или лежат разные предметы, например: три мяча, три кораблика, три матрешки, три грибочка. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе. Посчитали, уточнили общее количество групп (в нашем случае их четыре) и по сколько предметов в каждой группе (по три). Далее воспитатель просит детей у себя на столах составить различные группы, но так, чтобы в каждой были одинаковые предметы, одно и то же количество, и чтобы эти предметы не повторялись в других группах: У кого-то по две игрушки, у кого-то по четыре и т. д. (не больше пяти). Дети могут работать парами, тройками, как им удобно. А затем 39 все рассматривают и определяют словом, что получилось. Например: «У Сережи и Андрюши три группы, в каждой по четыре игрушки», указывая, говорят: «Четыре самолетика, четыре космонавта, четыре шишки, все игрушки разные». «А у Анечки и Сонечки четыре группы по два предмета в каждой. Два камушка, два каштана, два желудя, два карандаша». Игра «Руки — ноги» Воспитатель рассказывает детям правила игры: один хлопок — сигнал для рук, два хлопка — сигнал для ног. «Когда я хлопну в ладоши один раз, вы поднимаете руки, хлопну еще один раз — опускаете руки. Хлопну два раза — встаете. Хлопну еще два раза — садитесь». Например, последовательность, один хлопок — подняли руки; два хлопка — встали с поднятыми руками; один хлопок — стоя, опустили руки; два хлопка — сели с опущенными руками и т. п. При первом проведении игры желательно, чтобы не было выбывших детей, чтобы дети продолжали играть, несмотря на допущенные ими ошибки (при последующих проведениях вводится правило — кто ошибся выбывает из игры — садится на ковер).
Перед детьми на доске красные кружки, расположенные по кругу. Их пять. Рядом пять синих, расположенных квадратом. Воспитательница интересуется, в какой из этих фигур может быть больше или меньше кружков, а так же не поровну ли их: «Как можно это узнать?» Дети, скорее всего, ответят: «Посчитать». Иногда они говорят: наложить кружки, синие yа красные или наоборот, красные на синие. Воспитатель говорит: «Это правильно, но мы тогда не узнаем «сколько», а хотелось бы...» Останавливаемся на варианте: «Посчитать!» Чтобы дети не посчитали один и тот же кружок дважды или не сбились со счета, как это часто бывает, воспитатель договаривается с ними, с какого кружка начнут считать. И около названного кружка слева ставит жирную точку. Сообщает детям — это «точка отсчета». «Точкой отсчета» может быть и маленький кружок (лучше всего на магнитике), который ставится рядом с предметом, с которого начинается счет. Посчитали кружки по кругу. Пять. Положили рядом числовую карточку.
Посчитали кружки по квадрату. Пять. Так же положили рядом числовую карточку.
Карточки с одинаковым количеством кружков. Названное числительное одно и то же. Следовательно, и тех и других кружков поровну. Пять и пять. Если дети быстро и успешно справились с этим заданием педагог предлагает им закрыть глаза и быстренько кладет синие кружки треугольником. Дети открывают глаза. Дальнейшая процедура та же самая. 40 После нескольких вариантов размещений и пересчета делается вывод: «Посмотрите, красные лежат кружком, а синие квадратиком, мы посчитали и узнали, их пять и пять, поровну, все равно одинаково». Воспитатель делает вывод: как бы не были расположены предметы по кругу, по квадрату, по треугольнику, какого бы они ни были цвета, если их поровну, одинаковое количество, то форма расположения и цвет не имеют значения.
Перед каждым ребенком на подносах лежат по 8—10 кружков одного цвета. Воспитатель просит детей отсчитать по пять кружков и разложить их так, как им хочется: в виде круга, квадрата, прямоугольника или треугольника. Дети выполняют и рассказывают о своих вариантах: «У меня пять синих кружков, я разложила их кругом»; «А у меня пять красных кружков, я разложил их квадратом» и т. д. АППЛИКАЦИЯ из бумаги «Веселые портреты» Задачи. Учить составлять портрет из отдельных частей (овал — лицо, полоски или комки мятой бумаги — прическа). Познакомить с новым способом вырезания овала из бумаги, сложенной вдвое (по самостоятельно нарисованному контуру). Развивать цветовое восприятие (подбирать цвет бумаги и карандаша в соответствии с цветом волос и глаз). Предварительная работа. Чтение романа-сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Рисование портретов палочками на песке (на земле) во время прогулки, карандашами и фломастерами на бумаге в самостоятельной художественной деятельности. Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага для причесок, прямоугольники розовой бумаги для лица, фантики, серпантин, белый и цветной картон для фона портретов, фломастеры, цветные карандаши, клей, клеевые кисточки, матерчатые салфетки, ножницы, клеенки. У воспитателя модель для показа способа и варианты причесок (из прямых полосок, из смятых комочков, из разорванных кусочков бумаги). Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям устроить выставку портретов — автопортретов или портретов своих друзей, только не нарисованных, а выполненных в технике аппликации. — Сначала нужно выбрать фон — основу для будущего портрета. Для этого лучше всего взять цветной картон или плотную бумагу (показывает подготовленный материал). Если у человека светлые волосы, его портрет лучше будет смотреться на ярком или темном фоне. Если
41 волосы темные, можно выбрать светлый фон, но подойдет и яркий. Как лучше расположить лист? (Дети приходят к выводу, что лучше разместить лист-основу вертикально, потому что лицо удлиненное.) Посмотрите друг на друга. Какой формы лицо? Как можно вырезать овал? Посмотрите: я беру лист бумаги розового цвета, он меньше фона по размеру. Складываю лист вдоль пополам, рисую полуовал — будто радуга поднимается над линией сгиба — и вырезаю, раскрываю: пау- за.) Какая форма получилась? Овал. Это лицо. Приклеиваю лицо на фон, чтобы вверху осталось место для прически. Затем выбираю бумагу в цвет волос. Если волосы прямые, прическу можно сделать из бумажных полосок — вот так (показывает вариант прически и выставляет образец для сравнения с последующими прическами). Если волосы кудрявые, можно вырезать волнистые полоски или использовать готовый серпантин, а можно разорвать бумагу на кусочки и смять в комочки — вот так (показывает еще один вариант прически). Еще интереснее всю прическу сделать из разорванных кусочков бумаги (выставляет все варианты причесок). Возьмите прямоугольники розового цвета, сложите вдоль пополам. Разгладьте линию сгиба и нарисуйте над ней полурвал, как радугу. Аккуратно вырезайте. Раскройте. Что у вас получилось? Овалы — это лица. Продолжайте делать портреты: лица и прическу наклейте, а все остальное дорисуйте. После занятия мы устроим выставку. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Знакомство с рифмой» Задачи. Знакомить детей с рифмой. Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма. Предварительная работа. Чтение главы «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, как Незнайка сочинял стихи. Обсуждает, почему у него стихи не сразу стали получаться? (Он не умел придумывать рифмы — слова, которые складно звучат.) Напоминает детям, что писатель, который пишет стихи, называется поэт. 42 Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение о рифмах «Об удивительных птицах» (Д. Чиарди, перев. Р. Сефа)1.
Воспитатель спрашивает, какие слова подходят к слову «кочка». Дети называют те слова, которые звучали в стихотворении (бочка, строчка, точка), и другие. Воспитатель говорит: «Для того чтобы научиться подбирать рифмы, давайте вспомним стихи, которые вы хорошо знаете. Я буду начинать, а вы заканчивайте: Зайку бросила хозяйка, — Под дождем остался... (зайка). Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки... (промок).
Спать пора! Уснул бычок, Лег в коробку... (на бочок). Сонный Мишка лег в кровать, Только слон не хочет... (спать). Головой кивает слон, Он слонихе шлет... (поклон). (А. Л. Барто)
— А теперь я буду читать стихотворения, в которых пропущены слова. Вы постарайтесь догадаться и назвать их». (Возможны разные варианты подходящих по смыслу и звучанию слов. Воспитателю не стоит пресекать и детского словотворчества — «неожиданных» слов.)
Тучка с солнышком опять В прятки начали... Только солнце спрячется, Тучка вся расплачется. А как солнышко найдется, В небе радуга...2
Без воды и без мочала Кошка сына...3
Коровушка, коровушка! Рогатая головушка! Малых деток не бодай, Молока им лучше...!4
' Сеф Р. Стихи для детей. Избранное. — М.: Вагриус, 2004. С. 251. 2 Берестов В. Тучка // Берестов В. Кошкин щенок. — М.: Дрофа-плюс, 2004. С. 20. 3 Берестов В. Кошкин щенок // Там же. С. 8. 4 Берестов В. Коровушка // Там же. С. 33. 43
На, машина, чашку, Ешь, машина, кашку. Вот тебе кроватка, — Спи, машина, сладко. Я тобою дорожу, Я тебя не завожу, Чтобы ты не утомилась, Чтобы ты не простудилась, Чтоб не бегала в пыли. Спи, машина, не...1
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме... Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и...2 (В. Берестов)
— А теперь мы будем читать стихотворение, в котором пропущены слова или части слов. Вы постарайтесь догадаться и поставить слова на место. Стихотворение про кошку по имени Котауси и мышку по имени Мауси («Котауси и Мауси» — из английского фольклора, пересказ К. Чуковского).
Жила-была Мауси И вдруг увидала Котауси. У Котауси злые гла (-зауси) И злые-презлые зу (-бауси). Подбежала Котауси к (Мауси). И замахала хвое (-тауси). «Ах, Мауси, Мауси, Мауси, Подойди ко мне, милая Мауси, Я спою тебе песенку, Мауси, Чудесную песенку, Мауси». Но ответила умная (Мауси): «Ты меня не обманешь, (Котауси). Вижу злые твои гла (-зауси) И злые-презлые зу (-бауси)». Так ответила умная (Мауси) И скорее бегом от (Котауси).
Воспитатель предлагает детям поиграть в дидактическую игру «Загадай рифму».
1 Берестов В. Про машину //Берестов В. Кошкин щенок. — М.: Дрофа-плюс, 2 Берестов В. Читалочка // Там же. С. 41. 44
На столе раскладываются разные предметы и игрушки (можно заменить картинками), из названия которых можно подобрать рифмованную пару. Например: мишка, книжка, мартышка, шишка, крышка, иголка, футболка, палка, скалка, скакалка, картина, корзина, рябина, ребенок, жеребенок, котенок, ложка, кошка, тряпка, шапка и др. Педагог берет со стола пару предметов (мишка-шишка) и просит детей отгадать, какую рифму она загадала. А затем предлагает детям по очереди выбрать пару предметов, названия которых звучат складно. Если другие дети предлагают новые рифмы к этим словам — педагог поощряет это. Совсем не страшно, если в игре появятся «новые слова», которых нет в русском языке — чем больше казусов и смеха, тем веселее игра. 45 СЕНТЯБРЬ. 3 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе дети познакомятся с особенностями природы и жизни людей в городе. Они будут учиться понимать простейшие планы ближайшего окружения (расположение домов, улиц, скверов и т. п.), создадут панно придуманного ими города, дадут названия улицам, используют знаки и символы для обозначения разных городских объектов (магазинов, кафе и т. п.). На занятии по аппликации дети будут осваивать способ складывания бумаги гармошкой и дважды пополам. На занятии по художественной литературе и во время чтения глав из книги А.-К.Вестли «Мама, папа, восемь детей и грузовик» дети получат возможность увидеть знакомые вещи в городе в новых необычных ситуациях. Особое внимание будет уделено ознакомлению детей с правилами безопасного и экологически грамотного поведения людей в городе. На занятии по развитию математических представлений дети будут устанавливать равенство и неравенство групп предметов, считать предметы на ощупь, а также учиться согласовывать друг с другом темп и ритм своей деятельности.
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Педагог не только охотно поддерживает инициативу детей в создании сюжетов, но и придумывает свои сюжеты, привлекая внимание детей. Однако он не приглашает участвовать в своей игре. Педагог просто сам играет во что хочет, а дети наблюдают, нередко включаются. Педагог различными способами привлекает внимание детей к тому или иному сюжету. Например, он обозначает на полу (с помощью длинной веревки) «улицу» с двусторонним движением. Те дети, кто заинтересовался, обращаются с просьбой принять их в игру: «Можно, я буду светофором?» Цвета светофора обозначили кубиками красного, желтого и зеленого цветов. Показывая кубик определенного цвета, педагог начинает регулировать движение. Мальчики становятся «водителями», девочки с куклами в колясках по собственной инициативе переходят «дорогу». Для поддержания интереса и обогащения сюжета педагог может разыграть следующие ситуации: штрафует кого-то из водителей за превышение скорости, проверяет «документы» (ребенок показывает ладонь) и пр. 48 Педагог не вмешивается в игру, придуманную детьми, если нет необходимости. Но темы сюжетов и их содержание у детей могут быть ограничены. В таких случаях используется и косвенное влияние, опосредованное через предметно-игровую среду. Так, среди знакомых игрушек педагог размещает новые атрибуты. Например, накидки с изображением транспорта разных видов, сшитые из старых простыней. Дети сами догадываются, как их использовать. Если же этого не происходит, взрослый может сам задать игровую ситуацию. Например, «Я — трамвай, буду возить детей в школу и в детский сад». Народная игра «Дубок» (Костромская область) Каждый из играющих ребят берет себе название какого-либо дерева и произносит его вслух. Те, у кого совпадут эти названия (например, дубок) большее количество раз, получают право встать на середину хоровода. Хоровод, двигаясь по кругу, поет про это дерево: У нас рос дубок Вот так таков, Вот этак таков! Корень да его — Вот так глубок, Вот этак глубок! Листья да его — Вот так широки, Вот этак широки! Ветки да его — Вот так высоки, Вот этак высоки!1 Дубки кружатся и показывают движениями, как дубок рос, каков его корень, листья и ветки. Когда выходят на середину другие деревья, то слова песни меняются, например: «У нас росла сосна — вот так такова, вот этак такова!» или «У нас рос клен — вот так таков, вот этак таков!» РАЗВИТИЕ РЕЧИ «На чем ездят люди?» Задачи. Закреплять представления о видах транспорта и обобщающее наименование «транспорт». Вовлекать детей в игровое взаимодействие со сверстниками. 1 Науменко Г. М. Русские народные игры с напевами. — М.: Либерея, 2003. С. 399. 49 Учить передавать содержание текста своими словами. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, з изолированно и в словах. Учить дифференцировать их на слух, выделять их при произнесении. Учить называть слова с заданным звуком. Материал. Картинки: наземный, водный и воздушный транспорт. Мяч. Картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки сиз (по пять-шесть картинок), например: зонт, заяц, змея, ваза, замок, телевизор; самолет, автобус, троллейбус, коляска, светофор, мольберт. Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки: Я мчусь, держась за провода, Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)1 Вот стоит на улице В длинном сапоге Чудище трехглазое На одной ноге. (Светофор)2 Удивительный вагон, Посудите-сами, Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. (Троллейбус)3 Воспитатель спрашивает детей: — Как одним словом назвать и метро, и автобус, и троллейбус, — Транспорт бывает наземный, водный, воздушный. Какой воздушный транспорт вы знаете? Какой водный? (Свободные высказывания детей.) Организует с детьми игру на внимание: «Посмотрите на картинки и постарайтесь запомнить весь транспорт. Я буду называть его. Будьте внимательны и заметьте, что я не назвала». Перечисляет: «Автобус, троллейбус, трамвай, машина» (не назван мотоцикл); «лодка, пароход, ракета» (не назван катер); «автобус, трамвай, машина, мотоцикл» (не назван троллейбус) и т. д. 1 См.: Загадки. Книжка-игрушка. — М: Внешторгиздат, 1990. № 41. 2 См.: Лысаков В. Г. 1000 загадок. — ML: ACT, 2005. С. 179. 3 См.: Там же. С. 181. 50 Затем проводит игру в кругу с мячом: «Я буду бросать мяч и называть слово. Если это транспорт, передайте мяч товарищу. Если не транспорт — перебросьте мяч мне». (Примерные слова: автобус, такси, трамвай, обезьяна, лягушка, велосипед, самокат, арбуз и т. д.) Воспитатель предлагает детям послушать историю об одном троллейбусе, который ехал-ехал и вдруг остановился, но не потому, что устал... ...Нет, причина тут другая. Погляди-ка сам вперед: Воробьев веселых стая На пути зерно клюет! («Стихи об одном троллейбусе», Д. Лукич, перев. Ю. Вронского)1 Воспитатель спрашивает детей, кто хочет рассказать историю своими словами от начала до конца и выслушивает желающих. Воспитатель предлагает детям поиграть со звуками (з — хлопают в ладоши, с — подносят палец к губам): с, с, с, з, с, з, з; бусссы, сссолн-це, сссом, зззубы, зззамок, зззабор, троллейбуссс, автобуссс, сссамо-вар, сссовок, зззонт, блуззза. Просит детей повторять слова и звуки вслед за ним: ссс, ззз; сссовок, сссова, зззвезда, телевизззор». — У меня на столе картинки. В их названиях есть звуки сиз. Подходите по одному, выбирайте картинку и называйте ее так, чтобы слышался заданный звук — с или з. Надо назвать картинку, а потом назвать звуки изолированно (зззонт — з, сссветофор — с). Картинку со звуком з ставим на мольберте слева, со звуком с — справа. А теперь вначале назовите все эти предметы со звуком с, а затем со звуком з.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|