Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕПКА по мотивам дымковской игрушки




«Лошадки»

Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно пройти два- три дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть.

122

Задачи. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (веселая, праздничная).

Познакомить детей с многообразием народных игрушек и специ­фикой декора — характерными элементами и цветосочетаниями. Со­здать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки.

формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигу­рок животных на основе цилиндра).

Предварительная работа. Рассматривание дымковских игрушек. Беседа о народных промыслах. Декоративное рисование в альбоме для детского творчества «Дымковские игрушки».

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, поворотные дис­ки, дощечки или клеенки, стеки, салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя — дымковская игрушка (лошадка), схема с показом спо­соба лепки, незавершенная модель для частичного показа изобрази­тельной техники.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»:

«Конь храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь, гнет, копытом землю роет. Грива не шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей — челка, на ногах — щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта пена, из ноздрей пар валит».

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут лепить лошадок, чтобы они были такие же красивые: «шею, словно лебеди гнули, хвост трубой, грива по шее волной, меж ушей — челка...»

Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую иг­рушку — лошадку (или ее изображение) — и определить, каким спосо­бом ее лучше слепить. Уточняет ответы детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные умельцы.

— Сначала нужно создать исходную форму — цилиндр (раскатыва­ем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) примерно на треть длины надрезаем стекой, оттягиваем образовавши­еся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой — ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (ци­линдра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же Длины, как передние (см. рис.). На основе такой формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Воспитатель предлагает детям долепить фигурку так, чтобы получи­лась красивая лошадка:

123

—Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она стала
красивой лошадкой. Рассматриваем со всех сторон и сглаживаем. Гри­ву и хвост слегка оттягиваем и прищипываем.                                                                                 

(Можно усложнить детали, вылепив их отдельно: скатать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву.)

Воспитатель показывает основные способы лепки и побуждает де­тей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

Все вылепленные поделки объединяются в композицию. Педагог сообщает, что на следующем занятии дети продолжат работу — будут украшать вылепленные фигурки красивыми узорами.

Внимание! Очень важно показать детям возможность создания раз­нообразных образов на основе одной модели (формы и способа лепки). Множество народных игрушек создается на основе одной модели. Эта модель в каждом конкретном образе варьируется, изменяется, допол­няется новыми деталями и обретает новый облик. Так, например:

— если на шее слегка прищипить гриву, а сзади оттянуть хвост, выйдет лошадка (можно усложнить детали, вылепив их отдельно: ска­тать жгутики или валики и сплести из них хвост и гриву);

— если мордочку затупить, рога сделать в виде полумесяца, а к брюшку прилепить вымя-лепешку, получится корова;

— если рога завернуть в виде кренделей или улиток, появится кру­торогий баран.

 



 

 

124

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Еда вкусная и полезная — Молочные реки»

Задачи. Учить детей устанавливать простейшие причинно-следст­венные связи, располагать события в определенной последовательно­сти (на примере изготовления сыра), приобщать детей к традиционной культуре через знакомство с блюдами национальной кухни, подводить детей к пониманию того, как нужно правильно питаться, учить вести себя за столом.

Предварительная работа. Воспитатель может вместе с детьми сде­лать творог из молока, и обсудить, каким молоко было вначале (жид­ким или густым), что произошло с молоком потом.

Материал. Картинки с изображениями разных молочных продук­тов; изображения последовательности изготовления сыра из молока.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они молоко, какие молочные продукты они знают, что покупали со взрослы­ми в магазине, откуда берется молоко. Дети вспоминают, какое молоко мы пьем: чаще всего коровье, иногда козье, овечье, верблюжье, кобылье. (В зависимости от региональных особенностей могут быть названы и другие животные, а затем перечислены и другие молочные продукты.)

Воспитатель вспоминает с детьми, что можно купить в молочном отделе магазина, что они сами приготовили из молока. Рассказывает, что из молока делают много разных продуктов. Можно снять с молока остающиеся сверху сливки и выпить их или взбить и украсить ими торт; можно оставить молоко в теплом месте и получить простоквашу, а если оставить сливки — то сметану (у многих народов она так и назы­вается — «кислые сливки»); можно взять самые жирные сливки и дол­го взбивать — получится масло. А можно положить в молоко разные специальные добавки, и тогда они превратят молоко в йогурт, или в ке­фир, или в творог, или в сыр. Чтобы получить обычный твердый сыр, в молоко кладут специальную добавку и ждут, когда в жидком молоке появятся крупинки, их собирают, отжимают, делают из них сырные го­ловы и оставляют созревать. Чем меньше созревает сыр, тем он мягче, а чем дольше — тем тверже. Воспитатель внимательно рассматривает с детьми картинки, иллюстрирующие производство сыра, и обсуждает, что на них нарисовано, как разложить картинки правильно — можно ли сначала положить такую-то картинку, а такую-то потом, и почему.

Воспитатель называет знаменитые сорта сыра и масла, которые де­лают в нашей стране (костромской, угличский, пошехонский сыр, во­логодское масло), рассказывает, почему они так называются (по назва­нию города и места, где их придумали и начали делать).

Воспитатель спрашивает у детей, какое мороженое они любят, какое хотели бы попробовать, знают ли они, как делают мороженое, почему

125

мороженое часто называется молочным, сливочным. Рассказывает, что мороженое пломбир назвали по имени города Пломбьер, предлагает де­тям придумать свои названия для мороженого (как, например, будет на­зываться мороженое по имени их города, поселка или деревни).

Дети делятся на две команды и по очереди называют, что можно приготовить из молока.

Воспитатель рассказывает детям, почему нужно обязательно есть молочные продукты, что в молоке и других молочных продуктах есть кальций, который нужен, чтобы зубы и кости были крепкими и здоро­выми. Предлагает детям послушать отрывок из стихотворения Ю. Есакова «Творог» и подводит детей к выводу о том, что главное — есть не много, а правильно; есть все, что необходимо, но понемногу.

...Как-то я услышал спор Трех любителей-обжор. Спорили в своем кругу, Кто съест больше творогу. Говорит один обжора: «Я, друзья, без уговора С удовольствием смогу Съесть тарелку творогу». Возразил второй: «Тарелку! Это сущая безделка! Я бы мог сейчас зараз Творогу съесть целый таз!» Ну, а третий произнес: «Вы едите — с гулькин нос! Я бы ел и ел творог Днем и ночью, всласть и впрок! Ел на завтрак, на обед Вместо супа и котлет, Вместо чаю, вместо каши, Запивая простоквашей!»

Поглядите-ка!

У Тани

Рот в сметане,

Лоб в сметане,

Подбородок,

Щеки,

Нос,

Уши,

Кончики волос.

Даже платьице у Тани


Воспитатель читает детям стихотворения Виктора Лунина «Смета-нопад», обсуждает с ними, как нужно правильно вести себя за столом. (Если воспитатель не уверен в том, что дети поймут слово «сметано-пад», то можно предварительно поговорить с ними про снегопад, водо­пад, листопад и т. п.)

 

126

Даже бант —

И тот в сметане.

Объясните,

В чем тут дело?

Может,

Так Танюша ела?

За сметану принялась

И сметаной облилась?

Нет, нет, нет!

Не в том причина.

Наша Таня —

Молодчина!

Просто полчаса назад

Был ба-альшой сметанопад!

На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с деть­ми примерные правила поведения за столом.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ

1. Во время еды нельзя торопиться, в рот нельзя запихивать слиш­ком много еды, жевать надо долго, не глотать кусками.

2. Нельзя забирать себе самый большой или самый красивый ку­сок: нужно брать тот, который к тебе ближе.

3. Нельзя брать своей вилкой или ложкой из общей тарелки.

4. Если еда тебе незнакома, и ты боишься, что она тебе не понра­вится, все равно попробуй кусочек; если тебе будет невкусно, откажись вежливо: «Спасибо, я не хочу» (нельзя кривиться и выплевывать еду).

5. Нельзя есть быстро, а поев, сразу вставать из-за стола: подожди, когда доедят другие, поблагодари за угощение и спроси разрешения выйти из-за стола.

■;)

После занятия. В свободное время воспитатель может обсудить с детьми стихи С. Маршака и К. Чуковского о Робине Бобине (перево­ды английской детской поэзии) и вместе с ними придумать ему диету: что нужно есть, чтобы не болел живот; что можно есть на завтрак, на обед, на полдник и на ужин.

 

АППЛИКАЦИЯ

«Ферма»

Задачи. Показать детям возможность создания образов разных жи­вотных (овечка, корова, ослик, поросенок и др.) на одной основе из овалов разной величины. Закрепить умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением уголков. Учить детей передавать пространственные представления (рядом, сбоку, справа, слева, ближе, дальше).

127

Предварительная работа. Рассматривание изображений домашних животных и их детенышей (корова, теленок, свинья, поросенок, овца, ягненок, ослик и пр.). Конструирование образов животных из деталей конструктора, геометрической мозаики. Беседа по содержанию карти­ны (плаката) «Ферма».

Подготовка основы для будущей композиции: 1-й вариант — для детских работ воспитатель готовит листы бумаги одного размера зеле­ного, желтого, серого, голубого цвета и оформляет обложку для альбо­ма «Ферма»; 2-й вариант — для детских работ воспитатель вырезает из цветной бумаги зеленые лужайки, песчаные дворики, голубые лужи (в форме клякс или овалов) и готовит основу для коллективной компо­зиции — лист бумаги большого формата или полосу обоев нейтрально­го цвета.

Материалы, инструменты, оборудование. Наборы цветной бума­ги, бумажные прямоугольники (разные по величине и по цвету), нож­ницы, клей, клеевые кисточки, бумажные и матерчатые салфетки, ко­робки или подносы для обрезков, фломастеры или цветные карандаши для оформления мелких деталей.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям картину (пла­кат) «Ферма» и спрашивает, кто на ней живет, проводит пальчиковую игру, изображая домашних животных.

Воспитатель прикрепляет на фланелеграфе (или рисует на доске, ли­сте бумаги) овалы: три больших и над ними на некотором расстоянии и чуть сбоку — поменьше. Спрашивает детей, в кого или во что можно превратить эти овалы? Выслушивает предположения детей и предлага­ет посмотреть, как одинаковые овалы — большой и маленький — пре­вратятся в разных животных. Показывает аппликативные фигурки трех разных домашних животных (например, овечки, поросенка, лошадки), в основе которых лежат овалы — большой (туловище) и маленький (го­лова). Поочередно показывает картинки и спрашивает у детей, кто это и как об этом догадались? Уточняет размышления детей: все эти живот­ные похожи друг на друга тем, что у них есть большое овальное тулови­ще и небольшая овальная голова; а различаются животные другими ча­стями тела — хвостами, шеями, ногами. Воспитатель оставляет картин­ки на доске или мольберте, чтобы дети во время работы могли сверять с ними свои представления о животных.

Воспитатель спрашивает, как дети будут вырезать овалы. Дети вспо­минают, в случае необходимости, воспитатель уточняет: складываем бумажный прямоугольник пополам и, держа за сгиб, закругляем угол­ки — сначала один, потом другой, чтобы получился полуовал; развора­чиваем — и видим овал. В одной руке воспитатель держит большой овал, а в другой — маленький и начинает показывать детям разные комбинации размещения туловища и головы:

— Кто это может быть, если голова прикреплена прямо к туловищу сбоку; справа или слева? (Овечка, поросенок, баран, теленок.);

128

 


 


 

 

 

— Кто из домашних животных может получиться, если голову приподнять над туловищем сбоку? (Лошадка, ослик, корова.);

— Если голову опустить ниже туловища? (Любое животное, которое ест или пьет.).

Воспитатель предлагает детям подумать, какое животное им хо­телось бы изобразить из овалов. Дети выбирают подходящую по цвету и размеру бумагу и начинают вырезать, сверяясь с рисунками или изображениями животных на картине «Ферма». Фигурки живот­ных дети наклеивают по выбору на зеленую, желтую или голубую бу­магу и составляют альбом «Фер­ма». Возможен более трудоемкий, но более эффектный вариант, ког­да дети помещают (наклеивают) фигурки животных на зеленые лужайки, песчаные дворики или в голубые лужи, вырезанные заранее воспитателем, и размещают на общей композиции «Ферма» из полосы обоев или листа бумаги большого формата.

ПРИРОДА

«Кто что ест»

Задачи. Формировать представления о разнообразии и назначении плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных.

Материалы, инструменты, оборудование. Карточки с изображения­ми животных (белки, сойки, снегиря, свиристели, медведя, кабана и др.) и их пищи, разнообразные шишки, семена растений из коллекции.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулке, в живом угол­ке, беседа. Во время прогулки, перед тем как кормить птиц на кормуш­ке, воспитатель обращает внимание детей на корм: включает ли он яго-Ды, семена растений. Дети рассматривают шишки ели, сосны, лист­венницы, опавшие семена клена и других растений.

Во время кормления животных уголка природы дети отмечают, ка­кими растениями питаются звери, птицы: яблоками, огурцами, морко­вью, свеклой, семенами подсолнуха и т. п.

129

Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, плоды каких растений они едят в детском саду и дома (яблоки, груши, помидоры, огурцы и т. п.), рассказывает, что многие животные тоже едят плоды' и семена. Снегири, свиристели питаются ягодами рябины. Свиристели едят также плоды калины, боярышника, бузины. Белки, дятлы питают­ся семенами ели и сосны. Дятел летом ищет под корой деревьев жуков и их личинок, а зимой переходит на семена сосновых и еловых шишек.

Воспитатель раздает детям карточки с изображением животных, питающихся плодами и семенами. На столе раскладывает карточки с изображением их пищи, а также шишки, сухие ягоды рябины, желу­ди. Здесь же размещает коллекцию семян. Каждый ребенок должен найти пищу для животного, изображенного на выбранной карточке.

Проводится упражнение «Кто что ест». Дети по очереди произносят начало фразы и дополняют ее: «Белка ест...» (семена шишек, желуди, грибы); «Ежик ест...» (жуков, червей); «Медведь ест...» (малину, брус­нику) и т. п.

Воспитатель рассказывает детям, что дикими яблоками, грушами, ягодами, которые растут в лесу, любят полакомиться многие птицы и звери. Они съедают вкусную мякоть, а семена остаются и прорастают в новом месте. Так животные разносят семена по всему лесу. Многие семена растаскивают муравьи.

Воспитатель рассматривает с детьми желуди и шишки с семечком. Для чего семечкам сосны, ели крылышки? Ветер разносит семена дере­вьев, они улетают далеко от дерева, на котором выросли, падают на зем­лю, и на свет появляются маленькие сосенки и елочки. А может ли ле­тать желудь? Пусть дети выскажут свои соображения и аргументируют их, проверят экспериментальным путем. Эти плоды тяжелые, они не мо­гут летать, у них нет крылышка, поэтому они падают недалеко от дуба, но многие животные разносят их по лесу, пряча на зиму (сойка, белка). Иногда звери забывают о своих запасах, и из желудей в разных местах леса вырастают маленькие дубки. Любит лакомиться желудями кабан.

В заключение воспитатель еще раз напоминает детям, что растения вырастают из семян. Семена сажают люди, в лесу семена переносит ветер, разносят птицы и другие животные. Для того чтобы семечко могло дожить до весны и прорасти с появлением тепла, в нем хранятся запасы «пищи» и воды. Люди и многие животные питаются плодами и семенами.

После занятия. На прогулках дети вместе с воспитателем, исполь­зуя дополнительную информацию, ищут места, где «обедали» звери и птицы.

Дополнительные материалы. Шишка, которую объела белка, — это голый стержень, вокруг которого разбросаны чешуйки. Бывает, что шишка съедена не полностью, но главное — часть стержня обязатель­но оголена. Иногда белка спускается на землю и доедает упавшую или оброненную кем-то другим шишку. Об этом свидетельствуют много­численные чешуйки и крылышки легких еловых и сосновых семян, ко-

130

 

торые обычно зверек аккуратно складывает неподалеку от обгрызен­ной шишки. Сначала белка как бы срезает зубами шишку у самого ос­нования, потом обгрызает чешуйки и выбирает семена языком. Зимой под некоторыми елями лежит большое количество коротеньких вето­чек будто кто-то подстригал ветки.

Шишку, которую ела лесная мышь или мышь-полевка, можно узнать по оставленной мелкой шелухе и характерным погрызам. (Они обгры­зают только края.) Острыми зубами зверьки будто подстригают чешуй­ки, и в отличие от белки, целых чешуек не оставляют. Если вы удосто­веритесь, что мыши в парке обитают, попробуйте под снегом найти их норки и ходы.

«Кузница» дятла — это выемка, которую он выдалбливает в стволе или в пне для того, чтобы закрепить шишку. Очень умело, при помощи клюва дятел как бы разрубает шишку, извлекая из-под чешуек все се­мена. Эта птица обращается с добычей аккуратно, хотя иногда на зем­лю падают целые шишки. За один день дятел может принести в свою «кузницу» до полусотни шишек. «Кузницу» легко опознать — в уро­жайные для ели годы на земле лежат сотни разбитых шишек.

Снегири оставляют под рябиной раздавленные ягоды, словно кто-то пожевал их и выплюнул. Семян в таких ягодах нет.

Свиристели едят торопливо, будто боятся не успеть, разрывают яго­ды на части и расклевывают их. В кишечнике этих птиц пища перева­ривается только наполовину, поэтому под деревом, на котором побы­вали свиристели, валяются кусочки раздавленных ягод без семян. Кро­ме рябины свиристели едят плоды калины, боярышника, бузины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...