КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала
«Гараж» Задачи. Закреплять умение самостоятельно анализировать объект, выделяя в нем основные части и детали. Формировать умение соотносить размеры отдельных частей конструкции с размерами имеющегося автомобиля. Материалы, инструменты и оборудование. Набор строительного материала, игрушечные автомобили (разных моделей и размеров) на 2—3 шт. больше, чем детей в группе. 1 Детский календарь «Звездочка». — М.: Дет. лит., 1977. С. 15. 51 Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям об экскурсии по ближайшим улицам, о машинах, которые они видели на дорогах, спрашивает детей, где «ночуют» машины. — Сегодня, — говорит педагог, — мы будем строить гаражи для автомобилей. Воспитатель обращает внимание детей на заранее построенный на ее столе гараж, вместе с детьми рассматривает его, выделяя основные части (стены, перекрытие, ворота) и, называя детали строительного материала, из которого они построены (кирпичики, бруски, длинные и короткие пластины), их количество в каждой части. Затем педагог спрашивает детей, могли бы они построить на своем столе такой же гараж. Предоставляет детям 3-5 минут для постройки. Спрашивает, у кого имеются затруднения. Хвалит детей за внимание и аккуратность, за точность в строительстве такого же гаража, как на столе педагога. Говорит детям о том, что машины бывают разные: большие и маленькие, легковые и грузовые, высокие и низкие. И домик-гараж должен быть таким, чтобы автомобиль легко мог уместиться в нем. Предлагает детям выбрать на «стоянке» (отдельное место на ковре или на столе) один из имеющихся там автомобилей и перестроить свой гараж так, чтобы выбранный автомобиль уместился в нем.
В процессе самостоятельной работы детей педагог помогает советом тем детям, кто испытывает затруднения, подводя их к перебору разных способов изменения своей постройки: надстроить или заменить детали на больший размер. Завершив постройки, воспитатель оценивает гаражи на их соответствие размеру машин, отмечая тех детей, кто проявил смекалку, нашел удачное решение. Детям предоставляется несколько минут для обыгрывания своей постройки. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Занятие № 3 Задачи. Учить детей установить равенство и неравенство групп предметов, когда они находятся на различном расстоянии друг от друга; когда они различны по величине и цвету. Развивать у детей общий групповой темп и ритм в движении. Учить детей считать предметы по осязанию (на ощупь). Учить детей согласовывать друг с другом темп и ритм при произнесении считалки, развивать интонационную выразительность. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Четыре больших кружка (8 см в диаметре), например, зеленых. 52
Пять маленьких кружков (4 см в диаметре) другого цвета. Мешочек (25x30 см). Счетный материал (различные мелкие игрушки). Содержание занятия. Перед детьми на доске два ряда кружков (хорошо, если они с магнитами, а доска металлическая). В верхнем ряду четыре больших кружка, и лежат они на значительном расстоянии один от другого. В нижнем ряду — пять маленьких — другого цвета и они приближены друг к другу. Вопрос воспитательницы: «В каком ряду больше кружков, в каком меньше, а может быть, их поровну?» Дайте детям возможность поговорить на эту тему, пообсуждать. Скорее всего, дети посчитают и назовут: «Внизу больше, их пять, вверху меньше, их — четыре». Не торопитесь. Поиграйте с ними. Сделайте вид, будто вы не умеете считать, и названные числа вам ни о чем не говорят. Подведите детей к тому, что единственным, неоспоримым способом в этой ситуации доказать правоту сказанного — приложить кружки одного ряда к кружкам другого ряда, поставить парами. Дети приложат по одному маленькому кружку из нижнего ряда к каждому большому из верхнего ряда, и истина станет очевидной — маленькому кружку нет пары — он «лишний», маленьких на один больше, хотя они и маленькие и места в ряду занимали значительно меньше и цвет у них другой, а их все равно больше, их пять, а больших — только четыре.
Воспитатель предлагает детям встать и помаршировать на месте под его счет, задающий ритм и темп движения: «один, два, три, четыре, пять», при назывании числа «пять» дети останавливаются и машут руками. Задание повторяется три-четыре раза. При повторах: после числа «пять» воспитатель предлагает детям каждый раз делать другие движения (хлопать в ладоши, постучать рукам и по коленкам, попрыгать на месте и т. п.). Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Чудесный мешочек». В мешочке лежат мелкие игрушки одного вида (или матрешки, или грибочки, или елочки) не больше пяти штук, а вышедший ребенок, запуская руку в мешочек, не подглядывая (дети следят за этим) определяет, что там лежит и сколько. Назвав какие предметы и сколько, ребенок достает их (например, четыре матрешки). Дети удостоверяются: прав он или нет. Количество предметов и сами предметы в мешочке должны меняться. Воспитатель меняет их незаметно для водящего, который выходит из комнаты, а воспитатель в это время определяет вместе с детьми, что и сколько ему положить Можно усложнить задачу, предложив детям отсчитать из большего количества лежащего в мешочке названное меньшее, определив на 53 ощупь, что же там лежит, и отсчитав на ощупь названное количество. Например, в мешочке лежит пять грибочков, а ребенку предлагают достать три из того, что там лежит. Ребенок опускает руку в мешочек, определяет предметы, называет их: «в мешочке грибочки». Дети говорят ему: «Вытащи три грибочка». Ребенок выполняет: вытаскивает из мешочка руки с грибочками и показывает детям. Дети пересчитывают и определяют, так ли он выполнил их поручение.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и, вспомнив знакомые считалки, посчитаться, говоря голосами или карликов, или великанов. Первого водящего воспитатель выбирает сам, идя за кругом, закрыв глаза и предупредив детей, что считать будет тот, до кого он случайно дотронется. Выбранный первый водящий может говорить считалку и пересчитывать один или выбрать себе напарника, произносить считалку или «грубым» голосом великана, или «писклявым» голосом карлика. Игрок, который выходит по считалке, ставится следующим водящим, и также выбирает себе напарника и «голос» для произнесения считалки. Игра повторяется в общей сложности три-четыре раза. Примеры считалок: Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду. И кричала: ку-ку, мак — Отжимай один кулак!1 Яблочко катится Вокруг огорода. Кто его схватит — Тот воевода2. Раз, два, три, четыре, пять, Вышла свинка погулять. А за свинкой серый волк, Волк-то в свинках знает толк3. АППЛИКАЦИЯ сюжетная «Наш город» Задачи. Учить детей вырезать дома из бумаги, сложенной гармошкой или дважды пополам. Совершенствовать технику вырезания нож- 1 См.: Литература и фантазия: Сборник стихов для детей / Сост. Стрельцов Л. Е. - М.: АРКТИ, 1997. С. 89. 2 См.: Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказка 3 Там же. С. 47. 54 ницами: на глаз по прямой (стены домов), по косой (крыши) и по сгибам (окошки). Развивать композиционные умения — при создании панорамы города ритмично располагать дома рядами, начиная сверху и частично перекрывая изображения. Предварительная работа. В самостоятельной художественной деятельности небольшая группа детей готовит основу для будущей композиции — тонирует большой лист бумаги или полосу обоев, деля пространство на две части (2/3 — земля зеленого или желто-коричневого цвета; в самом низу две полосы дороги серого цвета, разделенные белой разметкой; '/3 — голубое или синее небо — см. рис.). Экскурсия по городу или рассматривание иллюстраций, открыток с панорамами города.
Материалы, инструменты, оборудование. Полоски цветной бумаги разной ширины для вырезания зданий, прямоугольники и полоски цветной бумаги для вырезания окон, простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, салфетки, бумажные и матерчатые, большой лист бумаги или полоса обоев для создания общей композиции. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции, поясняет, что сейчас здесь простор — земля (нижняя часть листа) до самого горизонта (проводит рукой, показывая линию горизонта) и небо. «Но скоро-скоро здесь поднимутся к самому небу дома, в домах поселятся люди, по дорогам побегут машины... И сделаем это мы с вами. Создадим свой город. Город большой, домов в нем тоже очень много. Сейчас я вам покажу, каким образом можно создать большой красивый дом». — Я хочу построить кирпичный дом, поэтому возьму лист оранжевого цвета. В моем доме будет два этажа, поэтому я сложу бумагу пополам. Разверну, видите — это первый этаж, а это второй. Сколько в моем доме будет подъездов? Посмотрим. Сложу бумагу в другом направлении — сначала пополам, а потом еще раз пополам. Разверну. Помогите мне сосчитать подъезды: один, два, три, четыре — всего четыре подъезда. Снова сложу подъезды и вырежу крыши — вот так — срезаю уголок с одной стороны, а потом с другой. Разверну — получился дом с крышами. Теперь нужно смастерить окна. Беру узкую полоску бумаги желтого цвета. Складываю пополам и еще раз пополам, разглаживаю сгиб. Разворачиваю и разрезаю точно по сгибам, чтобы окошки получились одинаковыми. Выкладываю окошки на дом. Видите, окошек не хватает. Беру еще одну полоску бумаги, другого цвета (например, синего, розового) и делаю точно такие же окошки. Выкладываю окошки, чередуя их пб цвету или просто так, будто в одних окошках горит свет, а в других нет (или шторы розового, голубого, зеленого цвета) и приклеиваю. Так нужно продолжать, пока в каждой комнатке моего 55
домика — на каждом этаже, в каждом подъезде — не будет по одному окошку. Я продолжу вырезать окошки, когда вы начнете делать свои домики. Воспитатель приглашает одного ребенка показать детям способ изготовления домика, уточняет и комментирует действия, чтобы дети закрепили представление и еще раз повторили последовательность. Дети самостоятельно выбирают цвет бумаги для своего домика и для окошек. Начинают вырезать. Воспитатель помогает советами и завершает свою работу, а также вырезает хороводы человечков (ленточная аппликация), чтобы заинтересовать детей еще одним новым способом, который они будут осваивать во второй половине учебного года.
Дети переносят домики на общую панораму. Воспитатель помогает их разместить и объясняет, что сначала надо приклеить домики на линии горизонта, а потом следующие ряды опускать все ниже и ниже, частично накладывая домик на домик. Внизу у нас проходит дорога, по ней помчатся машины, которые мы с вами вырежем на следующем занятии. Композиция «Наш город» вывешивается для общего обзора и обсуждения.
56 ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Наша улица» Задачи. Знакомить детей с устройством и составлением простейших планов окружающего пространства, условными знаками и символами, учить детей объяснять и проходить маршруты по описанию, соблюдать правила безопасного поведения на улице. Предварительная работа. 1. Изготовление панно «Город» на занятии по аппликации. 2. Экскурсия по прилегающей территории детского сада (для детских садов, расположенных в городе). Во время экскурсии дети исследуют вместе с воспитателем, что есть в их районе, какие дома, дворы, что в них находится, было ли там что-нибудь интересное для детей: детская площадка, пруд с утками, зоомагазин и т. д. (Во время экскурсии воспитатель может сделать фотографии, которые потом будет обсуждать с детьми.) Материал. План города, небольшие условные знаки-символы для разных мест в городе. Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, кто какой дом сделал. Чей дом находится, например, рядом с домом Иры, напротив Сашиного дома, между домом Насти и Андрюши и т. д. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, как называется улица, на которой они живут, улица, на которой стоит детский сад, какие еще названия улиц им знакомы. Затем воспитатель объясняет, откуда взялись некоторые названия улиц (по фамилии знаменитого человека, по тому, какой она формы, ширины, куда ведет, по историческому событию, что было на месте этой улицы раньше и т. п.). Воспитатель вспоминает с детьми, какие улицы были в Цветочном городе в книге про Незнайку, обсуждает, какие еще названия они могли бы придумать для этого города. Воспитатель рассматривает с детьми план города, обсуждает с ними, что обозначают серые полоски, круги и квадраты (улицы, площади и стоянки машин), зеленые (парки, скверы), голубые (пруды и речки). Дети придумывают названия для улиц города на плане: Сашина улица, Широкая, Кривая, Парковая, Каштановая улица и т. д. Воспитатель обсуждает с детьми, что им хотелось бы видеть на своей улице — детскую площадку, пруд, парк с белочками и т. п. Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что есть в городе (кафе, автозаправочные станции, больницы, парки природные и парки аттракционов и т. п.), спрашивает у детей, какие виды магазинов они знают, какие у них вывески, витрины. Рассматривает с детьми условные обозначения для разных мест в городе: батон и связка баранок — булочная; ботинок — обувной магазин; ботинок и молоток — ремонт 57
обуви; кофта, юбка и брюки — магазин одежды; пуговица, иголка и нитка — ремонт одежды; мяч и кукла — магазин игрушек; коньки и санки — спортивный магазин; красный крест — аптека; чашка с поднимающимся паром — кафе и т. д. Затем воспитатель размещает на плане условные знаки-символы для разных мест в городе и показывает на плане, как пройти к какому дому или магазину. Предлагает детям при помощи мелких игрушек (машинок) проходить маршруты по инструкции на плане города — ходить или ездить друг к другу в гости, объясняя дорогу. Например, «иди прямо, потом поверни около красного дома, мой дом за парком»; «иди до пруда, обойди пруд, мой дом белый с голубыми балконами» и т. д. Затем сами дети рассказывают, кто куда идет. Воспитатель объясняет, где проходят опасные дороги, по которым ездят машины, где находятся стоянки машин, через которые нельзя проходить, т. к. за машинами не видно движения транспорта и т. д. Воспитатель читает стихотворение Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (перевод Р. Сефа)1. Воспитатель спрашивает у детей, какие светофоры они знают, для чего нужны светофоры, как они регулируют движение, что означают зеленый и красный человечки на светофоре и обсуждает с детьми, где можно переходить улицу по переходу (объясняет разницу между подземным и наземным переходом, как надо переходить улицу по наземному переходу). Воспитатель рассказывает, что на разных перекрестках и в разных городах светофоры могут быть устроены по-разному: мигать, показывать бегущего и стоящего человека, ладонь — знак запрета, но всегда красный цвет обозначает запрещение, а зеленый — разрешение. Рассматривает и обсуждает с детьми дорожные знаки, обозначающие надземный переход и др. Воспитатель предлагает детям догадаться, почему те люди, которые убирают или ремонтируют дороги, надевают одежду оранжевого цвета. Воспитатель обсуждает с детьми стихотворение Гайды Лагздынь «В трамвае», спрашивает, как правильно нужно было бы вести себя мальчику. —Сесть хочу я у окошка! — —У окна сидеть хочу! В течение всей недели воспитатель обсуждает с детьми основные правила поведения детей на улице и в транспорте. См.: Сеф Р. Стихи для детей. Избранное. — М: Вагриус, 2004. С. 263. 58
ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ 1. Когда переходишь улицу, посмотри сначала налево, потом на 2. Будь осторожен, проходя мимо стоящих машин: неожиданно может открыться дверца и стукнуть тебя, машина может поехать, из-за 3. На улице нельзя играть в мяч, бегать между пешеходами, мешая им идти. 4. Если едешь на автобусе, трамвае, метро, не кричи, держись за руку взрослого, чтобы не потеряться, не залезай с ногами на сиденье, не ешь и не бери с собой то, что может испачкать других людей. 5. Уступай места пожилым людям, которым труднее стоять, чем тебе, а если молодой человек уступил тебе место, предложи маме или другому взрослому, с которым ты едешь, подержать на коленях или поставить рядом на сиденье свою тяжелую сумку. После занятия. Дети могут придумать другие необычные города, например, Ягодный город, Грибной, Рыбный и т. д. Описать, какие это города, какие там площади и улицы (например, в Рыбном городе улицы Золотой рыбки, Окуневая, площадь Щуки — весь город находится под водой; в Ягодном городе — Земляничная, Брусничная или Клюквенная улица; улицы Лисичек или Свинушек, площадь Подберезовиков или Маслят в Грибном городе и т. д.). Придумать, кто живет в этом городе, и разыграть ситуации, в которых жители этих городов могли бы оказаться. РИСОВАНИЕ «Деревья в нашем парке» Задачи. Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина), цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения. Предварительная работа. Экскурсия в парк, рассматривание деревьев (см. раздел «Природа»). Рассматривание изображений деревьев на картинках. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова, И. Левитана, А. Васильева. Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого, голубого и серого цветов; гуашевые краски, кисточки разных размеров, баночки с водой, матерчатые и бумажные салфетки, мольберт, незавер- 59 шенные рисунки, выполненные воспитателем для показа техники рисования (береза, дуб, ива, осина). Репродукция картины И. Левитана «Березовая роща». Содержание занятия. Воспитатель выставляет на мольберте несколько пейзажей. Предлагает детям полюбоваться. Рассказывает, что многие известные художники — Шишкин, Левитан, Васнецов, Васильев — любили рисовать природу. Они выбирали очень красивые или чем-то другим интересные или памятные места, любовались сами и с нами поделились своей радостью, нарисовав красивые картины. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может прийти или даже приехать издалека, чтобы посмотреть на цих. Проводит маленькую искусствоведческую беседу по содержанию картины И. Левитана «Березовая роща», задавая вопросы: что изображено на картине, какое время года и какое время суток (как об этом догадались?), какой это лес (березовая роща), какое настроение в таком лесу? Воспитатель сообщает, что даже настоящие художники не сразу научились писать картины. Они долго-долго учились и каждый день много рисовали. И даже когда стали художниками, для каждой картины сначала писали этюды — небольшие наброски карандашом или углем, чтобы лучше понять, как выглядит то или иное дерево, тот или иной предмет. Вот и мы с вами сегодня будем готовить этюды — рисовать отдельные деревья — березу и дуб, иву и осину, чтобы лучше узнать, как они выглядят, и научиться рисовать так, чтобы все могли сразу узнать, какие это деревья. Воспитатель читает стихи о деревьях И. Токмаковой («Ива», «Осинка», «Дуб»): Ива Возле речки, у обрыва Плачет ива, плачет ива. Может, ей кого-то жалко, Может, ей на солнце жарко. Осинка Зябнет осинка. Дрожит на ветру. Стынет на солнышке. Мерзнет в жару. Дуб Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказал, что дубу Страшно простудиться? 60
Ведь до поздней осени Дуб стоит зеленый, Значит, — дуб выносливый. Значит, — закаленный. Русская народная песенка Береза моя, березонька, Береза моя белая, Береза кудрявая! Стоишь ты, березонька, Стоишь ты, кудрявая, Посередь долинушки; На тебе, березонька, Листья зеленые; Под тобой, березонька, Трава шелковая. Воспитатель показывает детям изображения деревьев (береза, дуб, ива, осина и др.) Предлагает сравнить, чем деревья похожи и чем отличаются друг от друга (по форме и толщине ствола, размещению и толщине веток, форме кроны, окраске и др. признакам). (Привлекает опыт детей, полученный на экскурсии в осенний парк и стихотворные описания деревьев.) Затем воспитатель показывает на демонстрируемых рисунках некоторые приемы изображения: ствол будем рисовать всем ворсом кисти, а ветки — кончиком, ветки березки нарисуем тонкими, изогнутыми, а ветки ивы — свисающими вниз. 61
Учебные рисунки воспитатель убирает и напоминает детям задание: нарисовать лиственные деревья, чтобы они были как настоящие. Дети рисуют деревья по своему желанию — на одном или на нескольких листах бумаги. Воспитатель сообщает детям, что скоро они будут рисовать большую картину «Осенний лес», и тогда пригодится то, чему научились сегодня, — рисовать разные деревья так, как будто они настоящие. ПРИРОДА «Природа в городе» Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания, различия в условиях мест обитания в городе и в природе). Предварительная работа. Наблюдения на прогулке и в уголке при роды. Воспитатель проводит экскурсию в ближайший сквер или парк, где дети наблюдают за деревьями и кустарниками, травами. Дети рассматривают деревья. Воспитатель называет их характерные признаки: у березы белый ствол, у рябины ажурные листья, ель издали похожа на пирамиду и т. д. Дети сравнивают дерево и кустарник. У кустарника много стволиков выходит из-под земли, а у дерева — один большой ствол. На чем растут ветки? (На стволе.) Дети трогают, нюхают ствол, кору разных деревьев. Сравнивают хвойное и лиственное дерево: чем они похожи, чем отличаются? Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны, ели? (Отличаются листьями, но хвоинки — это тоже листья.) У каких деревьев еще есть хвоинки? Чем отличается лист дуба (березы, осины) от листьев других деревьев? Ищут под деревьями плоды и семена деревьев, собирают их для коллекции. Воспитатель предлагает детям попробовать вытащить дерево из земли. Что держит дерево в почве? Его корни. Проводится подвижная игра «Раз, два, три, к дереву (к кустарнику) беги!» Воспитатель называет дерево, к которому должны бежать дети. Выигрывает тот, кто первым найдет нужное растение и дотронется до него. В южных районах, где в это время еще много цветущих растений, можно обратить внимание и на них. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на деревья, клумбы на улицах, на наличие скверов, парков, водоемов вблизи детского сада. Каких птиц можно увидеть в парке? Верные спутники человека — воробей, голубь, ворона. Где еще они живут в городе? Что едят? Есть ли у них враги? Можно ли им чем-нибудь помочь? В северных городах в это время уже появляются синицы (летом они живут в лесу), прилетают снегири, свиристели. 62
Воспитатель организует наблюдение за городскими птицами. Чем они похожи и чем отличаются? (Например, у них есть крылья, клювы, перья и т. п. Все они — птицы, хотя и отличаются по окраске, величине. Одни из них прыгают, другие ходят.) Почему эти птицы прилетели в парк? Что они могут здесь съесть, где спрячутся? Важно, чтобы дети осознали самые простые взаимосвязи — если в парке растет рябина, значит, здесь могут появиться снегири, свиристели, которые едят эти ягоды. Дети рассматривают растения в зимнем саду, в уголке природы. Есть ли среди них похожие на деревья (они так и называются — древовидные), кустарники, травы? Материалы, оборудование. Фотографии, рисунки улиц, парков, скверов, водоемов, животных и растений города; лупы. Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, какие деревья они рассматривали на прогулке, их особенности, строение (есть ствол, кора, корни, ветки, листья, плоды и семена); чем они отличаются друг от друга и от других растений (кустарников, трав). Педагог напоминает детям, что в земле дерево держат корни, они же помогают растению получать воду и полезные вещества из почвы для своего роста. Что растет на ветках дерева? (Листья, цветки, а потом — плоды и семена.) Осенью листья опадают. Почему мы называем сосну, ель, дуб деревьями? (У них один большой ствол.) Воспитатель вспоминает с детьми, какие еще растения, кроме деревьев, они видели на прогулках, показывает картинки с их изображениями. Делает вывод: у этих растений нет такого большого твердого ствола, а есть маленькие нежные стебельки. Эти растения называются травами. В заключение воспитатель подчеркивает, что у каждого растения есть листья, плоды, цветки, корни, но у всех они разные. По листьям, цветкам, плодам, стволу мы можем узнать деревья, отличить сосну от дуба, липы, березы и т. д. Педагог спрашивает, где чаще всего отдыхают люди. Кто отдыхает в парке, кто — на берегу реки. Предлагает детям ответить на вопросы: для чего люди создают парки, скверы? (В них отдыхают, любуются природой.) Чем парк, сквер похожи на лес? (Есть деревья, кустарники, травы, например, сирень, жасмин, шиповник и др.) А чем они отличаются от леса? (В парке и в сквере растения сажает человек, а в лесу они растут сами.) Парк — это «дом» для многих животных и растений. Здесь можно обнаружить птиц, белок, бабочек; деревья, кустарники, травы, которые привезены издалека (например, каштан). На газонах и клумбах сажают специально выращенные растения, которые красиво цветут. Педагог предлагает детям вспомнить, чем город отличается от леса (если вы живете в тундре, значит, — от тундры и т. п.). В городе много зданий, улиц, машин. Что мы видим в лесу? Деревья, кустарники, травы, зверей, птиц, насекомых. Живут ли они в городе? (Да, но только те, 63 кто смог приспособиться к городским условиям.) А где, по мнению детей, всем им лучше живется — рядом с человеком или в лесу, на природе? Почему? (Растениям в городе не всегда хватает земли и чистого воздуха, животным мешает шум.) Педагог спрашивает детей, какие растения они видели в своем городе, поселке. Показывает картинки с изображением разных растений и спрашивает, какие из них знакомы детям, можно ли их обнаружить в городе. Дети выбирают из предложенных картинки с изображением разных деревьев, которые можно увидеть в городе (например, березы, липы, дуба, ели, сосны, лиственницы), и кустарников (шиповника, снежноягодника, желтой акации). Воспитатель рассказывает, что деревья можно назвать «зелеными пылесосами», так как они очищают городской воздух. Чем больше деревьев, кустарников, трав растет рядом с нами, тем лучше живется и людям, и животным. Растения служат «домом» и столовой для многих птиц, насекомых и других животных. В заключение воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что в городе, как и в лесу (на лугу, в тундре и в степи) живут разные растения. Некоторые из них приспособились к жизни в необычных для них условиях и стали постоянными спутниками человека. Растения делают наш воздух чище. Деревья, кустарники в городе нуждаются в заботливом отношении. Но самое главное — помнить, что парки, скверы, реки и озера, — это не только места отдыха, но и «дома» для многих растений, животных. И, значит, мы должны беречь их. После занятия. Если позволяют погодные условия, посадите деревья, кустарники, травы на территории детского сада, в парке, в сквере с участием детей и родителей. ЛЕПКА сюжетная «Наш пруд» Задачи. Познакомить детей со скульптурным способом лепки. Учить оттягивать от всего куска пластилина или глины такое количество материала, которое понадобится для моделирования шеи и головы птицы; свободно применять знакомые приемы лепки (вытягивание, загибание, прищипывание, сглаживание пальцами или влажной тряпочкой) для создания выразительного образа. Развивать чувство формы и пропорций. Предварительная работа. Рассматривание изображений водоплавающих птиц в энциклопедиях, книжных иллюстрациях, альбомах, календарях и пр. Беседа о внешнем виде и образе жизни птиц, 64
живущих в городе. Знакомство со скульптурой малых форм (образы птиц и других животных). Создание панорамы озера из фольги или зеркала. Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, глина или соленое тесто; бусинки или мелкие пуговички для глаз, матерчатые и бумажные салфетки, стеки, поворотный диск, клеенки, карточки с изображением водоплавающих птиц (утки, лебедя, гуся). Содержание занятия. Воспитатель читает детям рассказ К. Д. Ушин-ского «Уточки»: «Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, желтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать — пора вам домой идти!» Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются». Воспитатель спрашивает детей, понравились ли им Васины уточки, какие они, — как выглядят, как передвигаются. Предлагает самим слепить свой пруд, на котором будут жить не только уточки, но и другие водоплавающие птицы — гуси, лебеди и их птенцы. Показывает пруд, изготовленный из зеркала или фольги, сообщает, что птицы будут здесь плавать и любоваться своим отражением в воде. Воспитатель знакомит детей с новым — скульптурным — способом лепки. — Дети, водоплавающие птицы имеют особое строение тела, чтобы легко было плавать и летать. А лепить их лучше всего особым способом — из целого куска пластилина (глины), не деля его на части. Так создают свои скульптуры художники — скульпторы. Посмотрите: я беру кусок пластилина размером с кулачок, разминаю его, чтобы он меня слушался, был мягким, «послушным», податливым. Задумываю птицу, представляю себе, как утка выглядит, и начинаю лепить. Здесь у меня будет голова, а здесь хвост. От передней части оттягиваю пальцами небольшое количество пластилина, но не отрываю, а сразу начинаю лепить шею и голову — приподнимаю вверх, слегка изгибаю и закругляю. Клюв у уточки широкий — вытягиваю немного пластилина и округляю. Рассматриваю уточку со всех сторон. Вытягиваю хвостик и заостряю. Крылышки прорисую стекой. Лапок не видно, потому что моя уточка поплывет. Смотрите. (Воспитатель помещает уточку на — Как вы думаете, как бы я лепила птицу, если бы задумала не уточку, а гуся или лебедя? Да, этих птиц можно лепить точно так же, только постараться во время лепки передать особенности внешнего вида: у гуся шея длиннее, чем у утки, и клюв с нашлепочкой 65
вверху; а у лебедя шея тоньше, чем у гуся и грациозно изгибается. Посмотрите, как моя уточка превратится сначала в гуся, а потом в лебедя. Воспитатель берет вылепленную им уточку, вытягивает шею, видоизменяет нос и показывает детям гуся. А потом еще сильнее вытягивает и изгибает шею, прищипывает крылья и показывает детям лебедя. Уточняет, в чем особенность скульптурного способа лепки, и предлагает детям лепить этим способом водоплавающих птиц, чтобы создать панораму «Наш пруд». По окончании занятия воспитатель спрашивает, кто кого слепил, и удалось ли это сделать скульптурным способом, не отрывая кусочки пластилина (глины, соленого теста). ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «К нам бегут автобусы»1 Задачи. Развивать поэтический слух детей: учить слышать «музыку» стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками. Способствовать развитию воображения. Содержание занятия. Воспитатель обращается к опыту детей: «Раньше мы с вами играли с машинками, рисовали и конструировали их. А сейчас я прочитаю вам стихи, в которых о машинах говорится, как будто они живые». Воспитатель спрашивает детей: знакомо ли им выражение «нерешительный человек»? Нерешительный, — это какой? (Тот, который долго не может принять решение — делать что-то или не делать, пойти куда-нибудь или не пойти и т. д.) 1 Э. Мошковская. 66 — Но, оказывается, не только люди бывают нерешительными. Послушайте стихотворение, которое называется «Нерешительный трамвай». В нем трамвай рассуждает о том, ехать ему или не ехать. (Читая, воспитатель подчеркивает голосом переживания трамвая.) Нерешительный трамвай Говорит себе: «Решай, — Ехать или же не ехать, Если ехать, то давай! Я поеду! Решено! Пассажиров уж полно, Вот войдет еще один И поеду: динь-динь-динь!» Не садится пассажир, Он пешком идти решил. —Я обижен навсегда! Не поеду никуда! Не поеду я, и точка. Сходит мама, Сходит дочка. —Погодите! Вы куда? Я поеду. Да-да-да! Я поеду! Динь-динь-динь! Сходит папа, Сходит сын, Сходят бабушки и внуки, Ах, какие это муки! —Что же делать, — Подождать? Или ехать? Погадать: «Мне не ехать? Или ехать? Или...» Пассажиры выходили. —Не поеду ни за что, Настроение не то. Не поеду. Нет, поеду! 67
Да, поеду! Нет, постой. Ну,зачем же я поеду, Если я совсем пустой? (Э. Мошковская) — Почему это стихотворение так называется? Что никак не мог решить трамвай? (Дети отвечают.) Как отнеслись пассажиры трамвая к такой нерешительности? (Они вышли.) Как отреагировал трамвай на это? (Он обиделся.) А вы хотите побыть в роли нерешительного трамвая? Тогда я еще раз прочитаю стихотворение, а вы лицом и жестами изображайте размышления трамвая. (При повторном чтении воспитатель вместе с детьми может сопровождать чтение действиями, показывая, как можно обидеться, как просить людей не уходить, как «гадать на ромашке» — ехать или нет.) — А теперь послушайте еще одно стихотворение, про автобус. (Читает стихотворение Э. Мошковской «Автобус, который плохо учился».) Остановился. Едва разбежался И д
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|