Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 4

Задачи. Учить детей систематизировать предметы по выделенному признаку — по высоте; выкладывать ряд из пяти предметов с разницей в высоте 2,5 см, строя его в двух направлениях: от самого высокого к самому низкому и, наоборот, от самого низкого к самому высокому.

Формировать у детей умение определять у себя правую и левую руку.

Упражнять детей в умении определять, чего у них по одному, по два, по пять.

Учить детей считать звуки с закрытыми глазами (счет на слух).

Показать детям количественный состав числа из отдельных единиц: учить их составлять группу из одного и двух предметов и называть по­лученный результат соответствующим числительным, а также обозна­чать его цифрой 1 и 2.

Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеле­ная, желтая, белая или черная) шириной примерно 3 см (каждая последу­ющая длиннее предыдущей на 2,5 см) Размер самой длиной полоски —

примерно 30x3 см. (на магнитах Для использования на доске или бумажные — для фланелеграфа).

Любые два детских музыкаль­ных инструмента (колокольчик, бубен, погремушка и т. п.).

Счетная лесенка, у которой Не меньше двух ступенек.

 

 

 

 


87

 

 

Карточки с цифрами 1, 2 в трех экземплярах. Различные игрушки небольшого размера.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям полоски бумаги разного цвета и разной длины, но одной и той же ширины. Держит их веером так, чтобы дети видели, что длина у полосок разная. Гово­рит: «Будем строить, как будто это заборчик, но неровный». Воспитатель проводит на доске яркую горизонтальную ли­нию (или прикрепляет узкую полоску бумаги к фланелеграфу), обра­щает внимание детей на то, что полоски надо ставить на одну линию узкой стороной. Слева и чуть выше линии ставится «точка отсчета». Говорит: «Точкой отсчета мы обозначим место, от которого будем на­чинать строить ряд (забор), начиная с самой высокой полоски («до­щечки»), заканчивая самой низкой». Воспитатель, перебирая полос­ки на глазах у детей, ищет самую длинную — высокую, примеряя к ней несколько других полосок, называет ее: «Самая высокая». Затем ставит ее на линию рядом с точкой отсчета. Точно также выбирает вторую полоску («дощечку») и ставит ее к первой. Далее воспитатель предлагает подойти к своему столу двоим детям и подобрать третью полоску к этому ряду. Подобрали— поставили. Для четвертой полос­ки — следующая пара. И для пятой — еще одна пара детей. Таким об­разом, дети приняли участие в выстраивании ряда из полосок — «до­щечек» — по высоте.

Теперь дети определяют словом положение каждой из полосок по отношению к соседним. Например, начинает воспитатель, говорит: «Красная — самая высокая, рядом зеленая. Она ниже красной, но вы­ше желтой». А затем продолжают дети: «Желтая ниже зеленой, но вы­ше синей и т. д.». Про последнюю полоску дети говорят: «Она ниже си­ней, она самая низкая, она ниже всех».

После этого воспитатель с детьми аналогичным образом выстраива­ет и анализирует ряд, начиная с самой низкой полоски и заканчивая самой высокой.

Далее воспитатель просит всех детей встать и поднять левую руку, помахать ею, как будто прощаясь, опустить. Затем поднять правую —

 

Точка отсчета

и сжать ладонь в кулак, опустить, следу­ющее упражнение — дотронуться левой рукой до своего носа, опустить руку. Правую руку положить на голову, опус­тить. В процессе выполнения детьми за­дания воспитатель замечает насколько успешно дети ориентируется в определе­нии рук. Затем воспитатель, договорив­шись с детьми, что они будут все вместе хором повторять за ней ее слова и движе­ния, становится к ним спиной. Воспита­тель: «Я поднимаю правую руку». Каж-

88

дый из детей: «Я поднимаю правую руку». Воспитатель опускает пра­вую руку, дети тоже. Воспитатель: «Я поднимаю левую руку». Дети: «Я поднимаю левую руку». Упражнение повторяется три-четыре раза.

Затем дети рассаживаются непринужденно на ковре или небольши­ми группами (по четыре-шесть человек) за столами. Воспитатель пока­зывает детям лежащие у нее на столе предметы, которые будут «изда­вать» звуки: бубен, молоточек, колокольчик и прочие и договаривает­ся с детьми о том, что считать они будут с закрытыми глазами, не подглядывая, иначе неинтересно и нарушается правило, о котором все договорились. Воспитатель говорит, что, может быть, придется считать и хлопки. (В качестве звучащих предметов могут использовать­ся не только музыкальные инструменты, но и молоточек, руки воспи­тателя.)

Дети закрывают глаза, воспитатель ударяет в бубен два или три ра­за, не торопясь, соблюдая четкие интервалы между ударами.

Предлагает детям открыть глаза и не кричать всем вместе про услы­шанное количество звуков, а чтобы каждый показал столько пальчиков на собственной руке, сколько звуков он услышал. И уже только после этого дети называют число вслух.

Количество поднятых пальчиков и ответы вслух могут не совпадать у разных детей. Это хорошо. Есть о чем поговорить детям: кто что ус­лышал и почему, поспорить.

Воспитатель предлагает закрыть глаза и вновь, но уже с другим предметом, например с колокольчиком, воспроизводит то же количе­ство звуков. Дети снова показывают ответы на пальчиках, а затем на­зывают. Если опять возникает «разночтение», то воспитатель не осуж­дает детей, не торопится сам назвать «правильное» число. Он предлага­ет детям, не закрывая глаз, и посмотреть, и послушать, а сам повторяет только что исполненное. После этого ни у кого из детей не останется сомнений.

Воспитатель еще три-четыре раза меняет «инструменты» и количе­ство ударов для счета звуков с закрытыми глазами.

Общее число звуков для восприятия на слух в сентябре не должно превышать пяти.

Игра «Считай правильно»

Воспитатель договаривается с детьми о правилах игры: он будет бросать мяч и называть одно из числительных — или один, или два, или пять. А ребенок будет ловить мяч и называть, что у него один, или два, или пять. Например. «Один», — говорит воспитатель и броса­ет мяч. «Рот», — отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю. Назвав числительное, воспитатель делает короткую паузу перед тем, как бро­сить мяч, чтобы дать возможность детям сосредоточиться.

В начале игры, чтобы продемонстрировать ее правила, воспитатель Просит кого-нибудь из детей назвать число (один или два, или пять) и бросить ему мяч. Ребенок: «Два», — бросает мяч. Воспитатель: «Щеки».

89

Примеры:

Один: рот, нос, пупок, лоб, подбородок, затылок.

Два: глаза, уши, щеки, брови, коленки, локти, руки, ноги, виски, ноздри, пятки.

Пять: пальцы на руке, пальцы на ноге, ногти на руке.

Если кто-то из детей в нарушение правил назовет число три или че­тыре, воспитатель отвечает, например, два глаза и одно ухо, два глаза и два уха.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей принести три пред­мета, но так, чтобы предметы были разные, не повторялись. Ставит принесенные предметы на верхнюю ступеньку лесенки со значитель­ным интервалом один от другого. Обводя первый предмет рукой, спра­шивает: «Сколько тут?» Дети: «Один». Воспитатель ставит цифру 1. Об­водит рукой второй предмет: «Сколько тут?» Дети: «Один». Воспита­тель ставит цифру 1. Также — третий и ставит цифру 1. Воспитатель: «А сколько групп?» — дотрагиваясь до каждого (одного) предмета вос­питатель говорит: «Группа. Группа. Группа». Дети отвечают: «Три».

Затем воспитатель просит пару детей принести две группы из двух разных игрушек. Например: зайчик и ежик, елочка и грибочек. Ставит на нижнюю ступеньку лесенки эти две группы из двух предметов каж­дая. Просит детей сказать, сколько игрушек в каждой группе и по сколько их в группе. Например: один зайчик и один ежик, а всего две игрушки в группе. Воспитатель кладет цифру 2. То же самое со второй группой.

Воспитатель просит детей сравнить цифру 1 и цифру 2, чем они по­хожи и чем отличаются.

Шуточная задачка на сообразительность

После игры воспитатель просит детей сесть небольшими компания­ми по четыре-шесть человек, помогая им объединиться в малые группы.

Затем воспитатель описывает следующую ситуацию: «Детям очень хотелось поиграть в пиратов. Дети подбежали к реке, увидели лодку и очень обрадовались. В лодку прыгнули две девочки, два мальчика и веселый пес Барбос. Играли долго. И вдруг обнаружили, что в дне лодки — нет доски, большая дыра. Но лодка не утонула. Почему?»

Сидя небольшими компаниям, дети вполголоса обсуждают свои предположения. Воспитатель прислушивается к обсуждениям, и если в какой-то компании решили, что лодка не утонула, потому что она стояла на берегу, воспитатель отмечает это для себя (правильный от­вет). Затем спрашивает, обращаясь ко всем детям, готовы ли они от­ветить. Каждая компания определяет, кто будет отвечать. Сначала воспитатель предлагает ответить одной из тех компаний, которые вы­двинули неверное предположение, а затем той — которая предполо­жила правильно. (Воспитатель может ненавязчиво косвенными во­просами принимать участие в обсуждении детьми своих предположе­ний.)

90

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...