Математические представления
Занятие № 4 Задачи. Учить детей систематизировать предметы по выделенному признаку — по высоте; выкладывать ряд из пяти предметов с разницей в высоте 2,5 см, строя его в двух направлениях: от самого высокого к самому низкому и, наоборот, от самого низкого к самому высокому. Формировать у детей умение определять у себя правую и левую руку. Упражнять детей в умении определять, чего у них по одному, по два, по пять. Учить детей считать звуки с закрытыми глазами (счет на слух). Показать детям количественный состав числа из отдельных единиц: учить их составлять группу из одного и двух предметов и называть полученный результат соответствующим числительным, а также обозначать его цифрой 1 и 2. Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) шириной примерно 3 см (каждая последующая длиннее предыдущей на 2,5 см) Размер самой длиной полоски — примерно 30x3 см. (на магнитах Для использования на доске или бумажные — для фланелеграфа). Любые два детских музыкальных инструмента (колокольчик, бубен, погремушка и т. п.). Счетная лесенка, у которой Не меньше двух ступенек.
87
Карточки с цифрами 1, 2 в трех экземплярах. Различные игрушки небольшого размера. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям полоски бумаги разного цвета и разной длины, но одной и той же ширины. Держит их веером так, чтобы дети видели, что длина у полосок разная. Говорит: «Будем строить, как будто это заборчик, но неровный». Воспитатель проводит на доске яркую горизонтальную линию (или прикрепляет узкую полоску бумаги к фланелеграфу), обращает внимание детей на то, что полоски надо ставить на одну линию узкой стороной. Слева и чуть выше линии ставится «точка отсчета». Говорит: «Точкой отсчета мы обозначим место, от которого будем начинать строить ряд (забор), начиная с самой высокой полоски («дощечки»), заканчивая самой низкой». Воспитатель, перебирая полоски на глазах у детей, ищет самую длинную — высокую, примеряя к ней несколько других полосок, называет ее: «Самая высокая». Затем ставит ее на линию рядом с точкой отсчета. Точно также выбирает вторую полоску («дощечку») и ставит ее к первой. Далее воспитатель предлагает подойти к своему столу двоим детям и подобрать третью полоску к этому ряду. Подобрали— поставили. Для четвертой полоски — следующая пара. И для пятой — еще одна пара детей. Таким образом, дети приняли участие в выстраивании ряда из полосок — «дощечек» — по высоте.
Теперь дети определяют словом положение каждой из полосок по отношению к соседним. Например, начинает воспитатель, говорит: «Красная — самая высокая, рядом зеленая. Она ниже красной, но выше желтой». А затем продолжают дети: «Желтая ниже зеленой, но выше синей и т. д.». Про последнюю полоску дети говорят: «Она ниже синей, она самая низкая, она ниже всех». После этого воспитатель с детьми аналогичным образом выстраивает и анализирует ряд, начиная с самой низкой полоски и заканчивая самой высокой. Далее воспитатель просит всех детей встать и поднять левую руку, помахать ею, как будто прощаясь, опустить. Затем поднять правую —
Точка отсчета и сжать ладонь в кулак, опустить, следующее упражнение — дотронуться левой рукой до своего носа, опустить руку. Правую руку положить на голову, опустить. В процессе выполнения детьми задания воспитатель замечает насколько успешно дети ориентируется в определении рук. Затем воспитатель, договорившись с детьми, что они будут все вместе хором повторять за ней ее слова и движения, становится к ним спиной. Воспитатель: «Я поднимаю правую руку». Каж-
88 дый из детей: «Я поднимаю правую руку». Воспитатель опускает правую руку, дети тоже. Воспитатель: «Я поднимаю левую руку». Дети: «Я поднимаю левую руку». Упражнение повторяется три-четыре раза. Затем дети рассаживаются непринужденно на ковре или небольшими группами (по четыре-шесть человек) за столами. Воспитатель показывает детям лежащие у нее на столе предметы, которые будут «издавать» звуки: бубен, молоточек, колокольчик и прочие и договаривается с детьми о том, что считать они будут с закрытыми глазами, не подглядывая, иначе неинтересно и нарушается правило, о котором все договорились. Воспитатель говорит, что, может быть, придется считать и хлопки. (В качестве звучащих предметов могут использоваться не только музыкальные инструменты, но и молоточек, руки воспитателя.) Дети закрывают глаза, воспитатель ударяет в бубен два или три раза, не торопясь, соблюдая четкие интервалы между ударами. Предлагает детям открыть глаза и не кричать всем вместе про услышанное количество звуков, а чтобы каждый показал столько пальчиков на собственной руке, сколько звуков он услышал. И уже только после этого дети называют число вслух. Количество поднятых пальчиков и ответы вслух могут не совпадать у разных детей. Это хорошо. Есть о чем поговорить детям: кто что услышал и почему, поспорить. Воспитатель предлагает закрыть глаза и вновь, но уже с другим предметом, например с колокольчиком, воспроизводит то же количество звуков. Дети снова показывают ответы на пальчиках, а затем называют. Если опять возникает «разночтение», то воспитатель не осуждает детей, не торопится сам назвать «правильное» число. Он предлагает детям, не закрывая глаз, и посмотреть, и послушать, а сам повторяет только что исполненное. После этого ни у кого из детей не останется сомнений. Воспитатель еще три-четыре раза меняет «инструменты» и количество ударов для счета звуков с закрытыми глазами.
Общее число звуков для восприятия на слух в сентябре не должно превышать пяти. Игра «Считай правильно» Воспитатель договаривается с детьми о правилах игры: он будет бросать мяч и называть одно из числительных — или один, или два, или пять. А ребенок будет ловить мяч и называть, что у него один, или два, или пять. Например. «Один», — говорит воспитатель и бросает мяч. «Рот», — отвечает ребенок и бросает мяч воспитателю. Назвав числительное, воспитатель делает короткую паузу перед тем, как бросить мяч, чтобы дать возможность детям сосредоточиться. В начале игры, чтобы продемонстрировать ее правила, воспитатель Просит кого-нибудь из детей назвать число (один или два, или пять) и бросить ему мяч. Ребенок: «Два», — бросает мяч. Воспитатель: «Щеки». 89 Примеры: Один: рот, нос, пупок, лоб, подбородок, затылок. Два: глаза, уши, щеки, брови, коленки, локти, руки, ноги, виски, ноздри, пятки. Пять: пальцы на руке, пальцы на ноге, ногти на руке. Если кто-то из детей в нарушение правил назовет число три или четыре, воспитатель отвечает, например, два глаза и одно ухо, два глаза и два уха. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей принести три предмета, но так, чтобы предметы были разные, не повторялись. Ставит принесенные предметы на верхнюю ступеньку лесенки со значительным интервалом один от другого. Обводя первый предмет рукой, спрашивает: «Сколько тут?» Дети: «Один». Воспитатель ставит цифру 1. Обводит рукой второй предмет: «Сколько тут?» Дети: «Один». Воспитатель ставит цифру 1. Также — третий и ставит цифру 1. Воспитатель: «А сколько групп?» — дотрагиваясь до каждого (одного) предмета воспитатель говорит: «Группа. Группа. Группа». Дети отвечают: «Три». Затем воспитатель просит пару детей принести две группы из двух разных игрушек. Например: зайчик и ежик, елочка и грибочек. Ставит на нижнюю ступеньку лесенки эти две группы из двух предметов каждая. Просит детей сказать, сколько игрушек в каждой группе и по сколько их в группе. Например: один зайчик и один ежик, а всего две игрушки в группе. Воспитатель кладет цифру 2. То же самое со второй группой.
Воспитатель просит детей сравнить цифру 1 и цифру 2, чем они похожи и чем отличаются. Шуточная задачка на сообразительность После игры воспитатель просит детей сесть небольшими компаниями по четыре-шесть человек, помогая им объединиться в малые группы. Затем воспитатель описывает следующую ситуацию: «Детям очень хотелось поиграть в пиратов. Дети подбежали к реке, увидели лодку и очень обрадовались. В лодку прыгнули две девочки, два мальчика и веселый пес Барбос. Играли долго. И вдруг обнаружили, что в дне лодки — нет доски, большая дыра. Но лодка не утонула. Почему?» Сидя небольшими компаниям, дети вполголоса обсуждают свои предположения. Воспитатель прислушивается к обсуждениям, и если в какой-то компании решили, что лодка не утонула, потому что она стояла на берегу, воспитатель отмечает это для себя (правильный ответ). Затем спрашивает, обращаясь ко всем детям, готовы ли они ответить. Каждая компания определяет, кто будет отвечать. Сначала воспитатель предлагает ответить одной из тех компаний, которые выдвинули неверное предположение, а затем той — которая предположила правильно. (Воспитатель может ненавязчиво косвенными вопросами принимать участие в обсуждении детьми своих предположений.) 90
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|