О невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте
Основными источника информации о признаках невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте являются: – сообщение представителей органов, учреждений, организаций, которые осуществляют контрольные, надзорные, проверочные функции либо являются ответственными за проведение мероприятий по международным контрактам, взаимодействию резидентов и нерезидентов (банки, кредитные организации, имеющие соответствующие полномочия по осуществлению банковских операций со средствами в иностранной валюте, филиалы кредитных организаций, имеющие аналогичные функции); – данные оперативно-розыскных мероприятий; – сообщения средств массовой информации, граждан (в том числе работающих в организации-резиденте, осведомленных о сделке из сети Интернет); – сообщения представителей организаций-партнеров, смежников, кредиторов, конкурентов, должников об истинных намерениях руководителя организации; – данные Интерпола об отмывании денежных средств, нарушении финансового, банковского законодательства. Для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст.193 УК РФ необходимо установить наличие обязательств по валютной операции о перечислении из-за границы средств в иностранной валюте на счета в уполномоченный банк Российской Федерации. Располагать информацией о том, что сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей. Следует иметь в виду, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее переведенной, в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Банком России.
Таким образом, в случае неисполнения обязательств нерезидентом (инопартнером) в течение 180 дней предприятие-экспортер обязано принять меры к поступлению валютной выручки. Для разрешения этих вопросов проводятся оперативно-розыскные мероприятия, процессуальные действия (документальные проверки, ревизии, исследования документов и предметов с привлечением специалистов), предусмотренные ст.144 УПК РФ. Выемка документов. В уполномоченном банке выемке подлежит досье паспорта сделки. Оно включает набор следующих документов: – оригинал паспорта сделки (оригиналы переоформленных паспортов сделки). В соответствии с законодательством и правилами, установленными Центральным банком Российской Федерации при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами, резидент в уполномоченном банке оформляет паспорт сделки. Он содержит сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающие экспорт товаров с территории Российской Федерации и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Такие сведения необходимы для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом. Паспорт подписывается руководителем, имеющим право подписи банковских документов. Таким образом, он принимает на себя ответственность как за правильность всех сведений по сделке, так и за поступление валютной выручки из-за границы в установленный срок. Уполномоченный сотрудник банка проверяет соответствие данных паспорта условиям сделки, а валютной операции, требованиям законодательства, в том числе возврат валютной выручки на счет экспортера в банке, и подписывает два экземпляра. Один из них остается в банке (служит основанием открытия досье), а второй передается экспортеру. Если сторонами в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в паспорте сделки, то экспортер представляет в банк, подписавший паспорт сделки по данному контракту следующие документы:
– оригиналы и копии изменений и/или дополнений к контракту; копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке; переоформленный с учетом изменений к контракту паспорт сделки в двух экземплярах. Переоформление паспорта сделки производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф, изложенных в порядке оформления паспорта сделки. Паспорт сделки и грузовая таможенная декларация представляются в таможенный орган для таможенного оформления; – копии контракта (выписки из контракта) и изменений и/или дополнений к нему; – копии разрешений, представленных экспортером в банк, если: 1) условиями контракта (изменений и/или дополнений к нему) предусматривается предоставление иностранной стороне по контракту отсрочка платежа на срок, превышающий 90 календарных дней, экспортер наряду с документами, представляет в банк копию соответствующего разрешения, полученного в установленном порядке; 2) условиями контракта (изменений и/или дополнений к контракту) предусматривается осуществление иной (чем указано ранее) валютной операции, связанной с движением капитала, для проведения которой требуется получение разрешения Банка России, экспортер наряду с указанными документами представляет в банк копию соответствующего разрешения Банка России; – копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту; – иные документы, заполненные банком или поступившие в банк в связи с паспортом сделки; – ведомость, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка, по окончании (прекращении) всех операций по контракту (при закрытии досье). Наряду с этим следует произвести выемку: – учетной карточки таможенно-банковского контроля (документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения о поставляемом (экспортируемом) по контракту товаре из грузовой таможенной декларации, а также сведения о поступлениях выручки);
– ведомости банковского контроля – документ валютного контроля, содержащий сведения об операциях по контракту. В таможенном органе производится выемка ксерокопии паспорта сделки, пописанная должностным лицом таможенного органа и заверенная его личной номерной печатью, грузовая таможенная декларация. В архиве таможенного органа могут изыматься документы, имеющие отношение к расследуемому событию (дело об административном правонарушении; папки лиц – участников внешнеэкономической деятельности и др.) В организации-экспортере осуществляется выемка первого экземпляра паспорта сделки, контракта, дополнений (изменений) к контракту если они были, разрешения на отсрочку платежа, предоставленную иностранной стороне на срок, превышающий 90 календарных дней (если таковое было), договоры (соглашения), учредительные документы, уставы, положения. В торгово-промышленной палате – проводится выемка документов со сведениями по регистрации и деятельности иностранного партнера. В налоговых и других контролирующих органах изымаются документы свидетельствующие о регистрации и разрешенной деятельности участника внешнеэкономической деятельности и его активах, предоставлении баланса предприятия. Осмотр и анализ перечисленных документов позволяет определить правомерность валютных операций; установить руководителей, резидентов и нерезидентов, сотрудника уполномоченного банком подписывать паспорт сделки, совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля; сравнить содержание одноименных данных, изложенных в разных документах, определить категорию лиц, которые будут допрошены. В процессе расследования невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте по каналам Интерпола может быть получена, информация, экономического характера. Ее последующая реализация будет способствовать установлению определенных обстоятельств преступления и лиц, причастных к нему. К такой информации относится: официальные названия юридических лиц, зарегистрированных за рубежом; их юридический адрес, номер, дата регистрации; фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров); направление деятельности; размеры уставного капитала; сведения о текущем финансовом состоянии юридического лица; сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.
Основаниями для проверки указанных юридических и физических лиц, являются: наличие возбужденного уголовного дела; наличие дела оперативного учета в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении преступления; наличие проверочного материала или иной первичной информации о противоправной деятельности лиц, содержащих формальные признаки состава преступления. Для этого НЦП Интерпола и его филиалы направляют соответствующие запросы, в которых указывается: – основание для проверки физических и юридических лиц (уголовное дело, дело оперативного учета, проверочный материал или иная оперативная информация); – обстоятельства преступления или характер имеющихся сведений о преступлении с указанием органа, проводящего расследование (проверку); – полные установочные данные на физических лиц; названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс); – конкретные вопросы, на которые предполагается получить ответы. К запросам при необходимости прилагаются копии контрактов или иных документов, имеющих отношение к невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте. По линии Интерпола можно инициировать проверку лиц при наличии сведений о выезде из Российской Федерации, лиц подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений на территории Российской Федерации, о выезде лиц, проходящих по делам оперативного учета, из Российской Федерации в иностранные государства и занятии там преступной деятельностью. На основании мотивированного запроса могут быть осуществлены следующие виды проверок: 1. В Генеральном секретариате: по учетам лиц, объявленных в международный розыск; по учетам лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; по учетам лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности преступных сообществ и террористических организаций; по картотеке отпечатков пальцев.
2. По оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам правоохранительных органов иностранных государств – членов Интерпола. 3. По миграционным учетам иностранных государств – членов Интерпола. 4. По банку данных НЦБ Интерпола. Через посредство Интерпола может направляться и международное следственное поручение[5] на проведение действий, необходимых для получения доказательств, таких как допрос свидетелей или обвиняемых, проведение обыска и изъятие собственности, заказ экспертных отчетов и передачу предметов, которые будут предъявлены в качестве доказательств, записей или документов. Через НЦБ Интерпола осуществляется международный розыск обвиняемых, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда. Запросы могут быть направлены и в государства – Члены Совета Европы.[6] Важное значение для расследования невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте имеет получение информации из других государств с помощью подразделений, должностных лиц, информационно-поисковых систем ФТС России. ФТС России обладает уникальными организационными возможностями, которые позволяют получать необходимую информацию как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте. Речь идет об Управлении таможенного сотрудничества ФТС России, Службе «М" Главного управления по борьбе с контрабандой (ГУБК) ФТС России, которые осуществляют взаимодействие с зарубежными таможенными органами и международными организациями путем обмена информационными запросами, участия в проведении международных оперативных совещаний и расследований. В настоящее время в системе таможенных органов Российской Федерации существует институт представительств ФТС России в зарубежных государствах (Украине, Киргизской Республике, Республике Казахстан, Республике Беларусь, Финляндской Республике, Бельгии, Германии). Представительства являются звеном, оптимизирующим обмен правоохранительной информацией между государствами. В число каналов обмена информацией в международном масштабе входят и аппараты таможенных атташе при посольствах (консульствах) зарубежных государств в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке. Благодаря таким аппаратам возможен более оперативный обмен информацией. ФТС России, являясь членом ВТО, имеет возможность напрямую взаимодействовать с таможенными службами зарубежных государств, обладает значительным опытом международного сотрудничества, благодаря чему возможно достаточно оперативное получение сведений, необходимых для успешного расследования анализируемого преступления. Необходимо специально отметить роль специализированных организаций ВТО и ОЛАФ ЕК, так как эти организации «специализируются» в основном на борьбе с «таможенным коммерческим мошенничеством». На сегодняшний день существует (созданная по инициативе ВТО) глобальная сеть Региональных узлов связи по правоохранительной работе (RILO)[7] основной задачей которых является повышение эффективности обмена информацией правоохранительного содержания между таможенными органами. Региональные узлы обеспечивают функционирование таможенной правоохранительной сети ВТО "CEN" (Customs Enforcement Network), которая является наиболее эффективной системой, позволяющей учитывать информацию о таможенных преступлениях. Независимая неправительственная организация Еврокомиссии ОЛАФ ЕК осуществляет сбор, анализ и оперативную обработку различной информации в таможенном деле, в том числе и о фактах «таможенного коммерческого мошенничества», о способах его совершения, общей стратегии борьбы с ним, а также координацию осуществления правоохранительных мероприятий государствами – участниками ЕС. Система взаимного обмена информацией (СВОИ), действующей между ФТС России и ОЛАФ ЕК, позволяет осуществить контроль перемещения и таможенного оформления налогоемких товаров, перемещаемых между Россией и странами ЕС. Следует сказать о том, что значительный объем информации сосредоточен в ГНИВЦ ФТС России. Это, прежде всего учет электронных копий ГТД. Он является основным источником информации для анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли; осуществления контроля над поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля; сбора и обработки сведений о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Учет копий электронных документов контроля доставки содержит сообщения о мерах, принятых по фактам недоставки товаров. Они поступают в ГНИВЦ ФТС России из таможен и региональных таможенных управлений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|