Производство отдельных следственных действий при
Расследовании невозвращения из-за границы средств В иностранной валюте
Допрос свидетелей. В качестве свидетелей при расследовании невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте допрашиваются различные категории граждан, это лица которые: – работали или работают в организации, руководитель которой ответственен за возврат из-за границы средств в иностранной валюте; – осуществляли регистрацию фирмы, которая в последующем послужила «фирмой-однодневкой»; предоставили свой паспорт; – принимали участие в формировании контракта; – подписывали паспорт сделки (уполномоченные работники банка), совершали иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля, осуществляли формирование досье; – проводили таможенное оформление, проверяли соответствие сведений, содержащихся в представленной экспортером ксерокопии паспорта сделки, сведениям, заявленным в грузовой таможенной декларации, условиям контракта, другим документам; – передали сведения о совершении преступления. Предмет и направление их допроса будут зависеть от характера информации, которой они располагают. При допросе свидетелей из числа уполномоченных работников банка выясняется: – время и место заключения внешнеэкономической сделки, характер и условия контракта, порядок поставки товара и условия расчетов, вид оплаты по сделке; – порядок и фактические обстоятельства таможенного оформления товаров; – сведения об обстоятельствах получения (задержки получения) иностранной стороной поставленного товара и произведенной оплате; – в какой части деятельность руководителя организации или других лиц противоречила валютному законодательству;
– наличие обстоятельств, специальных разрешений, позволяющих не производить либо не в полной мере производить репатриацию валютной выручки; – факт ведения претензионной работы, характер мер по возвращению средств в иностранной валюте в уполномоченные банки; – иные сведения, в зависимости от конкретных обстоятельств противоправного деяния. При допросе должностных лиц таможенных органов следует установить обстоятельства таможенного оформления конкретных грузовых таможенных деклараций, выпущенных ими в соответствии с заявленным таможенным режимом, а при допросе лиц, непосредственно обнаруживших невозвращение средств в иностранной валюте в процессе таможенно-банковского контроля – обстоятельства обнаружения преступления. Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами (ст. 186.1 УПК РФ) следует проводить на первоначальном этапе расследования, так как полученные сведения могут указывать на лиц, с которыми общается субъект преступления (в том числе и находящимися за пределами территории Российской Федерации), дату и продолжительность общения. В последующем это позволит использовать полученную информацию в целях определения мест проведения обыска, выяснения истинных намерений подозреваемого, обвиняемого, установлении его связей, покровителей, лиц несущих по закону материальную ответственность за противоправные действия субъекта преступления, что позволит целенаправленно провести наложение ареста на имущество. Содержательно больший объем информации может принести такое следственное действие как контроль и запись переговоров. В отличие, от предыдущего следственного действия обозначенное позволяет получить данные о характере переговоров, конкретных обстоятельствах противоправного деяния, лицах задействованных в этом, дальнейших намерениях подозреваемого, обвиняемого, характере поведения на следствии.
Результаты рассматриваемого следственного действия должны быть подвергнуты тщательной, всесторонней и полной проверке и оценены с точки зрения требований уголовно-процессуального законодательства о их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения отдельных ситуаций, складывающихся в ходе расследования преступления. Вопросы использования сведений, полученных в ходе контроля и записи телефонных и иных переговоров являются стержневыми при определении направлений расследования, решения частных вопросов производства следственных действий, установления отдельных обстоятельств, которые стали известны только в результате реализации данного процессуального действия, а также минимизации противодействия расследованию, принятия действенных мер по возврату валютных средств из-за границы. При расследовании невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте может возникнуть необходимость в проверке содержания почтово-телеграфных отправлений, в которых могут содержаться предметы, документы, сведения, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела. На такую корреспонденцию может быть наложен арест, и она может быть подвергнута проверке, а в необходимых случаях и изъятию. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производится только на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном ст. 165 УПК РФ. Осмотр задержанных почтово-телеграфных отправлений производится в присутствии понятых из числа работников учреждения связи. Для участия в осмотре может приглашаться переводчик в случае, когда в отправлении содержится информация на языке, которым не владеет следователь. Обыск. Это следственное действие направлено на поиск объектов, изобличающих руководителя организации в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте. К числу таких объектов относятся письма, записки, расчеты, копии контрактов или их предшествующие экземпляры, адреса и номера телефонов, партнеров за границей, товары, оговоренные в контракте и товары, реально перемещенные через таможенную границу России.
Обыск может быть проведен в жилище подозреваемого, обвиняемого, принадлежащих ему или находящихся в его пользовании нежилых помещениях, в административных, производственных, складских помещениях субъектов внешнеэкономической деятельности, их офисах, а также автотранспортных средствах, особенно в тех из них, которые использовались для перевозки товаров через таможенную границу Российской Федерации. При допросе подозреваемого, обвиняемого необходимо выяснить: – обстоятельства подготовки к совершению преступления (разработка проекта контракта, поиск иностранных партнеров и другие); – характер взаимоотношений с другими гражданами, которые прямо или косвенно могли быть причастны к невозвращению из-за границы средств в иностранной валюте, которые несут по закону материальную ответственность за их действия; – процесс совершения внешнеэкономической сделки; – наличие счетов в банках, на которые была перечислена валютная выручка и ее размер; – сведения об иностранном партнере и взаимоотношениях с ним; – обстоятельства отправки и получения товара, работ, услуг; – сведения о возможно веденной претензионной работе и ее результатах; – сведения о соучастниках преступления, распределении ролей между ними, действиях каждого из них, а также сведения об иных лицах, которым могут быть известны обстоятельства совершения преступления; – сведения о предметах и документах, имеющих значение для дела, в том числе о невозвращенной валюте; – обстоятельства либо наличие специальных разрешений, позволяющие не производить либо не в полном объеме производить репатриацию валютной выручки; – объем знаний валютного, таможенного законодательства по порядку репатриации валютной выручки и совершении валютных операций и наличию административной и уголовной ответственности за нарушение действующего законодательства в данных областях. При расследовании невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте могут назначаться и проводиться следующие виды экспертиз: судебно-бухгалтерская для проверки результатов документальной ревизии при наличии к тому достаточных оснований; судебно-экономическая, которая предполагает решение вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью организации (предприятия); экспертиза технико-криминалистического исследования документов; судебная программно-компьютерная экспертиза для изучения функционального предназначения, характеристики и реализуемых требований, алгоритма и структурных особенностей, текущего состояния представленного на исследование программного обеспечения компьютерной системы; судебная информационно-компьютерная экспертиза (данных) ее целью является поиск, обнаружение, анализ и оценка информации, подготовленной пользователем или порожденной (созданной) программами для организации информационных процессов в компьютерной системе; судебная фоноскопическая – для установления принадлежности конкретных речевых фрагментов, реплик конкретным лицам (в том числе по результатам проведения контроля и записи переговоров).
Наложение ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. Арест может быть наложен на денежные средства и иные ценности подозреваемого, обвиняемого, находящиеся на их счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях (ч. 7. ст. 115 УПК РФ). А также на ценные бумаги либо сертификаты субъекта преступления (ст. 116 УПК РФ), в том числе на долю его активов в управлении предприятием и организацией – держателем контракта, по которому валютная выручка не вернулась либо вернулась не в полном объеме. Учеными высказана точка зрения, согласно которой сумма гражданского иска, стоимость арестованного имущества и ценных бумаг должны быть эквивалентны размеру невозвращенных средств в иностранной валюте. При этом размер ущерба, нанесенного экономическим интересам государства, состоит не в курсовой разнице при обязательной продаже части валютной выручки, а в сумме всех невозвращенных средств в иностранной валюте. Потому, что, покупая часть таких средств, государство пополняет свой валютный резерв, а остальная большая часть способствует поддержанию валютного баланса в стране и поднятию экономики. Наложение ареста на имущество, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого, будет состоять в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, либо другим лицам, распоряжаться и пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение.
Взаимодействие при расследовании невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте, исходя из специфики механизма противоправного деяния, должно осуществляться с большим количеством подразделений федеральных министерств, служб, агентств и органов субъектов федерации. Это связано с тем, что они располагают различной информацией, представляющей интерес для расследования преступления. Так, например, Государственная регистрационная палата при Минюсте Российской Федерации ведет аккредитацию представительств иностранных компаний, регистрацию российских инвестиций за рубежом, Межведомственная комиссия по регулированию вопросов, связанных с использованием системы магистральных нефтепроводов, нефтепродукто-проводов и терминалов в морских портах, располагает данными о вывозе нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации. Значимой информацией располагают различные подразделения: Министерства экономического развития Российской Федерации; Министерства финансов Российской Федерации; Центрального банка Российской Федерации; Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации; Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Главного управления государственного надзора за связью Министерства связи Российской Федерации; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; Федеральной налоговой службы Российской Федерации; ФТС России; Федеральной службы безопасности; Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральной службы государственной статистики; Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации; уполномоченных банков; комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот; управление (отдел) по международным и внешнеэкономическим связям администрации субъектов РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|