Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Криминалистическая характеристика преступления




В настоящее время реальную угрозу миру, общественной безопасности и общественному порядку, жизни и здоровью граждан представляет неконтролируемое распространение вооружений, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки. Уголовная ответственность за незаконный экспорт или передачу лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организации или ее представителю сырья материалов, оборудования, технологий, научно- технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которое заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании вооружения и военной техники и в отношении, которой установлен экспортный контроль установлена частью 1 ст. 189 УК РФ. В части 2 ст.189 говорится о совершение деяния группой лиц по предварительному сговору, в части 3 - о совершении преступления организованной группой.

В примечании к ст. 189 УК РФ отмечается, что под лицом наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

В этой связи, важное значение имеет правовое обеспечение борьбы с незаконным экспортом или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконным выполнением работ (оказанием услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (далее – ОМП), вооружения и военной техники (далее – незаконный экспорт или передача товаров и технологий двойного назначения). Применительно к расследованию незаконного экспорта товаров и технологий двойного назначения наиболее существенными элементами криминалистической характеристики являются – характер исходной информации; предмет преступного посягательства; способы совершения и сокрытия преступления; типичные следы; обстановка совершения преступления; свойства личности преступников; мотивы содеянного.

Исходная информация о незаконном экспорте или передаче товаров и технологий двойного назначения содержится в материалах, полученных из подразделений таможенного оформления и таможенного контроля административных расследований, оперативно-розыскных подразделений, иных правоохранительных органов, средств массовой, заявлениях граждан.

Предмет преступного посягательства. Предметом преступного посягательства являются различные виды сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники, а также при создании оружия массового поражения и средств его доставки.

Особенностью предмета преступного посягательства является то, что он должен одновременно обладать двумя признаками:

– потенциальной возможностью использования для создания вооружения, военной техники, ОМП или средств его доставки;

– относится к сырью, материалам, оборудованию, услугам, работам, технологии или научно-технической информации в отношении которых установлен экспортный контроль.

При этом под сырьем понимаются вещества естественного или синтетического происхождения, которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения или средств его доставки.

Материалы, как правило, являются продуктом переработки сырья и могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения или средств его доставки.

К оборудованию относятся специально созданные системы и приспособления (приборы, станки, стенды и т.п.), которые при использовании соответствующих технологий могут быть использованы для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения или средств его доставки.

Технология, научно-техническая информация – специальная информация, которая требуется для разработки, производства и использования контролируемой продукции (в первую очередь, включенной в контрольные списки) за исключением, относящейся к общедоступной информации или фундаментальным научным исследованиям.

Экспорт или передача технологии и научно-технической информации может производиться в форме технических данных или оказания технической помощи.

Техническая помощь – обучение, повышение квалификации, практическая подготовка, передача практического опыта, консультативные услуги. Техническая помощь может включать передачу технических данных.

Технические данные – чертежи и их копии, схемы, диаграммы, модели, формулы, таблицы, технические характеристики и спецификации, пособия, инструкции, в письменном виде или записанные на другие носители или устройства такие, как диск, магнитная лента, карты памяти (флэш-карты).

Под передачей понимаются следующие незаконные действия (независимо от способа их совершения):

– передача контролируемой продукции (в том числе, оборудования и технологий в форме технических данных) иностранной организации или ее представителю в собственность (включая передачу прав) или во временное использование;

– передача контролируемых технологий и научно-технической информации иностранной организации или ее представителю в виде оказания технической помощи.

Под незаконным выполнением работ (оказанием услуг) понимается выполнение любых действий, которые могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, как то: обучение, повышение квалификации, практическая подготовка кадров, консультирование, проверка работы, ремонт, модернизация.

Под созданием оружия массового поражения и средств его доставки понимается разработка, производство и использование ядерного, химического, бактериологического (биологического) или токсинного оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять такое оружие, а также связанных с ними технологий, материалов, оборудования и программного обеспечения.

Под созданием вооружения и военной техники понимается разработка, производство и использование обычных типов вооружения и военной техники предназначенных для ведения боевых действий, управления войсками, их обучения, проведения испытаний и обеспечения заданного уровня боевой готовности, а также соответствующие научные исследования.

Разработка – все стадии работ, предшествующие производству контролируемой продукции, в том числе: проектирование, проектные исследования, анализ проектных вариантов, выработка концепций проектирования, сборка и испытание макетного образца, схемы опытного производства, конструкторская документация, последовательность операций по реализации конструкторских разработок в конкретное изделие, комплексное проектирование и схемы размещения оборудования.

Производство – все стадии производства контролируемой продукции, такие как: сооружение, технология производства, изготовление, комплектование, монтаж (сборка), контроль, испытания и обеспечение качества.

Использование включает в себя эксплуатацию, установку (включая установку на месте эксплуатации), техническое обслуживание (проверку), ремонт, капитальный ремонт или реконструкцию.

Товары и технологии, являющиеся объектами экспортного контроля (контролируемой продукцией), сведены в национальные контрольные списки, которые гармонизированы по своему содержанию с действующими в промышленно развитых странах ограничительными списками и основываются на требованиях международных режимов экспортного контроля, таких, как Вассенаарские Договоренности, Группа ядерных поставщиков, Комитет Цангера, Режим контроля за ракетной технологией, Австралийская группа. Списки контролируемых товаров и технологий (далее – контрольные списки) утверждаются соответствующими указами Президента Российской Федерации.

Кроме того, в национальное законодательство Российской Федерации включено правило «всеобъемлющего» контроля. Его суть состоит в том, что российским физическим и юридическим лицам запрещается заключать, совершать или участвовать иным образом во внешнеэкономических сделках с любыми товарами и услугами, если им достоверно известно, что предметы экспорта будут использованы иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения или средств его доставки. Российским лицам также вменяется в обязанность получать разрешение на экспорт товаров и услуг, не включенных в контрольные списки, в тех случаях, когда они имеют основания полагать или были информированы компетентными государственными органами о том, что экспортируемые ими товары и услуги могут быть применены для вышеназванных целей.

В общем случае, применительно к ст. 189 УК РФ, экспорт означает вывоз с таможенной территории Таможенного союза за границу контролируемой продукции без обязательства об ее обратном ввозе. Он является незаконным, если осуществляется с нарушением законодательства Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве и экспортном контроле.

Под экспортным контролем (ЭК) понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленных Федеральным законом «Об экспортном контроле» (ФЗ об ЭК), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании ОМП, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Внешнеэкономические сделки с товарами и технологиями, на которые распространяется экспортный контроль, подлежат Государственной экспертизе. Государственная экспертиза организуется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю с привлечением к участию в ней межведомственных экспертных советов по соответствующим направлениям науки, техники и технологий, в состав которых входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. По итогам проведения Государственной экспертизы внешнеэкономической сделки принимается решение о выдаче (не выдачи) соответствующих разрешительных документов (лицензии или специального разрешения).

Российская национальная система экспортного контроля имеет разветвленную структуру органов государственной исполнительной власти, призванных регулировать и контролировать эту составляющую обеспечения национальной и экономической безопасности, включающая следующие элементы.

1. Лицензирующие органы при выдаче лицензии на соответствующий вид деятельности.

2. Экспортер (импортер) в стадии разработки контракта, ведения переговоров и подписания соглашения с контрагентом.

3. Экспортер в стадии разработки соответствующего оборудования, технологии или материалов – потенциальных объектов экспортного контроля в рамках внутрифирменной программы экспортного контроля.

4. Правоохранительные органы, курирующие деятельность предприятия.

5. Лицензирующие и контролирующие органы при выдаче сертификатов-разрешений на отдельные виды товаров и технологий, а также разрешений на их транспортировку соответствующими маршрутами и видами транспорта.

6. Органы и учреждения, проводящие идентификационную экспертизу.

7. ФСТЭК России (в ходе предварительного изучения представленных экспортером документов).

8. ФСТЭК России и представители других министерств и ведомств (в ходе согласования и проведения государственной экспертизы, а также подготовки Постановления Правительства Российской Федерации в случае получения Генеральной лицензии).

9. ФСТЭК России в ходе принятия окончательного решения на выдачу лицензии (выдачи разрешения на временный ввоз-вывоз Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации).

10. Таможенные органы, в соответствии с их компетенцией в рамках валютного, документального, технического и иных видов и форм таможенного контроля, включая оперативно-розыскную составляющую.

11. МИД России, экспортер, ФСБ России и СВР России в ходе постэкспортного контроля проверки конечного пользователя и соблюдения выполнения условий внешнеторгового контракта.

Способы совершения незаконного экспорта или передачи товаров и технологий двойного назначения. Применительно к незаконному экспорту (передаче) товаров и технологий двойного назначения можно выделить две группы способов совершения соответствующего преступного деяния. Первую из них составляют типичные способы незаконного экспорта (передачи) материально выраженных контролируемых товаров и технологий, а вторую – различные способы «неовеществленной» (в терминологии экспортного контроля – «неосязаемой») передачи контролируемой продукции.

Первая группа способов включает в себя:

1. Заявление недостоверных сведений при получении разрешительных документов, т.е. предоставление участником ВЭД во ФСТЭК России, Комиссию по экспортному контролю Российской Федерации, НЭП Минобороны России, независимые идентификационные центры и иные экспертные организации, документов следующего характера:

– недостоверного или незаконно полученного письменного обязательства иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки (обязательства импортера, Международного импортного сертификата и т.п.);

– внешнеторгового контракта с несуществующим или подставным зарубежным контрагентом или недостоверных сведений о зарубежном контрагенте и конечном пользователе (конечном использовании товара), в том числе касающихся формы собственности организации-импортера, ее отношения к участию в военных программах, рода деятельности, владельцев и т.п.;

– недостоверных сведений (в т.ч. заниженных и неполных сведений о технических характеристиках товара, умышленного умолчания о возможном использовании экспортируемого товара или технологии в целях создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки) для проведения идентификационной («независимой идентификационной экспертизы», проводимой организациями, получившими в установленном порядке такое право) или государственной экспертизы, проводимой ФСТЭК России при решении вопроса о выдаче разрешительных документов и проводимой с привлечением других государственных контролирующих и правоохранительных органов;

– предоставление для проведения независимой идентификационной экспертизы (в том случае, если проводится техническая экспертиза) образцов товаров, не соответствующих товарам, которые действительно будут отправлены на экспорт, и не требующих получения разрешительных документов (такие товары по своему внешнему виду могут полностью соответствовать реально экспортируемым товарам, но их технические характеристики могут быть значительно ниже фактически экспортируемых товаров, требующих получения разрешительных документов).

2. Предоставление федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области экспортного контроля, и таможенным органам, поддельных документов о доставке товара (Сертификата подтверждения доставки товара).

3. Сокрытие от федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области экспортного контроля, или таможенных органов информации о конечном предназначении вывозимых товаров и технологий, когда они не входят в контрольные списки, но российский участник ВЭД знает о том, что они могут быть использованы при создании вооружения, военной техники, оружия массового поражения или средств его доставки.

4. Самостоятельное изменение таможенных процедур без разрешения таможенных органов и федерального органа государственной власти, специально уполномоченного в области экспортного контроля, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, вывезенных ранее в процедуре временного вывоза или переработки вне таможенной территории (например, по факту, заявление их в процедуру экспорта).

5. Передача имущественных прав (продажа, аренда, залог, переуступка в результате смены собственника и т.п.) на контролируемые товары иностранным организациям или их представителям без разрешения таможенных органов и федерального органа власти, уполномоченного в области экспортного контроля.

6. Перемещение через таможенную границу Таможенного союза технологий и научно-технической информации (в том числе, как итогового продукта предыдущего выполнения работ или оказания услуг иностранной организации или ее представителю, в виде технических данных) в материальном виде (на электронных, бумажных или иных носителях информации, в составе электронных компонентов экспортируемых товаров и т.п.) без разрешительных документов в том случае, если перемещающее такие товары лицо является участником ВЭД (представителем участника ВЭД), а перемещаемый товар – объектом внешнеторговой сделки.

7. Передача иностранным организациям и иностранным лицам контролируемых товаров и технологий в ходе производства ремонта (модернизации) и переработки товаров, заявленных в таможенные операции «переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории».

Основными способами «неосязаемой» передачи контролируемой продукции являются следующие:

1. Неосязаемая передача технологий и научно-технической информации в ходе выполнения работ для иностранной организации или ее представителя (ремонт, модернизация, установка на месте, совместное проведение научных исследований и т.п.).

2. Неосязаемая передача технологий и научно-технической информации в ходе незаконного оказания услуг иностранной организации или ее представителю (пост экспортное обслуживание, консультирование, обучение и т.п.).

3. Неосязаемая передача технологий и научно-технической информации, осуществляемая иными способами (в ходе организации и проведения выставок, научных симпозиумов, научных публикаций, выступлений в печати, публикаций в сети «Интернет» и т.п.), если такие действия были одним из условий внешнеэкономической сделки.

Обстановка совершения преступления. Из обстановки совершения преступления следует отметить трудности правового регулирования.

Бланкетный характер ст. 189 УК РФ создает определенные трудности при расследовании данных преступлений, так как её нормы, в настоящее время, не полностью согласованы с законодательством Российской Федерации об экспортном контроле и военно-техническом сотрудничестве, некоторые дефиниции отсутствуют, а некоторые отличаются друг от друга в зависимости от вида контролируемой продукции.

При расследовании незаконного экспорта или передачи товаров и технологий двойного назначения следует руководствоваться как законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве и экспортном контроле, так и законодательством о внешнеэкономической деятельности, в частности, в вопросах терминологии – Таможенным кодексом Таможенного союза и рядом международно-признанных документов, например, Глоссарием международных таможенных терминов (Всемирная таможенная организация, 2006). Кроме того, отдельные дефиниции даны в ряде нормативных правовых актов (постановлениях Правительства Российской Федерации, касающихся порядка ввоза-вывоза каждого конкретного вида контролируемой продукции).

Следы преступления. Наиболее информационно значимыми при расследовании незаконного экспорта или передачи сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконного выполнения работ (оказания услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, являются документы, отражающие конкретную внешнеэкономическую операцию (в том числе, на электронных носителях информации) и сами предметы преступного посягательства и используемые как средство совершения преступления или содержащие признаки подделки.

Из документов, такими являются: грузовая таможенная декларация, внешнеэкономический контракт и приложения к нему, техническое описание товара, заключение независимой идентификационной экспертизы, товаросопроводительные документы (инвойс, коносамент, товарно-транспортные накладные и т.п.).

Одним из наиболее информативных следов рассматриваемого преступления, в настоящее время является сохранение в компьютерах изобличающей преступников электронной переписки с зарубежными контрагентами, указывающей не незаконное конечное использование товара, реальных характеристик и результатов технических испытаний, указания на конечное предназначение перемещаемого товара или технологии и т.п. С криминалистической точки зрения, наиболее важной является информация, изобличающая преступника и хранящаяся на его личном компьютере (ноутбуке, смартфоне и т.п.).

Следовая картина преступления может быть пополнена за счет изучения предметов преступного посягательства. Предмет преступного посягательства важен, прежде всего, с точки зрения установления его отношения к товарам и технологиям, подлежащим экспортному контролю и доказательства несоответствия его реальных технических параметров заявленным в таможенных документах. Кроме того, предмет преступного посягательства может нести на себе следы преступного деяния, такие как отпечатки пальцев упаковывавших перемещаемый предмет лиц, их подписи на внутренних упаковочных листах, лингвистические особенности написания сопроводительных писем, особенности их распечатки и т.п.

Способы сокрытия преступления. В настоящее время используются следующие способы сокрытия преступлений, связанных с незаконным экспортом или передачей товаров и технологий двойного назначения:

а) уничтожение переписки с иностранным контрагентом (электронные письма, факсы, телеграммы);

б) уничтожение документации, относящейся к внешнеэкономической деятельности предприятия (учреждения), в том числе, внешнеэкономических контрактов, грузовых таможенных деклараций, счетов-фактур (инвойсов) и т.п., причем как в «бумажном» виде, так и, находящихся на электронных носителях и в сети Интернет, а также создание «двойной» внешнеэкономической документации, включая контракты, инвойсы и т.п.;

в) изменение внешней маркировки и идентификационных надписей на экспортируемой (передаваемой) продукции с целью ввести в заблуждение таможенные и лицензирующие органы или скрыть (занизить) технические параметры вывозимого товара;

г) уничтожение или искажение проектной, испытательной и иной технической документации, раскрывающей подлинные технические данные экспортируемого или передаваемого товара, уничтожение или искажение технологических карт и описания технологических процессов ремонта, переработки контролируемой продукции (в случаях выполнения работ или оказания услуг);

д) применение «двойных» схем расчетов за экспорт или оказание услуг – официально, банковским переводом, и на личный счет организатора незаконной сделки, посредством перевода на обезличенную (корпоративную) банковскую карту или путем оплаты наличными.

Данные о свойствах личности преступника. Преступления, связанные с незаконным экспортом или передачей сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконным выполнением работ (оказанием услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, как правило, совершаются лицом, являющимся руководителем государственного или частного предприятия (учреждения), имеющим высокий общественный статус, а нередко и международную известность.

При этом такие лица в большинстве случаев являются высокообразованными и квалифицированными специалистами, уровень специального образования которых зачастую намного превышает уровень образования и знаний лиц, проводящих расследование.

Кроме того, круг лиц, имеющих потенциальные возможности экспорта или передачи товаров и технологий двойного назначения весьма узок для каждой конкретной сферы деятельности (авиационная промышленность, атомная промышленность, химическая промышленность, радиоэлектроника и т.п.).

В значительной степени преступление совершается организованными преступными формированиями. Это объясняется тем, что контролируемая продукция представляет собой высокотехнологичный продукт, который с самого начала разработки технического задания на проектирование, а также в ходе проектирования и производства является результатом коллективного труда. К тому же, любая технология производства предусматривает наличие определенной схемы контроля, в том числе, расходования материалов, качества и количества произведенной продукции. Наконец, подготовка внешнеэкономического контракта, переписка и проведение переговоров с иностранным контрагентом, проведение независимой идентификационной экспертизы, получение разрешительных документов в контролирующих и лицензирующих органах (НЭП Минобороны России, ФСТЭК России, Комиссии Российской Федерации по экспортному контролю, ФСВТС России), а также подготовка документов для таможенного оформления ввиду длительности и трудоемкости всех перечисленных выше процессов затрудняет, а иногда делает невозможным их выполнение одним человеком.

Мотивы совершения преступления. Как показывает практика, основными из них являются: личная корысть, умышленная и целенаправленная передача контролируемых технологий иностранным организациям или их представителям (без признаков шпионажа) по различным идеологическим, национальным, религиозным и иным соображениям и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...