Криминалистическая характеристика преступлений связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей
Уголовная ответственность за неуплату таможенных платежей установлена ст.194 УК РФ. В части первой статьи говорится о крупном размере неуплаченных таможенных платежей; в части второй - о совершении деяний группы лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере; в части третьей - о совершении преступлений должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу осуществляющий таможенный или пограничный контроль; в части четвертой - о совершении деяния организованной группой. В примечании к статье отмечается, что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает один миллион рублей, с организации – два миллиона рублей, а в особо крупном размере – если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает три миллиона рублей, с организации – десять миллионов рублей. Подавляющее большинство преступлений совершается организованными преступными формированиями. Характер исходной информации. Исходная информация для возбуждения уголовных дел о преступлениях, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, содержится в материалах, полученных: из подразделений таможенного оформления и таможенного контроля, подразделений административных расследований; в процессе оперативно-розыскной деятельности; материалах, переданных из других правоохранительных органов и.т.д. Предмет преступного посягательства – это денежные средства, не поступившие на счет федерального казначейства в связи с уклонением от уплаты таможенных платежей за перемещенные через государственную границу Российской Федерации (таможенную границу Таможенного союза) товаров и транспортных средств. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенными платежами признаются: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территория Таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на территорию Таможенного союза, таможенные сборы.
Обязанность по уплате возникает при незаконном перемещении товаров через государственную границу (таможенную границу); прибытии товаров на таможенную территорию; убытии иностранных товаров с таможенной территории таможенного союза; временном хранении товаров, а также при выпуске товаров до подачи таможенной декларации; в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления; товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта; иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита (ввозных); вывозных пошлин по процедуре таможенного транзита; ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного склада; ввозных таможенных пошлин под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; вывозных таможенных пошлин под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории; ввозных таможенных пошлин под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления; ввозных таможенных пошлин под таможенную процедуру временного ввоза (допуска); вывозных таможенных пошлин под таможенную процедуру временного вывоза; помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру реэкспорта; ввозных таможенных пошлин под таможенную процедуру беспошлинной торговли; товаров для личного пользования.
Способы совершения преступлений подразделяются на четыре группы. Первая-связана с незаконным изъятием товаров и транспортных средств и другими неправомерными действиями с товаром и транспортными средствами, находящихся под таможенным контролем, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей. Способы данной группы включают: Нарушение таможенного законодательства при совершении таможенных операций в местах прибытия (убытия) на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляется в местах прибытия (убытия), которыми являются пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза.Данный способ связан с представлением недействительных документов в местах прибытия (убытия) в зависимости от вида международного транспорта, нарушения правил совершения операций в пунктах пропуска и перемещение товара в неустановленных местах прибытия товара. Недоставка товаров в таможню назначения при совершении операций процедуры таможенного транзита является наиболее распространенным способом уклонения от уплаты таможенных платежей. Данный способ связан с тем, что таможенное декларирование товаров, ввозимых на таможенную территорию осуществляется, как правило, не в регионе деятельности приграничной таможни (таможни отправления), а во внутренних таможнях по месту нахождения получателей товаров (таможне назначения). Используя данное обстоятельство, преступниками указываются в документах «подставные» юридические лица либо несуществующие места доставки товаров. Особое место занимают преступные действия, связанные с нарушением различными способами средств идентификации, для последующего изменения товара, а также представление ложных сведений для уклонения от обеспечения уплаты таможенный платежей в отношении иностранных товаров. При доставке товара для изменения характеристик товара могут использоваться разгрузка, погрузка, перевалка товара без разрешения таможенного органа. Нарушение таможенного законодательства о таможенных операциях, предшествующих таможенному декларированию (временное хранение товара, выпуск товара), как правило, сопряжено представлением недействительных коммерческих документов для помещения товара на временное хранение в складе временного хранение (СВХ) и наступление ответственности за уплату таможенных платежей в зависимости от правосубъектости лица, поместившего товары на временное хранение, с неправомерными действиями с товаром на СВХ при хранении товара.
Неправомерные действия в сфере складских операций характеризуются неполным или недостоверным учетом товаров на складе, либо заявлением, что часть товаров похищена неустановленными лицами. В поддельных документах, указываются менее налогоемкие товары. Недобросовестные владельцы склада имитируют поступление товаров на склад или осуществляют выдачу товаров, не оформленных в таможенном отношении, собственникам. При выпуске товара и соблюдении условий выпуска товара заявлением и использованием любой таможенной процедуры, которая предполагает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. Наиболее «привлекательными» в криминогенном отношении являются таможенные процедуры переработки; временного ввоза (вывоза); транзита; экспорта; реэкспорта; уничтожения товаров. Нарушение таможенного законодательства с транспортными средствами международной перевозки, в первую очередь связанно с операциями с транспортными средства международной перевозки, оборудованием и запчастями при их временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза и временном ввозе. Вторая группа способов состоит в нарушении условий таможенного декларирования и включает способы, недостоверного декларирования, направленные на неправомерное освобождение от уплаты таможенных платежей или их занижение. С целью уклонения от уплаты таможенных платежей производится фальсификация коммерческих документов с использованием как материального, так и интеллектуального подлога. Третья группа способов заключается в нарушении требований таможенного и налогового законодательства при исчисление таможенных платежей, применении ставок таможенных пошлин и налогов, перерасчете иностранной валюты для исчисления таможенных платежей, сроков уплаты таможенных платежей, операции оплаты, зачисления и распределения платежей, операции обеспечения оплаты платежей, операции определения суммы платежей при таможенных процедурах. Эти нарушения осуществляются при представлении недействительных документов, подставных лиц, использование подставных уполномоченных банков, льгот и преференций и т.п.
Четвертая группа способов связана с особенностям перемещения отдельных категорий товаров: нарушении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности; перемещении товаров трубопроводным транспортом и линиями электропередачи; перемещении товаров для личного пользования и припасов. Для этой группы характерны способы нарушения пересылки товара, действий в местах операций, порядка перемещения (ввоза, вывоза) товара, декларирования, представления документов, применения пошлин и налогов, применение льгот в соответствии с требованиями гл.45, 46 Таможенного кодекса Таможенного союза. Механизм преступной деятельности организованных преступных сообществ состоит из нескольких взаимосвязанных между собой стадий, которые реализуются при совершении рассматриваемых преступлений, в частности: – анализ и оценка информации о соответствующей сфере внешнеторговой деятельности или о социально-экономической ситуации в регионе; – определение направления преступной деятельности и разработка ее технологии, включая способы совершения и сокрытия преступлений; – подготовка к реализации преступной деятельности и принятие мер по ее прикрытию (создание юридического лица, получение лицензии на внешнеторговую деятельность, открытие лицевого счета в банке, заключение контракта на приобретение товаров и т.д.), и защите (установление связей с коррумпированными сотрудниками органов власти и управления, правоохранительных органов, приобретение или изготовление поддельных документов и т.д.); – принятие мер по сокрытию преступной деятельности: легализация или «отмывание» денег, полученных преступным путем; помещение их на счета зарубежных банков, в оффшорные зоны и т.п. Обстановка совершения преступления. Обстановка включает общегосударственный, региональный и местный уровни. На общегосударственном уровне отмечается форсированная либерализация внешнеторговой деятельности и унификация ее с международными стандартами поспешно, с отрывом от внутренних экономических реалий и без должного учета допускаемых международной практикой мер государственного регулирования; несовершенство правовой базы и особенно, таможенного законодательства в рамках Таможенного союза; постоянно изменяющееся национальное таможенное законодательство, содержащее внутренние коллизии и противоречащее другим отраслям права.
Снятие таможенного и других видов контроля на внутренних границах таможенного союза, упрощенный порядок регистрации хозяйствующих субъектов создает благоприятные условия для совершения преступлений. В частности, ежегодно возникают и ликвидируются сотни тысяч предприятий с одноименными названиями, с представлением ложных сведений об учредителях, владельцах, уставных фондах, юридических адресах. Региональный уровень обстановки совершения данного вида преступлений характеризуется географическим положением региона; особенностями состояния экспорта и импорта; интенсивностью внешнеэкономических связей (внешнеторговый оборот); его правовым режимом (например, свободная экономическая зона); и другими факторами. К элементам местного уровня относятся: положение таможни в системе внешнеэкономической деятельности (внутренняя таможня или приграничная); географическое расположение и категория таможни, обусловливающая ее структуру и штатную численность; оптимальная структура таможни (количество таможенных постов); расположение мест таможенного контроля, оптимальность распределения между ними объема работы, создание надлежащих условий для их функционирования; обеспечение технико-криминалистическими и техническими средствами таможенного контроля, особенно в условиях оптимизации таможенного контроля, сокращения численности таможенных органов в условиях переноса таможенного контроля в места приближенные к государственной границе и т.п. Данные о материальных следах. В процессе подготовки, совершения и сокрытия преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, отображаются все виды следов: следы-предметы; следы-отображения; следы-вещества. Следы-отображения включают отображения свойств личности преступников (рук, ног, зубов, почерка и т.д.), отображение свойств предметов (следы протекторов автотранспортных средств, пломбираторов, средств, применявшихся для изменения номеров на агрегатах автотранспортных средств, перемещенных через таможенную границу Таможенного союза и т.д.). Следы-предметы включают: товары и транспортные средства, упаковочные средства, средства идентификации товара и транспортных средств и т.д. К следам-веществам относятся жидкие и газообразные товары: нефть, газ, бензин, смазочные масла и т.д., почва и т.п. Документы как следы-предметы возникают при использовании их в качестве средства совершения преступления или же они несут на себе следы преступной деятельности и т.д. Круг данных документов при расследовании преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей, весьма широк: таможенные, управленческие, коммерческие, банковские и т.д. Тип организованной преступной структуры. Преступные формирования, реализующие деятельность, связанную с уклонением от уплаты таможенных платежей, относятся к формированиям экономической направленности, что определяется предметом преступного посягательства – денежными средствами, полученными вследствие уклонения от уплаты таможенных платежей, с целью получения незаконных доходов и сверхдоходов. Формирования могут быть открытыми и закрытыми, как национальными, так и транснациональными, иметь связи с коррумпированными лицами и т.д. Их отличительной особенностью является функционирование в сфере внешнеторговой деятельности. Являясь участниками ВЭД, они имеют специальный статус и, соответственно, осуществляют перемещение товаров через государственную (таможенную) границу под легальным прикрытием. С этой целью используются как специально созданные юридические лица, которые претворяют в жизнь несколько схем уклонения от уплаты таможенных платежей за непродолжительное время, так и легально постоянно действующие лица, зарегистрированные в таможенных органах как участники внешнеэкономической деятельности, участники рынка государственных таможенных услуг. При совершении преступления членами организованного преступного формирования необходимо установить функции организаторов, руководителей, лиц, обеспечивающего уровня и исполнителей, а также связи между ними и свойства их личности. Совершение преступного деяния обуславливает наличие у них определенных знаний в экономической, правовой и таможенной сферах, особенно для осуществления организаторских и руководящих функций. Для успешного ведения бизнеса человеку необходимо иметь определенный вес в обществе, опыт работы с финансовыми, материальными, административными потоками, иметь высокую руководящую должность. Лица организаторского и руководящего уровня характеризуются высоким образовательным уровнем, наличием широких познаний в различных областях хозяйственного механизма, банковской, внешнеэкономической деятельности, юриспруденции, таможенного дела и т.д. Свойства личности членов организованных преступных структур обеспечивающего уровня в большем определяются реализуемыми функциями. Они обладают высоким профессионализмом, способностями, знаниями, умениями и навыками, позволяющими осуществлять преступные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей и маскировать ее. Особо следует остановиться на такой категории лиц обеспечивающего уровня, как коррумпированные сотрудники органов власти и управления, общественная опасность которых чрезвычайно высока. Об их коррумпированности могут свидетельствовать несоответствие их уровня жизни их зарплате, заинтересованность в решении вопросов, не входящих в их компетенцию, стремление уйти от решения острых вопросов и переложить их на другое лицо и т.д. Исполнительские функции выполняют лица, непосредственно перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу, а также оказывающие посреднические услуги в сфере таможенного дела – экспедиторы, водители, грузчики, сотрудники складов временного хранения и др. Они, как правило, не посвящены в детали схемы уклонения от уплаты таможенных платежей и выполняют свои обязанности за материальное вознаграждение. Мотивы преступной деятельности. В подавляющем большинстве уклонение от уплаты таможенных платежей совершается по корыстным мотивам. Побудительным мотивом занятия противоправной деятельностью в сфере таможенного налогообложения выступает, как правило, корысть, стремление к материальному благополучию. Как правило преступники имеют склонность к так называемым «завышенным стандартам потребления»,при условии, что материальное обогащение быстро достижимо. К потерпевшим относятся граждане Российской Федерации, поскольку данные преступления наносят ущерб интересам всего общества. Таким образом, потерпевшими, с одной стороны, становятся граждане Российской Федерации – налогоплательщики, на которых переносится дополнительное налоговое бремя, а, с другой, «бюджетники» – сотрудники государственных учреждений, пенсионеры и члены их семей, что нарушает принципы социальной справедливости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|