Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 6

Задачи. Проверить насколько дети усвоили цифры от 1 до 5.

Развивать у детей произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре.

Учить детей выстраивать сериационный ряд из пяти предметов по Длине в обоих направления: от большего к меньшему и наоборот — от меньшего к большему.

Учить детей выполнять под счет заданное количество движений.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5.

Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) шириной примерно 3 см (каждая последующая длиннее предыдущей на 2,5 см). Размер самой длинной по­лоски — примерно 30x3 см. (на магнитах для использования на доске или бумажные — для фланелеграфа).

Различные игрушки, счетный материал.

133

Содержание занятия. На столе у воспитателя предметы (игруш­ки, счетный материал), стоящие группами. Группы: один предмет, два предмета, три предмета, четыре предмета, пять предметов. Желательно, чтобы предметы в группе были однородными. Подальше от предметов на том же столе лежат цифры вперемешку: 3, 2, 4, 1, 5. К столу выходят пятеро детей. Выбирая соответствующую цифру, они подкладывают ее к той или иной группе. Другие дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания, об­суждают соответствие количества предметов и цифры. После этого воспитатель снова перемешивает карточки с цифрами и выкладыва­ет их на столе. Задание выполняет следующая группа детей с после­дующим обсуждением другими детьми. Затем то же задание выпол­няет еще одна группа детей.

Игра «Разведчики»

К доске выходят четверо детей. Желательно, чтобы это были две девочки и два мальчика. Воспитатель уточняет с детьми, сколько вы­шло человек. «Четверо». Сколько девочек и сколько мальчиков? Де­ти: «Две и два. А вместе четыре». Воспитатель предлагает вышедшим к доске найти себе пару среди сидящих за столами детей. Каждый должен найти пару только взглядом, не помогая себе ни руками, ни кивком головы. Примерно через 20 секунд по сигналу воспитате­ля найденные взглядом дети выходят к доске, а стоявшие ранее са­дятся на свои места. Это происходит одновременно. Теперь вновь вставшие у доски ищут взглядом себе пару, но только не из тех детей, которые уже были у доски. По сигналу воспитателя стоящие у доски и выбранные дети одновременно меняются местами. Вновь вышед­шие дети также ищут себе пару, но не из тех детей, которые уже вы­ходили.

Если в игре возникнут ситуации, что к доске вышли, например, три девочки и один мальчик или три мальчика и одна девочка, то воспита­тель уточняет с детьми, сколько всего (четверо) и кого сколько (напри­мер, три и один).

Игра «Разведчики» повторяется три-четыре раза.

После игры дети садятся на свои места. Воспитатель проводит на доске яркую вертикальную линию (или прикрепляет к фланелеграфу тонкую полоску бумаги). Внизу слева от линии ставит «точку отсчета». У воспитателя пять разноцветных полосок (на магнитиках для метал­лической доски, из плотной бумаги или картона для фланелеграфа) од­ной и той же ширины (примерно 3-4 см) с разницей в длине 2,5 см. Воспитатель предлагает детям: «Давайте мы с вами построим лесенку». Воспитатель сравнивает полоски по длине, прикладывая их на глазах у детей друг к другу, выбирает самую длинную. Кладет на заготовлен­ную линию снизу, прикладывая самую длинную полоску к вертикаль­ной линии рядом с «точкой отсчета». «Первая ступенька положена».

134

 

Далее предлагает двум детям по­дойти к столу и подобрать сле­дующую полоску, незаметно подсказывая им, какую взять. Дети кладут вторую полоску по­верх «первой ступеньки», распо­лагая ее начало точно на линии. Следующая пара детей — осу­ществляет то же самое с «треть­ей ступенькой», следующая па­ра—с четвертой, следующая — с пятой. Далее воспитатель с де­тьми уточняет общее количест­во и характеризует последова­тельность выложенных поло-

сок: «Получилась лесенка. В ней пять ступенек. Самая длинная — красная. Зеленая короче красной, но длиннее желтой. Желтая короче зеленой, но длиннее синей. Синяя короче желтой, но длиннее белой. Белая — самая короткая (черная). Белая короче всех». Затем воспита­тель просит детей сравнить между собой названные ею полоски (в про­извольных сочетаниях).

Воспитатель разучивает с детьми подвижную игру.

Дети встают в круг, в центре ребенок, который исполняет роль веду­щего, он выбирается по любой считалке. Ведущему отдают команды «прыгни пять раз назад», «наклонись вперед три раза», «хлопни четыре раза в ладоши» и т. п. Ведущий выполняет эти движения, а дети все вместе считают. Затем на роль ведущего выбирается другой ребенок или воспитатель. Игра повторяется 3—4 раза.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги

«Дома на сельской улице»

Задачи. Познакомить детей с техникой «бумажной пластики», по­мочь в освоении одного из способов складывания бумаги — отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к соответ­ствующим его сторонам, используя данный способ в изготовлении но­вой поделки.

Предварительная работа. Освоение способа складывания бумаги на предыдущем занятии по конструированию.

Материалы, инструменты, оборудование. Клей, ножницы, длин­ная картонная полоска, изображающая улицу, бумажные заготовки: Прямоугольник 12x21 см для дома, квадрат со стороной 13 см для изго-

135

товления крыш, прямоугольник для окон 2,5x8 см, прямоугольник для трубы 2x3 см и для двери 3x5 см.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что на прошлом занятии они учились складывать бумагу, отгибая боковые стороны прямоугольника к центру, просит назвать, какие поделки по­лучились из такой основы.

Затем показывает детям новую заготовку и детали к ней (треуголь­ную крышу, окна со ставнями, дверь). Просит детей внимательно по­смотреть на эти части и догадаться, что из них можно смастерить. Де­ти, как правило, быстро догадываются, что это может быть домик. Од­ному из детей можно предложить показать, как может получиться домик, сопровождая его действия словами: «Сама заготовка похожа на дом с боковыми стенами, из треугольника сделаем крышу, прямоуголь­ники поменьше подойдут для окон, которые мы наклеим на передней части дома, а прямоугольник побольше может быть дверью, его можно наклеить и на одну из боковых стен».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть бумажные заготовки, лежащие на их столах и показать ту, из которой будем складывать ос­нову дома с боковыми стенами. (Выбирается самый большой прямо­угольник.) Детям напоминается, что складывать бумагу надо, отгибая боковые стороны к центру, прижав края одной рукой и разглаживая получившиеся сгибы другой рукой. Далее педагог просит детей пока­зать заготовку подходящую для крыши. Дети, не видя на столах тре­угольной формы, часто говорят, что такой заготовки нет. Тогда воспи­татель просит детей подумать, а не могли бы мы сами сделать нужный треугольник из какой-нибудь заготовки? Кто-то из детей может вспомнить, что мы уже умеем складывать квадрат по диагонали и по­лучать из него два треугольника. Если дети сами не догадаются, педа­гог показывает им этот способ. Рассматриваются оставшиеся прямо­угольники, обсуждая, какой из них для чего подойдет. Отобрав самый маленький прямоугольник для изготовления трубы, а средний — для двери, обсуждается, как из одного оставшегося прямоугольника сде­лать два окна. Дети, как правило, сами вспоминают, что надо сложить прямоугольник пополам и разрезать по сгибу, получатся два прямо­угольника поменьше. Из них и сделаем окна. (Воспитатель может подсказать детям и другой способ изготовления окна — сложение прямоугольника тем же способом — отгибанием боковых сторон к центру — для получения окна со ставнями, и предложить детям вы­брать любой из них.)

Обсудив столь подробно процесс выполнения работы, воспита­тель еще раз проговаривает последовательность действий: сначала складываем самый большой прямоугольник, делая основу дома; за­тем делим квадрат пополам, получая заготовку для крыши; затем наклеиваем крышу, трубу и дверь, в последнюю очередь изготавли­ваются и наклеиваются окна. Далее дети самостоятельно выполня­ют работу, педагог помогает при необходимости новичкам. Тем, кто

136

быстро справился с работой, изготовить забор для огорода или па­лисадника, цветы и деревья, озеро с утками (можно слепить из пла­стилина).

По окончании занятия все дома расставляются вдоль «улицы» (длинной картонной полоски серого цвета), макет дополняется мел­кими деталями из строительных наборов (например, выточенные де­ревянные елки и фруктовые деревья), мелкими машинами, человеч­ками. Обращается внимание детей на то, что каждый сделал только один домик, а вместе получился большой и красивый макет сельской улицы.

После занятия. Макет остается в группе на несколько дней (пока дети будут иметь к нему интерес) для самостоятельных игр.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...