Математические представления
Занятие № 6 Задачи. Проверить насколько дети усвоили цифры от 1 до 5. Развивать у детей произвольное внимание, умение договариваться взглядом, находить себе пару в игре. Учить детей выстраивать сериационный ряд из пяти предметов по Длине в обоих направления: от большего к меньшему и наоборот — от меньшего к большему. Учить детей выполнять под счет заданное количество движений. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4 и 5. Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) шириной примерно 3 см (каждая последующая длиннее предыдущей на 2,5 см). Размер самой длинной полоски — примерно 30x3 см. (на магнитах для использования на доске или бумажные — для фланелеграфа). Различные игрушки, счетный материал. 133 Содержание занятия. На столе у воспитателя предметы (игрушки, счетный материал), стоящие группами. Группы: один предмет, два предмета, три предмета, четыре предмета, пять предметов. Желательно, чтобы предметы в группе были однородными. Подальше от предметов на том же столе лежат цифры вперемешку: 3, 2, 4, 1, 5. К столу выходят пятеро детей. Выбирая соответствующую цифру, они подкладывают ее к той или иной группе. Другие дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания, обсуждают соответствие количества предметов и цифры. После этого воспитатель снова перемешивает карточки с цифрами и выкладывает их на столе. Задание выполняет следующая группа детей с последующим обсуждением другими детьми. Затем то же задание выполняет еще одна группа детей. Игра «Разведчики» К доске выходят четверо детей. Желательно, чтобы это были две девочки и два мальчика. Воспитатель уточняет с детьми, сколько вышло человек. «Четверо». Сколько девочек и сколько мальчиков? Дети: «Две и два. А вместе четыре». Воспитатель предлагает вышедшим к доске найти себе пару среди сидящих за столами детей. Каждый должен найти пару только взглядом, не помогая себе ни руками, ни кивком головы. Примерно через 20 секунд по сигналу воспитателя найденные взглядом дети выходят к доске, а стоявшие ранее садятся на свои места. Это происходит одновременно. Теперь вновь вставшие у доски ищут взглядом себе пару, но только не из тех детей, которые уже были у доски. По сигналу воспитателя стоящие у доски и выбранные дети одновременно меняются местами. Вновь вышедшие дети также ищут себе пару, но не из тех детей, которые уже выходили.
Если в игре возникнут ситуации, что к доске вышли, например, три девочки и один мальчик или три мальчика и одна девочка, то воспитатель уточняет с детьми, сколько всего (четверо) и кого сколько (например, три и один). Игра «Разведчики» повторяется три-четыре раза. После игры дети садятся на свои места. Воспитатель проводит на доске яркую вертикальную линию (или прикрепляет к фланелеграфу тонкую полоску бумаги). Внизу слева от линии ставит «точку отсчета». У воспитателя пять разноцветных полосок (на магнитиках для металлической доски, из плотной бумаги или картона для фланелеграфа) одной и той же ширины (примерно 3-4 см) с разницей в длине 2,5 см. Воспитатель предлагает детям: «Давайте мы с вами построим лесенку». Воспитатель сравнивает полоски по длине, прикладывая их на глазах у детей друг к другу, выбирает самую длинную. Кладет на заготовленную линию снизу, прикладывая самую длинную полоску к вертикальной линии рядом с «точкой отсчета». «Первая ступенька положена». 134
Далее предлагает двум детям подойти к столу и подобрать следующую полоску, незаметно подсказывая им, какую взять. Дети кладут вторую полоску поверх «первой ступеньки», располагая ее начало точно на линии. Следующая пара детей — осуществляет то же самое с «третьей ступенькой», следующая пара—с четвертой, следующая — с пятой. Далее воспитатель с детьми уточняет общее количество и характеризует последовательность выложенных поло-
сок: «Получилась лесенка. В ней пять ступенек. Самая длинная — красная. Зеленая короче красной, но длиннее желтой. Желтая короче зеленой, но длиннее синей. Синяя короче желтой, но длиннее белой. Белая — самая короткая (черная). Белая короче всех». Затем воспитатель просит детей сравнить между собой названные ею полоски (в произвольных сочетаниях). Воспитатель разучивает с детьми подвижную игру. Дети встают в круг, в центре ребенок, который исполняет роль ведущего, он выбирается по любой считалке. Ведущему отдают команды «прыгни пять раз назад», «наклонись вперед три раза», «хлопни четыре раза в ладоши» и т. п. Ведущий выполняет эти движения, а дети все вместе считают. Затем на роль ведущего выбирается другой ребенок или воспитатель. Игра повторяется 3—4 раза. КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Дома на сельской улице» Задачи. Познакомить детей с техникой «бумажной пластики», помочь в освоении одного из способов складывания бумаги — отгибание боковых сторон прямоугольника, полученного из квадрата, к соответствующим его сторонам, используя данный способ в изготовлении новой поделки. Предварительная работа. Освоение способа складывания бумаги на предыдущем занятии по конструированию. Материалы, инструменты, оборудование. Клей, ножницы, длинная картонная полоска, изображающая улицу, бумажные заготовки: Прямоугольник 12x21 см для дома, квадрат со стороной 13 см для изго- 135 товления крыш, прямоугольник для окон 2,5x8 см, прямоугольник для трубы 2x3 см и для двери 3x5 см. Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям о том, что на прошлом занятии они учились складывать бумагу, отгибая боковые стороны прямоугольника к центру, просит назвать, какие поделки получились из такой основы. Затем показывает детям новую заготовку и детали к ней (треугольную крышу, окна со ставнями, дверь). Просит детей внимательно посмотреть на эти части и догадаться, что из них можно смастерить. Дети, как правило, быстро догадываются, что это может быть домик. Одному из детей можно предложить показать, как может получиться домик, сопровождая его действия словами: «Сама заготовка похожа на дом с боковыми стенами, из треугольника сделаем крышу, прямоугольники поменьше подойдут для окон, которые мы наклеим на передней части дома, а прямоугольник побольше может быть дверью, его можно наклеить и на одну из боковых стен».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть бумажные заготовки, лежащие на их столах и показать ту, из которой будем складывать основу дома с боковыми стенами. (Выбирается самый большой прямоугольник.) Детям напоминается, что складывать бумагу надо, отгибая боковые стороны к центру, прижав края одной рукой и разглаживая получившиеся сгибы другой рукой. Далее педагог просит детей показать заготовку подходящую для крыши. Дети, не видя на столах треугольной формы, часто говорят, что такой заготовки нет. Тогда воспитатель просит детей подумать, а не могли бы мы сами сделать нужный треугольник из какой-нибудь заготовки? Кто-то из детей может вспомнить, что мы уже умеем складывать квадрат по диагонали и получать из него два треугольника. Если дети сами не догадаются, педагог показывает им этот способ. Рассматриваются оставшиеся прямоугольники, обсуждая, какой из них для чего подойдет. Отобрав самый маленький прямоугольник для изготовления трубы, а средний — для двери, обсуждается, как из одного оставшегося прямоугольника сделать два окна. Дети, как правило, сами вспоминают, что надо сложить прямоугольник пополам и разрезать по сгибу, получатся два прямоугольника поменьше. Из них и сделаем окна. (Воспитатель может подсказать детям и другой способ изготовления окна — сложение прямоугольника тем же способом — отгибанием боковых сторон к центру — для получения окна со ставнями, и предложить детям выбрать любой из них.) Обсудив столь подробно процесс выполнения работы, воспитатель еще раз проговаривает последовательность действий: сначала складываем самый большой прямоугольник, делая основу дома; затем делим квадрат пополам, получая заготовку для крыши; затем наклеиваем крышу, трубу и дверь, в последнюю очередь изготавливаются и наклеиваются окна. Далее дети самостоятельно выполняют работу, педагог помогает при необходимости новичкам. Тем, кто
136 быстро справился с работой, изготовить забор для огорода или палисадника, цветы и деревья, озеро с утками (можно слепить из пластилина). По окончании занятия все дома расставляются вдоль «улицы» (длинной картонной полоски серого цвета), макет дополняется мелкими деталями из строительных наборов (например, выточенные деревянные елки и фруктовые деревья), мелкими машинами, человечками. Обращается внимание детей на то, что каждый сделал только один домик, а вместе получился большой и красивый макет сельской улицы. После занятия. Макет остается в группе на несколько дней (пока дети будут иметь к нему интерес) для самостоятельных игр. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|