Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российской Федерации и зарубежных стран




 

Анализ расследованных уголовных дел данной категории показывает, что наиболее значимыми элементами криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений являются характерные источники исходной информации, предмет преступного посягательства, механизм его совершения, способ совершения и сокрытия, обстановка преступления, типичные следы, свойства личности преступников, мотив деяния и свойства потерпевших.

Изучение источников типичной исходной информации о преступлениях, предусмотренных ст. 190 УК РФ, специфика механизма совершения этих преступлений указывают, что наиболее точная, достоверная и полная исходная информация о подготовке или совершении преступного невозвращения культурных ценностей из-за рубежа может содержаться либо в материалах таможенного контроля, делах об административных правонарушениях или материалах ОРД таможенных органов, либо в материалах контрольной деятельности Росохранкультуры. Однако нельзя исключать возможность получения первичной криминалистически значимой информации из заявлений: а) собственников культурных ценностей, руководителей учреждений культуры, владеющих соответствующими ценностями; б) руководителей различных надзорных и контрольно-ревизионных органов, в компетенцию которых входит проверка фактического наличия ценностей в подконтрольных или подведомственных им учреждениях культуры или у других лиц; в) непосредственно не причастных к совершению преступления работников учреждений культуры (научных сотрудников, хранителей фондов и др.), на постоянном хранении в которых находились культурные ценности и др.

Успешное расследование преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, невозможно без знания и установления специфических свойств предмета преступного посягательства, к которому относятся только отдельные, особые виды культурных ценностей, которые перечислены в ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[8]. В целом культурные ценности можно определить как движимые и недвижимые предметы религиозного или светского характера, являющиеся результатом творческой деятельности человека, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение для общества, способные в силу этого удовлетворять эстетические или иные духовные потребности личности, какой-либо социальной группы, отдельного народа или всего общества, независимо от места и времени их происхождения и формы собственности на них.

При этом предметом рассматриваемого преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те из них, что, во-первых, относятся к культурному достоянию РФ или зарубежных стран и, во-вторых, представляют художественную, историческую либо археологическую ценность. Согласно ст. 3 Закона РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»[9] к культурному достоянию народов РФ следует относить совокупность культурных ценностей, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат РФ и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием РФ. К художественным ценностям относятся произведения изобразительного искусства – картины и рисунки, скульптуры, оригинальные художественные композиции и др., произведения декоративно-прикладного искусства и изделия традиционных народных промыслов. Исторические ценности представляют собой предметы и документы, связанные с историческими событиями, развитием общества и его институтов, а также жизнью и деятельностью выдающихся личностей. К археологическому достоянию относят полученные в результате археологических раскопок предметы и их фрагменты, относящиеся к культурам древних народов. Признаки художественной, исторической и археологической ценности могут сочетаться в одном предмете посягательства. При этом предметами рассматриваемого преступления могут признаваться лишь такие предметы художественного, исторического или археологического достояния, которые были на законных основаниях по специальному разрешению Росохранкультуры или ее территориальных органов вывезены за границу в соответствии с условиями таможенной процедуры «временный вывоз», но в установленные сроки не были обратно ввезены в РФ. Чаще всего в качестве предмета посягательства выступают предметы старины, в отношении которых ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установлен запрет на вывоз из РФ.

Таким образом, к предмету преступного посягательства, предусмотренного ст. 190 УК РФ, относятся временно вывезенные на основании специального разрешения за пределы РФ культурные ценности, являющиеся достоянием народов РФ или зарубежных стран и обладающие художественной, исторической или археологической ценностью, обратное возвращение которых из-за границы к установленному сроку является обязательным в соответствии с российским законодательством.

Способ совершения преступления как элемент криминалистической характеристики невозвращения из-за границы культурных ценностей в самом общем виде характеризуется как преступное бездействие в виде невыполнения лицом юридической обязанности по своевременному и полному обратному ввозу из-за границы в РФ к установленному сроку временно вывезенных из нее предметов художественного, исторического или археологического достояния. Данная обязанность может вытекать из обязательства, принятого на себя лицом, ходатайствующим о временном вывозе культурных ценностей, в рамках договора между ним и Росохранкультурой об обязательном обратном возврате временно вывозимых культурных ценностей (п. 3 ст. 30 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»), из профессиональных или служебных функций соответствующего лица. При этом для маскировки своего преступного бездействия виновное лицо может прибегнуть к целому ряду ухищрений – различным способам сокрытия преступления.

Особый порядок временного вывоза культурных ценностей, наличие целой системы органов власти, осуществляющих контроль за надлежащим исполнением лицами обязанности по своевременному обратному ввозу временно вывезенных культурных ценностей предопределили характерную особенность механизма совершения преступного невозвращения культурных ценностей в виде своеобразного сочетания способа деяния со способом его сокрытия. В результате сокрытие, как правило, является необходимым условием применения того или иного способа совершения преступного невозвращения временно вывезенных культурных ценностей. Способы интеллектуального и физического сокрытия данного преступного факта могут быть разнообразными, но к наиболее типичным из них можно отнести следующие предварительные меры по маскировке преступного бездействия:

– предварительная подготовка тайников или иных мест для тайного хранения культурных ценностей за рубежом;

– достижение предварительных договоренностей о сбыте культурных ценностей по их прибытии за границу;

– открытие в зарубежном банковском учреждении счетов, в том числе на имя подставных лиц, на которые будут перечисляться денежные средства от сбыта временно вывезенных за границу культурных ценностей;

– изготовление или приискание копий культурных ценностей для подменены ими оригиналов на территории иностранного государства;

– фальсификация обстоятельств, указывающих на якобы имевшую место объективную невозможность возврата ценностей (подготовка к инсценировке хищения культурных ценностей за границей, их ареста правоохранительными или судебными органами иностранного государства, подделка документов о внезапной болезни виновного лица за границей и т.п.).

По месту же постоянного хранения культурных ценностей на территории РФ для подготовки и сокрытия преступного невозвращения культурных ценностей преступниками могут предприниматься следующие меры:

– расстановка «своих людей» в учреждении культуры на должностях, в компетенцию которых входит проверка реального возврата и сохранности временно вывозимых культурных ценностей;

– приискание соучастников из числа контрагентов и доверенных лиц учреждения, которым будут вверены вывозимые ценности на территории страны их временного пребывания, и вовлечение их в преступный замысел, направленный на невозвращение ценностей из-за рубежа;

– обеспечение отсутствия в течение требующегося для совершения и сокрытия преступления времени, неблагонадежных и способных помешать реализации преступного замысла лиц, занимающихся в учреждении культуры решением вопросов, связанных с временным вывозом и возвратом ценностей (направление их в длительную командировку, отпуск и т.п.);

– изготовление подложных документов, представляющих невозвращение культурных ценностей как результат непринятия соответствующих мер каким-либо другим лицом (например, рядовым работником учреждения), а не как результат бездействия самого преступника.

Таким образом, при совершении преступлений рассматриваемой категории во многих случаях отдельные элементы сокрытия будут иметь место, как на российской территории, так и за рубежом. Их выявление усложняется тем, что соответствующим подготовительным мероприятиям преступниками придается видимость допустимых документально фиксируемых действий (служебных решений, договоров и т.п.). И поскольку при совершении невозвращения культурных ценностей воздержание преступника от принятия мер, необходимых для возврата культурных ценностей, само по себе не представляет для него какой-либо сложности, центр тяжести в механизме преступной деятельности переносится на различные способы сокрытия факта невозвращения и реализации предметов художественного, исторического и археологического достояния. Поэтому при расследовании преступного невозвращения культурных ценностей, сопряженного с их сбытом за границей, установление факта и исследование способов сбыта предметов посягательства приобретает важное криминалистическое значение и может служить отправной точкой для раскрытия преступлений. Однако нельзя исключать возможность совершения незамаскированного невозвращения культурных ценностей.

Таким образом, можно выделить следующие способы преступного невозвращения предметов художественного, исторического и археологического достояния:

а) незамаскированное, очевидное воздержание от принятия мер, необходимых для выполнения юридической обязанности по обратному ввозу из-за границы на территорию РФ временно вывезенных культурных ценностей;

б) непринятие мер по обратному ввозу в РФ временно вывезенных культурных ценностей, замаскированное физическими ухищрениями: подложными документами, копиями предметов посягательства и др.;

в) невыполнение обязанности по возвращению из-за рубежа временно вывезенных культурных ценностей, замаскированное с помощью интеллектуально-организационных ухищрений: инсценировкой хищения или ареста ценностей либо иных обстоятельств, якобы исключающих возможность их возвращения в РФ; организационно-штатными мероприятиями по учреждению, в котором должны храниться ценности, и др.

С криминалистической точки зрения выделение указанных способов совершения и сокрытия преступного невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния важно еще и потому, что, с одной стороны, их выбор преступником детерминирован обстановкой совершения преступления, а с другой стороны, именно способы криминального посягательства в значительной мере предопределяют типичные следы, характерные для данного преступления.

Элемент обстановки совершения рассматриваемых преступлений складывается из типичных условий, в которых, с одной стороны, может протекать преступное бездействие, предусмотренное ст. 190 УК РФ, и которые, с другой стороны, способствуют его совершению. Она во многом определяется теми мерами, которые таможенные органы, Росохранкультура и ее органы предпринимают в целях проверки надлежащего исполнения обязательств об обратном ввозе временно вывезенных культурных ценностей. Соответственно, ее элементами являются недостатки в деятельности Росохранкультуры, ее территориальных органов и таможенных органов, нестабильность системы государственного контроля за сохранностью культурных ценностей вообще и их своевременным и полным возвращением из-за границы по истечении срока таможенной процедуры «временный вывоз» в частности, несовершенство действующих в данной области нормативных правовых актов, существующие в них пробелы и противоречия; отсутствие единого государственного реестра культурных ценностей; недостатки в организации учета и контроля за сохранностью предметов культурного наследия в учреждениях культуры, религиозных объединениях, частных коллекциях и т.д.; активная либерализация ВЭД, способствующую укреплению интернациональных связей организованных преступных групп; существенную разницу в ценах на предметы старины и искусства в РФ и за рубежом на фоне большого спроса на них за границей, сверхдоходность и привлекательность антикварного бизнеса, особенно нелегального, и др.

Типичными следами являются:

а) изменения в вещественной обстановке места происшествия –фиксируемый в протоколе осмотра места происшествия факт отсутствия культурных ценностей по месту их постоянного хранения на территории РФ (например, в хранилище музея, художественной галерее и т.д.); изменения в обстановке места временного пребывания культурных ценностей на территории иностранного государства (например, в случае инсценировки там хищения, стихийного бедствия и т.п.) и др.;

б) предметы как вещественные доказательства – культурные ценности, ставшие предметом посягательства, в случае их обнаружения; копии культурных ценностей, использовавшиеся для их подмены после вывоза за рубеж; деньги, ценности, и иное имущество, нажитые за счет сбыта за границей культурных ценностей; другие орудия и средства, использованные для совершения и сокрытия преступления;

в) вещества, использованные для изготовления копий (подделки) культурных ценностей, их сокрытия путем, например, замазывания ими живописных полотен и др.;

г) следы-отображения – следы пальцев рук преступника на копиях культурных ценностей, использованных для подмены предметов посягательства, на подложных документах и их упаковке (конвертах почтовых отправлений и т.п.), орудиях и средствах их изготовления и др.;

д) документы как орудия и средства совершения преступления или сохранившие на себе следы преступления (связанные с фактом таможенного оформления и контроля в отношении временно вывозимых за рубеж культурных ценностей, включая таможенные декларации, товарно-транспортные накладные и др.; документы Росохранкультуры, связанные с оформлением и выдачей разрешения на временный вывоз культурных ценностей, включая само свидетельство на право их вывоза и т.д.).

Особое значение для установления личности виновного в расследуемом преступлении приобретает знание свойств личности преступников.

Таковым может быть собственник культурных ценностей или уполномоченное им для их временного вывоза лицо, либо должностное лицо или представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз из страны предметов культурного достояния народов РФ и зарубежных стран, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок. Специфика предметов посягательства и способов его совершения предопределили ряд свойств, которыми обладает преступник: а) соответствующее имущественное (например, коллекционер и собственник антиквариата) или служебное (например, руководитель или сотрудник музея) положение; б) специальное образование или наличие особых знаний в области археологии, истории, изобразительного и других видов искусства и т.д.

Высокая материальная ценность предметов рассматриваемого преступления, указывает и на мотивы преступной деятельности: корысть, страсть к коллекционированию, религиозные чувства.

Рассматриваемое преступление причиняет вред всему российском обществу, поскольку может привести к невосполнимой для него утрате предметов художественного, исторического или археологического достояния. Во всех выявленных случаях совершения преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, культурные ценности, ставшие предметом посягательства, находились в государственной собственности и хранились в музеях или иных учреждениях культуры. Поэтому о свойствах потерпевших как элементе криминалистической характеристики данного преступления можно говорить лишь применительно к невозвращению из-за границы культурных ценностей, находящихся в частной собственности. В таких случаях потерпевшими могут быть лица, доверившие свои ценности виновному для их временного вывоза за границу с обязательством последующего обратного ввоза: коллекционеры, владеющие частными собраниями предметов старины, изобразительного искусства и т.п.; обладатели семейных реликвий (старинных фотографий, автографов, писем, дневников, рукописей, архивов своих предков и т.п.) и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...