Русская народная сказка «Сивка-бурка»
Задачи. Создавать условия для эмоционального восприятия и запоминания образного содержания сказки, показать особенности образного языка русских народных сказок; дать детям представление о происхождении народных сказок, некоторых жанровых особенностях: определенный зачин и окончание, трехкратный повтор событий; учить воспроизводить последовательность событий в сказке. Предварительная работа. Основная часть сказки читается заранее (До фразы «На третий день братья снова собираются ехать...»). Содержание занятия. Дети приглашаются в «сказочную гостиную» (ею может быть большой диван в группе, ковер, уголок национального быта) к Сказочнице. (В Сказочницу превращается воспитатель, надев Некоторые элементы национальной одежды, например, кокошник или платок на плечи.) 137 «Сказочница» спрашивает детей: любят ли они сказки и какие? Знают ли, откуда берутся сказки? Обобщает высказывания детей, поясняя, что многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, — своим. И так передаются сказки из поколения в поколение, «из уст в уста», как раньше говорили. Называются такие сказки народными. Предлагает детям вспомнить сказку, которую начали читать вчера. Беседует с детьми по содержанию сказки: — Почему конь стал помогать Иванушке? — Как вы думаете, почему коня звали Сивка-бурка? Это трудно,давайте послушаем слова из сказки: «Одна шерстинка серебряная, — Какое заклинание надо было сказать, чтобы появился конь?
Разыгрывается эпизод из сказки, как Иванушка зовет Сивку-бурку. Выбирается пара детей — Иванушка и Сивка-бурка (используются элементы костюма). Иванушка три раза свистит (в свисток) и говорит сказочные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка прибегает из другого помещения. В это время воспитатель (вместе с детьми) выразительно произносит слова из сказки: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Разыгрывание повторяется несколько раз с желающими детьми. — А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение* окончания сказки.) Последующая беседа: — Понравилась ли вам сказка? — Как она называется? — С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин — первую фразу сказки «Жил-был...») — Кто был в этой сказке? (По мере называния педагог выкладывает карточки-символы со схематическим изображением старшего брата,среднего брата, Иванушки, Сивки-бурки, царевны. Названные детьми другие персонажи обозначаются произвольными фигурками — кружками, треугольниками, прямоугольниками и др.) Далее выкладываются в ряд карточки с изображением трех братьев и детям задается вопрос: — Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который «повадился пшеницу мять да топтать»? (Воспроизведение содержания этой части сказки с обращением к карточкам с изображением героев каждой ночи.) На первую ночь что произошло? А на вторую? На третью? Далее выкладывается карточка-символ Сивки-бурки. (Если дети легко справляются с пересказом, то воспитатель может предложить им аналогичным образом рассказать о поездках братьев к терему Елены Прекрасной.) 138 Воспитатель обращает внимание детей на то, что в русских народных сказках все важные события повторяются три раза: Сколько у отца было сыновей? Сколько ночей подряд они ходи
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими словами начиналась и заканчивалась сказка? — Да, очень многие сказки начинаются словами «Жили-были...», а заканчиваются: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
139
ОКТЯБРЬ. 7 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Эта неделя посвящена расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, о характерных признаках каждого периода осени, цикличности изменений в природе, о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. В ходе исследовательской деятельности (экспериментирования) дети познакомятся со свойствами разных материалов, будут учиться обобщать результаты сделанных ими наблюдений. На занятиях по художественной литературе и развитию речи продолжится работа по обогащению словаря детей образными словами и выражениями, они познакомятся с явлением многозначности (на примере слова золотой). Продуктивная деятельность детей будет направлена на формирование умений видеть образ и передавать его разными способами, приемами и средствами (рисование с натуры, печатание, оформление витража, рельефная лепка, создание поделок и композиций из природного материала). Дети будут учиться различать количественный и порядковый счет; ориентироваться в пространстве, определяя положение своего тела среди окружающих предметов.
140
141
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Игры по инициативе детей предполагают разыгрывание таких сюжетов (из окружающей жизни, книг, мультфильмов и т. д.), которые для детей эмоционально значимы. Предполагается, что в таких играх дети должны сами придумывать сюжет, реализовывать свои замыслы, создавать игровые ситуации с готовыми игрушками и пр. Однако это происходит не всегда и не сразу. Воспитатель в таких случаях может выступить в роли незримого помощника и незаметно влиять на детские игры через создание предметно-игровой среды. Так, материалы, пособия и игрушки, которые использовались на занятиях (макеты, поделки, рисунки и пр.), можно предоставить детям в свободное пользование. К этому можно добавить незнакомые детям предметы и игрушки в качестве ассоциативного ряда, которые могут стать ключевым и способствовать обогащению содержания игры новыми действиями и событиями. Так, подставку для щетки и совка можно превратить в «бензозаправку», привязав к ее ножке веревку и поместив рядом с машинами. Это дает детям новую идею для игрового сюжета. Если под дуги из мягкого модуля поставить куклу с микрофоном, у детей возникнут ассоциации со сценой, театром, концертом и пр. Мягкие модули, подушки и пуфы, пустые коробки также побуждают к неожиданным действиям. Таким путем осуществляется опосредованное влияние педагога на игровое творчество детей.
142 ПРИРОДА «Как растения готовятся к зиме» Задачи. Формировать первичные представления о признаках осени, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида растений, устанавливать"взаимосвязи живой и неживой природы. Материалы, инструменты, оборудование. Осенние листья разных деревьев и кустарников. Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений. Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени: дни становятся короче, понижается температура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в северных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет. Наблюдения за растениями. Воспитатель регулярно отмечает с детьми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными): растения перестают расти, меняется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цветы, люди укрывают цветники. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения. Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадку: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.) Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, — происходит листопад. Дошкольники высказывают свои предположения: почему листья опадают? (Обсуждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. Дети выполняют задание: найти опавшие листья разного цвета, рассмотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь. (В тундровых или степных регионах, где нет деревьев, ведутся наблюдения за изменениями травянистых растений, кустарников и кустарничков.) Воспитатель организует игру «Узнай лист». Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья клена, затем — березы); собрать только красные (только желтые) листья; ото- 143 брать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному. Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот вопрос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (Например, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд — от самого молодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, паутинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепенно листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется больше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья — это не мусор, они нужны в природе. В конце занятия воспитатель делает заключение: осенью становится холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих деревьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, растения перестают расти и готовятся к зимнему сну. РИСОВАНИЕ с натуры «Краски осени. Осенние листья» Задачи. Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). Познакомить с новым способом получения изображения — наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства; вызвать желание передавать характерные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творческие проявления. Предварительная работа. Наблюдение листопада на прогулке. Рассматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски (см. предыдущее занятие по ознакомлению с природой). Материалы, инструменты, оборудование. Акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисточки, баночки с водой, простые карандаши или уголь, ластики. Осенние листья, собранные детьми перед занятием или на прогулке. Репродукции картин русских пейзажистов. Посылка (коробка) с листочками. 144 Содержание занятия. Перед занятием дети сидят на ковре. Воспитатель читает детям стихотворение В. Берестова «Первый листопад»:
Быть может, первый листопад Встречает этот клен. Впервые праздничный наряд Подставил ветру он. Надеты на его сучки Шесть листьев вырезных. Они красны и широки, Совсем как у больших.
Воспитатель показывает детям коробку, открывает ее и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от Осени. В посылке — красивые листочки. Предлагает детям подойти и выбрать по одному листочку (воспитатель раскладывает листочки на столе, чтобы детям удобнее было рассматривать и выбирать). Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и подумать, что они могут сделать с листьями. После ответов детей советует нарисовать подарки осени — листочки. И нарисовать не просто так, а с натуры, как это делают художники, чтобы листья на наших рисунках были как настоящие. Для этого нужно внимательно рассмотреть листок, обвести его пальчиком, чтобы запомнить форму, и сначала нарисовать простым карандашом (чтобы можно было стереть ластиком неточности), а потом раскрасить акварельными красками, точно подбирая цвета на палитре. Воспитатель показывает детям по очереди два-три листочка и просит описать красивыми словами их форму и окраску, например так: «Это лист клена, он похож на корону (воспитатель обводит листок в воздухе, повторяя его форму), осень окрасила этот листок в желтый цвет, будто золотую корону, и добавила несколько пятнышек — здесь светло-зеленое, а здесь оранжевое. А это лист каштана, он напоминает ладошку с растопыренными пальчиками (воспитатель предлагает детям показать ладошки и растопырить пальчики); для листочка каштана осень припасла оранжевую краску, весь листок сначала раскрасила оранжевым, потом на одном «пальчике» смешала оранжевый цвет с коричневым, а на другом — оранжевый с зеленым». Воспитатель советует детям внимательно рассмотреть подарки осени и нарисовать их так, чтобы на рисунках листочки были как настоящие. Напоминает, что сначала надо нарисо- 145
вать листок простым карандашом. По ходу занятия воспитатель помогает детям выбрать верное цветосочетание, советует смешивать краски на палитре, добавляя к светлой более темную по несколько капелек. За 5-7 минут до конца занятия воспитатель раскладывает на столах детей осенние листочки простой формы небольшого размера (липа, береза) и предлагает познакомиться с очень интересным способом рисования, который называется «печать». Показывает осенний листок, наносит на него краску, стараясь передать окраску листка, и прикладывает к белой бумаге. Дети с восторгом рассматривают отпечаток и принимаются «печатать» самостоятельно. Воспитатель советует продолжить это занятие дома вместе с родителями. Напоминает, как в начале года создавали картинки из силуэтов руки (бабочек, цветы, птиц), подсказывает, что из отпечатков листочков тоже могут получиться очень красивые картины. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Поэты и писатели об осени» Задачи. Учить детей сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты; демонстрировать вариативность образа, воплощенного в разных произведениях; соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете. Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения. Развивать память при заучивании стихотворения. Материалы, пособия. Полоски цветной бумаги (наборы цветных карандашей и пр.) для передачи цветом своего настроения; грамзапись «Осенней песни» П. И. Чайковского и фрагмента «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям узнать, о чем сегодня пойдет речь на занятии, отгадав загадку:
Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)1
— Осень — очень красивое время года. Перед тем как расстаться со своей одеждой, осень надевает самый красивый наряд — разноцветные платья из листьев, цветов, пожелтевшей травы. Сегодня мы поговорим 1 См.: Четыре времени года / Сост. Веретенникова С. А., Клыков А. А. — М: Учпедгиз, 1954. С. 144. 146 том, как разные поэты и писатели рассказывают об осени в своих произведениях. Чтение рассказа «Осенний ковер» по Б. Трофимову***. «Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Солнышко греет ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень. Однако в лесу даже стало веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками — от зеленых до пурпурных. Среди разноцветного, пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники». Вопросы по тексту: — О каком периоде осени говорится в этом рассказе? — Как вы об этом догадались? — С чем сравнивает автор опавшие листья? (С лоскутным одеялом.) — Какие слова использовал автор, чтобы показать красоту осени? Предлагается послушать отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад» (название педагог не говорит).
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы неба, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца...
Сравнение рассказа и стихотворения: — Какого цвета лес в этом стихотворении? — С чем автор сравнивает лес? (С расписным теремом.) А просветы неба? (С окошками.) — Если бы это стихотворение написали вы, то как бы вы его назвали? (Предложения детей.) А поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Листопад». — Какое настроение возникает после чтения стихотворения? Выберите цвет своего настроения (можно предложить выбрать цвет из набора цветной бумаги или цветных карандашей). Пусть те цвета, которые вы выбрали, будут настроениями ранней осени. — Какие слова можно подобрать, чтобы описать раннюю осень? — (Разноцветная, яркая, веселая, красивая, золотая и др.) 147 Повторное чтение стихотворения. Предлагает детям послушать еще одно стихотворение, которое написал поэт Константин Бальмонт — «Осень».
Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают Прочь за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья, Скоро осень проснется — И заплачет спросонья.
— Какая осень изображена в этом стихотворении? (Воспитатель подтверждает ответы детей словами текста.) Изменилось ли ваше настроение, когда вы слушали это стихотворение? Какое настроение у этой осени? Выберите цвет этого настроения. Как еще можно сказать об осени, описанной в этом стихотворении, какая она? (Холодная, дождливая, сонная, мокрая, плачущая, грустная и пр.) Давайте еще раз послушаем это стихотворение. (Повторное чтение.) — Два поэта написали стихи об осени, но почему эти стихи такие разные? Воспитатель говорит детям, что передать настроение можно не только стихами, но и с помощью музыки. Предлагает послушать отрывок из «Осенней песни» П. И. Чайковского и фрагмент «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди и сказать, к какому стихотворению подходит первый музыкальный отрывок, а к какому — второй, и почему они так решили. Заучивание наизусть двух первых четверостиший из стихотворения К. Бальмонта «Осень». После занятия. После сна повторить с детьми выученное стихотворение. Приведенные стихотворения или отдельные четверостишия можно использовать при наблюдениях в парке, сквере, на участке детского сада, рассматривая иллюстрации и т. п.
Снова со всех дорожек ветер лето сметает. Сел на скамейки дождик и никого не пускает. (Э. Мошковская) 148
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|