Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Декоративная рельефная лепка




«Танцующие листья»

Задачи. Вызвать у детей желание делать лепные картины. Познако­мить с техникой рельефной лепки. Предложить на выбор приемы деко­рирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или проца­рапывание стекой, отпечатки разными предметами. Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа. Подготовка пластины-основы для рель­ефных композиций (два способа):

1) Взять глину или размягченный пластилин, раскатать скалкой (бутылкой) в пласт толщиной 0,5—1,0 см и нарезать на квадраты жела­емого размера, например, 10x10; 15x15; 20x20 см. Для удобства реко­мендуем вырезать квадрат из бумаги и пользоваться им как трафаре­том — накладывать на раскатанный слой и обводить стекой (спичкой, зубочисткой).

2) Подобрать какую-нибудь прочную основу в форме квадрата, пря­моугольника, круга или овала: керамическую плитку, дощечку, картон или пластинку. Покрыть тонким слоем глины или пластилина — рав­номерно размазать по поверхности, разглаживая влажной салфеткой (эту работу могут сделать в свободное время; такое упражнение хорошо развивает мелкую моторику обеих рук).

Материалы, инструменты, оборудование. Календари, художест­венные открытки с изображением осенних листьев и деревьев; пласти­лин (или глина, соленое тесто), картонные или керамические формы для будущих лепных композиций, стеки, салфетки.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям изображения листьев, вызывает эмоциональный отклик и предлагает такие краси­вые листочки не нарисовать, а... слепить.

Осенние листья такие разные! (Повторное рассматривание изобра­жений.) Давайте попробуем слепить такие же или придумаем другие. Листок можно слепить вот так: скатать небольшой шарик, сплющить его в лепешку, заострить, по бокам прищипить, положить на фон и слегка прижать всей ладошкой. Посмотрите, получился листок. Сравним его с настоящим листочком. Похож, только немножко отличается по цвету и пока без прожилок. Но это поправимо. Сначала добавим цветных пят­нышек, возьмем маленькие кусочки пластилина желтого, оранжевого, зеленого цвета и аккуратно примажем к листочку. А потом возьмем сте­ку и процарапаем прожилки — сначала самую толстую — сверху вниз, а потом потоньше в стороны. Полюбуйтесь! Красиво? А сейчас приго­товьтесь: с этой картиной прямо у вас на глазах произойдут чудесные Превращения. Вот картина, стоит у вас перед глазами (воспитатель раз­мещает пластину с листочком на мольберте или на доске).

149

Я беру кусочек коричневого пластилина, раскатываю конус — длинную морковку — и прикладываю к листочку, плотно прижимаю. Как вы думаете, во что превратился листок? Да, он превратился в де­рево! Вы заметили: форма листка напоминает крону дерева, а про­жилки — ствол и ветки? Веточки сейчас слеплю из жгутиков. Краси­во! Посмотрите: ствол и веточки изогнулись будто дерево танцует на ветру.

А теперь вы слепите свои листочки и превратите их в деревья. По ходу занятия воспитатель предлагает детям, которые быстро справляются с заданием, дополнить картину — слепить для дерева мелкие листочки, в уголках сделать узор из ягодок и листочков.

В конце занятия педагог предлагает всем детям полюбоваться леп­ными картинами друг друга и подумать, как и что ими можно украсить (игровую комнату или спальню в детском саду, свою комнату дома и пр.).

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Золотая осень — золотой колос»

Задачи. Познакомить детей с явлением многозначности на приме­ре слова «золотой». Обогащать словарь детей образными словами и вы­ражениями, синонимами. Вовлекать детей в общий разговор. Поощ­рять рассуждения.

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с и ц. Учить выделять их голосом в словах и фразах, различать на слух. Разви­вать речевое внимание, фонематический слух детей. Поощрять игро­вое и речевое взаимодействие.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: солнце, зве­здное небо, лук, колос, подсолнух. Сундучок с мелкими предметами, в названиях которых есть звуки с и ц: наперсток, ластик, скрепка, клипсы, бусы, ножницы, мыльница, пинцет, пуговица, кольцо, це­почка.

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадки, при необходимости демонстрирует картинки-подсказки.

150

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)1

Педагог просит детей подумать, почему осенние листья сравнивают с золотыми монетками (листья желтые, как золото, круглые, как мо­нетки).

 

"По голубому блюдцу

Золотое яблочко катится.

(Солнце)2

 

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

 Глянули утром — нет ничего.

(Звезды на небе)3

 

Воспитатель спрашивает детей, почему солнце и звезды называют золотыми (они сверкают, как золото.)

 

Золотист он и усат,

В ста карманах сто ребят.

(Колос)4

 

...Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь.

(Яблоко) (автор — А. С. Пушкин)

 

Скинули с Егорушки

Золотые перышки,

Заставил Егорушка

Плакать и без горюшка.

(Лук)5

 

Педагог обсуждает с детьми, почему перышки лука названы золоти­стыми (переливаются золотом на солнышке).

1         См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще­
ние, 1985. С. 159.

2         См.: Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно. Русские народные за­
гадки. — М.: Дет. лит. 1991. С. 8.

3         См.: Там же. С. 7.

См.: Веселые загадки: Сб. загадок. — М.: Авеонт, 2004. С. 78. 5 См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвеще­ние, 1985. С. 107.

151

 

Повернулось к солнцу

Золотое донце.

(Подсолнух)1

 

Воспитатель просит детей объяснить, почему они думают, что это подсолнух.

Затем воспитатель объясняет детям, что во всех загадках встрети­лось слово «золотой»: золотая осень, золотые листья, золотой колос, золотые звезды. Они желтые и сверкают, как золото. Воспитатель спра­шивает детей:

— Как можно об этом сказать по-другому? (Сверкают, переливаются, горят, блестят.)

— Как вы понимаете выражение «золотая голова»?

— А есть такое выражение: «золотые руки». Какие это руки? Воспитатель читает детям стихотворение Е. Серовой:

 

Ветерок спросил, пролетая:

— Отчего ты, рожь, золотая?

— А в ответ колоски шелестят:

— Золотые руки растят!2

 

Просит детей послушать слова, спрашивает, как об этом сказать по-другому.

Золотая осень — красивая, разноцветная.

Золотые звезды — яркие.

Золотое кольцо — из золота.

Золотое яблоко — наливное, спелое.

Золотые волосы — желтые, светлые.

Золотое сердце — доброе.

Золотое время — счастливое, радостное.

Золотой колос — желтый, спелый.

Предлагает детям представить себе поле и показать, как золотые ко­лосья колышутся на ветру; как в осеннем лесу мы ходим по листве и шуршим золотыми листьями, как рассматриваем наливные золотые яблоки, видны ли в них семечки насквозь.

Затем воспитатель говорит детям, что у него есть золотой сундучок. Он волшебный. Если поколдовать, в нем можно найти разные предме­ты. В названиях этих предметов есть звуки с, ц.

Педагог просит детей выходить парами: один ребенок отгадывает предмет на ощупь. Другой выделяет в слове звук с или ц и отвечает, для чего этот предмет нужен.

—   Колдуем. Рекс — фекс — пеке. Абракадабра. Что нащупал? Ка­кой звук слышится? Для чего нужен предмет? И т. п.

Новый предмет отгадывает новая пара.

1         См.: Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение, 1985. С. 120.

2         См.: Хрестоматия для маленьких и постарше / Сост. Елисеева Л. Н. — М.: Знание, 1996. С. 239.

152

 

 

АППЛИКАЦИЯ

«Листочки на окошке»

Задачи. Вызвать у детей желание создать коллективную компози­цию из вырезанных листочков для интерьера группы.

Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знако­мые техники аппликации (сочетать симметричную, обрывную и на­кладную).

Учить оформлять созданные формы ритмом мазков и пятен (крас­ками), наносить жилкование (карандашами, фломастерами).

формировать композиционные умения и чувство цвета при вос­приятии красивых осенних цветосочетаний, развивать описательную речь.

Предварительная работа. Дети читают стихи, поют песни на осен­нюю тему на занятиях по художественной литературе и музыке. Подго­товка основы для будущей композиции — лист бумаги большого фор­мата голубого цвета.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная бумага «осен­них» цветов и оттенков; фактурная бумага (иллюстрации и обложки старых журналов) для выбора детьми красивого, необычного колорита; ножницы, клей, картон или плотный лист большого формата, затони-рованный заранее голубым цветом; краска-гель («золото») или цвет­ные карандаши, тонкие фломастеры для прорисовки жилкования.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Листопад»1.

 

Под ногой похрустывают льдинки,

Ничего не видно. Темнота.

И шуршат листочки-невидимки,

 Облетая с каждого куста.

 

После небольшой паузы, педагог показывает несколько листочков, вырезанных из цветной бумаги. Удивляется вместе с детьми тому, что они схожи с настоящими. Сообщает, что дети сами могут вырезать раз­ные листочки и создать общую картину «Листочки на окошке». Пока­зывает основу будущей картины. Демонстрирует способ вырезания сложной формы из бумаги, сложенной вдвое.

 Беру лист бумаги желтого (оранжевого, красного, розового и пр.)  цвета; складываю пополам, держу за сгиб и вырезаю так, будто рисую половинку листочка (см. схемы).

См.: Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателя / Сост. Елисе­ева Л. Н. — М.: Просвещение, 1987. 448 с.

153

Выставляет варианты форм листочков (см. схему) — целые и поло­винки для наглядного ориентира. Дети упражняются на черновых лис­тах бумаги. Затем педагог показывает способы декорирования образа' обрывной аппликацией (рваные кусочки наклеиваются на листик); на­кладной аппликацией (на листик накладывается листик меньшего раз­мера и, возможно, другой формы); дорисовывание (жилкование) и де­корирование листьев цветовыми пятнами. Еще раз напоминает технику симметричного вырезывания сложной формы (самый ответственный момент в занятии), предлагает детям самостоятельно выбрать материа­лы для художественного творчества и начинать работу.

По мере изготовления листочков воспитатель предлагает детям подходить к основе (фону) для наклеивания листиков. Получается композиция «Листочки на окошке». Воспитатель предлагает детям по­смотреть в это окошко и рассказать, что они видят (красивые листоч­ки, листопад, листочки падали и прилипли к окошку, будто ветер при­клеил листочки к нашему окошку и др. варианты ответов).



После занятия. В свободное время (после прогулки или во второй половине дня) дети рассматривают коллективную композицию «Лис­точки на окошке», описывают отдельные листочки или всю компози­цию «красивыми» словами, с помощью педагога составляют

 

 описа­тельный рассказ.

 


 

 

154

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...