Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Математические представления




Занятие № 7

Задачи. Познакомить детей с порядковым счетом, учить различать количественный и порядковый счет; учить пользоваться порядковыми числительными.

Закрепить умение детей соотносить знакомую цифру с соответству­ющим ей количеством предметов.

Учить детей определять положение своего тела среди окружающих предметов (ориентировка в пространстве).

Формировать у детей умение вычленять существенные признаки описанной ситуации.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма­ териал:

Пять различных игрушек, изображающих живых существ. Игрушки или счетный материал в необходимых количествах. Два набора карточек с изображением цифр от I до 5.

Содержание занятия. На столе у воспитателя в ряд друг за другом на линии перед детьми стоят игрушки, их пять (все они изображают стоя­щих живых существ). Например, кукла мальчик, за ним в затылок кукла девочка, собачка, ежик, петушок. Воспитатель говорит: «Все они собра­лись в поход. Чтобы никого не потерять, что нужно сделать?», «Правиль­но! Пересчитать!». Ребенок, вышедший к столу, пересчитывает игрушки, дотрагиваясь пальчиком до каждой из них. Все дети считают вместе с ним: «Один, два, три, четыре, пять. Всего пять путешественников». Вос­питатель: «Давайте узнаем, как они идут. Кто на каком по счету месте? Те­перь будем считать по-другому!» Воспитатель, держа в правой руке пра­вую руку ребенка указательными пальцами своим и ребенка, дотрагива­ясь до каждой игрушки, называет новые порядковые числительные; все дети вторят: «Мальчик — первый, девочка — вторая, собачка — третья, ежик — четвертый, петушок — пятый». Далее воспитатель предлагает де­тям вместе с ним определить на каком по счету месте стоит собачка, за­давая образец пересчета и следя за тем, чтобы при определении места в ряду употреблялись только порядковые числительные и чтобы дети считали обязательно вслух: «Первый, вторая, третья. Собачка — на треть­ем месте». Аналогичным образом дети вместе с воспитателем определяют место каждого «участника похода». Далее воспитатель просит самих де­тей посчитать, порядковыми числительными: «Посчитайте, не сколько всего путешественников, а так, как мы только что научились — первый, вторая, третья, четвертый, пятый». Один ребенок выходит к доске. Ему предлагается определить на каком по счету месте стоит петушок. Ребенок начинает считать, воспитатель следит за тем, чтобы он считал вслух и как только ребенок начинает считать: «Один, два, три», — воспитатель прерывает его и обращаясь к детям уточняет: «Правильно ли он начал счи-

155

 

тать? Мы хотим узнать, сколько всего или на каком по счету месте стоит петушок?» Дети поправляют. К столу выходит еще один ребенок. И они вдвоем начинают считать, пользуясь только порядковыми числительны-» ми, остальные дети вторят. (Голос воспитателя звучит в случае необходи­мости.) Далее воспитатель говорит: «А теперь узнаем сколько всего? Мо­жет быть, кто-нибудь убежал, пока мы искали место, где они стоят». Де­ти все вместе пересчитывают, пользуясь уже только количественными числительными: «Один, два... всего пять путешественников». — «Все на месте? Никто не сбежал?» — шутит воспитатель.

Воспитатель предлагает выйти к доске и встать лицом к детям пять человек, просит сидящих пересчитать вышедших, а затем определить, кто стоит, на каком по счету месте. Дети, стоящие у доски, пересчитываются по порядку: первый, вторая, третья... Затем воспитатель задает вопросы детям, сидящим за столами. Например: «Какая по счету Со­нечка? Кто ее соседи, кто стоит слева и справа от Сонечки?» Дети: «Со­нечка третья, рядом с ней Маша и Вадик». Аналогичным образом вос­питатель спрашивает про каждого ребенка, стоящего в ряду.

Воспитатель заранее расставляет в разных местах комнаты, так что­бы это было хорошо видно — на подоконниках, на стульчике игрового уголка, на свободном столе и др. — игрушки в разных количествах (от одного до пяти). Например, пять машинок стоят на подоконнике, две елочки на стуле около окна, три медвежонка на кукольном столике и т. д. На столе у воспитателя лежат цифры, перевернутые изображени­ем вниз (два комплекта цифр от 1 до 5). Дети работают парами. К сто­лу выходят сразу пять пар детей. Пара подходит к столу и один из пары берет случайную цифру. Повернув к себе, они видят цифру и догадыва­ются, какое количество предметов им нужно найти, чтобы подложить к нему свою цифру. Задание выполняют все пары одновременно.

После того как задание выполнено, пары садятся, а другие дети вместе с воспитателем идут по комнате и проверяют соответствие ци­фры и количества предметов. Выясняют соответствует или нет, исправ­ляют ошибки, перекладывая цифры, воспитатель при этом ни в коем случает не говорит о тех, кто ошибся.

Дети сидят за столами. Воспитатель спрашивает: «Кто хочет найти место в группе, где ему хотелось бы постоять и рассказать нам, что у не­го находится слева, справа, спереди, сзади?» Один из детей встает на место, которое он выбрал. Воспитатель с детьми просит его поднять правую руку и несколько раз помахать нам рукой. После этого сказать, что находится справа от него (например, окно, черепаха и т. п.). Затем они просят его поднять левую руку и погрозить им пальцем. Затем рас­сказать, что находится слева от него. Спереди и сзади. После чего вос­питатель предлагает проверить правильность выполнения поручений, для чего предлагает двум детям встать одному перед ним, а другому сза­ди. Теперь все трое поднимают правую руку, затем левую, и определя-

156

предметы, стоящие справа и слева. Воспитатель: «Саша показал и рассказал все правильно?» Дети вышедшие к Саше и остальные со­глашаются. Задание повторяется два-три раза с другими детьми.

Шуточная задачка на сообразительность

Воспитатель просит детей сесть небольшими компаниями по четы­ре—шесть человек, помогая им объединиться в малые группы.

Затем воспитатель описывает следующую ситуацию: «Пять девочек вышли погулять во двор. У них на всех был один маленький зонтик, ко­торым можно прикрыть только голову куклы. Гуляли долго. Никто не намок. Почему?»

Сидя небольшими компаниям, дети вполголоса обсуждают свои пред­положения. Воспитатель прислушивается к обсуждениям, и если в какой-то компании решили, что просто не было дождя, воспитатель отмечает это для себя (правильный ответ). Затем спрашивает, обращаясь ко всем детям, готовы ли они ответить. Каждая компания определяет, кто будет отвечать. Сначала воспитатель предлагает ответить одной из тех компаний, кото­рые выдвинули неверное предположение, а затем той — которая предпо­ложила правильно. (Воспитатель может ненавязчиво косвенными вопро­сами принимать участие в обсуждении детьми своих предположений.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...