КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала
«Друзья-притворяшки» Задачи. Формирование у детей умения анализировать природный материал как основу будущей поделки, использовать разные приемы «опредмечивания»: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения. Предварительная работа. Целенаправленный сбор природного материала на прогулке (в парке, сквере) сучков, веток, шишек, желудей и других плодов и семян, которые дополняют то, что приготовил сам воспитатель (корни, толстые ветки и т. п.). Материалы, инструменты, оборудование. Разнообразный природный материал, пластилин для крепления деталей и изготовления подставок (нитки, проволока). Содержание занятия. Проводится с небольшими группами по Шесть-восемь детей и занимает по семь—десять минут с каждой группой. (Возможно проведение занятия и во вторую половину дня.) К детям приходит Старичок-лесовичок, сделанный заранее воспитателем из природного материала. Он здоровается с детьми, знакомится, рассказывает о себе, говорит о том, что пришел к ним не один, а вместе со своими веселыми лесными друзьями. Только они решили пошутить над детьми и превратились вот в эти шишки, сучки, корешки. Но если дети 157
внимательно посмотрят, они обязательно угадают, кто где «спрятался» (увидят в природных формах какие-то образы). Педагог рассаживает детей вокруг стола и организует рассматривание материала, помогая увидеть разное в одном и том же материале. Рассматриваются отдельные корни, ветки. Изменяя их положение, воспитатель помогает детям увидеть, на что это похоже: «А так? А вот так? А если добавить глазки, клюв?» (См. рис.) Затем предлагает детям «оживить» друзей-притворяшек из природного материала. В процессе индивидуального общения с каждым ребенком воспитатель побуждает самих детей определить, на что похож выбранный ими материал, немного рассказать о нем, поразмышлять о том, как можно воссоздать этот образ. Поддерживается любая инициатива детей. Воспитатель помогает детям укрепить их поделки на индивидуальных подставках, предлагает придумать им названия или имена.
Закончив работу, дети приносят свои поделки на общую подставку для выставки, рассматривают все работы, говорят, каких притворяшек удалось лучше всех «оживить». Авторов наиболее выразительных работ можно попросить рассказать о них. После занятия. Из поделок детей в вестибюле детского сада или в музыкальном зале к осеннему празднику можно организовать выставку для родителей.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Как от дождика спастись» Задачи. Знакомить детей со свойствами разных материалов, учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами, знакомить с профессиями взрослых и атрибутами этих профессий. Предварительная работа. Составление альбома «Что от дождика спасет» из картинок, вырезанных из рекламных журналов и каталогов (резиновые сапоги, куртки, плащи, комбинезоны, зонтики и т. д.). Материалы, инструменты, оборудование. Разные материалы (кусочки бумаги, дерева, кожи, резины, разных тканей, губки и т. д.); тазик с водой; несколько узких банок или стаканов, вода, чернила или разведенная краска, растительное масло; картинки с изображениями людей разных профессий, которым нужна непромокаемая одежда. 158
Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, какое сейчас время года, что происходит осенью. Читает детям стихотворение Вадима Левина «Маленькая песенка о большом дожде» и обсуждает ними, откуда берется дождик, в какое время года он чаще бывает, кому нужен и полезен дождик. Спрашивает детей, любят ли они гулять во время дождя.
Целый месяц Под дождем Мокнет крыша, Мокнет Дом, Мокнут листья И цветы, Мокнут лужи И зонты, Мокнут парки И поля, Мокнет Мокрая Земля. И далеко от земли Мокнут В море Корабли. Воспитатель обсуждает с детьми, как одеваются в мокрую погоду, что они тогда берут с собой. Вместе с детьми воспитатель выясняет, что зонтики бывают разные по назначению и размеру — зонт защищает не только от дождя и от ветра, но и от солнца. Самые маленькие зонтики — для детей, побольше — для взрослых, самые большие зонты ставятся летом на пляже, в открытом кафе на улице, в саду над столом. Воспитатель говорит детям о том, что когда идешь по улице под раскрытым зонтом, нужно быть очень внимательным: можно столкнуться с другим человеком или не заметить внезапно появившуюся машину. Воспитатель обсуждает с детьми, почему зонтик сделан именно такой формы, можно ли сделать зонтик от дождя плоским или в форме тарелки, что произойдет тогда (будет ли стекать с зонтика вода). Воспитатель вместе с детьми исследует свойства разных материалов: что лучше всего защитит от дождя. В тазик с водой дети по очереди погружают разные предметы, специально подготовленные воспитателем (бумага, ткань, губка, кожа, дерево, резиновый шарик) и подобранные самостоятельно — с разрешения взрослого. Дети наблюдают, что намокает, не намокает, что вбирает в себя много воды, не пропускает воду, с чего вода скатывается, и обсуждают результаты. Воспитатель показывает опыты с жидкостями в узкой банке или высоком стакане: какие смешиваются, какие не смешиваются, какие Держатся сверху воды (растительное масло), какие опускаются ниже. Дети наблюдают, что происходит, если намочить обычный лист бумаги 159 и лист бумаги, смазанный маслом, делают вывод о том, что масло не смешивается с водой, и вода скатывается с намазанной маслом поверхности. Воспитатель просит детей догадаться, почему обувь смазывают сапожным кремом. Воспитатель рассматривает карточки и обсуждает с детьми, людям каких профессий нужна непромокаемая одежда (что надевает постовой на улице во время дождя, какая одежда у рыбаков, видели ли они костюм водолаза и т. п.).
Воспитатель читает детям стихотворение Вадима Левина «Глупая лошадь», рассказывает (или вспоминает с детьми), что такое галоши. Обсуждает с ними, почему нужно надевать непромокаемую обувь, что может произойти, если осенью промочить ноги. Лошадь купила четыре галоши — Пару хороших и пару поплоше. Если денек выдается погожий, Лошадь гуляет в галошах хороших. Стоит просыпаться первой пороше — Лошадь выходит в галошах поплоше. Если же лужи на улицах сплошь, Лошадь гуляет совсем без галош. Что же ты, лошадь, жалеешь галоши? Разве здоровье тебе не дороже? На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как ухаживают за мокрой одеждой и обувью. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА МОКРОЙ ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ 1. Если идет дождь, надень плащ или куртку с капюшоном, резиновые сапоги, возьми зонтик. 2. Когда входишь с улицы в помещение, переодень мокрую обувь (надень сухую), не заходя дальше прихожей. 3. Мокрую обувь поставь сушиться, а мокрую одежду повесь в расправленном виде. 4. Зонтик можно сушить и в расправленном виде, и поставив его в полурасправленном виде в угол. 5. Не следует сушить обувь на очень горячей батарее или печке: она может потрескаться. После занятия. На занятии по аппликации дети делают и украшают разноцветные зонтики; на занятии по рисованию знакомятся с техникой кляксографии. 160
ОКТЯБРЬ. 8 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. На этой неделе продолжится знакомство детей с осенними изменениями в природе; они получат некоторые представления о приспособлении животных к изменениям окружающей среды. Проведенные наблюдения найдут свое отражение в изодеятельности, конструировании из природного материала, речевом творчестве. Знакомясь с авторской сказкой М. Гар-шина «Лягушка-путешественница», осмысливая содержание и характеры персонажей, дети будут разыгрывать небольшие эпизоды из сказки. Продолжится знакомство со свойствами разных материалов. Дети будут учиться видеть равное количество в группах разных предметов и обозначать его цифрой; самостоятельно выстраивать ряд из пяти предметов, различающихся по заданному признаку.
161
162
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Один из эффективных приемов поддержки сюжетно-ролевой игры — включение в нее воспитателя («А можно я буду...»). Это возможно в ситуации, когда содержание детской игры не развивается и не реализуются отношения, связанные с ролями. Взрослому важно поддерживать мнимость игровой ситуации и ни в коем случае не переходить эти границы в процессе игры, т. е. не давать оценок, не действовать прямолинейно, советоваться, считаться с желаниями детей, спрашивать их разрешение, придерживаться принятой роли и правил игры. Действуя таким образом, взрослый становится для ребенка партнером по игре, а партнер — это значит равный. РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Осень на пороге» Задачи. Вовлекать детей в диалог. Побуждать задавать вопросы и отвечать на них. Строить предложения разной грамматической структуры. Составлять короткие тексты-повествования. Уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, ц в словах и фразах. Уточнить значения слов «предложение» и «слово». 163 Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: ворон, заяц, белка, ежик, ласточка, воробей. Метка. Мяч. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Н. Сладкова: «Осень на пороге»: «— Жители леса! — закричал утром мудрый ворон. — Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы? Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы... — А вот мы сейчас проверим! — крикнул ворон. — Перво-наперво Откликнулись звери: — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся! — Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся! — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснем! — Мы, перелетные, в теплые края улетим! — Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!» Воспитатель спрашивает детей, о чем этот рассказ. (Как животные готовятся к осени.) Показывает детям картинку ворона и говорит: — Вот ворон. Его называют мудрым. О чем спрашивал ворон зверей и птиц? (Готовы ли ни к приходу осени, к осенним холодам.) — Как готовятся к осенним холодам белки и зайцы? (Меняют шубы.) — Что делают другие звери? (Прячутся в норы, улетают в теплые края.) Воспитатель демонстрирует картинки: заяц, белка, ежик, ласточка, воробей. — Про кого хотите услышать еще раз? Прочитать вам про белочку? Про ежика? Про птиц перелетных и оседлых? (Выборочное чтение.) Затем воспитатель предлагает детям послушать рассказ еще раз. После повторного чтения просит детей составить свои рассказы о том, как звери осенью готовятся к зиме, и выслушивает желающих. Затем проводится игра «Угадай мою картинку». Воспитатель объясняет детям, что он будет загадывать какое-либо животное и прятать за картинку метку. Чтобы отгадать, надо задавать вопросы. Так, чтобы ответить можно было «да» или «нет». — Закройте глаза. Открывайте. Задавайте вопросы. Игра продолжается по желанию детей. Роль ведущего выполняет тот ребенок, который отгадал картинку. Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что есть говорящие птицы. Наш ворон умеет говорить. Он любит шутить. Послушайте, что он придумал и записал. Воспитатель вызывает четырех детей. Проводится игра «Живые слова». Дети «читают» предложение: «Длинноухий волчишко грызет морковку». Воспитатель спрашивает детей: 164 — Так бывает? Кто грызет морковку? Какое слово нужно заменить, чтобы получилось правильно? Предлагает детям прочитать новое предложение: «Длинноухий заяц грызет морковку». Аналогично «читают» и «редактируют» следующие предложения: «Рыжая лягушка украла цыпленка». «Белобокая кукушка громко стрекочет». В заключение воспитатель просит детей послушать слова: сссорока, лиссса, ссстрекочет. Какой звук слышится в этих словах? (с) Потяните этот звук. А в этих словах какой звук слышится: Цыпленок, заяЦ, лисиЦа? (ц) Произнесите звук ц громко. ЛЕПКА сюжетная «Кто под дождиком промок?» Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию выразительных образов (промокшие под дождем животные). Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные дополнения, прорезание или процарапывание стекой). Предварительная работа. Беседа о дожде и дождливой погоде на предыдущем занятии по ознакомлению с окружающим миром; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком». Материалы, инструменты, оборудование. Глина, стеки, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождем неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шерстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т. е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съежившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжались в комочек, растопырили перышки. — Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины — она такая же влажная, как шерстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из Целого куска глины, не деля его на части, а потом добавив мелкие детали — ушки, хвостики. 165
Представьте себе животное, которое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель, подходит к детям и помогает определиться с замыслами.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводящими вопросами. («Как ты покажешь, что шерстка у зайчонка намокла от дождя? Пригладь влажной салфеткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, чтобы в них не попали капельки дождя».) А теперь поможем бедняжкам — промокшим животным — спрятаться от дождя. Давайте слепим для них кустик, норку или гнездышко. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|