Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала




«Друзья-притворяшки»

Задачи. Формирование у детей умения анализировать природный материал как основу будущей поделки, использовать разные приемы «опредмечивания»: достраивание, убирание лишнего, изменение про­странственного положения.

Предварительная работа. Целенаправленный сбор природного ма­териала на прогулке (в парке, сквере) сучков, веток, шишек, желудей и других плодов и семян, которые дополняют то, что приготовил сам воспитатель (корни, толстые ветки и т. п.).

Материалы, инструменты, оборудование. Разнообразный природ­ный материал, пластилин для крепления деталей и изготовления под­ставок (нитки, проволока).

Содержание занятия. Проводится с небольшими группами по Шесть-восемь детей и занимает по семь—десять минут с каждой груп­пой. (Возможно проведение занятия и во вторую половину дня.)

К детям приходит Старичок-лесовичок, сделанный заранее воспитателем  из природного материала. Он здоровается с детьми, знакомится, рассказывает о себе, говорит о том, что пришел к ним не один, а вместе со своими веселыми лесными друзьями. Только они решили пошутить над детьми и превратились вот в эти шишки, сучки, корешки. Но если дети

157

 

 

 

 

внимательно посмотрят, они обязательно угадают, кто где «спрятался» (увидят в природных формах ка­кие-то образы).

Педагог рассаживает детей вокруг стола и орга­низует рассматривание материала, помогая увидеть разное в одном и том же материале. Рассматрива­ются отдельные корни, ветки. Изменяя их положе­ние, воспитатель помогает детям увидеть, на что это похоже: «А так? А вот так? А если добавить глаз­ки, клюв?» (См. рис.)

Затем предлагает детям «оживить» друзей-при­творяшек из природного материала. В процессе ин­дивидуального общения с каждым ребенком воспи­татель побуждает самих детей определить, на что по­хож выбранный ими материал, немного рассказать о нем, поразмышлять о том, как можно воссоздать этот образ. Поддерживается любая инициатива де­тей. Воспитатель помогает детям укрепить их подел­ки на индивидуальных подставках, предлагает при­думать им названия или имена.

Закончив работу, дети приносят свои поделки на общую подставку для выставки, рассматривают все работы, говорят, каких притворяшек удалось лучше всех «оживить». Авторов наиболее выразительных работ можно попросить рассказать о них.

После занятия. Из поделок детей в вестибюле дет­ского сада или в музыкальном зале к осеннему празд­нику можно организовать выставку для родителей.

 

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Как от дождика спастись»

Задачи. Знакомить детей со свойствами разных материалов, учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами, знакомить с профессиями взрослых и атрибутами этих профессий.

Предварительная работа. Составление альбома «Что от дождика спасет» из картинок, вырезанных из рекламных журналов и каталогов (резиновые сапоги, куртки, плащи, комбинезоны, зонтики и т. д.).

Материалы, инструменты, оборудование. Разные материалы (ку­сочки бумаги, дерева, кожи, резины, разных тканей, губки и т. д.); та­зик с водой; несколько узких банок или стаканов, вода, чернила или разведенная краска, растительное масло; картинки с изображениями людей разных профессий, которым нужна непромокаемая одежда.

158

 

 

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми, какое сейчас время года, что происходит осенью. Читает детям стихотворение Вадима Левина «Маленькая песенка о большом дожде» и обсуждает ними, откуда берется дождик, в какое время года он чаще бывает, ко­му нужен и полезен дождик. Спрашивает детей, любят ли они гулять во время дождя.

Целый месяц

 Под дождем

Мокнет крыша,

Мокнет

Дом,

Мокнут листья

И цветы,

Мокнут лужи

И зонты,

Мокнут парки

И поля,

Мокнет

Мокрая

Земля.

И далеко от земли

Мокнут

В море

Корабли.

Воспитатель обсуждает с детьми, как одеваются в мокрую погоду, что они тогда берут с собой. Вместе с детьми воспитатель выясняет, что зонтики бывают разные по назначению и размеру — зонт защищает не только от дождя и от ветра, но и от солнца. Самые маленькие зонти­ки — для детей, побольше — для взрослых, самые большие зонты ста­вятся летом на пляже, в открытом кафе на улице, в саду над столом. Воспитатель говорит детям о том, что когда идешь по улице под рас­крытым зонтом, нужно быть очень внимательным: можно столкнуться с другим человеком или не заметить внезапно появившуюся машину. Воспитатель обсуждает с детьми, почему зонтик сделан именно такой формы, можно ли сделать зонтик от дождя плоским или в форме тарел­ки, что произойдет тогда (будет ли стекать с зонтика вода).

Воспитатель вместе с детьми исследует свойства разных материа­лов: что лучше всего защитит от дождя. В тазик с водой дети по очере­ди погружают разные предметы, специально подготовленные воспита­телем (бумага, ткань, губка, кожа, дерево, резиновый шарик) и подоб­ранные самостоятельно — с разрешения взрослого. Дети наблюдают, что намокает, не намокает, что вбирает в себя много воды, не пропус­кает воду, с чего вода скатывается, и обсуждают результаты.

Воспитатель показывает опыты с жидкостями в узкой банке или высоком стакане: какие смешиваются, какие не смешиваются, какие Держатся сверху воды (растительное масло), какие опускаются ниже. Дети наблюдают, что происходит, если намочить обычный лист бумаги

159

и лист бумаги, смазанный маслом, делают вывод о том, что масло не смешивается с водой, и вода скатывается с намазанной маслом поверх­ности. Воспитатель просит детей догадаться, почему обувь смазывают сапожным кремом.

Воспитатель рассматривает карточки и обсуждает с детьми, людям каких профессий нужна непромокаемая одежда (что надевает постовой на улице во время дождя, какая одежда у рыбаков, видели ли они кос­тюм водолаза и т. п.).

Воспитатель читает детям стихотворение Вадима Левина «Глупая лошадь», рассказывает (или вспоминает с детьми), что такое галоши. Обсуждает с ними, почему нужно надевать непромокаемую обувь, что может произойти, если осенью промочить ноги.

Лошадь купила четыре галоши —

Пару хороших и пару поплоше.

Если денек выдается погожий,

Лошадь гуляет в галошах хороших.

Стоит просыпаться первой пороше —

 Лошадь выходит в галошах поплоше.

Если же лужи на улицах сплошь,

Лошадь гуляет совсем без галош.

Что же ты, лошадь, жалеешь галоши?

Разве здоровье тебе не дороже?

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как ухаживают за мокрой одеждой и обувью.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА МОКРОЙ ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ

1. Если идет дождь, надень плащ или куртку с капюшоном, резино­вые сапоги, возьми зонтик.

2. Когда входишь с улицы в помещение, переодень мокрую обувь (надень сухую), не заходя дальше прихожей.

3. Мокрую обувь поставь сушиться, а мокрую одежду повесь в рас­правленном виде.

4. Зонтик можно сушить и в расправленном виде, и поставив его в полурасправленном виде в угол.

5. Не следует сушить обувь на очень горячей батарее или печке: она может потрескаться.

После занятия. На занятии по аппликации дети делают и украша­ют разноцветные зонтики; на занятии по рисованию знакомятся с тех­никой кляксографии.

160

 

ОКТЯБРЬ. 8 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе продол­жится знакомство детей с осенними изменениями в природе; они по­лучат некоторые представления о приспособлении животных к изме­нениям окружающей среды. Проведенные наблюдения найдут свое от­ражение в изодеятельности, конструировании из природного материала, речевом творчестве. Знакомясь с авторской сказкой М. Гар-шина «Лягушка-путешественница», осмысливая содержание и харак­теры персонажей, дети будут разыгрывать небольшие эпизоды из сказ­ки. Продолжится знакомство со свойствами разных материалов. Дети будут учиться видеть равное количество в группах разных предметов и обозначать его цифрой; самостоятельно выстраивать ряд из пяти предметов, различающихся по заданному признаку.

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
1 день Утро Разные виды детских игр Рассматривание иллюстраций к произведениям А. Барто «Зайка», В. Сутеева «Под грибком» (предварительная ра­бота к занятию по лепке)
    Занятия 1. Развитие речи. «Осень на пороге» 2. Лепка сюжетная. «Кто под дождиком промок?» 3. Физкультура №8.1. Разучивание техники прополза-ния под несколькими препятствиями. Закрепление навы­ка броска мяча вверх и ловли его двумя руками. Развитие выносливости (увеличение количества бросков и сокра­щение интервалов отдыха во время выполнения упражне­ний с мячами)
    Прогулка Наблюдения за осенним небом, облаками (на что они по­хожи), лужами (предварительная работа к занятиям по аппликации и рисованию) Подвижные игры: «Из кружка в кружок», «Затейники» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение 1-й части сказки М. Гаршина «Лягушка-путеше­ственница»
    Вечер Игры по инициативе детей Рисование осеннего неба: тонирование бумаги (предвари­тельная работа к занятию по аппликации)
2 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Сказка М. Гаршина «Ля­гушка-путешественница» 2. Рисование. «Чудесные превращения кляксы» («кляксо-графия») 3. Музыка № 8.1. Слушание музыки: А. Вивальди «Осень», А. Холминов «Дождик». Игра на детских музыкальных инструментах: А. Холминов «Дождик». Музыкальное дви­ жение: этюд «Весело-грустно» (л. Бетховен), танец «Полька» (А. Жилинский «Латышская народная полька»)

161

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Рассматривание зонтиков (предварительная работа к за­нятию по аппликации) Подвижная игра «Встречные перебежки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Дидактическая игра на развитие цветового восприятия (предварительная работа к занятию по аппликации) Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математика № 8 2. Аппликация. «Цветные зонтики» 3. Физкультура № 8.2. Разучивание ползания на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь двумя рука­ми. Совершенствование умения броска мяча вверх и лов­ли его двумя руками, одной рукой. Развитие гибкости (обучение мышечному расслаблению — освоение специ­альных способов дыхания («диафрагмальное дыхание», удлиненный выдох и т. д.)
    Прогулка Подвижные игры: «Из кружка в кружок», «Перемени предмет» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Разные виды детских игр Подготовка к проведению исследования «Сохранение температуры» (предварительная работа к занятию по по­знанию окружающего мира)
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Как от холода спастись» 2. Конструирование из природного материала. «Друзья-притворяшки» (продолжение) 3. Музыка № 8.2. Слушание музыки: Т. Попатенко «Скво­рушка прощается». Пение: распевка Т. Попатенко «Дож­дик», «Песня осеннего дождя» (муз. Н. Сушевой, ел. В. Гудимова), «Осень — гостья дорогая» (муз. и ел. Л. Олифировой). Музыкальное движение: этюды «Не теряй меня из виду!» (Л. Бетховен «Экоссез»), «Прогулка под осенним дождем» («Песня осеннего дождя», муз. Н.Сушевой, ел. В. Гудимова)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Брось за флажок», «Из кружка в кружок» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей

162

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1день Вечер Игры по инициативе детей Изготовление кормушек из молочных пакетов с детьми по желанию
    Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Как животные готовятся к зиме?» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 8.3. Закрепление умения подлезать под несколькими препятствиями. Совершенствование умения броска мяча вверх (выполнение во время броска различных дополнительных заданий: хлопка в ладоши; приседания; поворота и т. д.). Развитие быстроты (подвижные игры: «Скорее в обруч», «Ударь и догони», «Звоночек» и др.)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Затейники», «Кто быстрее добежит до флажка?» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение рассказа Г. Снегирева «Как звери и птицы к зиме готовятся»
    Вечер Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Один из эффек­тивных приемов поддержки сюжетно-ролевой игры — включение в нее воспитателя («А можно я буду...»). Это возможно в ситуации, когда со­держание детской игры не развивается и не реализуются отношения, связанные с ролями. Взрослому важно поддерживать мнимость игро­вой ситуации и ни в коем случае не переходить эти границы в процес­се игры, т. е. не давать оценок, не действовать прямолинейно, совето­ваться, считаться с желаниями детей, спрашивать их разрешение, при­держиваться принятой роли и правил игры. Действуя таким образом, взрослый становится для ребенка партнером по игре, а партнер — это значит равный.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Осень на пороге»

Задачи. Вовлекать детей в диалог. Побуждать задавать вопросы и отвечать на них. Строить предложения разной грамматической структуры. Составлять короткие тексты-повествования. Уточнять и за­креплять правильное произношение звуков с, ц в словах и фразах. Уточнить значения слов «предложение» и «слово».

163

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки: ворон, заяц, белка, ежик, ласточка, воробей. Метка. Мяч.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Н. Сладкова: «Осень на пороге»:

«— Жители леса! — закричал утром мудрый ворон. — Осень у лес­ного порога, все ли к ее приходу готовы?

Как эхо донеслось из леса:

— Готовы, готовы, готовы...

— А вот мы сейчас проверим! — крикнул ворон. — Перво-наперво
осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснем!

— Мы, перелетные, в теплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!»

Воспитатель спрашивает детей, о чем этот рассказ. (Как живот­ные готовятся к осени.) Показывает детям картинку ворона и гово­рит:

— Вот ворон. Его называют мудрым. О чем спрашивал ворон зве­рей и птиц? (Готовы ли ни к приходу осени, к осенним холодам.)

— Как готовятся к осенним холодам белки и зайцы? (Меняют шубы.)

— Что делают другие звери? (Прячутся в норы, улетают в теплые края.)

Воспитатель демонстрирует картинки: заяц, белка, ежик, ласточка, воробей.

—   Про кого хотите услышать еще раз? Прочитать вам про белоч­ку? Про ежика? Про птиц перелетных и оседлых? (Выборочное чтение.)

Затем воспитатель предлагает детям послушать рассказ еще раз. По­сле повторного чтения просит детей составить свои рассказы о том, как звери осенью готовятся к зиме, и выслушивает желающих.

Затем проводится игра «Угадай мою картинку». Воспитатель объяс­няет детям, что он будет загадывать какое-либо животное и прятать за картинку метку. Чтобы отгадать, надо задавать вопросы. Так, чтобы от­ветить можно было «да» или «нет».

—   Закройте глаза. Открывайте. Задавайте вопросы.

Игра продолжается по желанию детей. Роль ведущего выполняет тот ребенок, который отгадал картинку.

Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, что есть говорящие птицы. Наш ворон умеет говорить. Он любит шутить. Послушайте, что он придумал и записал. Воспитатель вызывает четырех детей. Проводится игра «Живые слова». Дети «читают» предложение: «Длинноухий волчишко грызет морковку». Воспитатель спрашивает детей:

164

— Так бывает? Кто грызет морковку? Какое слово нужно заменить, чтобы получилось правильно?

Предлагает детям прочитать новое предложение: «Длинноухий заяц грызет морковку». Аналогично «читают» и «редактируют» следующие предложения: «Рыжая лягушка украла цыпленка». «Белобокая кукуш­ка громко стрекочет».

В заключение воспитатель просит детей послушать слова: сссорока, лиссса, ссстрекочет. Какой звук слышится в этих словах? (с) Потяните этот звук.

А в этих словах какой звук слышится: Цыпленок, заяЦ, лисиЦа? (ц) Произнесите звук ц громко.

ЛЕПКА сюжетная

«Кто под дождиком промок?»

Задачи. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой. Вызвать интерес к созданию вырази­тельных образов (промокшие под дождем животные).

Объяснить связь между пластической формой и способом лепки. Продолжать освоение скульптурного способа (лепки из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей; предлагать на выбор при­емы декорирования лепного образа (рельефные дополнения, прорезание или процарапывание стекой).

Предварительная работа. Беседа о дожде и дождливой погоде на предыдущем занятии по ознакомлению с окружающим миром; рассма­тривание иллюстраций к литературным произведениям А. Барто «Зай­ка», В. Сутеева «Под грибком».

Материалы, инструменты, оборудование. Глина, стеки, дощечки или клеенки для лепки, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям вспомнить дождливую погоду и представить, как выглядят и как ощущают себя животные во время дождя. Обобщает высказывания детей: животным под дождем неуютно, прохладно, хочется куда-нибудь спрятаться (под кустик, в норку); шерстка намокла и прилипла, уши прижаты; птицы сидят на мокрых ветках, нахохлившись, т. е. взъерошив мокрые перья. Дети входят в образ и показывают, как зайчики сидят, съежившись и прижав уши, под мокрым кустом; как воробышки нахохлились, сжа­лись в комочек, растопырили перышки.

— Сейчас мы с вами будем лепить животных, промокших под дождиком. Лепить будем из глины — она такая же влажная, как шерстка или перышки промокших животных. Попробуем лепить туловище из Целого куска глины, не деля его на части, а потом добавив мелкие дета­ли — ушки, хвостики.

165

 

 

 

 

Представьте себе животное, кото­рое вам хочется слепить. Скажите мне тихо-тихо, на ушко. (Воспитатель, подходит к детям и помогает опреде­литься с замыслами.) Дети отбирают нужное количество глины и начинают лепить. Воспитатель помогает детям индивидуальными советами и наводя­щими вопросами. («Как ты пока­жешь, что шерстка у зайчонка намок­ла от дождя? Пригладь влажной сал­феткой или мокрыми пальчиками. Прижми ушки зайчонка к спине, что­бы в них не попали капельки дождя».)

А теперь поможем бедняжкам — промокшим животным — спрятаться от дождя. Давайте слепим для них ку­стик, норку или гнездышко.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...