Математические представления
Занятие № 8 Задачи. Учить детей видеть равное количество в группах разных предметов, обозначая это количество цифрой. Развивать у детей внимание и координацию движений под счет. Учить детей выстраивать ряд из пяти предметов, различающихся по ширине на 2,5 см; учить детей ориентироваться во времени. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Различные игрушки и объемный счетный материал. Поднос. Карточки с цифрами 1, 2, 3 в трех экземплярах. Пять полосок разных неповторяющихся цветов (красная, синяя, зеленая, желтая, белая или черная) длиной примерно 30 см, ширина самой широкой 13 см, каждая последующая уже предыдущей на 2,5 см. Раздаточный материал: Наборы цифр от 1 до 5 для каждого ребенка (каждая цифра размером примерно 4—6 см). Пять полосок бумаги неповторяющихся цветов, одинаковые по длине и разные по ширине, разница по ширине — 1,5 см. Желательно наличие нескольких комплектов полосок различных по сочетанию цветов (например, в одном комплекте самая широкая — красная, в другом — зеленая и т. п.). Счетная карточка из плотней бумаги (размером примерно 30x20 см — стандартный альбомный лист). Карандаши. Содержание занятия. У воспитателя на столе стоят или лежат три группы предметов, например: три мяча, три кораблика, три матрешки. Воспитатель просит детей обратить внимание на то, какие это предметы, сколько групп и по сколько предметов в каждой группе. Дети считают: «Всего три группы». Воспитатель: «Какие? Что в них?» Дети посчитали вслух и сказали: «Три мяча, три кораблика, три матрешки». У детей на столах лежат наборы цифр от 1 до 5. Воспитатель просит детей поднять и показать цифру, соответствующую количеству игрушек в каждой группе. Большинство детей покажет цифру 3. Воспитатель предлагает детям посмотреть на цифры друг у друга, сверить со своей. После этого воспитатель вместе с кем-то из детей ставит к каждой группе на столе карточку с цифрой 3, вновь называя: «Три мяча» — ставит цифру 3; «Три кораблика», — ставит цифру 3 и т. д. Затем предлагает детям сравнить свои ответы с цифрами стоящими на столе, исправить свои ошибки, найдя соответствующую Цифру 3 в своем наборе.
169 Далее воспитатель просит детей закрыть глаза, а сам убирает игрушки со стола и ставит на стол заранее приготовленный поднос с тремя группами других игрушек по две игрушки в каждой. Просит детей открыть глаза и процедура повторяется. Воспитатель вновь просит детей закрыть глаза. А на столе на значительном расстоянии друг от друга ставит разные предметы «группами» по одному: например, один гриб, один самолет, одного медведя. Дети открыли глаза. Воспитатель с улыбкой спрашивает: «Сколько здесь групп?» — при этом обводит каждый предмет круговым жестом, говоря при этом: «Группа. Группа. Группа». Далее повторяется процедура, аналогичная прежним. Игра «Руки — ноги» Воспитатель предлагает детям придумать новые правила для игры: например, один хлопок — теперь сигнал для ног, а два хлопка — для рук. Напоминает: кто ошибся садится на ковер или на пол рядом со стульчиком. Игра повторяется несколько раз. (См. занятия № 2 и 5.) Воспитатель проводит горизонтальную линию на доске (помещает линию на фланелеграф). Слева от линии ставит «точку отсчета». Длина полосок одинаковая, разница только в ширине. Ряды выстраиваются в обоих направлениях: от самого широкого к самому узкому и наоборот, от самого узкого к самому широкому. Воспитатель договаривается с детьми с какой полоски — самой широкой или самой узкой начнем строить ряд. Например, с самой широкой. Приглашает к столу двоих детей, чтобы найти самую широкую полоску и поставить на линию. В случае затруднения незаметно подсказывает. Аналогично другими парами детей, вышедшими к столу, определяются ширина последующих полосок и выстраивается ряд до самой узкой. «Посмотрите, какой у нас получился ровный разноцветный заборчик». Дети анализируют ряд, выясняя отношения между полосками: например, «самая широкая красная, синяя уже красной, но шире желтой; желтая уже синей, но шире зеленой; зеленая уже желтой, но шире белой. Белая — самая узкая. Белая — уже всех».
Затем ряд выстраивается в обратном порядке — от самой узкой к самой широкой.
На столах у детей лежат карточки из плотной бумаги с двумя проведенными линиями, расстояние между линиями пять-шесть сантиметров (размер карточки — стандартный альбомный лист). На столах у них также по пять разноцветных полосок одинаковой длины, но с разницей по 170 ширине между полосками 1,5 см. Воспитатель предлагает детям слева от нижней линии нарисовать «точку отсчета» и выложить на их счетных карточках ряд из полосок — от самой широкой до самой узкой. Дети выполняют. Воспитатель задает вопросы про «отношение» полосок по ширине и про их «соседей». Затем предлагает детям выложить ряд из полосок: от самой узкой до самой широкой. И также задает детям аналогичные вопросы, привлекая к ответам всех детей группы. Ребенок: «У меня самая узкая — синяя полоска. Рядом с ней желтая. Она шире синей, но уже зеленой». Воспитатель: «У кого так же? Встаньте!» Дети с таким же вариантом встают, соседи оценивают соответствие названного и выложенного. В непринужденной беседе дети вспоминают вместе с воспитателем, что было вчера, а что происходит сейчас, а что может произойти завтра. Впервые воспитатель, услышав о произошедшем вчера событии, просит детей уточнить, в какую часть суток это случилось: «Это было днем, утром, вечером?» АППЛИКАЦИЯ «Цветные зонтики» Задачи. Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков. Совершенствовать изобразительную технику: закрепить умение закруглять уголки для получения купола зонтика, показать варианты оформления края (зубчики, маковки), познакомить с новым приемом оформления аппликации — раздвижение.
Предварительная работа. Рассматривание зонтиков на прогулке во время дождя. Дидактическая игра на развитие цветового восприятия. Беседа о дождливой погоде и зонтиках на предыдущем занятии по познанию окружающего мира). Рисование осеннего неба (пасмурного, серого, грустного) по стихотворению Н. Некрасова (отрывок):
Осень невидимкой На землю сошла, Сизо-серой дымкой Небо облекла... Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты и прямоугольники разного цвета для вырезания детьми зонтиков, наборы цветной бумаги, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки, коробочки для обрезков. Рисунки осеннего неба, выполненные детьми в самостоятельной художественной деятельности, — для фона аппликаций. Если не удается выполнить рисунки, в качестве фона можно использовать листы Цветной бумаги. 171 Содержание занятия. Перед занятием дети берут свои рисунки осеннего неба и переносят на столы. Воспитатель читает детям стихотворение Ю. Кушака «Новый зонтик»: Снаружи — слякоть, мокрота. На лужах пузыри... Зато какая красота Под колокольчиком зонта У дождика внутри!
Воспитатель предлагает детям сделать свои зонтики и спрятаться от дождика. — Красивые, нарядные зонтики мы сейчас вырежем из цветной бумаги, чтобы спрятаться от осеннего холодного дождя. Воспитатель выставляет на мольберте или на фланелеграфе варианты зонтиков, выполненные аппликативной техникой (см. схемы). Зонтики такие разные, но вырезать их можно одним способом, а потом оформить каждый по-своему. Давайте вместе подумаем, как мы будем вырезать зонтик? Ели дети затрудняются, воспитатель подсказывает, что таким способом они уже вырезали автобусы, троллейбусы, трамваи для картины «Город» и качели-карусели для картины «Детская площадка». Дети вспоминают, воспитатель уточняет и поясняет, используя частичный показ: «Складываем прямоугольник пополам и от верхней точки сгиба ведем ножницами дугу к нижнему уголку, раскрываем и видим купол зонтика. Теперь подумаем, как этот зонтик можно оформить». Дети высказывают свои предположения. Воспитатель поощряет, отмечает интересные и оригинальные способы. Предлагает познакомиться с новыми способами. «Один способ нужен нам для оформления края
зонтика, чтобы он стал как настоящий. Вот здесь вырезаем «зубчики» (движение ножницами «зигзаг» — см. рис.) или «маковки» (движение ножницами «волна» — см. рис.). Другой способ нам понадобится для оформления купола зонтика. Смотрите: я беру красный зонтик и перерезаю его на части, а потом эти части наклеиваю на бумагу другого цвета — например, 172
желтого (или зеленого, голубого), но не плотно друг к другу, а на небольшом расстоянии, чтобы были видны полоски другого цвета, и еще раз вырезаю зонтик так, чтобы вокруг красного зонтика получился желтый (зеленый, голубой) ободок. Правда, красиво? Посмотрите, как можно делить зонтик на части — вдоль или поперек, а линии разреза могут быть прямые, волнистые или зубчиками». Воспитатель выставляет схемы оформления зонтиков. Предлагает детям выбрать материал и приступать к работе. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что наклеивать зонтики нужно на осеннюю картину или на лист цветной бумаги, красиво подобранный по цвету. И не забыть про ручку, за которую зонтик держат.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Как от холода спастись» Задачи. Знакомить детей со свойствами разных материалов, учить правильно и аккуратно обращаться со своими вещами. Предварительная работа. Подготовка к проведению исследования «Сохранение температуры». За полтора-два часа до занятия на глазах у детей бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакетике нужно завернуть в одинаковое количество слоев бумаги, положить под одеяло или подушки. Такую же бутылку с водой и кусочек льда надо оставить на столе в группе. (Для получения льда за несколько дней можно заморозить воду в морозильной камере.) Материал. Кусочки меха, пуха, синтепона, картинки с изображениями одежды. Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, какую одежду мы носили летом, какую надеваем осенью, когда становится холодно. Дети выясняют, какая одежда нужна зимой, а какая — летом. Воспитатель читает детям стихотворение П. Бондарчука «В гости», обсуждает, как нужно одеваться, чтобы не замерзнуть, какая одежда лучше защитит нас от холода. Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что нужно сделать, чтобы сохранить теплыми в кастрюле кашу или вареную картошку (завернуть кастрюлю в бумагу, а затем в платки и одеяла), и чтобы не поморозить зимой на улице купленные цветы (упаковать, завернув в несколько слоев бумаги). Вместе с детьми воспитатель изучает результаты опыта, который они начали проводить полтора-два часа назад (бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакетике заворачивали в одинаковое количество слоев бумаги, одеяло или подушки). Дети исследуют, ос-
173 талась ли вода теплой, а лед — холодным. Сравнивают с водой в бутылке и кусочком льда, которые оставили на столе в группе: вода, которую оставили на столе, остыла, а лед — растаял. Воспитатель подчеркивает, что несколько слоев бумаги или ткани содержат в себе больше воздуха, который помогает сохранить температуру того, что завернуто в них. Затем воспитатель предлагает детям придумать, как донести до дому купленное в жару мороженое, чтобы оно не успело растаять (например, завернуть в меховую шапку, в несколько слоев бумаги или пакетов). Спрашивает у детей, что они думают, можно ли в жаркую погоду надевать теплую одежду, чтобы было прохладнее. Рассматривает с детьми картинки, на которых изображена одежда людей, живущих в очень жарком и сухом климате, рассказывает детям, что на юге, в тех местах, где летом бывает очень жарко и сухо, люди носят теплые ватные халаты, чтобы защитить себя от жары. Ватный халат помогает в холодную погоду сохранить тепло, а в жару не дает перегреться. Воспитатель рассматривает с детьми кусочки меха, пуха и синтепона, обсуждает с ними, почему меховая шкура лучше греет, почему одежда из пуха — одна из самых теплых. Воспитатель рассказывает детям о том, что на севере, где очень холодная зима, люди носят теплую одежду. Ее делают из меха и шкур животных. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, на которых изображена одежда людей, живущих на севере, сравнивают с тем, как одеваются они в холодную погоду, находят сходства и отличия. Говорит, что ворсинка меха северного оленя похожа на трубочку: так в шкуре оказывается больше воздуха, и поэтому она легкая и теплая. Воспитатель читает рассказ Э. Шим «Кто как одет». Рассматривает с детьми огурец, лук и капусту. Обсуждает с детьми, почему капусту позже всех убирают, почему много «одежек» греет лучше. На занятии и затем в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно одеваться для прогулки. ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ОДЕЖДЫ ДЛЯ УЛИЦЫ 1. Прежде чем выйти гулять, посмотри в окно: какая там погода. 2. Если занимаешься на улице спортом, надень кроссовки, тренировочные штаны, легкую куртку. 3. Если идешь работать в огороде, надень старую одежду, которую 4. Если на улице очень жарко, светит солнце, надень легкую одежду и не забудь панаму или кепку от солнца, они защитят голову от перегревания. 5. Если идешь гулять зимой, надень одежду в несколько слоев: она лучше сохраняет тепло. 174 После занятия. Это содержание актуализируется затем на занятии по ознакомлению с природой «Как звери готовятся к зиме».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|