Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала




«Друзья-притворяшки»

Задачи. Закреплять умение детей анализировать природный ма­териал как основу будущей поделки; помогать детям увидеть раз­ное в одном и том же материале, создавать образ способом опред­мечивания, используя приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения; развивать творческую фантазию.

Материалы, инструменты, оборудование. Ветки, корни, сучки разной конфигурации (лучше специально подобрать такие, которые могут вызвать определенные ассоциации), кора, шишки, желуди, каш­таны, древесные грибы, плоды и семена разных растений и пр., плас­тилин.

Содержание занятия. В гости к детям приходит Старичок-лесови-чок. Он хвалит детей за то, как хорошо они «оживили» его друзей-при­творяшек в прошлый раз и говорит, что сегодня принес задание по­труднее: «оживить» лесные ветки, корни, кору. Демонстрирует их, вы­нимая из корзины.

Воспитатель говорит Старичку-лесовичку, что дети легко спра­вятся с этим заданием. Затем она показывает детям разные ветки, сучки, корни интересной конфигурации и предлагает определить, на что или на кого они похожи (так, ветки с разветвлением — как будто «ножки» или «ручки», изогнутая ветка — как будто нагнулся человечек и т. п.). Показывая корень, имеющий несколько ответв­лений, воспитатель спрашивает у детей: «На что это похоже? С чем это можно сравнить? Кого напоминает?» Затем поворачивает ко­рень другой стороной: «А теперь на что?» Уже только поворачивая материал, воспитатель демонстрирует один из приемов создания разных образов на одной основе — изменение пространственного положения этой основы. Аналогично демонстрируется и прием до­страивания (так, если к веткам-ножкам прикрепить шишку, а свер­ху желудь — получится человечек) и прием убирания лишнего (по совету детей воспитатель сам отрезает ненужные части ножом или секатором).

Следует обращать внимание детей на то, что один и тот же материал может дать разный образ: так, еловая или сосновая шишка с раскрытыми чешуйками, направленными вниз, похожа на юбочку девочки; а если ее перевернуть чешуйками вверх, — на туловище.

175

 

 

 

 

 

Детские поделки. У ваших детей они могут быть совсем другими.

 

 

В процессе самостоятельной ра­боты детей воспитатель не только поддерживает высказывания, но и развивает их, помогает детям уви­деть образ, и практически выпол­нить его, советует, как с помощью дополнительных деталей добиться выразительности (например, фи­гурке, похожей на грибника, — сде­лать шляпу и корзинку; Бабе-яге — метлу; клоуну — воротник из гоф­рированной бумаги).

По окончании занятия все рабо­ты рассматриваются, Старичок-лесовичок хвалит детей, просит их рассказать о своих героях, отмечает удачные находки, выразительные образы.

После занятия. Детские поделки остаются в группе на несколько дней, чтобы дети имели возмож­ность при желании изменить их, за-

рисовать. Как только интерес детей к поделкам будет утрачен, воспи­татель предлагает детям разобрать их, аккуратно рассортировать мате­риал по коробкам для последующей работы. А некоторые поделки можно оставить для украшения группы, вестибюля и т. д.

ПРИРОДА

«Как животные готовятся к зиме»

Задачи. Формировать представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать; давать первые представления о приспособлении животных к изменениям природы.

Предварительная работа. Наблюдения за животными. Воспитатель обращает внимание детей на изменения, которые происходят в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи), другие перебираются побли­же к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Если есть возможность, наблюдают за белкой: сменила ли она шубку; посещают водоем: оста­лись ли на нем утки? Проводят исследование: есть ли сейчас пища для

176

 

животных? На территории детского сада, в лесу дети ищут самих жи­вотных или их следы (отпечатки лап, цепочки следов, объеденные шишки, раздавленные ягоды).

Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии, рисунки перелетных и зимующих птиц и зверей (прежде всего, характерных для вашего населенного пункта и природной зоны вашего региона), бу­мажные силуэты зайцев серого и белого цвета, листы бумаги разного цвета (фоны для моделирования).

Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми признаки осени, которые обсуждались на предыдущих занятиях: растения зимой «спят» — почти не растут, не пьют воду. А что происходит с животными?

Педагог рассказывает детям, что разные животные встречают зиму по-разному. Рассматривает с детьми изображения перелетных птиц: грача, ласточки, стрижа. (В каждом регионе могут быть свои примеры.) Дети высказывают предположения: почему эти птицы улетают осенью и прилетают весной; вспоминают о том, чем питаются разные птицы (об этом они узнали на занятиях раньше). В зависимости от характера питания животного ребенок делает вывод: улетает эта птица в теплые края или остается зимовать. Главная причина того, что птицы улета­ют — исчезновение их пищи — насекомых, которые вновь появятся только весной.

Некоторые птицы — вороны, синицы, воробьи — остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из се­верных лесов. Они едят ягоды рябины и других растений. Вороны дер­жатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пи­щи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом).

Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Чтобы пережить зиму, они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. Спит в бер­логе бурый медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зары­ваются лягушки, жабы, раки. Под корой деревьев, в старых пнях пря­чутся насекомые.

Мех зверей к зиме становится гуще, пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые звери меняют цвет своих шубок. Воспитатель загадывает загадку: «Летом серый, зимой белый» и спрашивает ребят, почему заяц к зиме становится белым. Для того чтобы ответить на вопрос, дошкольники работают с моделью. Силу­эты зайцев белого и серого цвета поочередно помещают на разные Фоны. Затем выбирают фон, на котором белый заяц будет наименее заметен, и делают соответствующие выводы. Воспитатель может по­казать детям фотографии горностая и белки, рассказать о том, как они меняют цвет своих шубок. Горностай становится белым, а белоч­ка — серой. (Летом ее рыжевато-коричневая шубка не очень заметна среди стволов деревьев.)

Педагог объясняет, что некоторые животные (белка, мышь, хомяк, бурундук, сойка, поползень) запасают на зиму корм (желуди, орехи,

177

грибы, семена и т. п.). В голодное время они ими питаются, но отыски­вают не все запасы. Из оставшихся желудей, семян потом вырастают новые растения.

Дети выбирают животных, которые обитают в их регионе, и расска­зывают, как те готовятся к зиме.

В заключение воспитатель вместе с детьми делает выводы: живот­ные по-разному готовятся к зиме: впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утеп­ляют свои шубки и меняют их цвет, насекомые прячутся под кору дере­вьев, зарываются в землю и т. д.

После занятия. Дети подкармливают птиц, белок шишками, ореха­ми, семенами. Воспитатель подчеркивает, что животных нужно кор­мить только тем, что они едят в природе.

Дополнительные материалы.

Загадки:

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

 Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета.

(Заяц)1

Серый зверюшка, длинные ушки,

А хвостик клубком,

Спит под кустом, там его дом.

Зима наступает — шубку меняет.

(Заяц)2

То рыжая, то серая, а названье белое.

(Белка)3

 

1         См.: Природа края. Животный мир / Сост. Гаврилова О.- Тюмень: Софт-
дизайн, 1997. С. 128.

2         Там же. С. 129.

          

 

 

Там же. С. 165.

178

НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Эта неделя будет по­священа формированию первичных представлений детей о лесе, раз­нообразии растений леса и их взаимосвязи с животным миром. Дети узнают о том, как лес помогает человеку, примут участие в подготов­ке выставки деревянных предметов. Эта работа будет способствовать формированию у детей бережного и ответственного отношения к природе. Знакомясь с разными образами одного и того же сказоч­ного героя, дети будут сравнивать их характеры и поступки; учиться передавать содержание рассказа своими словами, высказываться на темы из личного опыта. Результатом этой работы станут книжки-са­моделки по мотивам прочитанных сказок. Дети познакомятся с раз­ными видами декоративно-прикладного искусства, создадут художе­ственные образы по мотивам народной пластики. Они будут также сравнивать предметы по весу, познакомятся с относительностью по­рядкового счета, будут упражняться в построении числового ряда.

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Наблюдения в группе. «Какие вещи сделаны из дерева?» Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Природа. «Дерево — дом и столовая для животных» 2. Конструирование из природного материала. «Налес­ной поляне» 3. Физкультура №9.1. Разучивание техники ходьбы при­ставными шагами (вперед, в стороны, назад). Совершен­ствование умения проползать под несколькими препятст­виями. Развитие ловкости (специальные упражнения на развитие координации движений — упражнения цикли­ческого характера с перекрестной координацией)
    Прогулка Наблюдения на участке детского сада. «Что сделано из дерева?» Разучивание народной игры «Коршун» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Знакомство с богородской игрушкой, искусством резьбы по дереву (предварительная работа к занятию по лепке)
2 день Утро Составление «коллекции» деревянных вещей (см. раздел «Познание окружающего мира») Игры по инициативе детей

179

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Познание окружающего мира. «Откуда стол пришел» 2. Лепка сюжетная по мотивам богородской игрушки. «Косматый мишка» 3. Музыка № 9.1. Слушание музыки: Л. Дакен «Кукушка», В. Кикта «Дятел». Музыкальное движение: игровые упраж­нения «Бегом» (Р. Леденев «Лесная тропинка»), «Ау» (А. Гречанинов «Мазурка»), этюд «Заблудились» (Н. Су-шева «Спокойная ходьба»), игра «Ловкий заяц» (Н. Ладу-хин «Маленькая пьеса» (фрагмент)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «У медведя во бору», «Кто сделает меньше прыжков?» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Создание основы для сюжетной композиции «Лес точно терем расписной» (предварительная работа к занятию по аппликации)
3 день Утро Рассматривание растений в уголке природы: какие из них похожи на деревья (древовидные), кустарники, травы Организация условий для самодеятельных детских игр
    Занятия 1. Математика № 9 2. Аппликация из бумаги. «Лес точно терем расписной» 3. Физкультура № 9.2. Разучивание техники бега, выбра­сывая прямые ноги вперед. Закрепления навыка полза­ния на животе по гимнастической скамейке, подтягива­ясь двумя руками. Развитие силы (специальные упражне­ния для мышц спины и брюшного пресса — наклоны и подъемы туловища из различных исходных положений и т. д.)
    Прогулка Наблюдение в природе* Народная игра «Коршун» Подвижная игра «У медведя во бору» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храб­рого зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
    Вечер Игры по инициативе детей Подготовка основы книжек-самоделок (предварительная работа к занятию по рисованию)
4 день Утро Рассматривание изображений зайца у разных художни­ков: И. Я. Билибина, Ю. А. Васнецова, А. М. Елисеева, В. М. Конашевича, Е. И. Чарушина и др.

 

 

180

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Художественная литература. «Заяц в русских сказках» 2. Рисование сюжетное. «Зайчишки — трусишка и храб-ришка» 3. Музыка № 9.2. Слушание музыки: «Колыбельная зай­чонка» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель. Пение: рас­певки «Я пою» (Т. Попатенко), «Дождик», «Колыбельная зайчонка» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель), «Серень­кая кошечка» (муз. В. Витлина, ел. Н. Найденовой). Игра на детских музыкальных инструментах: «Колыбельная зайчонка» (муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель). Музы­ кальное движение: Игра с пением «Ой, заинька по сенич-кам» (рус. нар. песня) и игра «Ловкий заяц» (Н. Ладухин «Маленькая пьеса» (фрагмент)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры «Сделай фигуру», «Кто сделает меньше прыжков?» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Игра-драматизация по мотивам сказок: «Заяц-хваста» и «Сказка про храброго зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Встречи в природе» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 9.3. Закрепление навыка ходьбы при­ставными шагами (вперед, в стороны, назад); навыка ходьбы по ограниченной поверхности. Развитие вынос­ливости (подвижные игры: «Найди пару», «Поезд», «Кон­ники-спортсмены» и др.)
    Прогулка Экскурсия в лес или парк* Народная игра «Коршун» Подвижная игра «У медведя во бору» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение сказки «Кот-Воркот. Котофей Котофеевич»
    Вечер Игры по инициативе детей

 

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Представления детей об окружающей природе и ее обитателях, о сказочных персона­жах леса могут иметь воплощение в детских самодеятельных играх. Те Дети, для которых эти сведения эмоционально значимы, могут разыг­рывать с этими персонажами различные сюжеты. Стимулировать дет-

181

 

ские игры можно подбором мягких игрушек, предлагая куклы для пальчикового театра с изображением тех персонажей, которые встре­чались на занятиях. Дети часто берут на себя роли животных, и свое ро­левое поведение строят, подражая им (например, мама-лиса варит ка­шу на кухне и кормит своих лисят). Поддержать интерес к игре помо­гут внесенные взрослым элементы театральных костюмов. Кроме этих «лесных» сюжетов, дети могут проигрывать и другие (по сюжетам ска­зок, мультфильмов, жизненных ситуаций и пр.)

ПРИРОДА

«Дерево — дом и столовая для животных»

Задачи. Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.

Материалы, инструменты, оборудование. Комплекты карточек «Кто с деревом дружит». (Каждый комплект включает одну большую карточку с изображением дерева (сосны и дуба) и несколько маленьких — с изобра­жением разных частей дерева и животных, грибов, растений, которые с ним связаны. (Деревья выбираются с учетом особенностей региона.) Большие карточки делятся на три части (крона, ствол, корни). Маленькие карточки к большой карточке «сосна»: хвоя, шишка с семечком, «свечи» сосны, брусника, сон-трава, молодило (заячья капуста), кошачья лапка, белый гриб боровик, белка, дятел, глухарь, лось, гусеница соснового браж­ника, рыжий лесной муравей, жук-короед. Маленькие карточки к боль­шой карточке «Дуб»: дубовый лист, цветок дуба, желудь, ландыш, копы­тень, кабан, хохлатка, пролеска (голубой подснежник), жук-олень, белка, сова, сойка, барсук, гриб дубовик, гусеница непарного шелкопряда.

Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает ре­зультаты исследований деревьев во время прогулок, их особенности, строение (есть ствол, кора, корни, ветки, листья, плоды и семена). Бла­годаря предыдущим наблюдениям дети уже знают, что деревья — это «дом» и «столовая» для разных животных.

Педагог организует работу с комплектом карточек «Кто с деревом дружит». Дети выполняют задание: сложить деревья из отдельных час­тей больших карточек с изображением корней в почве, ствола и кроны дерева. Чем отличаются эти растения? Чем похожи? (У всех есть корни, ствол, крона и т.д.). Затем воспитатель берет по очереди маленькие карточки и советуется со своими воспитанниками, возле рисунка како­го дерева ее положить и почему. Выслушав ответы, он дает дополни­тельную информацию и оставляет маленькую карточку (например, с рисунком кабана) возле большой (соответственно с изображением дуба). Следует чередовать «сосновые» и «дубовые» карточки. В конце

182

игры образуются две группы карточек, на которых нарисованы живые организмы. Жизнь одних связана с дубом (они обычно встречаются в дубовых лесах), других — с сосной (они обитают в сосняках). Обра­щается внимание детей на то, что с каждой из пород связаны разные организмы: и растения, и животные (птицы, звери, насекомые), и гри­бы. Одни используют дерево как дом, другие как столовую, третьи и живут, и питаются на этих деревьях. Кто-то из них ест листья, кто-то — желуди или кору, то есть все части деревьев являются кормом.

Воспитатель проводит игру «Дерево — это...». Педагог предлагает де­тям определить, что значит то или иное дерево в жизни разных живот­ных и людей. Например: «Для птицы дерево — это... (варианты ответов: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятать­ся)». «Для жука дуб — это... (его жилище; место, где он откладывает ли­чинки, где может найти добычу)». «Для художника дерево — это... (объ­ект для картины)». «Для усталого путника раскидистое дерево — это... (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдох­нуть...)». «Дерево для мебельщика — это... (древесина, из которой мож­но сделать много разных предметов)». «Дерево для зайца — это... (пи­ща — кора зимой, укрытие)». «Дерево для горожанина — это... (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха)» и т. п.

В заключение воспитатель делает вывод о том, что деревья играют большую роль в жизни людей и в природе. Множество животных, рас­тений связано с ними невидимыми ниточками.

После занятия. Дети собирают коллекцию деревянных предметов, на следующем занятии по познанию окружающего мира знакомятся с тем, как человек использует деревья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...