КОНСТРУИРОВАНИЕ из природного материала
«Друзья-притворяшки» Задачи. Закреплять умение детей анализировать природный материал как основу будущей поделки; помогать детям увидеть разное в одном и том же материале, создавать образ способом опредмечивания, используя приемы: достраивание, убирание лишнего, изменение пространственного положения; развивать творческую фантазию. Материалы, инструменты, оборудование. Ветки, корни, сучки разной конфигурации (лучше специально подобрать такие, которые могут вызвать определенные ассоциации), кора, шишки, желуди, каштаны, древесные грибы, плоды и семена разных растений и пр., пластилин. Содержание занятия. В гости к детям приходит Старичок-лесови-чок. Он хвалит детей за то, как хорошо они «оживили» его друзей-притворяшек в прошлый раз и говорит, что сегодня принес задание потруднее: «оживить» лесные ветки, корни, кору. Демонстрирует их, вынимая из корзины. Воспитатель говорит Старичку-лесовичку, что дети легко справятся с этим заданием. Затем она показывает детям разные ветки, сучки, корни интересной конфигурации и предлагает определить, на что или на кого они похожи (так, ветки с разветвлением — как будто «ножки» или «ручки», изогнутая ветка — как будто нагнулся человечек и т. п.). Показывая корень, имеющий несколько ответвлений, воспитатель спрашивает у детей: «На что это похоже? С чем это можно сравнить? Кого напоминает?» Затем поворачивает корень другой стороной: «А теперь на что?» Уже только поворачивая материал, воспитатель демонстрирует один из приемов создания разных образов на одной основе — изменение пространственного положения этой основы. Аналогично демонстрируется и прием достраивания (так, если к веткам-ножкам прикрепить шишку, а сверху желудь — получится человечек) и прием убирания лишнего (по совету детей воспитатель сам отрезает ненужные части ножом или секатором).
Следует обращать внимание детей на то, что один и тот же материал может дать разный образ: так, еловая или сосновая шишка с раскрытыми чешуйками, направленными вниз, похожа на юбочку девочки; а если ее перевернуть чешуйками вверх, — на туловище. 175
В процессе самостоятельной работы детей воспитатель не только поддерживает высказывания, но и развивает их, помогает детям увидеть образ, и практически выполнить его, советует, как с помощью дополнительных деталей добиться выразительности (например, фигурке, похожей на грибника, — сделать шляпу и корзинку; Бабе-яге — метлу; клоуну — воротник из гофрированной бумаги). По окончании занятия все работы рассматриваются, Старичок-лесовичок хвалит детей, просит их рассказать о своих героях, отмечает удачные находки, выразительные образы. После занятия. Детские поделки остаются в группе на несколько дней, чтобы дети имели возможность при желании изменить их, за- рисовать. Как только интерес детей к поделкам будет утрачен, воспитатель предлагает детям разобрать их, аккуратно рассортировать материал по коробкам для последующей работы. А некоторые поделки можно оставить для украшения группы, вестибюля и т. д. ПРИРОДА «Как животные готовятся к зиме» Задачи. Формировать представления о сезонных изменениях в жизни животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам, стремление их подкармливать; давать первые представления о приспособлении животных к изменениям природы. Предварительная работа. Наблюдения за животными. Воспитатель обращает внимание детей на изменения, которые происходят в жизни животных: исчезли бабочки, мухи, жуки; одни птицы уже улетели в теплые края (грачи, ласточки, стрижи), другие перебираются поближе к жилью человека (синицы, снегири, свиристели). Дети наблюдают за птицами на кормушках, подкармливают их. Если есть возможность, наблюдают за белкой: сменила ли она шубку; посещают водоем: остались ли на нем утки? Проводят исследование: есть ли сейчас пища для
176
животных? На территории детского сада, в лесу дети ищут самих животных или их следы (отпечатки лап, цепочки следов, объеденные шишки, раздавленные ягоды). Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии, рисунки перелетных и зимующих птиц и зверей (прежде всего, характерных для вашего населенного пункта и природной зоны вашего региона), бумажные силуэты зайцев серого и белого цвета, листы бумаги разного цвета (фоны для моделирования). Содержание занятия. Воспитатель вспоминает с детьми признаки осени, которые обсуждались на предыдущих занятиях: растения зимой «спят» — почти не растут, не пьют воду. А что происходит с животными? Педагог рассказывает детям, что разные животные встречают зиму по-разному. Рассматривает с детьми изображения перелетных птиц: грача, ласточки, стрижа. (В каждом регионе могут быть свои примеры.) Дети высказывают предположения: почему эти птицы улетают осенью и прилетают весной; вспоминают о том, чем питаются разные птицы (об этом они узнали на занятиях раньше). В зависимости от характера питания животного ребенок делает вывод: улетает эта птица в теплые края или остается зимовать. Главная причина того, что птицы улетают — исчезновение их пищи — насекомых, которые вновь появятся только весной. Некоторые птицы — вороны, синицы, воробьи — остаются рядом с человеком. Снегири, свиристели прилетают в города и поселки из северных лесов. Они едят ягоды рябины и других растений. Вороны держатся близко к дому человека и питаются остатками выброшенной пищи (кашей, мясом, рыбой и даже йогуртом). Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Чтобы пережить зиму, они осенью много едят, накапливают жир и толстеют. Спит в берлоге бурый медведь, спит ежик, рыбы спят на дне рек и озер, в ил зарываются лягушки, жабы, раки. Под корой деревьев, в старых пнях прячутся насекомые.
Мех зверей к зиме становится гуще, пушистее и лучше согревает их в холодное время. Некоторые звери меняют цвет своих шубок. Воспитатель загадывает загадку: «Летом серый, зимой белый» и спрашивает ребят, почему заяц к зиме становится белым. Для того чтобы ответить на вопрос, дошкольники работают с моделью. Силуэты зайцев белого и серого цвета поочередно помещают на разные Фоны. Затем выбирают фон, на котором белый заяц будет наименее заметен, и делают соответствующие выводы. Воспитатель может показать детям фотографии горностая и белки, рассказать о том, как они меняют цвет своих шубок. Горностай становится белым, а белочка — серой. (Летом ее рыжевато-коричневая шубка не очень заметна среди стволов деревьев.) Педагог объясняет, что некоторые животные (белка, мышь, хомяк, бурундук, сойка, поползень) запасают на зиму корм (желуди, орехи, 177 грибы, семена и т. п.). В голодное время они ими питаются, но отыскивают не все запасы. Из оставшихся желудей, семян потом вырастают новые растения. Дети выбирают животных, которые обитают в их регионе, и рассказывают, как те готовятся к зиме. В заключение воспитатель вместе с детьми делает выводы: животные по-разному готовятся к зиме: впадают в спячку, отправляются в теплые края, переселяются поближе к человеку, запасают корм, утепляют свои шубки и меняют их цвет, насекомые прячутся под кору деревьев, зарываются в землю и т. д. После занятия. Дети подкармливают птиц, белок шишками, орехами, семенами. Воспитатель подчеркивает, что животных нужно кормить только тем, что они едят в природе. Дополнительные материалы. Загадки: Не барашек и не кот, Носит шубу целый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета. (Заяц)1 Серый зверюшка, длинные ушки, А хвостик клубком, Спит под кустом, там его дом. Зима наступает — шубку меняет. (Заяц)2 То рыжая, то серая, а названье белое. (Белка)3
Там же. С. 165. 178 НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Эта неделя будет посвящена формированию первичных представлений детей о лесе, разнообразии растений леса и их взаимосвязи с животным миром. Дети узнают о том, как лес помогает человеку, примут участие в подготовке выставки деревянных предметов. Эта работа будет способствовать формированию у детей бережного и ответственного отношения к природе. Знакомясь с разными образами одного и того же сказочного героя, дети будут сравнивать их характеры и поступки; учиться передавать содержание рассказа своими словами, высказываться на темы из личного опыта. Результатом этой работы станут книжки-самоделки по мотивам прочитанных сказок. Дети познакомятся с разными видами декоративно-прикладного искусства, создадут художественные образы по мотивам народной пластики. Они будут также сравнивать предметы по весу, познакомятся с относительностью порядкового счета, будут упражняться в построении числового ряда.
179
180
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Представления детей об окружающей природе и ее обитателях, о сказочных персонажах леса могут иметь воплощение в детских самодеятельных играх. Те Дети, для которых эти сведения эмоционально значимы, могут разыгрывать с этими персонажами различные сюжеты. Стимулировать дет- 181
ские игры можно подбором мягких игрушек, предлагая куклы для пальчикового театра с изображением тех персонажей, которые встречались на занятиях. Дети часто берут на себя роли животных, и свое ролевое поведение строят, подражая им (например, мама-лиса варит кашу на кухне и кормит своих лисят). Поддержать интерес к игре помогут внесенные взрослым элементы театральных костюмов. Кроме этих «лесных» сюжетов, дети могут проигрывать и другие (по сюжетам сказок, мультфильмов, жизненных ситуаций и пр.) ПРИРОДА «Дерево — дом и столовая для животных» Задачи. Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными. Материалы, инструменты, оборудование. Комплекты карточек «Кто с деревом дружит». (Каждый комплект включает одну большую карточку с изображением дерева (сосны и дуба) и несколько маленьких — с изображением разных частей дерева и животных, грибов, растений, которые с ним связаны. (Деревья выбираются с учетом особенностей региона.) Большие карточки делятся на три части (крона, ствол, корни). Маленькие карточки к большой карточке «сосна»: хвоя, шишка с семечком, «свечи» сосны, брусника, сон-трава, молодило (заячья капуста), кошачья лапка, белый гриб боровик, белка, дятел, глухарь, лось, гусеница соснового бражника, рыжий лесной муравей, жук-короед. Маленькие карточки к большой карточке «Дуб»: дубовый лист, цветок дуба, желудь, ландыш, копытень, кабан, хохлатка, пролеска (голубой подснежник), жук-олень, белка, сова, сойка, барсук, гриб дубовик, гусеница непарного шелкопряда. Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми вспоминает результаты исследований деревьев во время прогулок, их особенности, строение (есть ствол, кора, корни, ветки, листья, плоды и семена). Благодаря предыдущим наблюдениям дети уже знают, что деревья — это «дом» и «столовая» для разных животных. Педагог организует работу с комплектом карточек «Кто с деревом дружит». Дети выполняют задание: сложить деревья из отдельных частей больших карточек с изображением корней в почве, ствола и кроны дерева. Чем отличаются эти растения? Чем похожи? (У всех есть корни, ствол, крона и т.д.). Затем воспитатель берет по очереди маленькие карточки и советуется со своими воспитанниками, возле рисунка какого дерева ее положить и почему. Выслушав ответы, он дает дополнительную информацию и оставляет маленькую карточку (например, с рисунком кабана) возле большой (соответственно с изображением дуба). Следует чередовать «сосновые» и «дубовые» карточки. В конце 182 игры образуются две группы карточек, на которых нарисованы живые организмы. Жизнь одних связана с дубом (они обычно встречаются в дубовых лесах), других — с сосной (они обитают в сосняках). Обращается внимание детей на то, что с каждой из пород связаны разные организмы: и растения, и животные (птицы, звери, насекомые), и грибы. Одни используют дерево как дом, другие как столовую, третьи и живут, и питаются на этих деревьях. Кто-то из них ест листья, кто-то — желуди или кору, то есть все части деревьев являются кормом. Воспитатель проводит игру «Дерево — это...». Педагог предлагает детям определить, что значит то или иное дерево в жизни разных животных и людей. Например: «Для птицы дерево — это... (варианты ответов: столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться)». «Для жука дуб — это... (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу)». «Для художника дерево — это... (объект для картины)». «Для усталого путника раскидистое дерево — это... (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть...)». «Дерево для мебельщика — это... (древесина, из которой можно сделать много разных предметов)». «Дерево для зайца — это... (пища — кора зимой, укрытие)». «Дерево для горожанина — это... (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха)» и т. п. В заключение воспитатель делает вывод о том, что деревья играют большую роль в жизни людей и в природе. Множество животных, растений связано с ними невидимыми ниточками. После занятия. Дети собирают коллекцию деревянных предметов, на следующем занятии по познанию окружающего мира знакомятся с тем, как человек использует деревья.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|