Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ребенок не хочет читать. Что делать?




Ребенок не хочет читать. Что делать?

Ребенок, который взахлеб читает книги, – большая редкость. Чаще дети не хотят читать ни школьную литературу, ни интересные для их возраста книги. Если вы вспомните свое детство, то в памяти всплывут десятки интересных рассказов, которые вы не только читали, но и увлеченно обсуждали со сверстниками. С современным подрастающим поколением все иначе. И причина этого – глобальный технический прогресс и появление огромного разнообразия гаджетов и игр.

Сейчас вместо чтения книг ребенок с большим удовольствием посмотрит телевизор, поиграет на приставке, посидит в социальных сетях. Книги не могут конкурировать с медиаресурсами за внимание ребенка.

Прогресс прогрессом, но, к сожалению, такой досуг приводит к неуспеваемости в школе, плохо развитому словарному запасу, неумению четко и грамотно излагать свои мысли. Исчезает аспект нравственного и духовного воспитания, ведь ребенку не о чем думать, рассуждать и спорить. В голове остаются только ток-шоу, агрессивные фильмы и игры.

Наверняка вы неоднократно пытались убедить или даже заставить своего ребенка читать. Правда, эти убеждения оказались малоэффективны и работали лишь некоторое время. Большинство родителей задаются вопросами: почему современное поколение не интересуют книги и как заставить ребенка читать?

Алгоритм действий по решению проблемы

ЕСЛИ…

1) Интернет и ТВ;

2) переизбыток информации.

Составьте расписание, в котором пропишите график просмотра телевизора и использования Интернета. У ребенка должно быть время, когда он может просто посмотреть телевизор, полистать страницы в Интернете и его никто не будет за это отчитывать. Для ребенка в возрасте от 7 до 12 это время не должно превышать 1 час в день.

Есть одно дополнение к этому пункту. Здесь также имеет значение, сколько времени сами родители проводят перед телевизором или компьютером. Для того чтобы ребенок принял новые правила, покажите ему положительный пример.

Отдельной проблемой является мобильный телефон, который представляет собой целый мир с огромным количеством игр, видео и других развлечений. Конечно, если вы долларовый миллионер, то можете отправить ребенка в закрытую частную школу, где учатся дети очень богатых людей и у них нет мобильных телефонов. Просто нет, и это нормально. Но мы живем в реальном мире, и, если вы не купите ребенку мобильный телефон, он, во‐ первых, будет чувствовать себя неловко: у всех есть, а у него нет. А во‐ вторых, всегда сможет поиграть, попросив телефон у одноклассников. Поэтому с ребенком нужно договариваться и ограничивать время игр.

 

ЕСЛИ…

3) уроки убивают интерес к чтению.

Необходимо объяснить ребенку, что урок – это только маленькая часть огромного мира литературы. И, если не нравится именно эта тема урока, это еще не повод считать литературу скучной.

Ваша задача – объяснить ребенку, что, несмотря на неинтересный подход учителя к предмету, читать все равно здорово. Также можете записать ребенка на курсы скорочтения, где он научится читать гораздо быстрее, и процесс обучения будет доставлять удовольствие.

 

ЕСЛИ…

4) нужен пример родителей.

Вам необходимо создать «читающую среду» дома. Для начала у вас должна быть домашняя библиотека, к которой вы часто подходите и берете интересующую вас книгу. После прочтения нескольких глав нужно высказывать свои впечатления и задавать вопросы членам семьи, как бы втягивая их в историю своей книги.

Необходимо создавать «книжные» традиции:

а) обсуждайте прочитанные книги, рассказы, стихи;

б) устраивайте шопинг по книжным магазинам. Если вы предоставите ребенку возможность самостоятельно выбрать себе любую понравившуюся книгу в книжном магазине, он это обязательно сделает и дома начнет ее читать.

 


 

Также можно применять маленькие хитрости. Например, сравнивать героя книги с реальным знакомым: «Слушай, сынок, главный герой в рассказе так похож на твоего друга Колю». Вы самостоятельно можете придумать множество хитростей, главное, чтобы от вас исходила инициатива и вы тоже читали.

ЕСЛИ…

5) нужно подчеркнуть престижность чтения.

Необходимо создать книжную среду, но уже вне дома. Это может быть литературный или поэтический кружок, где дети смогут делиться мыслями о прочитанном. Хотя бы раз в неделю ребенок должен посещать такое место, где говорят о литературе. Можете проявить инициативу и на родительском собрании предложить классному руководителю устраивать для детей «читающие» классные часы или вечера.

Становится понятно, что для большинства детей чтение может стать любимым и увлекательным занятием, стоит лишь изменить отношение к нему и научить ребенка дружить с книгами.

 

 

Тест

Предлагаю вам пройти тест, который позволит определить доминирующий способ познания у вашего ребенка. Это поможет вам в дальнейшем подбирать те методики эффективного обучения, которые лучше всего подходят именно вашему ребенку.

Создателями данной анкеты являются американские психологи Л. Брэдвей и Б. Алберс Хил.

Данная анкета заполняется вами. Необходимо внимательно прочитать все нижеприведенные утверждения и подчеркнуть те, которые больше всего относятся к вашему ребенку. Можно выбрать неограниченное количество утверждений.

 

 

1. Общение

– Когда моему ребенку хочется выразить свои мысли, он пользуется простыми фразами (З).

– Мой ребенок неправильно произносит некоторые звуки и слова (З).

– Мой ребенок редко вызывается отвечать (З).

– Мой ребенок правильно использует глагольное время (С).

– Моему ребенку нравится разговаривать со взрослыми (С).

– Мой ребенок любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).

– Мой ребенок говорит короткими, прямыми фразами (Д).

– Мой ребенок невнятно произносит некоторые звуки (Д).

– Мой ребенок может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

 

 

2. Любимые игрушки и занятия

– Моему ребенку нравятся калькуляторы и компьютеры (З).

– Моему ребенку нравится рукоделие и моделирование (З).

– Мой ребенок любит читать вслух, и ему нравится, когда ему читают (С).

– Моему ребенку нравится придумывать игры (С).

– Моему ребенку нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).

– Мой ребенок любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).

– Мой ребенок любит ухаживать за домашними животными (Д).

 

 

3. Микромоторика

– Мой ребенок правильно выводит буквы, точно в границах строки (З).

– Для письменных работ моего ребенка характерна аккуратность (З).

– Моему ребенку особенно нравится раскрашивание (З).

– Мой ребенок аккуратно пишет печатными буквами (С).

– Мой ребенок диктует или читает самому себе во время занятий (С).

– Мой ребенок часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).

– Моему ребенку трудно писать на разлинованной бумаге (Д).

– Мой ребенок путает порядок букв и слов (Д).

– Мой ребенок сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

 

 

4. Навыки поведения в коллективе

– Мой ребенок чувствует себя одиноко в группе детей (З).

– Мой ребенок редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (З).

– Индивидуальные занятия нравятся моему ребенку больше, чем групповые (З).

– Мой ребенок очень разговорчив (С).

– Мой ребенок обычно первым начинает разговор (С).

– Моему ребенку часто делают замечания за то, что он слишком много разговаривает на уроках (С).

– Мой ребенок более общителен на игровой площадке (Д).

– Моему ребенку легче выражать мысли с помощью жестов (Д).

– Мой ребенок выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

 

 

5. Память

– Мой ребенок запоминает то, что видит (З).

– Мой ребенок читает, вспоминая значение слов (З).

– Мой ребенок легко усваивает математические правила (С).

– Мой ребенок читает, узнавая слова по их звучанию (С).

– Моему ребенку нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).

– Моему ребенку нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

 

 

6. В школе

– Мой ребенок аккуратно одевается (З).

– Мой ребенок отвлекается, обращая внимание на цвета и движущиеся предметы (З).

– Мой ребенок следит за порядком на своем рабочем месте (З).

– Внешний вид моего ребенка аккуратный, но не чрезмерно опрятный (С).

– Мой ребенок легко отвлекается на звуки и голоса (С).

– Мой ребенок ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С).

– Мой ребенок часто выглядит довольно неопрятно (Д).

– Мой ребенок чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).

– Моему ребенку трудно усидеть на своем месте (Д).

 

 

После того как вы выделили подходящие для вашего ребенка утверждения, нужно подсчитать количество выборов каждой буквы (З, С, Д).

Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобках после каждого варианта ответа:

С – «слушатель», или аудиал.

3 – «зритель», или визуал.

Д – «деятель», или кинестетик.

Скорее всего, ответы будут сосредоточены на одной или двух буквах. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется ребенок.

 

 

Если ваш ребенок – аудиал, «слушатель».

Чтобы вызвать интерес к книгам, вам необходимо читать вслух. Ребенок должен услышать в книге то, что вызывало бы у него интерес. Периодически можно вместе слушать аудиокниги.

В обучении ребенку надо объяснить, что для него важно слушать на уроке учителя. Он очень хорошо может запоминать услышанный материал и потом легко его воспроизводить. Дома тоже старайтесь просить его проговаривать школьный материал вслух, учить стихотворения и правила нужно тоже вслух.

 

 

Если ваш ребенок – визуал, «зритель».

Для чтения лучше выбирать книги с большим количеством иллюстраций, красивой обложкой, цветным шрифтом.

Все в книге должно быть ярким, чтобы привлекать внимание ребенка и вызывать у него интерес к чтению.

В обучении тоже необходимо использовать как можно больше наглядного материала: рисунков, схем, таблиц, различные яркие образы.

На уроке такому ученику надо делать для себя пометки в учебниках или на полях тетради.

 

 

Если ребенок – кинестетик, «деятель».

Иногда предлагайте ему проиграть с игрушками прочитанную историю. Читать можно по ролям с частичным проигрыванием рассказа. Можно предложить слепить героя или сделать его из бумаги. Все это будет увлекать ребенка и вызывать интерес к прочитанной истории.

В обучении такому ребенку надо давать возможность экспериментировать и пробовать делать что-то руками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...