Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что делать родителям?. Ребенок не хочет учиться. Причины проблемы. Алгоритм действий по решению проблемы




Что делать родителям?

1. Необходимо перестать кричать на ребенка во время выполнения домашнего задания и научить его методикам эффективного обучения.

О них – далее в этой книге. Важно заложить в голову ребенку мыслеформу «учеба = удовольствие». В противном случае у ребенка заложится мыслеформа «учеба = это боль», и об успешной учебе можно будет забыть навсегда. Также родители рискуют воспитать невротика, потому что ребенок, на которого кричат и которого беспрестанно критикуют, находится в постоянном напряжении.

 

2. Никогда нельзя сравнивать детей с братьями, сестрами или детьми своих знакомых.

В очень редких случаях это мотивирует ребенка, но чаще всего он злится. Злится и на того, кто его сравнивает, и на того, с кем его сравнивают. В данном случае – на родителей и на старшего брата-отличника. Если ребенок начинает понимать, что не дотягивает до идеала и вряд ли когда-либо дотянет, он попросту может опустить руки и перестать что-то делать.

 

3. Важно объяснить ребенку, каким образом школьные знания ему помогут в будущей профессии – например, художника – и что будет, если он не получит базовых знаний по школьной программе.

Привести примеры успешных художников и связать их успехи с хорошей учебой в школе.

 

4. Если у ребенка проблемы с развитием памяти, внимания, письма и чтения, то в этом поможет блок, посвященный нейропсихологическим упражнениям.

Ребенок не хочет учиться

Мало кто из современных родителей НЕ сталкивался с нежеланием ребенка учиться и выполнять домашние задания. Проявляется эта проблема по-разному, у кого-то ярче (ребенок агрессивно проявляет свое нежелание учиться), но у большинства – в более мягкой форме (откладывание на потом, вранье и различные способы НЕ делать уроки). В основном родители, пытаясь решить эту проблему силовыми методами (наказаниями, криком, давлением), усугубляют ситуацию и окончательно убивают желание ребенка учиться. Чтобы решить эту проблему, нужно всего лишь разобраться в ее причинах.

Причины проблемы

В возрасте 7–12 лет познание мира и обучение являются основными формами деятельности ребенка. А значит, и нежелание учиться обусловлено наличием индивидуальных (внешних или внутренних) факторов, а не возрастными особенностями. В этих факторах нам и следует разобраться. Все факторы можно разделить на четыре больших блока, которые, в свою очередь, делятся на конкретные причины.

 

I. Ребенку сложно усваивать школьный материал.

1. Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет.

2. Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее закрепление при выполнении домашнего задания.

3. Ребенок отстает в развитии от сверстников, не может справиться с программой.

 

II. Ребенок боится потерпеть неудачу.

1. Неудачный опыт дома, когда при неверном выполнении заданий родители излишне критикуют, кричат или даже рукоприкладствуют.

2. Неудачный опыт в школе (одноклассники высмеяли, учитель накричал и т. д. ), в результате чего самооценка ребенка упала и появился страх неудачи.

3. Низкая самооценка: не верит, что может справиться с чем-то.

 

III. Ребенок НЕ хочет трудиться.

1. Не умеет трудиться, он не привык решать задачи самостоятельно.

2. Выполнение домашних заданий ему кажется бессмысленным.

3. Отвлекается на развлечения, не организованы домашняя дисциплина и распорядок дня.

4. Конфликтует с родителями, специально (назло родителям) мало занимается.

5. Неблагоприятная среда в доме (конфликты родителей друг с другом, конфликты родителей с их родителями при совместном проживании и т. д. ), как следствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

 

IV. Отсутствие основных рычагов мотивации.

1. Дома за плохие оценки ругают, а по поводу хороших ничего не говорят.

2. В школе учителя не верят в способности ученика.

3. Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

 

Если у вас есть эта проблема, предлагаем вам сразу определить ее причину, действуя по алгоритму, приведенному ниже.

Алгоритм действий по решению проблемы

1. Приготовьте чистые листы и ручку.

2. Выпишите первый пункт: «Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет».

3. Проведите проверку: вспомните, как, по вашему мнению, проходит урок, часто ли ребенок жаловался, что учитель непонятно объясняет, были ли случаи, когда другие родители на собрании или между собой высказывали недовольство? (При необходимости осторожно, невзначай опросите ребенка. )

4. Если вы смогли ответить и поняли, что данная проблема относится к причинам демотивации вашего ребенка, выделите этот пункт.

 

Если вы сомневаетесь и не можете точно определить, касается ли вас этот пункт, поговорите с другими родителями, выясните, как обстоят дела у других учеников, все ли им понятно.

Такой анализ необходимо сделать по каждому пункту, чтобы найти истинные причины низкой мотивации вашего ребенка. После проработки вы сможете четко определить и в дальнейшем решить проблему.

Сразу хочу обратить ваше внимание на пункты, которые связаны с родителями. Зачастую нам легче искать проблемы в учителях, детях, обстоятельствах и гораздо сложнее признать свои ошибки. Если вы все-таки решили помочь своему ребенку стать счастливым, успешным и получать удовольствие от учебы, то постарайтесь отвечать честно и понять, какая роль отводится вам в каждой конкретной проблеме.

 

Сейчас отложите чтение и определите основные причины проблемы.

 

Теперь, когда у вас готов список причин для вашего ребенка, приступим к их разбору.

Понятно, что это общий алгоритм и вы самостоятельно должны корректировать его в каждом конкретном случае. Но все же основные шаги прописаны ниже.

 

Блок 1. Ребенку сложно усваивать школьный материал

1. Низкое качество урока, преподаватель недостаточно хорошо объясняет предмет.

Вам необходимо побеседовать на эту тему с другими родителями. На родительском собрании поднять вопрос о методах преподавания учителя, обосновывая актуальность обсуждения тем, что дети не усваивают материал в должной мере. Если через 1–2 недели ситуация не меняется, необходимо сообщить об этом учителю, затем прийти на прием к директору с четким описанием проблемы. Дальше ситуация либо решается, либо вы переводите ребенка в другой класс или закрываете эту проблему, например, с помощью репетитора и с помощью развития у ребенка методик эффективного обучения.

В начальных классах личность учителя имеет огромное значение, поэтому я всегда рекомендую родителям выбирать не самую престижную школу, а самого квалифицированного учителя, который готов помогать ребенку и идти ему навстречу. Также имеет значение количество учеников в классе: не рекомендую отдавать ребенка в класс, где больше 20–25 учеников.

 

2. Ребенок тратит мало времени на разбор темы и ее отработку при выполнении домашнего задания.

Необходимо выяснить, с каким предметом ребенку сложнее справляться, и уделять ему больше времени при выполнении домашних заданий. Этот предмет нужно делать в первую очередь, так как в начале выполнения заданий у ребенка много сил, и он лучше справится с предметом. Важно помочь организовать процесс выполнения домашнего задания. Выяснить причины, почему ребенок не прорабатывает дома уроки, и исключить факторы, которые отвлекают и мешают (чаще всего это компьютерные игры и просмотр телевизора).

Есть дети, которые не любят долго над чем-то работать, их быстро утомляет однообразная и скучная деятельность (а выполнение уроков они относят именно к этой категории). Таким ребятам надо помочь сделать процесс выполнения домашнего задания интересным и активным. Используя методики эффективного обучения, можно сделать процесс выполнения уроков значительно более качественным. Например, учить стихотворение, не сидя за столом, а передвигаясь по квартире или параллельно придумывая свои рифмы.

 

3. Отстает в развитии от сверстников, не может справиться с программой.

В первый класс все детки приходят с разным уровнем подготовки, и иногда в течение первого года успеваемость у ребенка может быть ниже, чем у других детей. Не стоит сильно беспокоиться, важно поддерживать ребенка и постепенно развивать несформированные навыки.

Если вам кажется, что ребенок совсем не тянет программу, и учитель говорит, что у ученика есть сложности в усвоении материала, необходимо обратиться к специалистам для выявления отклонений. После определения причин отставания – принять решение, остается ребенок учиться в школе или переходит на индивидуальное надомное обучение либо в специализированный класс (школу).

Важно выявить имеющиеся проблемы на ранних стадиях, чтобы не перегружать ребенка и не запустить ситуацию. При возникновении этой проблемы очень эффективны нейропсихологические комплексы. Проделав некоторые упражнения в течение 2–3 месяцев, вы сразу увидите результаты. Об одном из них я расскажу ниже.

 

Блок 2. Ребенок боится потерпеть неудачу

1. Это связано с неудачным опытом, когда дома при неверном выполнении заданий родители излишне критикуют, кричат на ребенка или, что однозначно неприемлемо, поднимают на него руку.

Ситуация, когда на ребенка постоянно кричат и критикуют его, крайне неблагоприятно сказывается не только на мотивации, но и на эмоциональном состоянии в целом. В конечном итоге это приведет к протестам с его стороны и развитию серьезных психологических проблем в будущем. Ни один родитель не желает такого исхода, поэтому вам надо изменить тактику поведения.

Для начала вспомните ситуации, когда вы критикуете, ругаете ребенка или кричите на него. Вспомнили? Необходимо записать их и продумать, как в следующий раз в подобной ситуации вы будете себя вести. Не просто продумать, а зафиксировать для себя четкий алгоритм поведения и фраз. «Если ребенок пришел из школы с двойкой, то я…»

Далее – самое сложное: начать взаимодействовать с ребенком в новой форме. Вспомните, в начале главы мы предлагали вам представить, что у вас есть проект. Подумайте, что бы на вас подействовало эффективно в период спада и кризиса в реализации этого проекта? Что бы помогло именно вам собраться и продолжить движение? А теперь перенесите ситуацию на ребенка и попробуйте предложить ему оптимальные варианты.

2. Это связано с неудачным опытом ребенка, но уже в школе, в результате чего его самооценка упала и появился страх неудачи.

Общаемся с ребенком в доверительной обстановке, то есть выбираем момент, когда он спокоен, в хорошем настроении, а вы никуда не торопитесь, нет посторонних и вы находитесь вдвоем. Заведите разговор издалека, начните рассказывать про свои школьные годы, затем плавно перейдите к рассказу о какой-нибудь ситуации, когда вам было неловко перед классом или перед несколькими одноклассниками (желательно, чтобы история была настоящей, дети чувствуют, когда их обманывают). Затем спросите, как бы он поступил, если бы оказался на вашем месте. После его ответа поблагодарите и спросите, а случалось ли что-то подобное с ним в его классе. Дальше он начнет говорить, и вы уже сами поймете, в каком направлении двигаться. Если обнаружите, что находитесь в тупике и ребенок не рассказывает о своей ситуации, попробуйте задавать вопросы, касающиеся взаимоотношений со школьными учителями и одноклассниками.

После беседы с ребенком необходимо поговорить и с классным руководителем, спросить, как ваш ребенок отвечает в классе, смущается ли, как на его ответы реагируют одноклассники. В конечном счете у вас должно сложиться понимание, что именно его пугает в школе.

Далее необходимо разговаривать с ребенком, обсуждать уроки и пытаться разбирать различные школьные ситуации, придумывать алгоритмы действий для разных моментов школьной жизни. Важно объяснить, что каждый человек в своей жизни оказывается как в приятной, так и не очень приятной ситуации, и это нормально. Гораздо важнее правильно на них реагировать, делать выводы и отпускать отрицательные моменты. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее и не бояться школы.

Также вы можете предложить ребенку нарисовать свое переживание или чувство. Рисование своих чувств является эффективным способом проработки негативных эмоций и переживаний.

Любое творчество помогает ребенку освободиться от негативных переживаний. Вдвойне полезно, если вы вместе будете что-то рисовать или создавать.

3. Низкая самооценка, не верит, что может справиться.

Стоит отметить, что низкая самооценка, в отличие от страха неудач, формируется длительное время, поэтому и процесс ее повышения требует времени и внимания со стороны всех членов семьи. Для ребенка необходимо создавать множество ситуаций успеха, когда он сам справляется со сложной задачей. Причем желательно, если это будет делать не один родитель, а вся семья, то есть брат или сестра просят помощи в одном, папа дает другое задание, мама неожиданно не успевает что-то сделать, и на подмогу должен прийти ребенок. Важно не перегружать ребенка, а давать ему ощущение, что он многое МОЖЕТ.

После каждого успеха необходимо ситуацию обсудить. Спросить, что помогло добиться результата, что нужно запомнить и сделать в следующий раз. Искренне порадоваться и похвалить ребенка за его мини-победу. Если же у него что-то не получилось, это не повод для расстройств – это должны понять и вы, и он. В такие моменты необходимо лишь подбодрить ребенка и дать почувствовать, что вы любите и цените его, несмотря ни на что.

Еще один хороший способ повысить самооценку ребенка в учебе – отправить его на какие-нибудь образовательные курсы, где он мог бы видеть свой результат и гордиться своими успехами.

Тут я похвастаюсь своими курсами в Школе скорочтения по методике Шамиля Ахмадуллина, которые есть более чем в 50 городах России и СНГ. Цель курсов – не только развить какой-то навык, но и создать ситуацию успеха, когда ребенок видит, как он развивается и продвигается вперед. Это в свою очередь повышает успеваемость и в школе, так как ребенок начинает верить в свои способности.

Такого эффекта можно достичь и с помощью спортивных секций, но принципиально важен подход педагога или тренера в работе с детьми.

Предложите ребенку выполнить следующее упражнение для повышения самооценки.

 

Упражнение

Необходимо нарисовать себя – красивого, успешного и целеустремленного, а рядом с рисунком написать свои сильные качества и качества, которые нужно развивать. Обратите внимание на формулировку: НЕ «слабые качества», а «качества, которые нужно развивать». После того как рисунок будет готов, пусть ребенок расскажет вам о том, что у него получилось и что происходит на картинке.

Выразите свое восхищение рисунком и тем, что рассказал ребенок. Делайте акцент на сильных качествах и напоминайте о них.

 

Блок 3. Ребенок не хочет трудиться

1. Ребенок не умеет трудиться, он не привык решать задачи самостоятельно.

Для начала необходимо понять, что же для него означает труд? Это определенная задача, которую необходимо решить и при этом получить результат. Всем нам известно, что решение задач не происходит само собой, необходимо приложить усилия. Детям часто не хочется прикладывать усилия, потому что сложилось понимание, что это «слиииишком» сложная задача и существует большая вероятность потерпеть крах при попытке ее выполнить.

Это во многом относится и ко взрослым. Если вы еще не начали что-то делать, вы всегда можете сказать, что сможете или смогли бы это сделать. Другое дело, если вы попытались и у вас не получилось. Теперь обмануть себя уже не получится. Таким образом наш мозг пытается сохранить нашу самооценку на высоком уровне.

Другая причина – у ребенка чересчур заботливые родители, заботливые настолько, что с самого детства не позволяют ему самому выходить из трудных ситуаций и, чуть что, бегут на помощь.

Для того чтобы ребенок научился трудиться, вам необходимо дать ему возможность самому доводить свои дела до конца. При этом поддерживая и подбадривая его, вспоминая прошлые успехи и заслуги.

Например, задали в школе вырастить кристалл из соли. Ребенок приходит домой и говорит: «Мама, нам такие красивые цветные кристаллы показывали, и учительница задала нам такой же сделать». Затем он заявляет, что начнет делать его прямо сейчас, и просит соль. Вы ему ее не даете, а говорите, что она на полке, там, где обычно лежит. Допустим, найти он ее не может, кричит снова: «Мааам, я не могу найти, где же она? » А вы говорите: «Если ты не можешь ее найти, значит, она кончилась». – «И что же теперь делать? » – кричит ребенок в ответ. Вы не говорите, что делать, а задаете встречный вопрос: «А ты как думаешь? » Тут он говорит, что нужно отправиться в магазин. Вы подтверждаете: «Да, нужно». Даете положенную сумму, и ребенок отправляется в магазин. Продолжаем в том же духе до тех пор, пока он не сделает все самостоятельно.

Когда он достигнет своей цели и вырастит кристалл, обязательно поделитесь с ним своими эмоциями. Похвалите, скажите, что вы видели, как он старался, и гордитесь им, потому что он может справляться даже с большими и сложными задачами. Если же у него в процессе выполнения заданий возникают спады и не хочется доводить до конца начатое дело, напомните ему, какой путь он уже прошел, и будет жалко, если предыдущая его работа окажется напрасной.

 

2. Выполнение домашнего задания кажется бессмысленным.

Подобное отношение к учебе может быть связано с:

• непоследовательными действиями педагога (сначала задает, обещает проверить и не проверяет);

• отсутствием интереса.

Вопрос с непоследовательностью педагога можно решить, побеседовав с ним лично. Сказать, что ребенок часто готовит задания и очень надеется, что его труд оценит именно учитель. Попросите чаще проверять домашнее задание у ребенка.

Как вы уже поняли, ребенку важно, чтобы его оценили, то есть у него сильно выражена ориентация на оценки либо на похвалу значимого взрослого. Так как вы тоже являетесь значимым взрослым, вам также необходимо проверять у ребенка домашнее задание, но не просто для проверки его наличия, а с целью выявления чего-то необычного, оригинального. Нужно определить, что получилось хорошо именно в этой домашней работе. Разумеется, вы не учитель-предметник и не можете знать всех тонкостей выполнения работы, именно поэтому обращайте внимание на аккуратность, тщательность выполнения заданий и т. д.

Чтобы процесс выполнения домашнего задания стал увлекательным, надо создавать познавательный интерес. Показывать ребенку методики, которых не знают его одноклассники и учительница (глава про методики эффективного обучения). Ребенок будет чувствовать себя «хранителем тайного знания» и начнет учиться с удовольствием, когда увидит, что можно многие задания делать «секретными» – легкими способами.

 

3. Отвлекается на развлечения, не организованы домашняя дисциплина и план дня.

С раннего детства ребенка необходимо приучать к конкретному плану дня. Но для этого родители тоже должны научиться его правильно создавать и соблюдать. Важно заранее продумать оптимальный распорядок дня, начиная с подъема, например в 7: 00, и заканчивая сказкой на ночь и отходом ко сну в 22: 00. В идеале четко прописать план полностью на всю неделю, во сколько приходит ребенок из школы, что он делает потом, сколько времени просто отдыхает, в котором часу садится за уроки и сколько времени тратит на каждый предмет, во сколько делает перекус и мини-отдых.

Все это должно быть прописано и постепенно внедряться в вашу жизнь. Сначала могут быть сбои, не все будет идти четко по плану, и это нормально, потому что вы только «примеряете» план на себя и в дальнейшем будете его оптимизировать.

Что касается дисциплины, здесь необходимо действовать системно: если вы решили прекратить смотреть мультики через 15 минут, то вы прекращаете это делать и объясняете ребенку, что на этом вы заканчиваете и идете, например, умываться. Однако важно не перегнуть палку: мультфильм вот-вот закончится (2–5 минут), а вы выключаете и тем самым вызываете в ребенке обиду.

 

4. Конфликт с родителями, специально мало занимается.

Необходимо разобраться в причине конфликта, затем разрешить ситуацию. Это будет несложно, если вы спокойно выразите ребенку те чувства, которые испытываете, когда находитесь в конфликте. Например: «Мне очень жаль, что у нас сложилась такая ситуация (описание ситуации), мне крайне некомфортно…»

Предложите высказаться ребенку, чтобы он тоже изложил свои чувства. После этого нужно помириться и решить, что вы будете делать в подобных конфликтных ситуациях в следующий раз. Также стоит проговорить, что, несмотря на ссоры в семье, все продолжают выполнять свои обязанности, и привести в пример взрослых, которые продолжают ходить на работу, готовить кушать, делать покупки. Здесь же дополнить список школой и выполнением домашних заданий.

 

5. Неблагоприятная среда в доме и, как следствие, подавленное эмоциональное состояние ребенка.

Родителям необходимо самостоятельно решать свои проблемы и постараться не втягивать в этот процесс ребенка. Это не значит, что не нужно ничего говорить, ведь он все равно чувствует и понимает, что что-то не так. Важно объяснить сложившуюся ситуацию, но очень мягко, пытаться переключать внимание ребенка на что-то другое и сказать, что скоро все наладится.

Можете устраивать совместные походы на пикник, в кино, вместе готовить – одним словом, дать возможность ребенку расслабиться и порадоваться. При этом, когда он не хочет выполнять домашние задания, попробуйте просто поговорить с ним о чем-нибудь, посмеяться, вспомнить что-нибудь забавное, а потом предложить каждому заняться своими делами. Скорее всего, ребенок в приподнятом настроении сядет за уроки.

 

Блок 4. Отсутствие основных рычагов мотивации.

1. Дома за плохие оценки ругают, а о хороших ничего не говорят.

Получается, что у ребенка падает мотивация что-либо делать. Ведь, что бы ты ни сделал, в худшем случае тебя поругают, а в лучшем – промолчат. Вам необходимо не только выражать свое недовольство, но и хвалить за хорошие оценки. А лучше хвалить не за оценки, а за результат в конкретных заданиях. С плохо выполненными или вообще с невыполненными заданиями надо поступать аналогично. Выявить причину случившегося и определить, что надо сделать, чтобы исправить задание, и как в дальнейшем избегать таких ситуаций. Когда основным критерием похвалы является именно задание, а не оценки, у вас появляется множество преимуществ.

• Вы не попадетесь на манипуляцию ребенка, когда он говорит, что его несправедливо оценили.

• Ребенок будет ориентирован на процесс и достижение цели, а не на оценку. Согласитесь, оценка зачастую не отражает реальную картину. А во взрослой жизни важен результат, а не чья либо оценка.

 

2. Учителя в школе не верят в способности ученика.

Чтобы понять положение, в котором находится такой ребенок, давайте вспомним свои школьные годы и одноклассника-двоечника, троечника. Про него все учителя только и говорили: «Он не сдаст экзамены», «Он самый слабый ученик» и т. д. Вспомнили? А теперь представьте, может ли такой ребенок испытывать интерес к учебе? Конечно, нет. Он и сам уже не верит в свои силы и убедил себя, что не нуждается ни в чьей поддержке, ведь он столько ее ждал, а в ответ получал лишь упреки.

Если дела обстоят именно так, то можно перевести ребенка в другой класс, где будут новые учителя и одноклассники, или в другую школу. Есть множество примеров, когда ребенок начинает учиться лучше при переходе в другую школу или класс.

Другой вариант – поговорить с ребенком и принять совместное решение о том, что он теперь будет стараться перейти из разряда троечников в ударники. При этом надо решить, что для этого делать.

После этого нужно прийти в школу и побеседовать с классным руководителем: сначала наедине, объяснив ситуацию, а потом и с ребенком, чтобы все знали о его намерениях и чтобы ребенок понял, что учитель тоже на его стороне.

 

3. Дома не выстроена система поощрения за определенные успехи.

Какая еще система поощрения? Ведь и так все понятно: учится хорошо – можно иногда похвалить; учится плохо – ругаете и в чем-то ограничиваете. Этот подход ошибочный и низкоэффективный, так как нет четкой системы. Согласитесь, зачастую в одних и тех же ситуациях мы поступаем по-разному. Чаще всего это связано с нашим настроением, состоянием здоровья, определенными успехами на работе и бытовыми делами. Особенно такая непоследовательность и сильная зависимость от настроения свойственна мамам.

Приведу пример: ребенок пришел из школы, сказал, что получил «двойку», потому что не выучил правило. Тут вы начинаете его отчитывать и выражать свое недовольство, возможно, наказываете. В другой раз что-то подобное случается при других обстоятельствах. Например, через полчаса к вам должны приехать гости, а вы опаздываете с приготовлениями. Ребенок возвращается домой, сообщает новость о двойке, а вы бросаете фразу: «Ну, ничего, исправишь, а сейчас скорее за дело – помогай мне на кухне». И тут у ребенка счастье: пронесло, как же здорово, что гости и маме не до оценок. И, согласитесь, таких примеров может быть много. Какие выводы делает ребенок в подобных ситуациях? Что не всегда за плохими оценками следуют неприятные последствия, не всегда за пятерку меня хвалят и гордятся мной. Также ребенок начинает думать, что нет никакой связи между его действиями и их последствиями.

Еще один минус такого подхода – то, что оценки перестают мотивировать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...