Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивационные, психологические и проблемы с гаджетами




Мотивационные, психологические и проблемы с гаджетами

Хотя это разные проблемы, они очень тесно переплетаются, поэтому проще и понятнее будет рассматривать их в комплексе.

Мотивация, и с чем ее «едят»

Далеко не все родители понимают, как работает мотивация и каким образом она влияет на успеваемость ребенка в школе, успехи в творческой деятельности, спорте и вообще на желание что-либо делать. В 80 процентах случаев именно проблемы с мотивацией являются причиной нежелания ребенка заниматься какой-либо активной деятельностью. А отсутствие мотивации, в свою очередь, является не причиной, а следствием определенных проблем, с которыми сталкивается ребенок.

Рассмотрим два важных вопроса. Что такое мотивация ребенка? Стоит ли уделять ей внимание и как ее развивать?

Что такое мотивация? Вот одно из наиболее подходящих определений.

Мотивация – это стремление что-либо делать, достигать, двигаться вперед.

Разумеется, каждый взрослый прочувствовал на себе «игры» мотивации. Когда вы сначала загорались каким-то делом, но через некоторое время вас переставало это интересовать. Разумеется, каждый взрослый понимает, как это работает. Взрослый также видит разницу между внутренней и внешней мотивацией.

Внутренняя – это самомотивация, когда мы поощряем себя за достижение целей, выполнение сложных задач (ходил на пробежку целую неделю – наградил себя посещением SPA-салона).

Внешняя – когда нас поощряют извне (премии на работе за перевыполненный план).

Для того чтобы помочь своему ребенку, необходимо понять его.

Представьте, что вы начали новый проект, вы им горите, представляете, каким будет результат и как классно вы будете себя ощущать, когда достигнете желаемой цели. Представили? Замечательно! А теперь вообразите, что через какое-то время проект перестает вас интересовать, и причин тому может быть много.

• Поняли, что это не ваше.

• Столкнулись с трудностями и решили отказаться.

• Поняли, что есть сильные конкуренты, которых никогда не обогнать.

• Начали портиться отношения с близкими.

• Окружающие начали критиковать.

• Периодически возникают конфликты внутри команды.

• Общество постоянно говорит: «Делай-делай, иначе будешь неудачником».

• Не остается времени на любимые занятия и т. д.

Будете ли вы после всего этого продолжать заниматься проектом, да еще со старанием и любовью к нему? Что вы будете делать в таком случае? Как поступите именно вы?

Можем предположить, что лишь 5 % взрослого населения доведут проект до конца, достигнут своей цели, несмотря ни на что, и при этом получат удовольствие. Подумайте, только 5 % взрослого населения!

С такими же сложностями сталкивается каждый ребенок в возрасте от 7 до 18 лет, реализуя свой 11-летний проект под названием «учеба». Но ни при каких условиях он не может отказаться от него. Представляете, каково это?! Попробуйте прочувствовать. И лишь тогда вы сможете понять ребенка и не воевать с ним, а вместе искать решения.

Ребенок часто находится в состоянии, когда все надоело, но некуда деваться. И к этим мыслям еще добавляется давление со стороны родителей.

Самое первое, что нужно сделать каждому, кто читает эту книгу, – это пересмотреть свое отношение к ребенку и его проекту.

Перестаньте воевать с ребенком и заставлять его.

Начните искать и вместе придумывать способы сделать проект любимым и интересным.

И если со взрослыми все понятно и почти каждый человек имеет более или менее ясное представление о том, чего он хочет, к чему стремится, для чего идет рано утром на работу, то с подрастающим чадом дела обстоят совершенно иначе. Здесь работают абсолютно другие механизмы.

Различия мотивации детей и взрослых основываются на трех основных принципах.

 

 

1. Нужно понять, что ребенок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему постоянно нужны источники извне.

Этими источниками являются родители, близкое окружение и, конечно же, школа. В школе это система оценок, которая, кстати, устроена не лучшим образом. В начале учебного года ребенок обычно старается выполнять домашние задания качественно, получает положительные оценки и искренне радуется им. Правда, проходит какое-то время, и вы замечаете, что времени на выполнение домашнего задания уходит все меньше, оценки становятся все хуже, а ребенок не придает им большого значения. Он (она) с недовольством рассказывает, как получить хорошую оценку помешали внешние факторы: учитель несправедлив конкретно к нему (к ней), все списали, а он нет, учитель бестолково объясняет и т. д. и т. п. Школьная система не просто перестает мотивировать к получению знаний, а скорее демотивирует.

Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребенка? «Сделаешь домашнюю работу – пойдешь играть на компьютере или планшете», или: «Пойдешь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат не стимулирует любовь к учебе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать «домашку» и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже я расскажу, как решить эту проблему.

 

 

2. Внешняя мотивация ребенка работает только на «коротких дистанциях».

Попробуйте, например, пообещать ребенку в начале учебного года какое-то большое вознаграждение за успешную учебу (это может быть новый мобильный телефон, планшет, компьютер, велосипед и т. д., что-то, что для него будет очень большим вознаграждением). Ребенок с радостью начнет старательно учиться первую неделю, в лучшем случае первые 2–3 недели. Затем вы увидите, что пыл его проходит. Другое дело, если вы пообещаете намного меньшее, но все же значимое вознаграждение за одну или две недели хорошей учебы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае большинство детей отлично справится с задачей.

Наверное, вам сейчас понятно, почему на ребенка плохо действуют такие уговоры, как: «Нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет», «Если будешь хорошо учиться, будешь работать на хорошей работе и много зарабатывать». Для ребенка, особенно в начальной школе, университет или работа – это те события, которые произойдут с ним через 9–15 лет. Это временные периоды, которые в несколько раз больше его осознанной жизни!

Естественно, он (она) может лишь смутно связать эти два события. Ребенок вас, конечно, услышит, правда, вряд ли это будет достаточным основанием для того, чтобы он как-то пересмотрел отношение к учебе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха. «Вот, смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить ее, потому что хорошо учился», или: «Смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах» и т. д.

 

 

3. В вопросе мотивации детей есть очень важное понятие – зона ближайшего развития.

Это понятие означает разницу между уровнем развития ребенка сегодня и его потенциалом завтра. Говоря простым языком, это разница между тем, что ребенок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что он еще не может сделать в одиночку (то есть для решения конкретной задачи ему нужна помощь извне – родителя или учителя).

Это одно из важнейших понятий для правильного воспитания и развития ребенка. Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые он может сделать сам. Именно в умении правильно отслеживать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помогать ребенку, кроется главный успех правильного развития и воспитания.

Даже если ребенок говорит вам: «Мамочка, я не могу это сделать сам, помоги, пожалуйста, это задание очень сложное! » и зовет вас на помощь, – не помогайте! Естественно, когда вы отказываете ребенку, необходимо пояснить причину. Можно сказать: «Сынок, у меня сейчас тоже есть дела, каждый должен выполнять свою работу. Я верю, что ты справишься! » или что-то в таком духе. Либо, опираясь на факты, поясните, что это уже пройденная тема и он сможет решить это задание самостоятельно.

Если вы с детства будете выполнять за ребенка все задания, то в итоге получите беспомощного молодого человека или девушку. Это будет неуверенный в себе человек, который не может и шагу ступить без помощи родителей. А все «ростки» мотивации будут убиты в зачаточном состоянии.

Но бывают исключения, когда с ребенком нужно садиться за уроки и немного ПОМОГАТЬ ему, а не делать их за него.

Это необходимо в следующих ситуациях:

• если ребенок не может самостоятельно себя организовать;

• если у ребенка повышенная тревожность;

• если есть страх перед трудностями.

При всех вышеперечисленных «если» необходимо прорабатывать проблемы совместно с детским психологом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...