Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6  Конкретные методы эффективного обучения  необходимые ребенку в начальной школе




Глава 6  Конкретные методы эффективного обучения  необходимые ребенку в начальной школе


 

Давайте подумаем, с чем сталкивается ребенок в начальной школе? Ему нужно научиться писать сочинения, изложения, уметь учить стихи, запоминать написание словарных слов и выучить таблицу умножения. Вот, в принципе, и все. Да еще есть большой блок, связанный с чтением, но это уже совсем другая история, и подробнее об этом мы поговорим в книге, посвященной именно чтению и скорочтению.

Как научить ребенка писать сочинение

В начальной школе ребят только начинают учить писать сочинения. Какие сочинения обычно пишут младшие школьники?

Это сочинения на свободную тему, например: «Как я провел летние или зимние каникулы». Этот случай мы и будем разбирать.

Сначала давайте определимся, почему дети не умеют писать сочинения? И вообще, что такое сочинение?

Сочинение – это изложенные на бумаге структурированные мысли ребенка по какой-то теме. Если ребенок не умеет структурировать мысли, у него в голове «каша», то написать качественное хорошее сочинение будет очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка структурировать мысли.

Есть великолепный инструмент, который позволяет это сделать, и ничего лучшего пока не придумано. Этот инструмент называется Mind Map (Mind-карты) – карты ума, или интеллект-карты. И сейчас на примере сочинения на свободную тему мы разберем, как работать с Mind-картами и как по ним писать сочинение.

Mind-карта выглядит примерно так: в середине – основная тема и по бокам – ветви с какими-то подтемами (рис. 29).

 

 


Рис. 29

 

 

В центре – название сочинения. Подтемы – это соответствующие части: введение, основная часть, заключение.

Итак, в центре пишем: «Как я провел зимние каникулы».

Во введении обычно нужно написать – куда ездили.

В основной части рассказываем – что там делали, что наблюдали.

В заключении – понравилось ли путешествие.

Получаем вот такую картинку (рис. 30).

 

 


Рис. 30

 

 

Ребенку лучше это делать на листе А4, перевернутом горизонтально.

Далее школьник последовательно и подробно отвечает на каждый из вопросов, и сочинение готово.

Что дает такая картинка?

Она позволяет ребенку структурировать и упорядочить свои мысли, а главное – обрести уверенность в своих силах.

Как научить ребенка писать изложение

Изложение – это фактически пересказ текста, но у этого вида работы есть некоторые особенности. Почему у детей возникают проблемы с написанием изложений? Во-первых, необходимо воспринимать на слух всю информацию, а во-вторых, время на запоминание очень ограничено.

Процесс написания изложения выглядит так: учительница в классе два раза с выражением читает небольшой текст, ребенку надо его запомнить и записать. Проблема, с которой сталкивается большинство детей, заключается в том, что они не могут составить структуру текста и большая часть текста забывается.

Для примера возьму текст изложения для второго класса. Принципиальных различий в текстах для начальной школы нет, разница между ними лишь в объеме.

Кто сажает лес?

За рекой был ельник. Но потом среди елок выросли меленькие дубки. Кто их здесь сажает?

Однажды осенью шел я с охоты. Мимо пролетела сойка. Что-то спрятала под пень и – обратно к реке.

Смотрю – в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму.

Начинаем работать.

За рекой был ельник – определяющее слово «ельник». Хотя можно написать и оба слова.

Но потом среди елок выросли маленькие дубки – определяющее слово «дубок».

Кто их здесь сажает – определяющее слово «кто? ».

Однажды осенью шел я с охоты – определяющее слово «охота».

Мимо пролетела сойка – определяющее слово «сойка».

Что-то спрятала под пень – и обратно к реке – определяющее слово «спрятала».

Смотрю – в ямке лежат два желудя – определяющее – «два желудя».

Сойка спрятала их на зиму – определяющее «на зиму».

 

У ребенка получится вот такой столбик. Очень важно записывать слова именно в столбик.

ельник

дубок

кто?

охота

сойка

спрятала

два желудя

на зиму

С помощью этого списка ребенок легко напишет качественное изложение.

Те из вас, кто неплохо разбирается в методиках эффективного обучения, могут спросить, а почему не использовать при написании изложений Mind-карты? Потому что ученик второго-третьего класса в условиях ограниченного времени не готов к полноценному использованию майнд-карт для изложения.

Данный способ мы протестировали на сотнях наших учеников и получили отличные результаты. Если система с майнд-картами отлично работает при написании сочинений, то в случае изложений лучше использовать столбик слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...