Глава 6 Конкретные методы эффективного обучения необходимые ребенку в начальной школе
Глава 6 Конкретные методы эффективного обучения необходимые ребенку в начальной школе
Давайте подумаем, с чем сталкивается ребенок в начальной школе? Ему нужно научиться писать сочинения, изложения, уметь учить стихи, запоминать написание словарных слов и выучить таблицу умножения. Вот, в принципе, и все. Да еще есть большой блок, связанный с чтением, но это уже совсем другая история, и подробнее об этом мы поговорим в книге, посвященной именно чтению и скорочтению. Как научить ребенка писать сочинение В начальной школе ребят только начинают учить писать сочинения. Какие сочинения обычно пишут младшие школьники? Это сочинения на свободную тему, например: «Как я провел летние или зимние каникулы». Этот случай мы и будем разбирать. Сначала давайте определимся, почему дети не умеют писать сочинения? И вообще, что такое сочинение? Сочинение – это изложенные на бумаге структурированные мысли ребенка по какой-то теме. Если ребенок не умеет структурировать мысли, у него в голове «каша», то написать качественное хорошее сочинение будет очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка структурировать мысли. Есть великолепный инструмент, который позволяет это сделать, и ничего лучшего пока не придумано. Этот инструмент называется Mind Map (Mind-карты) – карты ума, или интеллект-карты. И сейчас на примере сочинения на свободную тему мы разберем, как работать с Mind-картами и как по ним писать сочинение. Mind-карта выглядит примерно так: в середине – основная тема и по бокам – ветви с какими-то подтемами (рис. 29).
Рис. 29
В центре – название сочинения. Подтемы – это соответствующие части: введение, основная часть, заключение.
Итак, в центре пишем: «Как я провел зимние каникулы». Во введении обычно нужно написать – куда ездили. В основной части рассказываем – что там делали, что наблюдали. В заключении – понравилось ли путешествие. Получаем вот такую картинку (рис. 30).
Рис. 30
Ребенку лучше это делать на листе А4, перевернутом горизонтально. Далее школьник последовательно и подробно отвечает на каждый из вопросов, и сочинение готово. Что дает такая картинка? Она позволяет ребенку структурировать и упорядочить свои мысли, а главное – обрести уверенность в своих силах. Как научить ребенка писать изложение Изложение – это фактически пересказ текста, но у этого вида работы есть некоторые особенности. Почему у детей возникают проблемы с написанием изложений? Во-первых, необходимо воспринимать на слух всю информацию, а во-вторых, время на запоминание очень ограничено. Процесс написания изложения выглядит так: учительница в классе два раза с выражением читает небольшой текст, ребенку надо его запомнить и записать. Проблема, с которой сталкивается большинство детей, заключается в том, что они не могут составить структуру текста и большая часть текста забывается. Для примера возьму текст изложения для второго класса. Принципиальных различий в текстах для начальной школы нет, разница между ними лишь в объеме. Кто сажает лес? За рекой был ельник. Но потом среди елок выросли меленькие дубки. Кто их здесь сажает? Однажды осенью шел я с охоты. Мимо пролетела сойка. Что-то спрятала под пень и – обратно к реке. Смотрю – в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала их на зиму. Начинаем работать. За рекой был ельник – определяющее слово «ельник». Хотя можно написать и оба слова. Но потом среди елок выросли маленькие дубки – определяющее слово «дубок». Кто их здесь сажает – определяющее слово «кто? ».
Однажды осенью шел я с охоты – определяющее слово «охота». Мимо пролетела сойка – определяющее слово «сойка». Что-то спрятала под пень – и обратно к реке – определяющее слово «спрятала». Смотрю – в ямке лежат два желудя – определяющее – «два желудя». Сойка спрятала их на зиму – определяющее «на зиму».
У ребенка получится вот такой столбик. Очень важно записывать слова именно в столбик. ельник дубок кто? охота сойка спрятала два желудя на зиму С помощью этого списка ребенок легко напишет качественное изложение. Те из вас, кто неплохо разбирается в методиках эффективного обучения, могут спросить, а почему не использовать при написании изложений Mind-карты? Потому что ученик второго-третьего класса в условиях ограниченного времени не готов к полноценному использованию майнд-карт для изложения. Данный способ мы протестировали на сотнях наших учеников и получили отличные результаты. Если система с майнд-картами отлично работает при написании сочинений, то в случае изложений лучше использовать столбик слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|