Этап 6. Хранение информации (борьба с забыванием)
Этап 6. Хранение информации (борьба с забыванием)
После того как вы запомнили информацию, необходимо ее сохранить. Есть чудесный феномен, который называется забыванием. В действительности это очень полезный природный механизм, защищающий нас от огромного количества информации. Представляете, что было бы, если бы мы помнили все? Вы, наверное, сами пытались тщетно выучить все перед экзаменом и неоднократно видели, как старательно и кропотливо ваши дети учат материал в ночь перед контрольной. К сожалению, в школе нам никто не рассказывал, как происходит процесс забывания. И учить все в ночь перед контрольной так же глупо, как бегать всю ночь перед марафоном. Еще давным-давно, в 1885 году, немецкий ученый Герман Эббингауз экспериментальным путем получил кривую забывания. Как она выглядит, можно посмотреть на рис 27. На графике показана зависимость между уровнем того, что вы помните, и временем, прошедшим после изучения материала. Так, через 20 минут после изучения материала вы уже забываете почти половину, помните лишь 58 % информации. Буквально через день помните уже в лучшем случае одну треть. Вся прелесть этого исследования в том, что на его основе была разработана система повторений, которая позволяет наиболее эффективно запоминать любую информацию. Итак, вот вам два конкретных алгоритма, позволяющих запомнить «хорошо и надолго» и «когда мало времени».
«ХОРОШО И НАДОЛГО» Первое повторение – сразу по окончании чтения. Второе повторение – через 20 минут после первого повторения. Третье повторение – через 1 день после второго. Четвертое повторение – через 2 недели после третьего. Пятое повторение – через 2 месяца после четвертого повторения.
Рис. 27
«КОГДА МАЛО ВРЕМЕНИ» Первое повторение – сразу по окончании чтения. Второе повторение – через 20 минут после первого повторения. Третье повторение – через 8 часов после второго. Четвертое повторение – через 24 часа после третьего.
Если времени совсем мало, то убираете повторения с конца, которые не успеваете осуществить. В любом случае на первые три повторения у всех обычно хватает времени. Вот как выглядит кривая забывания при повторении по этой системе (рис. 28).
Рис. 28 • Этап 7. Воспроизведение информации
Кроме того, что информацию нужно принять, закодировать, запомнить и не забыть, ее нужно еще и уметь воспроизводить. Эта огромная проблема напрямую не относится к нашей теме, и по этому вопросу я готовлю отдельную книгу. Вам лишь нужно знать, что самый лучший способ воспроизведения, заставляющий мозг ребенка работать наиболее эффективно, – это пересказ. С введением ЕГЭ появилась очень большая проблема: выпускники, даже хорошо сдавшие тесты, абсолютно не умеют говорить, а для работодателей стало очень сложно найти молодого сотрудника, который может кратко и лаконично изложить свои мысли. Ведь что такое пересказ, сделанный ребенком? Это полноценный интеллектуальный продукт, пропущенный через призму восприятия, опыта и мысли ребенка. Поэтому больше просите детей пересказывать. Кстати, под повторением в предыдущем разделе имелся в виду именно устный пересказ, а не прочитывание книги еще раз. Важно! Пересказ – самый полезный метод воспроизведения информации, способствующий лучшему усвоению материала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|