Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Факультет Национальной и мировой экономики
Рассмотрено и «Утверждаю»
Рекомендовано
на заседании кафедры Декан факультета
Региональной экономики
и природопользования
Протокол № 1 Джуха В.М.
«30» августа 2011 г.
Зав. кафедрой С.Г.Тяглов «7» сентября 2011 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины (модуля)
Планирование социального развития и социальной защиты населения
Направление подготовки 080100 «Экономика»
Профиль подготовки 08010010 «Региональная экономика»
Квалификация (степень) Бакалавр
Составитель:
К.э.н., доцент Р.М.Богданова
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Рабочая программа дисциплины
2.
Краткое изложение программного материала (сокращенный курс лекций)
3.
Методические указания
3.1.Методические указания по изучению дисциплины
3.2.Методические рекомендации по подготовке сообщений и выполнению рефератов
3.3.Рекомендуемые темы рефератов
3.4. Методические указания по самостоятельной работе студентов
4.
Контроль знаний студентов
4.1.Тестовые задания по дисциплине «Планирование социального развития и социальной защиты населения»
4.2.Вопросы для проведения итогового контроля по дисциплине «Планирование социального развития и социальной защиты населения» для студентов дневной и заочной форм обучения
4.3.Образец зачетной карточки
5.
Сведения о ППС
6.
Хозяйственные ситуации, используемые при проведении практических занятий
7.
Использование инновационных методов
8.
Терминологический словарь
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.8 «Планирование социального развития и социальной защиты населения»
(индекс дисциплины по учебному плану) (наименование дисциплины)
НАПРАВЛЕНИЕ
080100 «Экономика»
(код) (наименование)
ПРОФИЛЬ
08010010 «Региональная экономика»
(код) (наименование)
ФАКУЛЬТЕТ
Национальной и мировой экономики
КАФЕДРА
Региональной экономики и природопользования
(код) (наименование)
ОБЩИЙ ОБЪЕМ*
работы студента в час.
ФГОС
уч. план
Очная форма
Заочная форма
4г 00м
5г 00м
3г 06м
2г 06м
Всего аудиторных занятий, час, в том числе:
- лекций,
по семестрам
8 семестр
4 курс
2 курс
- лабораторные работы (или занятия по подгруппам), по семестрам
- практические занятия,
по семестрам
8 семестр
4 курс
2 курс
В интерактивной форме, час
Всего самостоятельной работы, час,
в том числе:
- контрольные работы по семестрам
- курсовые работы по семестрам
- курсовые проекты по семестрам
- др. виды работы по семестрам
Зачеты, по семестрам
8 семестр
4 курс
2 курс
Экзамены, по семестрам
Всего ЗЕТ по учебному плану
ОСНОВАНИЕ: Рабочий учебный план подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» профиль 080100-10 «Региональная экономика» одобрен Ученым советом вуза 03.04.2011г. протокол №6
Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)
АВТОР к.э.н., доцент кафедры РЭиП
Богданова Р.М.
01.06.2011 г.
(ученая степень, звание, должность)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА
Кафедрой РЭиП
Тяглов С.Г.
01.07.2011 г.
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Методическим советом направления
Тяглов С.Г.
01.07.2011 г.
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Учебно-методическим управлением
Иванова Е.А.
25.08.2011 г.
(наименование)
(подпись)
(Ф.И.О.)
(дата)
Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Цель изучения дисциплины «Планирование социального развития и социальной защиты населения» состоит в формировании у студентов современного экономического мышления, в комплексном изучении предпосылок, факторов и последствий участия государства в регулировании развития социальной сферы, а также механизмов социальной защиты населения. В качестве объекта изучения выступает социальная сфера. Предметом изучения данной учебной дисциплины является система методов государственного воздействия на социальное развитие и социальную защиту населения.
Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение теоретико-методологических основ социального развития и социальной защиты населения, изучение процесса становления и развития системы социальной защиты населения в Российской Федерации, а также взаимосвязи социальной политики и социальной защиты населения и механизмов ее реализации.
1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать сущность итеоретические основы социальной защиты как социального института, представляющего собой совокупность правовых норм, призванных решать определённые социальные и экономические проблемы.
Студент должен уметь владеть практическими навыками применения системы методов исследования развития социальной сферы, а также мер государственной поддержки тех категорий граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы или по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи.
Студент должен иметь представление о существующих организационно-правовых формах осуществления социальной защиты населения, включая такие как, индивидуальная ответственность работодателей, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики:
- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих и предшествующих дисциплин с указанием разделов (тем)
Перечень последующих дисциплин, видов работ
Региональная экономика, Национальная экономика, Регулирование уровня жизни в регионах, Территориальное планирование
Написание и защита выпускной работы
Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя
Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
М
Показательный (изложение материала с приемами показа)
П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
24-27
Модуль 1 «Теоретические основы изучения социального развития и социальной защиты населения»
24-25
Лекция«Социальная сфера и её роль в современных условиях экономического развития страны»:сущность социальной сферы, совокупность отраслей, входящих в состав социальной сферы. Сущность и значение социальной политики государства.
М
ОК-4
26-27
Лекция «Структура системы социальной защиты населения»: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь), социальное вспомоществование и социальное страхование, организационные формы социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь и поддержка, социальное обслуживание и государственное социальное обеспечение. Принципы социальной политики.
М
ОК-4
28-33
Модуль 2 «Становление и развитие системы социальной защиты населения в Российской Федерации и за рубежом»
28-29
Лекция ««Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения. Виды социальной защиты населения»: сущность основных видов социальной защиты населения в виде пенсий, пособий, компенсаций, льгот, субсидий, субвенций, дотаций, услуг, материальной помощи, страховых выплат. Социальная защита в натуральной (вещевой, продуктовой) и в денежной форме. Объекты и субъекты социальной политики. Территориально-государственный тип социальной политики. Сферный тип социальной политики. Особенности реализации мер социальной защиты на региональном уровне.
П
ОК-4,
ОК-5
30-31
Лекция «Зарубежные модели реализации социальной политики»:характеристика и принципы построения моделей социальной политики: католический, консервативный, либеральный, социал-демократический. Тенденции изменения моделей социальной политики.
ПБ
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
32-33
Лекция «Модели реализации социальной политики в России»: основные направления деятельности государства в отношении пожилых людей. Пенсионное обеспечение. Пенсионная реформа в России. Роль негосударственных пенсионных фондов. Приоритетные направления реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Сущность социальной политики в отношении инвалидов. Сущность и содержание молодёжной политики. Европейская хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований. Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ. Направления и приоритеты реализации государственной социальной политики в отношении молодых семей. Социальная поддержка материнства и детства.
ПБ
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Лекция «Социальная сфера и её роль в современных условиях экономического развития страны»: сущность социальной сферы, совокупность отраслей, входящих в состав социальной сферы. Сущность и значение социальной политики государства.
М
ОК-4
Лекция «Структура системы социальной защиты населения»: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь), социальное вспомоществование и социальное страхование, организационные формы социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь и поддержка, социальное обслуживание и государственное социальное обеспечение.
П
ОК-4,
ОК-5
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Лекция «Социальная сфера и её роль в современных условиях экономического развития страны»: сущность социальной сферы, совокупность отраслей, входящих в состав социальной сферы. Сущность и значение социальной политики государства.
М
ОК-4
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
24-27
Модуль 1 «Теоретические основы изучения социального развития и социальной защиты населения»
24-25
Семинарское занятие «Социальная сфера и её роль в современных условиях экономического развития страны»: сущность социальной сферы, совокупность отраслей, входящих в состав социальной сферы. Сущность и значение социальной политики государства.
Д
ОК-4
26-27
Семинарское занятие «Структура системы социальной защиты населения»: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь), социальное вспомоществование и социальное страхование, организационные формы социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь и поддержка, социальное обслуживание и государственное социальное обеспечение.
Д
ОК-4
28-33
Модуль 2 «Становление и развитие системы социальной защиты населения в Российской Федерации и за рубежом»
28-29
Семинарское занятие ««Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения. Виды социальной защиты населения»: сущность основных видов социальной защиты населения в виде пенсий, пособий, компенсаций, льгот, субсидий, субвенций, дотаций, услуг, материальной помощи, страховых выплат. Социальная защита в натуральной (вещевой, продуктовой) и в денежной форме. Объекты и субъекты социальной политики. Территориально-государственный тип социальной политики. Сферный тип социальной политики. Особенности реализации мер социальной защиты на региональном уровне.
Д
ОК-4,
ОК-5,
30-31
Семинарское занятие «Зарубежные модели реализации социальной политики»:характеристика и принципы построения моделей социальной политики: католический, консервативный, либеральный, социал-демократический. Тенденции изменения моделей социальной политики.
Д
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
32-33
Семинарское занятие «Модели реализации социальной политики в России»: основные направления деятельности государства в отношении пожилых людей. Пенсионное обеспечение. Пенсионная реформа в России. Роль негосударственных пенсионных фондов. Приоритетные направления реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Сущность социальной политики в отношении инвалидов. Сущность и содержание молодёжной политики. Европейская хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований. Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ. Направления и приоритеты реализации государственной социальной политики в отношении молодых семей. Социальная поддержка материнства и детства.
Д
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
Семинарское занятие ««Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения. Виды социальной защиты населения»: сущность основных видов социальной защиты населения в виде пенсий, пособий, компенсаций, льгот, субсидий, субвенций, дотаций, услуг, материальной помощи, страховых выплат. Социальная защита в натуральной (вещевой, продуктовой) и в денежной форме. Объекты и субъекты социальной политики. Территориально-государственный тип социальной политики. Сферный тип социальной политики. Особенности реализации мер социальной защиты на региональном уровне. Семинарское занятие «Зарубежные модели реализации социальной политики»: характеристика и принципы построения моделей социальной политики: католический, консервативный, либеральный, социал-демократический. Тенденции изменения моделей социальной политики.
Д
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
Семинарское занятие «Зарубежные модели реализации социальной политики»: характеристика и принципы построения моделей социальной политики: католический, консервативный, либеральный, социал-демократический. Тенденции изменения моделей социальной политики.
Д
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
Семинарское занятие «Модели реализации социальной политики в России»: основные направления деятельности государства в отношении пожилых людей. Пенсионное обеспечение. Пенсионная реформа в России. Роль негосударственных пенсионных фондов. Приоритетные направления реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Сущность социальной политики в отношении инвалидов. Сущность и содержание молодёжной политики. Европейская хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований. Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ. Направления и приоритеты реализации государственной социальной политики в отношении молодых семей. Социальная поддержка материнства и детства.
Д
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
в том числе в интерактивной форме, час.
Вид занятия, тема и краткое содержание
Методы
Реализуемые компетенции
Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
Семинарское занятие «Структура системы социальной защиты населения»: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь), социальное вспомоществование и социальное страхование, организационные формы социальной защиты населения: социальное страхование, социальная помощь и поддержка, социальное обслуживание и государственное социальное обеспечение.
П
ОК-4,
ОК-5
Семинарское занятие «Модели реализации социальной политики в России»: основные направления деятельности государства в отношении пожилых людей. Пенсионное обеспечение. Пенсионная реформа в России. Роль негосударственных пенсионных фондов. Приоритетные направления реализации социальной политики в отношении пожилых людей. Сущность социальной политики в отношении инвалидов. Сущность и содержание молодёжной политики. Европейская хартия об участии молодёжи в жизни муниципальных и региональных образований. Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ. Направления и приоритеты реализации государственной социальной политики в отношении молодых семей. Социальная поддержка материнства и детства.
Д
ОК-4,
ОК-5,
ПК-8
2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Компетенции
Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Особенности социального прогнозирования и планирования в условиях демократического общества рыночной ориентации.
- Система субъектов и объектов социального прогнозирования и планирования в современных условиях.
- Пути совершенствования системы показателей социального прогнозирования и планирования.
- Современные формы применения в социальном прогнозировании и планировании системы социальных нормативов и нормативного метода.
- Использование социологических методов в социальном прогнозировании.
Тематика рефератов:
1. Особенности социального прогнозирования и планирования в условиях демократического общества рыночной ориентации.
2. Современные направления развития правовой базы государственного прогнозирования в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования организационных основ разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.
4. Современное распределение задач социального прогнозирования и планирования на различных уровнях социально-экономической системы общества.
5. Система субъектов и объектов социального прогнозирования и планирования в современных условиях.
6. Исторический анализ развития теории и практики социального прогнозирования и планирования.
7. Зарубежный опыт и современные представления о социальном прогнозировании и социально-экономическом планировании.
8. Современные тенденции развития системы и классификации социальных прогнозов.
9. Современные возможности применения директивного социального планирования в деятельности органов государственного и муниципального управления.
10. Использование адаптационного социального планирования в деятельности органов государственного и муниципального управления.
11. Возможности применения индикативного планирования для развития социальной сферы в условиях современной России.
12. Принципы социального прогнозирования и современные формы их проявления.
13. Пути совершенствования системы показателей социального прогнозирования и планирования.
14. Сущность и значение методов социального прогнозирования, современные направления их совершенствования.
15. Современные формы применения программно – целевого и генетического подходов в социальном прогнозировании.
16. Использование в социальном прогнозировании метода экстраполяции, ретроспективного анализа и статистических методов.
17. Современные формы и возможности применения балансового метода в социальном прогнозировании и планировании.
18. Современные формы применения в социальном прогнозировании и планировании системы социальных нормативов и нормативного метода.
19. Использование социологических методов в социальном прогнозировании.
20. Основные направления использования моделирования в социальном прогнозировании и планировании.
21. Прогнозирование макроэкономических показателей, как факторов, влияющих на состояние социальной среды общества.
22. Прогнозирование демографической ситуации и возможностей ее государственной коррекции.
23. Прогнозирование производительности труда, занятости населения и социальных последствий ее динамики.
24. Прогнозирование и планирование развития здравоохранения.
25. Прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
26. Прогнозирование и планирование развития просвещения.
27. Прогнозирование коммунального хозяйства и его влияния на динамику социальных процессов.
28. Прогнозирование потребности в жилье и инвестиций в развитие жилищного строительства.
29. Прогнозирование потребности в услугах городского транспорта и инвестиций в его развитие.
30. Прогнозирование источников дохода бюджета и социальных факторов, определяющих формирование его расходной части.
31. Прогнозирование социальных аспектов инфляции, потребности в денежных средствах и кредитных ресурсах.
32. Социальные аспекты прогнозирования спроса на продукцию основных отраслей материального производства.
33. Социальный аспект прогнозирования состояния окружающей среды и планирования рационального использования природных ресурсов.
Усвоение текущего учебного материала
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Компетенции
Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Особенности социального прогнозирования и планирования в условиях демократического общества рыночной ориентации.
- Система субъектов и объектов социального прогнозирования и планирования в современных условиях.
- Пути совершенствования системы показателей социального прогнозирования и планирования.
- Современные формы применения в социальном прогнозировании и планировании системы социальных нормативов и нормативного метода.
- Использование социологических методов в социальном прогнозировании.
Тематика рефератов:
Особенности социального прогнозирования и планирования в условиях демократического общества рыночной ориентации.
2. Современные направления развития правовой базы государственного прогнозирования в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования организационных основ разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.
4. Современное распределение задач социального прогнозирования и планирования на различных уровнях социально-экономической системы общества.
5. Система субъектов и объектов социального прогнозирования и планирования в современных условиях.
6. Исторический анализ развития теории и практики социального прогнозирования и планирования.
7. Зарубежный опыт и современные представления о социальном прогнозировании и социально-экономическом планировании.
8. Современные тенденции развития системы и классификации социальных прогнозов.
9. Современные возможности применения директивного социального планирования в деятельности органов государственного и муниципального управления.
10. Использование адаптационного социального планирования в деятельности органов государственного и муниципального управления.
11. Возможности применения индикативного планирования для развития социальной сферы в условиях современной России.
12. Принципы социального прогнозирования и современные формы их проявления.
13. Пути совершенствования системы показателей социального прогнозирования и планирования.
14. Сущность и значение методов социального прогнозирования, современные направления их совершенствования.
15. Современные формы применения программно – целевого и генетического подходов в социальном прогнозировании.
16. Использование в социальном прогнозировании метода экстраполяции, ретроспективного анализа и статистических методов.
17. Современные формы и возможности применения балансового метода в социальном прогнозировании и планировании.
18. Современные формы применения в социальном прогнозировании и планировании системы социальных нормативов и нормативного метода.
19. Использование социологических методов в социальном прогнозировании.
20. Основные направления использования моделирования в социальном прогнозировании и планировании.
21. Прогнозирование макроэкономических показателей, как факторов, влияющих на состояние социальной среды общества.
22. Прогнозирование демографической ситуации и возможностей ее государственной коррекции.
23. Прогнозирование производительности труда, занятости населения и социальных последствий ее динамики.
24. Прогнозирование и планирование развития здравоохранения.
25. Прогнозирование и планирование развития социального обеспечения.
26. Прогнозирование и планирование развития просвещения.
27. Прогнозирование коммунального хозяйства и его влияния на динамику социальных процессов.
28. Прогнозирование потребности в жилье и инвестиций в развитие жилищного строительства.
29. Прогнозирование потребности в услугах городского транспорта и инвестиций в его развитие.
30. Прогнозирование источников дохода бюджета и социальных факторов, определяющих формирование его расходной части.
31. Прогнозирование социальных аспектов инфляции, потребности в денежных средствах и кредитных ресурсах.
32. Социальные аспекты прогнозирования спроса на продукцию основных отраслей материального производства.
33. Социальный аспект прогнозирования состояния окружающей среды и планирования рационального использования природных ресурсов.
Усвоение текущего учебного материала
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев
Неделя
Кол. час
Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
Компетенции
Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Особенности социального прогнозирования и планирования в условиях демократического общества рыночной ориентации.
- Система субъектов и объектов социального прогнозирования и планирования в современных условиях.
- Пути совершенствования системы показателей социального прогнозирования и планирования.
- Современные формы применения в социальном прогнозировании и планировании системы социальных нормативов и нормативного метода.
- Использование социологических методов в социальном прогнозировании.
Тематика рефератов:
1. Особенности социального прогнозирования и планирования в условиях демократического общества рыночной ориентации.
2. Современные направления развития правовой базы государственного прогнозирования в Российской Федерации.
3. Пути совершенствования организационных основ разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации.
4. Современное распределение задач социального прогнозирования и планирования на различных уровнях социально-экономической системы общества.
5. Система субъектов и объектов социального прогнозирования и планирования в современных условиях.
6. Исторический анализ развития теории и практики социального прогнозирования и планирования.
7. Зарубежный опыт и современные представления о социальном прогнозировании и социально-экономическом планировании.
8. Современные тенденции развития системы и классификации социальных прогнозов.
9. Современные возможности применения директивного социального планирования в деятельности органов государственного и муниципального управления.
10. Использование адаптационного социального планирования в деятельности органов государственного и муниципального управления.
11. Возможности применения индикативного планирования для развития социальной сферы в условиях современной России.
12. Принципы социального прогнозирования и современные формы их проявления.
13. Пути совершенствования системы показателей социального прогнозирования и планирования.
14. Сущность и значение методов социального прогнозирования, современные направления их совершенствования.
15. Современные формы применения программно – целевого и генетического подходов в социальном прогнозировании.
16. Использование в социальном прогнозировании метода экстрап