Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция «Зарубежные модели реализации социальной политики»




Существуют различные определения социального государства или государства благосостояния. Но все они сходятся на одном - государство или общество признает свою ответственность за удовлетворение основных социальных потребностей граждан и предпринимает для этого соответствующие практические усилия. Иначе говоря, общественно предоставляемые и субсидируемые услуги определяются как общественное благосостояние в том случае, если их не может предоставить частный рынок (Дж. Гелберт, С. Ленден, Г. Мюрдаль, Д. Нейл, П. Самуэльсон, Р. Титмус, Э. Хансе).

Объяснить возникновение социального государства можно двумя группами причин: социально-экономическими и политическим.

В первом случае появление и развитие социальных программ в различных странах происходило по мере усложнения их развития на основе индустриализации, когда многие социальные проблемы, решавшиеся в доиндустриальную эпоху на уровне семьи, выходят из под личного контроля и принимают социальный характер, что требует, в свою очередь, для их решения специальных механизмов и организации специальных учреждений.

Политические причины обычно связывают с борьбой классов и различных социальных сил в современном обществе. Здесь, безусловно, важна роль политических партий и движений, а также профсоюзов.

Если говорить о базовых функциях социального государства, то основной из них является формирование гражданского общества, т. е. создание множества субъектов как государственных, так и негосударственных (общественных). Это связано с природой социального государства, которое полнокровно может развиваться, если существуют: приоритет прав человека и его основных свобод, солидарность, оптимальная поддержка (субсидиарность). Государство должно создавать условия для мира и согласия в обществе, развивая институты социального партнерства, обеспечивая право трудящихся на справедливую и достойную заработную плату, защиту от социальных рисков. Причем, особо надо заметить, что свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действия принятые законы.

Предмет особой заботы государства - уязвимые слои общества (бедные и нуждающиеся), дети и люди с пониженной трудоспособностью (инвалиды и престарелые). Социальное государство определяет и обеспечивает гарантированный минимум доходов (минимальная заработная плата, выплата пенсий, пособий по безработице и оплате дней временной нетрудоспособности).

Модели государства благосостояния, которые сложились в различных странах, убедительно демонстрируют, что с одной стороны, реализация одних и тех же целей возможна различными способами, а с другой – страны преследуют различные цели в своей социальной политике.

Обычно выделяют две базовые модели социального государства – остаточную и институциональную. Остаточная модель подразумевает, что государство приходит на помощь человеку только в крайнем случае, когда не остается другой альтернативы в лице рынка, различных институтов взаимопомощи и благотворительности, семьи и близких. То есть государство по существу становится последней инстанцией оказания поддержки нуждающимся.

В рамках институциональной модели государство берет на себя обязательство обеспечить определенный минимальный стандарт благосостояния как право гражданина. Поэтому социальные программы рассматриваются как нормальная составляющая часть жизни общества.

Существует еще одна модель – структурная. Государство берет на себя полную ответственность за благосостояние, соотнося оказание социальных услуг с индивидуальными потребностями населения. Эта модель основана на опыте теории и практики социальной политики СССР и других социалистических странах.

Но идея "государства всеобщего благосостояния" так и не позволила разрешить многие экономические и социальные проблемы, остро возникшие в 70-80-е годы. Средств на социальные программы хронически не хватало, продолжали существовать бедность, преступность, социальная напряженность. Разросшиеся бюрократические государственные системы оказывались неспособными решить эти проблемы. Кризис демонстрировал несостоятельность планов искоренения социальных язв с помощью широкомасштабных государственных программ.

Это привело к необходимости пересмотра всей системы защиты населения, принятию концепции социальных инноваций, в основе которой - совместные действия центрального правительства, местных властей, общественности. Так, начиная с середины 70-х годов, в западных странах набирают силу тенденции субсидиарного государства, в рамках которого предоставлению государственной помощи предшествует тщательное выявление действительной нуждаемости в этой помощи со стороны претендующего на нее.

В последние десятилетия проблема благосостояния в западной теории рассматривается в двух основных аспектах (причем общим для обоих аспектов является стремление приблизить теорию к реальности). Первый аспект — это конкретно-историческое наполнение понятия «индивидуальное благосостояние» с точки зрения критериев «качества жизни», которых насчитывается от 5 до 35 в разных странах (экономических, политических, социальных, психологических): потребление, внерабочее время, изменение окружающей среды, факторы здравоохранения и образования, безопасность существования, участие в управлении, чувство цели, уровень доходов и т.д.

Второй аспект - это такое исследование механизмов реализации благосостояния, которое стремится преодолеть абстракцию «конкурентного рынка» и учесть реальную структуру социально-экономических отношений. Нобелевский лауреат Дж. Бьюкенен полагает, что необходимо исходить из того, что индивиды делегируют свои интересы организованным группам, которые, в свою очередь, стремятся навязать эти интересы через аппарат государства остальному обществу.

Несмотря на все преобразования можно заметить, что «государство всеобщего благосостояния» или государственная социальная защита и вообще социальная защита – очень прочная система. Выдержав экономические бури середины 70-х гг. и идеологические ураганы 80-х гг., государство благоденствия ХХI в. более благосклонно к своим бенефициарам из среднего класса, чем несколько лет тому назад.

В свою очередь многие российские ученые (Дилигенский Г. Роик В. Ри-машевская Н. В. Торлопов) очень большое внимание уделяют вопросам построения социального государства. В числе важнейших условий его концептуального осмысления и институционального решения - формирование новой модели взаимоотношений личности, общества и государства, включая сферу социальной политики. Следует заметить, что понятие «социальное государство» применительно к нашей стране впервые официально было использовано в тексте Конституции Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года. Это и стало отправной точкой дискуссии о том, какой должна быть российская модель социального государства.

Следует подчеркнуть, что переход к рыночному хозяйственному механизму требует усилий по адаптации административных структур социальной сферы к рыночным отношениям, создания необходимых институтов призванных обеспечить функционирование социальной сферы в режиме рыночного хозяйственного механизма.

Как показывает практика, система социальной защиты вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемой частью. Через нее реализуется принцип социальной справедливости. Социальная поддержка тех, кто не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни - это необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. Создаваемая в настоящее время система должна охватить те ее элементы, которые могут смягчить действие факторов социального риска, возникающих в результате становления рыночных отношений.

Дело в том, что рыночная экономика сама по себе не обеспечивает достойный уровень жизни всем членам общества. С точки зрения сущности рыночной экономики нормальными являются и сверхвысокие доходы удачливых бизнесменов или, например, брокеров, которые правильно определили тенденции развития конъюнктуры на фондовом рынке, и низкие, не обеспечивающие прожиточный минимум, доходы неквалифицированных работников, спрос на рабочую силу которых невелик и неустойчив. В условиях рыночных трансформаций человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу объективных причин: болезнь, старость, политические и военные конфликты и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения все в большей степени становится капитал.

Выбор модели социальной политики определяются конкретными обстоятельствами, масштабами нуждаемости и возможностями общества, характером самого государства, региональной спецификой.

В мировой практике выделяют несколько основных типов социальных политик. Наиболее существенное влияние на формирование её фундаментальных положений оказали Отто фон Бисмарк (Германия) и У. Бевередж (Великобритания). Первый тип базировался на схеме социального страхования, в основу второго было положено бюджетное финансирование. Идея социальной политики пришла из Германии и была связана с социальным страхованием. Хотя страховые схемы существовали до этого в ряде европейских стран (Австрия, Бельгия, Франция), но Бисмарк впервые применил их в общегосударственном масштабе. Именно с этого момента стало возможным говорить о социальном государстве. Принцип страхования означал, что плательщики страховых взносов получали право на возмещение части затраченных средств из страховых фондов, в которых аккумулировались взносы всех участников. При этом социальное страхование не является чисто рыночной системой, так как её гарантом выступает государство.

Другая модель нашла свое воплощение в плане Бевериджа, предложенном им в 40-е гг. ХХ века для создания всеобъемлющей системы социальной защиты. Это был принципиальный подход, так как Беверидж положил в основу своей модели не избирательность, а универсализм. Его план охватывал всех членов общества, и работающих и нет, которые, по его мнению, могли рассчитывать на определенную защиту и обеспечение со стороны государства. Каждый, считал он, должен быть социально защищен. Идея национального минимума явилась важным шагом вперед в реализации принципов государственного благосостояния. Это была социальная схема предоставления общественных услуг, а не социального страхования и полной занятости.

Хотя степень непосредственного государственного вмешательства и его масштабы в разных государствах значительно отличаются друг от друга, сравнительные исследования позволяют выделить общие закономерности эволюции концепции социальной политики. Например, все развитые страны гарантируют своим гражданам поддержку в случае наступления сходных социальных рисков, таких как старость, материнство, потеря работы. Титмусс (Великобритания) предложил три модели социальной политики – остаточную, индустриально-поощерительную и институциональную. Эспин-Андерсон (Швеция) на основе детального изучения пришел к выводу, что меры социальной политики могут быль условно разделены на 3 группы:

Корпоративная модель – ориентирована на занятость и личный вклад (Германия и страны континентальной Европы);

Социал-демократическая модель – основана на универсалистичесих ценностях (Скандинавские страны, особенно - Швеция). Где государство возлагает на себя обязательства обеспечивать население в случае наступления тяжелой жизненной ситуации на основе социального страхования;

Неолиберальная модель – с меньшей степенью вмешательства в социально-экономические отношения (США). Суть её заключается в том, общенациональная система социальной защиты населения обеспечивает лишь минимальную помощь. Основной данной модели является система личного страхования, которая является сферой коммерческой деятельности.

Однако, по мнению автора необходимо выделить еще одну модель непохожую ни на одну из выше приведенных – социалистическую (характерную для СССР и стран социалистического лагеря). Социалистическая модель социальной защиты строилась на государственной форме собственности, обобществлении (переделе) капитала, собственности, произведенного продукта. Ей были присущи административные формы сбора и распределения финансовых ресурсов и высокая степень перераспределения ВВП. В этом состоит основное отличие социалистической модели социальной защиты (обеспечения) от социал-демократической и неолиберальной. Вместо личной инициативы, предусмотрительности и ответственности гражданина (забота о личных сбережениях на случай непредвиденных неблагоприятных жизненных ситуаций, участие в социальном страховании) ставка делалась на жестко регламентированное исключительно государственное социальное обеспечение.

Таким образом, мы рассматриваем социальную защиту как неотъемлемую часть социальной политики, содействие социальным слоям, группам, социальным институтам, индивидам в реализации их законных прав и основных потребностей с учетом их собственных возможностей.

Социальная защита - стержень социальной политики, составная часть социальной инфраструктуры государства, включающая анализ и устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния и организации индивидуальной помощи людям, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Создание социальной защиты населения было связано с тем, что в 30-х годах XX в. возникли так называемые социальные государства. Термин «социальное государство» отражает германскую традицию, в то время как в британской традиции используется термин «государство благосостояния». При незначительных оговорках, эти термины можно использовать как синонимы.

Развитие рыночных отношений требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для обеспечения достойного уровня жизни своим трудом, для использования новых стимулов к труду и экономической деятельности: предпринимательство, самозанятость, наличие собственности, земли и т.д., для создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосударственное социальное страхование и др.) и, кроме того, для формирования экономической системы самозащиты и выравнивания стартовых возможностей для этого, на основе гражданского законодательства.

Важно отметить, что страны с рыночной экономикой научились сочетать рынок и социальную защиту путем разработки и реализации экономической политики, пройдя несколько этапов этого взаимодействия. История экономической мысли богата различными концептуальными подходами к раскрытию сущности общественного богатства, источников его создания, к выяснению принципов его распределения и потребления.

С научной точки зрения особый интерес представляет концепция «социального рыночного хозяйства», характеризующая эпоху неолиберализма. Один из ее авторов Л. Эрхард выдвинул модель социальной защиты населения на основе социальной политики. В отличие от кейнсианства социальная защита реализуется не государственно-бюрократическими методами, а через политику, направленную на создание условий, позволяющих человеку самому зарабатывать себе на жизнь и, более того, направленную на рост числа собственников.

Предполагается, что значительное большинство населения способно в условиях социальной рыночной экономики удовлетворять свои потребности самостоятельно, нести ответственность за свое индивидуальное жизненное обеспечение и за обеспечение своего будущего. Население имеет возможность застраховаться от жизненных рисков, поскольку уровень образования и информированности достаточно высок. Даже если средства для финансирования личных социальных потребностей и будут выделяться индивидуумом, то государство оставляет за собой право вмешиваться только там, где рынки и ценовые механизмы не функционируют и могут оказать отрицательное обратное воздействие на экономику и общество, например, в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетворении социальных потребностей населения и стимулировании этих потребностей. Вместе с тем, она предполагает необходимое перераспределение доходов между более обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление социальных гарантий.

Поэтому в понятие «социальное рыночное хозяйство» входит идея упорядочения, целью которого является соединение общества, построенного на конкуренции и частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана многообразная и всеобъемлющая система социальной защиты.

По мнению профессора X. Ламперта, социальное рыночное хозяйство - это путь, ведущий к свободному, экономическому, стабильному порядку в обществе и экономике.

Коллективная социальная защита помогает людям, защищает от нужды, но при этом требует большей доли национального дохода и, таким образом, все большей доли доходов индивидуума в форме налогов и социальных отчислений. Следует отметить, что наличие высоких налоговых ставок неблагоприятно действуют на реализацию программ борьбы с бедностью, снижают стимулы к эффективному и высокооплачиваемому труду. При этом, естественно уровень жизни всего населения снижается. Поэтому естественный вопрос, сколько необходимо отчислять на социальные нужду, чтобы не снижался уровень жизни и, кроме того, эффективно функционировала социальная защита.

Выстраивание структуры, определение содержания, направленности и границ, существующих на определенном отрезке времени отношений социальной защиты вызывает многочисленные споры среди ученых и специалистов. Система социальной защиты в обществе должна определяются сложившимся уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, объективными социально-экономическими и политическими интересами различных его слоев.

О сложности и важности социальной сферы в целом и социальной защиты населения в частности свидетельствуют не только практические, но и многие теоретические проблемы. Так, в этимологическом и историческом плане имеет место наличие многообразной и зачастую противоречивой терминологии, что является подтверждением недостаточной изученности данной области.

Применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах. В нашей стране термин «социальная защита» стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда объективно возникла необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить в связи с логикой экономического реформирования.

Понятие «социальная защита» («social security») впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем определялось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы (что с экономической точки зрения подразумевало социальное страхование маргинальных слоев населения). Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как точно выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения. В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Следует отметить, что в разных странах в него вкладывают различный смысл. В США социальное обеспечение непосредственно имеет отношение к пенсиям по старости, в Соединенном Королевстве - охватывает всю систему денежных пособий, в странах континентальной Европы в соответствии с практикой Международной организации труда данный термин означает все денежные пособия и здравоохранение. В России же термин «social security» может переводится как «социальная безопасность», «социальная защищенность», «социальные гарантии», «социальная защита». При этом данные обозначения имеет разный смысл. Например, существует разница между термином «социальная защищенность» и «социальная защита». Исследования показывают, что различие состоит в соотнесении действия и состояния: для социальной защиты ключевым фактором служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите, а для социальной защищенности смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находиться защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

Различия в понятийном аппарате или в практической реализации мер социальной защиты по странам мира обусловлены комплексов факторов, среди которых можно выделить как минимум 3 группы. Во-первых, на определение социальной защиты, равно как и на выбор форм, в которых будет осуществляться социальная защита в той или иной стране, существенное влияние оказывают различия в традициях, культуре, организационном и политическом устройстве, историческом опыте функционирования того или иного государства. Во-вторых, различия в определении сути этого понятия определяется социально-экономическими факторам, среди которых следует отметить уровень экономического развития, особенности социальной политики в целом, степень демократизации общественных отношений и соблюдение конституционных прав человека. Однако, в конечном счете, указанные различия определяются, с одной стороны, разным подходом к отбору социально-демографических групп населения, которых следует защищать, а с другой стороны, спецификой формирования системы механизмов социальной защиты и источников финансирования. Как свидетельствует международный опыт, все это находиться, как правило, в тесном взаимодействии.

В-третьих, эти различия связаны ещё с тем, что тема социальной защиты многопланова и обширна. Одним из факторов, затрудняющих использование комплексного подхода к вопросам социальной защиты, как отмечалось в докладе Генерального секретаря ООН, заключается в том, что информация о социальной защите – будь то количественная или качественная – не систематизирована и рассредоточена по различным источникам, вследствие чего зачастую бывает сложно определить и охватить весь сектор компонентов социальной защиты и дать ей точное определение.

В российской научно-практической литературе имеются разнообразные определения данного института. Исследования выявили, что определения условно можно классифицировать по нескольким критериям:

1) С точки зрения разного рода научных знаний термин определяется:

а) В социологии социальная защита означает взаимодействие субъектов и объектов. И определяет задачу государству и общественным организациям предоставлять ресурсы на проживание и сервис нуждающимся для стремления к социальному равновесию и полному равновесному развитию.

б) В юриспруденции означает реализацию социальных обязательств государства в идее социальных прав и гарантий населению для установления достойного образа жизни.

в) В экономической науке социальная защита выступает в качестве перераспределения национального дохода в пользу нуждающихся граждан.

2) по степени охвата субъекта:

а) все граждане страны

Л.П. Петрова пишет – «Система социальной защиты рассматривается, как законодательное закрепленное обязательство государства предоставлять всем слоям населения условия для поддержания их жизни и благосостояния не ниже принятого минимального уровня по стране и сглаживания крайних проявлений социального неравенства»

б) только отдельные социально уязвимые слои населения

Берницкая Е.Г. определяет социальную защиту как комплекс краткосрочных оперативных действий, направленных на поддержание благосостояния отдельных групп населения, которые наиболее болезненно переживают те или иные нововведения в потребительской сфере.

3) по объекту

а) элемент рынка

Матусевич Л.А. определяет социальную защиту как элемент рыночных отношений – представляет собой систему взаимоотношений, основанных на интересах социальных субъектов и государства, связанных с минимизацией влияния негативных экономических факторов на социальной благополучие на социальной благополучие, как общества, так и каждого конкретного индивида.

б) элемент государственной политики

Социальная защита, по мнению В.Ш. Шайхатдинова, является общегосударственной социально-экономической политикой – это теоретико-экономическая категория и конкретная социальной практическая деятельность, предполагающая определение и выявление актуальных направлений и установленный порядок обеспечения достойных условий свободного развития всех групп …

в) система общественных отношений

Социальная защита населения – это система общественных отношений по обеспечению условий нормальной жизнедеятельности населения.

4) по формам предоставления мер социальной защиты:

а) в форме социальные гарантии

Социальная защита населения – это основная часть социальной политики государства – представляет собой систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспечивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп.

б) в форме поддержки

Социальная защита – это система управления социальными рисками с целью поддержания установленных обществом социальных стандартов жизни для каждого человека.

Достаточно распространенным явления в последнее время стало определять термин с двух позиций. Так М.В. Кибакин разделяет социальную защиту на общую и специальную. Под общей социальной защитой обычно понимается общественная практика по обеспечению основных социальных и иных категорий граждан в силу тех или иных особенностей (возрастных, состояния здоровья, характер труда и другие) ограничения в своей трудоспособности и поэтому не могут обойтись без системы мер социальной помощи и поддержки. Под специальной понимается социальная защита, связанная с особенностями той или иной защищаемой категории населения, например военнослужащие, беженцы и т.д.

Однако, как правило, исследователи рассматривают социальную защиту в широком и узком смысле. Социальная защита населения в широком смысле определяется как социальная политика, осуществляемая всеми институтами общества и направленная на всех граждан страны. В узком смысле социальная защита представляет собой систему экономических, правовых, социальных мер предоставляемых отдельным категориям гражданам. Автор диссертации разделяет позицию, согласно которой социальная защита должна рассматриваться в узком и широком смысле, потому что социальная защита многопланова и обширна, решает значительное количество общественных вопросов, затрагивает интересы всех слоев населения, используют в достижении цели различные средства. Таким образом, социальная защита:

Во-первых, связана с коллективными действиями общества и из этого вытекает необходимость участия в ней государственных органов и местного самоуправления, неправительственных организаций (общественных и других некоммерческих организаций), бизнес - структур и самих граждан.

Во-вторых, социальная защита служит для защиты граждан от рисков и факторов уязвимости, связанных с жизнедеятельностью человека (болезнь старость, безработица, сиротство и др.).

В-третьих, социальная защита направлена не только на устранение последствий социального риска, но и на создание условий по формированию у граждан способности адаптироваться к этим рискам, то есть на развитие у них определенных адаптационных свойств в тот тли иной цикл жизни. Из этого вытекает необходимый характер мер социальной защиты, направленных на предупреждение и профилактику социального неблагополучия.

В-четвертых, при устранении неблагоприятной жизненной ситуации используется значительное количество инструментов, которые выражаются в форме социальной поддержки, социальной помощи, социального страхования и социального обслуживания.

Говоря о важности и необходимости существования данного института, необходимо отметить, что между современным обществом и системой социальной защитой существует ряд взаимосвязанных неразделимых цепей. Общество и его составляющие воздействуют на систему социальной защиты. Это воздействие является первичным и определяющим. Одновременно имеет место цепь обратных связей: социальная защита населения влияет на обуславливающие её факторы. Поэтому социальная защита населения непосредственный элемент любого цивилизованного государства.

Между тем, построение эффективной системы социальной защиты невозможно без ответов на следующие вопросы на следующие вопросы: Какие должны быть формы социальной защиты? Кто должен пользоваться услугами системы? Кто является собственником распределяемых ресурсов социальной защиты? Какие методы работы должны применяться в системе? Поэтому, по мнению автора диссертации, крайне важно в современном российском обществе выстроить гибкую систему социальной защиты населения, которая способна была бы адекватно реагировать на изменяющиеся условия рыночной экономики и эффективно оказывать социальную помощь нуждающимся.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...