Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необходим переход к функционально-целевому принципу построения социальных программ на федеральном и региональном уровнях




Методические рекомендации

Методические указания по изучению дисциплины

Дисциплина «Планирование социального развития и социальной защиты населения» является одной из дисциплин профессионального цикла подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика», профиль подготовки - 08010010 «Региональная экономика». В соответствии с квалификационными требованиями ФГОС для бакалавров данного профиля изучение дисциплины является необходимым, т.к. позволяет проникнуть в сущность социальной политики и социальной защиты населения как целостного, сложного, конкретно-исторического, от­носительно самостоятельного явления, выявить внутренние и внеш­ние связи, отношения, факторы, а также тенденции (закономерности) и определить перспективы ее совершенствования.

Цель изучения дисциплины «Планирование социального развития и социальной защиты населения» состоит в формировании у студентов современного экономического мышления, в комплексном изучении предпосылок, факторов и последствий участия государства в регулировании развития социальной сферы, а также механизмов социальной защиты населения.

В качестве объекта изучения выступает социальная сфера.

Предметом изучения данной учебной дисциплины является система методов государственного воздействия на социальное развитие и социальную защиту населения.

Основными задачами изучения дисциплины являются: изучение теоретико-методологических основ социального развития и социальной защиты населения, изучение процесса становления и развития системы социальной защиты населения в Российской Федерации, а также взаимосвязи социальной политики и социальной защиты населения и механизмов ее реализации.

Дисциплина «Планирование социального развития и социальной защиты населения» включает 5 тем, объединённых в 2 модуля:

Модуль 1 «Теоретические основы изучения социального развития и социальной защиты населения»

1.Лекция «Социальная сфера и её роль в современных условиях экономического развития страны».

2. Лекция «Структура системы социальной защиты населения».

 

Модуль 2 «Становление и развитие системы социальной защиты населения в Российской Федерации и за рубежом»

3.Лекция ««Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения. Виды социальной защиты населения».

4. Лекция «Зарубежные модели реализации социальной политики».

5.Лекция «Модели реализации социальной политики в России».

 

Для успешного изучения дисциплины студенты прослушивают, просматривают и конспектируют мультимедийные лекции по дисциплине (включаются все виды памяти – студенты слушают, видят и записывают, что значительно повышает качество и время усвоения материала), пакет методических материалов, включающий: наименование тем и содержание разделов лекционного курса, планы семинарских занятий, список основной и дополнительной литературы, методические указания по самостоятельной работе студентов, вопросы для самостоятельной контрольной работы студентов дневного и заочного отделений, вопросы для подготовки к итоговому контролю, терминологический словарь.

В ходе изучения дисциплины студенты используют мультимедийные лекции преподавателя, а также задействуют материалы в различных периодических изданиях: журналах, газетах, сети Интернет. Для статистической оценки состояния развития социальной сферы, уровня жизни и доходов следует использовать официальные данные Росстата и его территориального органа. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине прилагается в пакете методических материалов.

В ходе подготовки к семинарским занятиям студентам следует использовать электронные средства обучения и каждые должен подготовить не менее двух ответов на вопрос с презентациями.

Важную роль в процессе усвоения дисциплины и приобретения навыков работы с первоисточниками имеет подготовка рефератов, докладов и сообщений. При изучении каждой темы студенты инициативно могут их готовить. Обязательный перечень докладов и индивидуальных заданий приводится в имеющемся у студентов плане проведения практических занятий. Их распределение осуществляет преподаватель.

Студентам следует готовиться к периодически проводимому в ходе практических занятий тестированию.

В ходе изучения дисциплины студенты должны приобретать навыки практической оценки ситуаций в сфере уровня жизни, уметь делать расчеты основных показателей, строить теоретические модели и графики. Для этого при изучении ряда тем студенты будут участвовать в деловых играх, разбирать практические ситуации, выполнять расчеты, участвовать в психологическом тестировании. Материалы для их проведения преподаватель выдаст в процессе изучения соответствующей темы, а в ходе их проведения студенты будут разбиваться на две конкурирующие группы.

В ходе итогового контроля студенты отвечают на два вопроса, содержащиеся в зачетной карточке. При необходимости проверки глубины и достаточности знаний для получения «зачёта» студенту могут быть заданы дополнительные вопросы по всем темам курса.

 

Методические рекомендации по подготовке

Сообщений и выполнению рефератов

Подготовка сообщений

Наиболее простой формой самостоятельной подготовки студентов к семинарским занятиям является сообщение.

В процессе подготовки к выступлению студенты конспектируют основные определения (понятийный аппарат) и сущностные стороны проблемы как в письменной форме, так и на основе ксерокопированного материала.

На занятии студенты докладывают законспектированный текст сообщения максимально приближенный к существу рассматриваемой проблемы.

Время доклада составляет не более 5 минут.

Подготовка рефератов

Написание рефератов – один из основных видов самостоятельной учебной работы студентов, которые таким образом укрепляют свою научную и учебную подготовку, приобщаясь к методике научных исследований.

Слово «реферат» происходит от латинского слова «refero», в переводе означающего «сообщаю» и является кратким изложением в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), а также литературы по теме.

Целью выполнения реферативных работ является углубление теоретических знаний по отдельным темам и умение увязывать теорию с практикой.

В процессе написания реферативных работ решаются задачи по обучению студентов пользоваться специальной литературой и нормативными актами, формированию понятийного аппарата.

Настоящие рекомендации предлагают методически обоснованные способы и приёмы подготовки и написания рефератов.

Выбор темы

Выбор темы осуществляется по согласованию с руководителем (преподавателем, ведущим лекционные или семинарские занятия по данному курсу в учебной группе) и после её утверждения студент приступает к выполнению работы.

Составление плана работы

Составление плана работы – ответственный этап написания реферата. Это не самоцель, а схема построения работы, пользуясь которой упрощается задача изложения собранного материала. Легче раскрыть содержание, показать сущность, особые черты и элементы.

План, как правило, состоит из введения, двух-четырёх пунктов основного материала и заключения. «Введение» и «заключение» - это обязательные части реферата, требующие от авторов способности обобщать изученный материал, делать выборки и предлагать свои или наиболее оптимальные пути решения проблем, рассматриваемых в реферате.

Выполнение реферата

Студент в процессе подготовки к написанию реферата должен:

- получить необходимые теоретические знания по избранной теме;

- научиться пользоваться специальной литературой, законными и подзаконными актами;

- уметь увязывать теорию с практикой.

Процесс выполнения реферативной работы включает в себя четыре этапа:

- первый – изучение учебников, учебных пособий, лекций;

- второй – подбор специальной литературы, газетно-журнальных статей и публикаций и нормативных актов по теме работы;

- третий – написание реферата;

- четвёртый – подготовка к защите и защита реферата.

Изучение конспектов, учебников и учебных пособий не следует ограничивать только рамками избранной темы, поскольку каждое понятие проявляет свою сущность как звено в цепи взаимосвязанных категорий. Поэтому, готовясь к написанию реферативной работы, следует изучить весь понятийный аппарат учебной дисциплины.

Изучение учебного материала поможет также сориентироваться в специальной научной литературе и нормативных актах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...