Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модуль 1 «теоретические основы изучения социального развития и социальной защиты населения»




Лекция «Социальная сфера и её роль в современных условиях экономического развития страны»

В современных социально-экономических условиях жизнедеятельность человека подвержена различным видам опасностей. Никто не застрахован от наступления обстоятельств обусловленных действиями:

1) биологического характера (болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, смерть и др.);

2) производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание и др.);

3) экономического характера (безработица, инфляция, потеря рабочего места, состояния экономики и др.);

4) социального характера (наличие несовершеннолетних детей в семье, многодетность семьи, одиночество, сиротство, беженцы, люди оставшиеся без жилья, безнадзорные дети, подростки с девиантным поведением, конфликтные отношения в семье);

5) экологического характера (катастрофы, наводнения, пожары, чрезвычайные ситуации);

6) политического характера (участие в различных видах войн, репрессии, беженцы и вынужденные переселенцы).

Каждый человек и общество в целом стремятся обезопасить себя от наступления данных рисков. Для этого были созданы определенные меры и мероприятия, направленные на смягчение и устранение рисков, которые впоследствии были выстроены в определенную систему – социальную защиту населения.

Социальная защита населения как социально-экономическая категория и практика исторически возникла в результате общественного развития и связанной с ним эволюции роли государства как выразителя общественных интересов. Её существование можно считать одним из крупнейших социальных достижений прошлого века. Особенно возросла её роль в экономике большинства стран мира в последнюю четверть прошлого столетия. Специалисты Института макроэкономических исследований при изучении особенностей формирования социальной защиты в России в условиях прореформенного периода проанализировали развитие социальной защиты населения в ряде зарубежных стран. Расходы на меры социальной защиты, к которым были отнесены пенсии, здравоохранение, материальная помощь безработным и другие социальные выплаты составили в начале 90-х годов ХХ столетия в целом по странам ОСЭР (члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития) – 18,3% ВВП, а по отдельным странам – от 12,4% (Япония) до 24,7% (страны Западной Европы). В странах Центральной и Восточной Европы затраты на социальную защиту в середине 90-х гг. также были весьма значительными, даже более высокими, чем в странах ОСЭР, в силу социалистической природы формирования фондов общественного развития и социального обеспечения в частности. В целом эти расходы составляли 20% ВВП при существенных различиях по странам: от 12,5% ВВП в Российской Федерации до 26,7% ВВП в Польше.

Эти факты свидетельствуют о возрастающей роли социальной защиты населения в общественной жизни. Следует отметить, что система отношений социальной защиты является интегральной частью социально-экономических отношений общества и играет в ней роль одного из центральных структурообразующих элементов.

История развития социальной защиты как концептуально оформленного международного социального института составляет примерно 50 лет, в течение которого его развитие осуществлялось в соответствии с заранее определенными принципами, целями и задачами. В рамках данного родового социального института сложился целый ряд направлений, или отраслей социальной защиты, представляющих собой новые социальные институты видового характера.

Однако некоторые формы помощи нуждающимся существовали задолго до появления первых законодательных актов государства о социальной защите. Главным же институтом защиты от бедности являлась семья в её различных проявлениях (клан, племя) Бедным помогали религиозные организации, предоставляя кров, приют и милосердие, средневековые гильдии поддерживали своих членов и их семьи в трудные времена.

Становление родового института социальной защиты было обусловлено переходом от натуральной формы хозяйствования к товарным отношениям, появлением в массовом масштабе наемных работников, которые при утрате возможности продажи собственной рабочей силы не могли иметь, и не имели средств существования. Признание обязательств общества в целом для оказания помощи населению началось с принятия в некоторых странах в XVIII - XIX вв. законов о бедных, которые явились первой организационно-правовой формой социальной защиты, формой общественного призрения. Данную форму можно квалифицировать скорее не как помощь, а как наказание, но она охватывала основные случаи, требующей социальной защиты, и закраивала основные принципы, организации этого института. Новым этапом развития института явилась индустриализация отдельных стран. В результате индустриализации появляется многочисленный класс фабричных рабочих, полностью зависевших от регулярной выплаты заработной плат, которые при потере заработка в результате болезни, безработицы, трудового увечья или старости сразу могли стать нищими. Имеющиеся формы помощи не отвечали новым условиям жизни людей. Для предотвращения обнищания таких рабочих требовались новые формы социальной защиты. Одной из таких форм было поощрение личных сбережений, и государственные сберегательные банки были обязаны принимать мелки вклады от населения, что давало возможность работникам иметь некоторые накопления на «черный день». Но низкий уровень заработной платы и большие размеры семьи не позволяли неквалифицированным рабочим осуществлять накопления. Кроме того, форма личных накоплений граждан как метод социальной защиты не может быть эффективной в отношении болезни, несчастного случая, смерти, безработицы, которые могут случиться в любом возрасте, в котором люди практически не имеют достаточных сбережений.

Другой новой формой явилось возложение на работодателей обязанности по содержанию нетрудоспособных работников. Эта форма преследовала цели закрепления между работодателями и работниками неких квази-патерналистских отношений, существовавших на отдельных предприятиях, где работодатель брал на себя моральную ответственность за своих работников. Такой вид социальной защиты наемных работников казался привлекательным, поскольку правительство надеялось, что таким образом можно решить проблему обеспечения больных или увеченных работников, не утруждаясь созданием специальной государственной системы помощи. Возложение национальным законодательством общей ответственности работодателей за содержание нетрудоспособных работников явилось скорее исключением из общего правила. Общим же правилом стало возложение ответственности работодателей за обеспечение работников и их семей, ставших нетрудоспособными или потерявших кормильца в результате несчастного случая на производстве. Практическое получение компенсаций требовало прохождение через судебные процедуры и соответствующие решения судов, что могло вести к ухудшению взаимоотношений между работником и размеры компенсаций устанавливались на довольно низком уровне.

В XIX в. возникла новая форма социальной защиты – общество взаимопомощи. Главная задача этих обществ состояла в том, чтобы материально помогать своим членам, обеспечить им элементарную медицинскую помощь и нести похоронные расходы. В свою очередь, члены таких обществ должны были регулярно уплачивать в них соответствующие взносы. Постепенно эти общества переходи под правительственный контроль, их уставы подлежали официальному утверждению. Обществам не разрешалось осуществлять пенсионное страхование, которое требовало накопления больших денежных средств.

По мере развития общества взаимопомощи становятся практически неотличимыми от компаний взаимного страхования, чьи клиенты являются держателями акций. Общества взаимопомощи начали возражать против приема лиц пожилого возрасти или с плохим состоянием здоровья, а также работников с низкими заработками или нерегулярной занятостью. В противовес обществам взаимопомощи правительства ряда стран во второй половине XIX в. организуют специальные страховые организации, занимающиеся страхованием старости и жизни работников с низкими зарплатами. Деятельность этих организаций не получила, однако, широкого распространения. Недостатки, присущие ранним формам социальной защиты предопределили появление социального страхования.

Только в XX веке в полном объеме формируется социальная защита, когда в западных странах возникает особый раздел политики государства - социальная политика. Ее суть - поддержание отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечение условий для повышения уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве и общественной жизни вообще.

Для того чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны самого государства, которая выступает в форме поддержки населения. Для этого государство пользуется всеми легитимными средствами и способами для защиты людей. Социальная сфера предстает в качестве конституционных прав человека и обеспеченные экономическими возможностями социальные гарантии.

На сегодняшний день существует несколько определений социальной политики от восходящего к британской традиции «определения по умолчанию» до представления её как некого механизма, обеспечивающего воспроизводство социальных ресурсов. Несмотря на это, есть некие сущностные компоненты, которые включены во все определения. Они связаны с пониманием социальных рисков и овладения механизмами управления им. И в этом контексте социальная политика включает две составные части – «социальное» и «политика».

Понятие «социальное» достаточно разработано в научной и методической литературе. С одной стороны, социальное понимается как общественное, с другой, как вопросы обеспечения жизнедеятельности людей в их повседневной жизни. Прямая замена понятия «социальное» на понятие «общественное» неправомерна. Это ясно видно при использовании этого термина в связи с другими словами. В научном обороте и в повседневной жизни отсутствуют понятия «общественное государство», «общественная политика» и так далее, а термин «общественная защита» вообще имеет совсем другое содержание чем «социальная защита».

Таким образом, если «общественное» отражает главным образом отношения общества и индивида, то «социальное» - отношения индивидов между собой, определяющие в конечном итоге все происходящие в обществе процессы и характер самого общества.

Социальное в сочетании «социальная политика» означает, что последняя направлена на решение какой-то социальной проблемы, преодоление трудной жизненной ситуации, когда объективно нарушается жизнедеятельность граждан и они не могут преодолеть её самостоятельно. Примеров подобных ситуаций много: инвалидность, болезнь, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, сиротство, безнадзорность, низкий уровень жизни и бедность, безработица, отсутствие определенного места жительства и др. здесь отчетливо прослеживаются две проблемы, связанные с социальным характером соответствующих услуг. Во-первых, человек испытывает трудности, которые обществом признаются как требующие решения. Во-вторых, для того, чтобы преодолеть их, ему необходима помощь со стороны государства, общества.

В подходах к социальной политике прослеживаются две ярко выраженные традиции. Одна из них видит цель социальной политики в попытке достижения социального улучшения, как постановку желаемых социальных задач и организацию механизмов социальных изменений для их достижения. Это оптимистическая деятельность с надеждой создать консенсус в отношении решения глобальных социальных вопросов, в том, числе связанных и с перераспределением. Согласно другой традиции, акцент делается на ограниченность ресурсов, а спрос на услуги и необходимость всегда превышает возможности общества в их осуществлении. Существуют 2 конкурирующих и взаимоисключающих спроса – спрос на равенство и спрос на эффективность. Поэтому центральной задачей социальной политики становится достижение баланса между ними.

Социальная политика - это своеобразная концентрация всех иных видов политики (прежде всего экономической), ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения в собственном, или узком, смысле слова. Социальная политика отличается той спецификой, что она не обладает собственным автономным инструментарием, механизмами, обеспечивающими реализацию целей. Социальная политика рождается законодательством (социальным, трудовым, хозяйственным), а также экономической политикой. Собственно говоря, подлинная экономическая политика имеет место тогда и только тогда, когда общество и государство воспринимают социальные цели как приоритетные направления. И более того, социальная политика - это механизм обеспечения трансформационных процессов. На переломных этапах развития этот механизм особенно важен, так как тогда трансформация сопряжена с глубокими перестановками внутри социальной структуры, ростом, расширением одних социальных групп, сужением и исчезновением других групп, изменением их доходов, статуса и престижа качества жизни. Все это неизбежно ведет к серьезной ломке сложившейся системы дифференциации социальных групп на макросоциальной шкале доходов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...