Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция «Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения. Виды социальной защиты населения»




 

Этнокультурные традиции, характер народов и все то, что входит в понятие духовной составляющей жизни общества, играли значимую роль в истории становления и развития отечественной системы социальной защиты, которая насчитывает более тысячи лет.

Первое документальное упоминание о социальной защите населения как функции государства в законопроектах было в «Русской правде», которая состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы. «Русская правда» явилась первым законом, включающим в себя подобие социальной программы - из 37 статей этого закона 8 целиком посвящены проблемам детской защищенности. Это первая попытка составления русского свода законов определила все дальнейшее законотворчество на Руси. Последующие своды законов во многом строились по образу и подобию «Русской правды», так что в юридической практике с самого начала прочно утверждали основы социальной политики.

К эпохе царствования Петра I и Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, каждая губерния была обязана открыть под председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения. На эти приказы были возложены обязанности - устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для психически больных, работные и смирительные дома.

Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении «не имеющих чем жить» младших офицеров и солдат (1722 и 1723 гг. соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офицерам даже полагалось жалование.

Нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были на лицо. В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным. Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства - ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреждений, на особых основаниях управляемых». Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. Для пересмотра действующего законодательства о призрении бедных и решения социальных вопросов, в конце прошлого века была образована комиссия (по высочайшему повелению). Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты этой деятельности.

Следует отметить, что в XX век Россия вошла с архаичными социальными институтами, характерными для традиционного общества. Их функции в определяющей степени выполняли сельская община, семья, благотворительные организации Церкви. Урбанизация, индустриализация, распространение грамотности затронули сравнительно незначительную часть общества. В начале XX века в деревне проживало 85% населения России, приемлемый уровень грамотности был только у шестой-седьмой части граждан. В крестьянской и рабочей среде сохранялся менталитет русской общины - трудовая этика, коллективные и семейные формы солидарности и социальной защиты. Проводимые сверху реформы Александра II, Столыпинская аграрная реформа, введение парламентаризма и конституции во многом опережали общественные потребности России.

Большое влияние на становление и развитие социальной защиты и не только в России, но в мире в целом, оказала социальная политика и социальная защита, проводимая советским государством.

Следует отметить, что советская система социального обеспечения не была неизменной, а развивалась достаточно активно. Поэтому социальное обеспечение образца 1980-х годов не была установлена сразу после Октябрьской революции раз и навсегда. Она имеет долгую собственную историю развития по охвату различных групп населения, типам и размерам льгот, организации и финансирования. Советскую социальную политику не следует рассматривать как нечто статичное. Её много раз изменяли и идеологически и организационно, хотя меры, предпринимаемые для этой политики к новым условиям и задачам, не всегда были успешными.

Формирование системы социальной защиты началось с введения выплат по безработице и в случае профессиональных заболеваний (в 1930г. пособия по безработице были отменены). В 1918 г. (впервые после установления Советской власти) по всем центральным и местным органам управления была поставлена задача по выделению вопросов социальной помощи и поддержки, трудящихся в отдельную систему исследования.

В итоге год образования СССР было введено понятие «социальное обеспечение», оно звучало так - «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей». Осуществляется за счет государственных и общественных средств.

Особое внимание стало уделяться пенсионному обеспечению и пособиям. Было создано несколько пенсионных страховых фондов (негосударственных), налажена система организации правильного отдыха трудящихся (открыты первые санатории, профилактории и дома отдыха). В 1922 г. стали появляться первые государственные страховые компании и общества, которые осуществляли выплаты в случае общего заболевания, предоставляли пенсии по инвалидности для лиц пожилого возраста.

В 1928г. пенсии по возрасту стали выплачиваться и рабочим в некоторых отраслях промышленности, в последующие десятилетия они были распространены на служащих. Одним из главных событий стала пенсионная реформа 1956г., направленная на повышение пенсий.

В 1964г. и 1970г. крестьяне – члены колхозов были включены в централизованную систему социального обеспечения. С конца шестидесятых годов социальная политика выделяется в особое направление деятельности государства, хотя и была тесно связана с экономической деятельностью, например повышение благосостояния трудящихся.

В результате к 1980г. в стране была сформирована всесторонняя система социального обеспечения населения. В последние десятилетия советского строя были приняты крупнейшие по своему значению законодательные акты в области пенсионного обеспечения, социального страхования, государственных пособий, социального обслуживания. Наряду с ростом масштабов российскую социальную систему того периода характеризует её универсальный характер. Социальной обеспечение было представлено всеми формами и видами, рекомендуемыми Международной организацией труда: пособия по женщинам по беременности и родам, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пенсии и социальной обслуживание нетрудоспособных.

Социальные выплаты финансировались через государственный бюджет в соответствии с централизованными планами. Средства, выделяемые обществом на социальные цели, значились в бюджете как «общественные фонды потребления», из которых финансировалось социальное обеспечение, образование, здравоохранение и др., используемые коллективно и рассматриваемые государством как наиболее важные. На общественные фонды потребления падало около трети доходов населения при приблизительно равном соотношении денежных выплат и услуг в натуральной форме. Однако, несмотря на это предпринимаемые усилия, в Советском союзе не удалось решить многие социальные проблемы.

С научной точки зрения, интерес представляет анализ влияния экономического устройства СССР на систему социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, охрана материнства и детства, и т.д.).

Советская политика базировалась и на соответствующей системе ценностей, в основу которой был положен принцип коллективизма. С этих позиций формировались ценностные ориентации человека и общества на труд, семью, образование, общественную деятельность как сферу самоутверждения индивида. При этом выстраивалась логическая цепочка социальных прав (на труд), неразделимых от обязанностей (обязанность трудится) и гарантий их реализации (полная занятость). Государственное регулирование общественного труда проявлялось в тотальном его регламентировании, административные и экономические механизмы которого основывались на приоритете государства над обществом и коллектива над личностью. Общество оценивало индивида, прежде всего, по его вкладу в развитие общества.

Организация труда и социальной защиты в СССР сводилась к технологическому и материальному прогрессу на основе обобществленных социальных институтов с опорой на моральные установки народных масс и традиционные формы организации взаимопомощи.

Оборотной стороной констатации «государство — монопольный собственник и работодатель» стало «государство - монопольный распорядитель социальных выплат». Государство фактически свело всю гамму солидарных обязанностей граждан к обязательной трудовой деятельности, что автоматически обеспечивало их право на государственную социальную помощь.

Основным принципом, обосновавшим право на пенсии и пособия, являлся принцип алиментарности, или безвозмездной помощи, в большинстве развитых стран применяющийся исключительно в рамках института социальной помощи, предназначенного для уязвимых категорий граждан (инвалиды детства, ранние формы инвалидности и т.д.), которые в силу обстоятельств не могут заработать право на социальную защиту с помощью социального страхования.

Советская система социального обеспечения строилась исходя из принципа, выдвинутого еще в начале века, - страхование без взносов. (Необходимые же финансовые средства черпаются или исключительно из выплат, осуществляемых предприятиями, и из государственного бюджета). С переходом к такой системе социальное страхование утратило одно из самых сильных своих качеств - связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пенсий и пособий.

В конечном итоге оказался разрушенным один из базовых принципов социального страхования - соблюдение эквивалентности страховых взносов и выплат; элементы социального страхования, вызревшие и законодательно оформившиеся в дореволюционной России, уже в конце 20-х годов исчезли. Их финансовые системы, связанные со страховой медициной, пенсионным страхованием и страхованием от несчастных случаев на производстве, были консолидированы в единую систему с дотациями из госбюджета. Такую форму социальной защиты населения стали называть государственным социальным обеспечением.

Достигнутый в СССР уровень социальной защиты населения, ликвидация нищеты, неграмотности, безработицы большинство исследователей - В. Роик, Н. Римашевская, В. Сопцов - оценивают достаточно высоко. Государственная воля, концентрация сил, средств, активности народных масс долгое время приносили плоды. Однако это продолжалось до тех пор, пока потенциал коллективных форм труда, централизации и планирования не был исчерпан.

Начиная с 1991 года, когда Россия встала на путь перехода к новой общественно-экономической формации, систему социального обеспечения потребовалось адаптировать к развивающимся в России рыночным отношениям. В этот период система социальной защиты Росси вынуждена была реагировать на комбинированные последствия многих кризисов, которые проявлялись в различных сферах – экономической, инвестиционной, финансовой, демографической и пр.

Резко упал уровень рождаемости, увеличилась смертность людей в трудоспособном возрасте, сократилась продолжительность жизни населения. Стала сокращаться доля лиц моложе трудоспособного возраста и возрастает численность и удельный вес граждан старше трудоспособного возраста. Уровень общей заболеваемости имеет тенденцию к росту практически среди всех возрастных групп населения и по большинству классов болезней, которые формируют хроническую патологию, происходит увеличение числа инвалидов. Высокий уровень безработицы и низкий уровень заработных плат проецировал массовую бедность. Появились новые социально уязвимые группы населения, такие как вынужденные переселенцы и беженцы. Острой заботой государства становится рост социального сиротства, распространение наихудших форм детского труда. После многих десятилетий в России вновь возникла проблема детской беспризорности.

Таким образом, в первой половине 90-х годов, определенных в экономической литературе как переходный период к рыночной экономике, Россия столкнулась помимо экономических проблем, связанных с разрывом хозяйственных связей, сокращением объемов производства, высоким уровнем инфляции, недостатком финансовых средств – с обострением социальных проблем. К этому времени с арены ушли партийные, комсомольские организации, государственные профсоюзы, которые в определенной степени реализовывали государственную социальную политику, были общественными институтами её поведения. С началом рыночных преобразований заканчивается система государственного патернализма в социальной сфере, в соответствии с которым, именно государство определяло цели и задачи социально-экономического развития, выбирало способы распределения созданных благ, а также оценивало эффективность этого распределения.

Хотя формирование социальной защиты в первой 90-х годов не утратило многих черт, свойственных государственному патернализму. Этому способствовал, как справедливо отмечают некоторые исследователи, ряд объективных причин:

- резкое падение в ходе реформирования социально-экономической системы уровня жизни населения и необходимость его поддержки;

- отсутствие опыта решения новых задач в области социальной политики, проблемы технологического и методологического характера в реализации новой социальной политики;

- неопределенность перспектив развития социально-экономической системы.

Отмеченные тенденции в социальной сфере, сложившиеся в переходный период, увеличили нагрузку на государственную систему социальной защиты. В этой ситуации очень важна забота государства о наиболее уязвимых категориях населения – группах с особыми социальными потребностями. Однако масштабы нуждающегося в социальной поддержке населения были велики.

Решения, принятые в этот период в области социальной защиты, привели к увеличению льгот, установление которых было вызвано негативными социальными последствиями экономических преобразований, проводившихся в стране. Однако эти меры только формально содействовали социальной защите граждан. В условиях ограниченности финансовых средств происходило их распыление, неэффективное использование и в конечном итоге это формировало низкий уровень социальной защищенности граждан. В соответствии с решениями почти 200 категорий населения России имели право на получение различных видов льгот и социальных выплат, а их финансовая стоимость в два раза превышала средства государственного бюджета.

Данные проблем предопределили создание новой системы социальной защиты, адекватной развивающимся рыночным условиям.

Сложность ситуации заключается в том, что социальная защита относится к особенному классу социальных систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними. А. Б. Курлов и А.И. Селиванов определяют социальную систему как «целостность, где все компоненты определенным образом упорядочены и взаимно обуславливают друг друга. Системообразующим фактором в ней является определяющий вид общественного производства. С ним генетически связаны и детерминированы им все остальные общественные явления и феномены, возникающие в процессе усложнения связей, а, следовательно, и дифференциация социального бытия. Вместе с тем, социальная система содержит в себе механизмы собственного саморазвития и саморегуляции, которые представлены диалектически взаимодействующими между собой элементами этой системы: материальной и духовной деятельностью людей; производством и потреблением; базисными и надстроечными структурами и явлениями; политическими и идеологическими подсистемами. Все они представляют собой единую целостность – саморазвивающуюся социальную систему».[1]

Система социальной защиты населения - наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, синергия. Если гомогенные системы состоят только из социальных элементов (например, семья), то в систему социальной защиты населения, как гетерогенную систему наряду с человеком включены элементы иной природы: социотехнические (предприятия, учреждения, благотворительный фонд), экосоциальные (географические районы, муниципалитеты). По сравнению с другими системами система социальной защиты населения очень сложна, поскольку ее главный элемент - человек имеет собственную субъективность и наибольший диапазон выбора поведения. Каждая конкретная социальная система органически связана с социальной системой более широкого масштаба и с обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Система социальной защиты населения, будучи производной, в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.

Определяя, социальную защиту как систему, В.М. Собинов отмечает: «В реальной социально-экономической действительности социальная защищенность отдельного конкретного человека зависит не только от общества в целом, но и в значительной степени от конкретных социальных систем в которые входит данная личность (производственный, научный, учебный и другие коллективы). Социальные гарантии реализуются государством и непосредственно в конкретных трудовых коллективах города и деревни».[2]

Уральские ученые понимают систему социальной защиты более широко. По их мнению, под системой социальной защиты следует иметь в виду наличие в обществе социального механизма, обеспечивающего, во-первых, непрерывное отслеживание (мониторинг) динамики жизненного уровня, во-вторых, превентивные мероприятия экономического и юридического характера, способные предотвратить падение жизненного уровня отдельных граждан, социальных слоев и групп населения ниже черты, установленной исходя из критериев социальной защищенности.[3]

В пределах настоящей работы мы разделяем точку зрения Константинова И.Б. По его мнению, система социальной защиты населения является «сложной, динамичной, открытой экономической системой, оказывающей решающее воздействие на устойчивое социально-экономическое воспроизводство, как в отдельных регионах, так и в России в целом».[4]

В своей работе, опираясь на системный анализ, он установил качественную определенность системы социальной защиты населения, определив ее общесистемные и специфические свойства. К общесистемным свойствам отнесены: иерархичность, эмергентность, целенаправленность, многофункциональность, динамичность, адаптивность. Специфическими системными свойствами являются зависимость от состояния факторов внутренней и внешней среды, размытость границ входящих подсистем, цикличность протекающих в системе процессов, ограниченность самоорганизующих начал и необходимость управления. Были выделены типы окружения: внешняя экономическая среда (национальные экономики других стран); внешняя социальная среда (государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран); государство как субъект управления; внутренняя экономическая среда; внутренняя социальная среда.

По его мнению, целью системы социальной защиты населения является восполнение доходов населения, утерянных в результате действия социальных рисков, и недопущение снижения уровня и качества жизни граждан ниже показателей установленных государством и принятых обществом.

Большое практическое и теоретическое значение имеет представление о структуре системы социальной защиты населения.

Необходимо подчеркнуть, что в научно-практической литературе представлено достаточно много разноречивых мнений по проблеме выделения структурных элементов системы социальной защиты.

По определению С.А. Юшковой в качестве структурных элементов система социальной защиты включает себя: социальное обеспечение, социальную помощь, социальную поддержку и реабилитацию социальную работу, социальные льготы и систему социального контроля за осуществлением функционирования социальной защиты.

Имеется и другие мнения, структура социальная защита населения состоит из социального обеспечения, социальной помощи, социальных гарантий и социального страхования.[5]

Матусевич Л.А. считает, что в формирующуюся систему социальной защиты входят:

- государственная система развития современных технологий, обусловливающих научно-технический прогресс, ориентированных на высокую производительность труда и обеспечение рациональной занятости;

- изменение роли науки, ее большая направленность на решение социальных задач;

- система социального страхования и пенсионного обеспечения, а также четких правовых гарантий по их выплате;

- увеличение потребления и поддержание покупательной способности населения в условиях роста цен; индексация фиксируемых доходов по мере изменения цен; установление минимальной заработной платы в соответствии с реальным прожиточным минимумом;

- материальная помощь малообеспеченным, нетрудоспособным гражданам; и многодетным и неполным семьям;

- финансирование государством подготовки, переподготовки кадров и контроль за их трудоустройством;

- обеспечение определенного уровня образования, медицинской помощи, жилищного обеспечения, сферы услуг, экологической защиты населения; повышение роли системы социальной защиты как гаранта социального развития индивида;

- налоговые льготы предпринимателям, вкладывающим средства в образование, систему социальной защиты, благотворительные фонды.[6]

Социальная защита населения, по мнению Савинова А.Н., включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).[7]

Согласно терминологии доклада ООН в организации социальной защиты существуют 2 структурных элемента – социальное вспомоществование и социальное страхование.[8]

Разноречивость во мнениях исследователей требует уточнения содержания компонентов системы социальной защиты населения, причем исходным и ключевым моментом ее определения выступает определение критериев в основании выстраиваемой конструкции. Такими критериями должны выступать существенные признаки объекта. По нашему мнению, их следует искать в самой системе социальной защиты.

К субъектамсоциальной защиты относятся - государство и его органы, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения, профсоюзные и общественные организации, внебюджетные и благотворительные фонды, отдельные личности, сами трудящиеся.

Поэтому с субъектной точки зрения социальная защита может быть государственной общественной и частной.

В свою очередь государственная подсистема социальной защиты населения, с точки зрения организационных форм, подразделяется на социальное страхование, социальную помощь и поддержку, социальное обслуживание и государственное социальное обеспечение.

Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в государствах ЕС объем финансирования социального страхования составляет 16-20% ВНП и выступает вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу – после заработной платы, доля которой колеблется в диапазоне 45-55% ВНП. Столь крупный финансовый ресурс социального страхования позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты застрахованных.

Социальное страхование представляет собой систему правовых, экономических и организационных мер по профилактике, минимизации и компенсации отдельных видов социального риска.

К базовым преимуществам социального страхования относятся:

1) Участие в страховании всех заинтересованных сторон - это позволяет в наиболее удобной форме проявить каждому из трех основных социальных субъектов (работодателям - работникам – государственным органам) свою ответственность и реализовать широкую гамму обязанностей на постоянной и долговременной основе по четко выверенным и надежно правообеспеченным алгоритмам. Социальное страхование носит субъектно-объектный характер;

2) Распределение страховой нагрузки между работниками и работодателями по таким критериям, как исключение падения текущих расходов трудящихся, повышение их мотивации к зарабатыванию прав на коллективно персонифицированную страховую защиту, поддержание партнерства наемного труда и капитала.

3) Независимость и автономность финансовых средств социального страхования от государственного бюджета. Здесь - залог сохранения и целевого использования собираемых ресурсов на нейтрализацию конкретных видов социальных рисков, что позволяет в полной мере реализовывать накопленные права застрахованных

4) Гарантированность получения застрахованными выплат при наступлении страховых случаев. Виды страховых выплат, равно как и их размеры, законодательно регламентированы, и любые эксцессы на этой почве могут быть разрешены в судебном порядке.

5) Законодательно регулируемые размеры получаемых работником средств зависят от продолжительности его стажа, величины заработной платы, служащей базой для начисления страховых взносов, и степени утраты работоспособности. Здесь проявляется принципиальное отличие от социальной помощи, которую человек получает за общественных счет, т.е. фактически за счет других лиц – налогоплательщиков. Финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования служат специализированные внебюджетные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.

Однако многие ученые и специалисты отмечают незаконченное институциональное оформление социального страхования, сохраняющего черты государственной социальной помощи. Так в 2001 году был ликвидирован Государственный фонд занятости населения; затем при повышении ставки подоходного налога с 12 до 13% - отменили страховые отчисления из фонда оплаты труда. Основным источником аккумуляции страховых средств стал единый социальный налог (ЕСН), т.е. страховым взносам был придан противоречащий их природе налоговый характер.

За счет ЕСН финансируются выплаты страхового и нестрахового характера. К первым относятся трудовые пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, пособия и выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и с профзаболеваниями, оказание услуг по базовой программе обязательного медицинского страхования для работающего и неработающего населения. Ко вторым – социальная пенсия, единовременное пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, затраты на оздоровление детей и содержание спортшкол, расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и их семей. Между тем, страховые взносы «по определению» должны жестко и однозначно увязываться лишь с страховыми выплатами.

Нельзя не признать негативным и тот факт, что, уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых взносов. В частности, коэффициент замещения, т.е. отношение пенсии к средней зарплате составляет всего 15-25%.

Так, к числу системных препятствий и трудностей формирования социального страхования в России эксперты Международной организации труда включают, во-первых, отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, включающую увязку возможностей их развития с развитием систем заработной платы и налоговых систем, рынка труда и трудовых ресурсов общества. Во-вторых, - применение архаичной практики включения значительной части средств внебюджетных фондов в состав федерального бюджета, что приводит к их использованию для выплат нестрахового нецелевого характера и к нарушению принципа адекватной зависимости уровня выплачиваемых пособий от размера страховых взносов. В-третьих, - слаборазвитость инструментария и инфраструктуры управления соцстрахованием. Это выражается в отсутствии официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы. Налицо также зачаточное состояние систем медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов.

Для рыночной экономики основной принцип построения и развития систем социальной защиты – личная ответственность.

В обществе имеются группы населения (малоимущие), которых практически невозможно обеспечить на принципах социального страхования. Поэтому необходима дополнительная помощь, которая осуществляется государством. В отличие от социального страхования, она построена на принципе гарантии со стороны государства конкретному человеку или семье минимальных стандартов для обеспечения жизнедеятельности.

Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.[9]

Социальная помощь по своей природе имеет некоторый благотворительный характер, когда нуждающийся человек получает пособия за счет государственных средств. Она не может быть связана с величиной прошлого дохода, вкладом в общественное производство, а её размеры зависят от количества членов семьи и расходов, связанных с жизнедеятельностью. При возрастании масштабов нуждающихся в помощи государства вводится адресный принцип её предоставления.

Структурной составляющей социальной помощи выступает социальная поддержка. Под социальной поддержкой понимается несистематическое оказание помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже величины прожиточного минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной ситуацией.

Для оказания помощи в разрешении трудной жизненной ситуации индивида был создан институт в государственной системе социальной защиты – социальное обслуживание. В законодательстве под трудной жизненной ситуации понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно[10].

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-правовых, социально-педагогических услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания в России основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного (частного) секторов социального обслуживания.

В качестве особой организационной формой социальной защиты, имеющейся практически во всех странах, но распространяемой только на отдельные категории граждан или отдельные социальные программы, следует назвать государственное обеспечение. Данные категории граждан в силу определенных ограничений, зависящие от рода служебной деятельности, не могут принимать равноправного участия в строительстве новых отношений собственности, а, следовательно, и использовании новых источников доходов. К числу таких граждан относятся военнослужащие, работники судов и аппарата судов, силовых ведомств и др. Меры государственного обеспечения представлены единой системой прав, льгот, гарантий и компенсаций. Важной частью функционального компонента государственного социального обеспечения является система норм финансового и материального обеспечения, медицинского обслуживания и социального страхования. В соответствии со сложившейся традицией нормы материального обеспечения включают нормы вещевого, продовольственного, квартирного и других видов обеспечения.

Обеспечивают государственную подсистему социальной защиты населения государственные внебюджетные фонды страхования (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования) органы и учреждения социальной защиты населения. Источники финансирования выступают – единый социальный налог и доходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Общественная социальная защита представлена благотворительными фондами, общественными организациями, и помощью семьи. Соответственно источниками доходов являются добровольные взносы и доходы от занятия предпринимательской деятельностью и доходы членов семьи.

В частную социальную защиту населения входят - коммерческие социальные учреждения, негосударственные пенсионные фонды, коммерческие страховые организации и системы социальной защиты отраслей, корпораций, организаций и др. Источниками финансирования являются рента, доходы от оказания услуг, собственные средства предприятий, отраслей, корпораций и др.

Видами социальной защиты являются: пенсии, пособия, компенсации, льготы, субсидии, субвенции, дотации, услуги, материальная помощь, страховые выплаты.

Социальная защита может оказывать в натуральной (вещевой, продуктовой) и в денежной форме.

Объектами социальной защиты выступают: выгодоприобретатели, отдельные социальные группы населения, социально уязвимые слои населения, граждане оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, члены общественных организаций и нуждающиеся граждане, члены семейства, домохозяйства, получатели возмездных услуг и ренты, сотрудники организаций, корпораций, отраслей.

Взаимодействие всех, компонентов структуры социальной защиты населения, управление специально созданными органами социальной защиты, представляет собой систему социальной защиты населения.

Следует отметить, серьезной проблемой продолжает оставаться отсутствие взаимодействия между государственной, частной и общественной подсистемами социальной защитой. Поэтому, по мнению автора диссертации, основным направлением совершенствования системы социальной защиты является построение интегрированной системы, способной эффективно решать социальные проблемы, в изменяющихся рыночных условиях, используя при этом по возможности большое количество разнообразных инструментов.

В мировой практике выделяют 2 типа социальной защиты – активную и пассивную.

Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей – в первую очередь через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная защита нацелена на нетрудоспособных граждан и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

 

Особенности реализации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...