Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция «Модели реализации социальной политики




В России»

Общественные фонды потребления (ОФП) — это расходы на текущее
содержание учреждений и организаций здравоохранения, образования, культуры;
выплаты по временной нетрудоспособности, пособий семьям с детьми, оплата
очередных отпусков; расходы государства на содержание общественного
жилищного фонда, не покрываемые квартирной платой, являющиеся неотъемлемой
частью прежней экономической системы. Доля прямых и косвенных выплат из ОФП
в доходах различных слоев населения колебалась от 30 до 70%, что давало
основание рассматривать ОФП как один из основных финансовых источников
удовлетворения потребностей людей. ОФП считались наиболее перспективным
способом распределения общественного продукта, однако их цели и задачи в
прежнем виде несовместимы с принципами рыночной экономики. В условиях рынка
главным источником, обеспечивающим потребление всех материальных благ,
включая и социальные услуги, становится доход граждан. И только граждане,
не имеющие возможности обеспечивать свое материальное существование и
социальное развитие за счет собственных средств, должны получать со стороны
государства социальную поддержку, финансовым источником которой могут
оставаться ОФП. Таким образом, рыночные отношения не исключают ОФП как
таковые, а только меняют их целевое назначение. ОФП должны использоваться
исключительно в целях социальной защиты населения. ОФП должны распределяться между регионами по нормативам на душу населения с учетом климатических, экологических, социальных и экономических условий в каждом из них. Переход отраслей социальной сферы к рыночным отношениям – наиболее
сложная задача. Если социальные услуги становятся платными, то
«бесплатными» они окажутся только для тех, за кого расплатится государство.
Эффективность такого механизма адресности в использовании ОФП будет
возрастать по мере повышения жизненного уровня населения, когда все больше
и больше людей будут в состоянии самостоятельно расплачиваться за
потребление социальных услуг. Вместе с тем введение платности невозможно
без серьезной структурной перестройки. Основное направление реформирования в системе здравоохранения связано с переходом к бюджетно-страховому принципу финансирования медицинских учреждений. При этом источником финансирования для неработающего населения и занятых в бюджетных организациях остается бюджет, а для работающего – средства предприятий. Финансирование добровольного страхования будет
осуществляться за счет как прибыли предприятий, так и личных средств
граждан. Ключевыми субъектами нового хозяйственного механизма системы
здравоохранения становятся независимые страховые компании, деятельность
которых позволит реализовать конкурентные принципы организации рынка
медицинских услуг. Реформирование ОФП в сфере образования начинается с реорганизации высшего образования. Средства предоставляются вузам в качестве полной и частичной оплаты обучения студентов и выплаты им стипендий. И то и другое
является государственной социальной помощью, которая должна зависеть от
материального положения студентов и родителей. Модель финансирования образования, культуры и здравоохранения предполагает использование системы целевого сертификата, который отражает сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования (исключая капитальные вложения на развитие отрасли). Предусматривается
перевести обязательства государства по образованию здравоохранению в
государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные
сертификаты. При реализации жилищной политики предполагается осуществить
постепенный переход от принципа распределения жилья к принципу его
зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего
содержания жилищного фонда, повышение возможности приобретения жилья за
счет существенного увеличения доли кооперативного и индивидуального
строительства. Действующая ранее система квартирной платы оказалась неэффективной.
Затраты на эксплуатацию и ремонт государственного и муниципального жилья
возмещались нанимателем в объеме 2,5–3 % от общих затрат, коммунальные
услуги – 9–10 %, а источники компенсации реально необходимых затрат на
местном уровне в большинстве случаев вообще не были определены. Поэтому
возникает необходимость заменить дотирование неэффективных предприятий и
организаций жилищно-коммунального хозяйства постепенно снижающимися
компенсациями (субсидиями) непосредственно для социально защищаемых слоев
населения, в том числе в виде целевых жилищных сертификатов. Повышение
тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства следует проводить
поэтапно с одновременным введением субсидий в зависимости от жилищных
условий граждан и их доходов. Важнейшим обобщающим показателем социального развития и уровня жизни населения являются реальные доходы. К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов,
получаемых населением и используемых им для потребления, а также
материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих
бесплатные услуги населению. При определении реальных доходов населения различные виды доходов объединяются в три группы: денежные доходы; натуральные доходы; потребление в сфере общественного облуживания. Денежные доходы, составляющие основную часть доходов населения, определяются на основании баланса денежных доходов и расходов населения.

Натуральные доходы включают все поступления в вещественной форме
(продукция, выращиваемая на приусадебных и дачных участках, продукты
рыболовства, охоты, расчеты нанимателей с работниками натуральными
продуктами и др.). Их величина определяется на основе балансовых расчетов
производства и реализации сельскохозяйственной продукции и данных бюджетных
обследований. Потребление в сфере общественного обслуживания включает
материальные затраты учреждений и организаций здравоохранения, образования,
физкультуры и спорта, культуры, социального обеспечения в виде продуктов
питания, материалов, топлива, электроэнергии, медикаментов и др., а также
стоимости износа основных непроизводственных фондов. Они определяются в
соответствии с их планами-прогнозами. Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. В связи с нестабильностью цен и для достижения сопоставимости результатов, оценки уровня жизни населения введено понятие реальных
доходов. Реальные доходы – это величина номинальных доходов за вычетом
платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен в прогнозируемом
периоде. При росте цен реальные доходы снижаются, а при падении возрастают. Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу
населения. Рассчитываются темпы роста (снижения) реальных доходов.

Применяющаяся длительное время в нашей стране система планирования и
учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования
отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и
финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно
рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства.
Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы
рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет
определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие
общественного производства. Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов (СНС). Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей. Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся: наличие нормативной базы; привлечение организаций социальной сферы к разработке и реализации целевых государственных программ; гибкая система управления. Заключение Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема
прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо
отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни
исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не
применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования
достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие
утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения. Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет. Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной
породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по
развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и
пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка
программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть
востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и
приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация,
как социальное государство.

 

Объекты, субъекты, цели государственного регулирования доходов населения (ГРД)

Механизм ГРД включает: субъекты, объекты, цели ГРД.

Субъекты ГРД

• Носители хозяйственных интересов

• Выразители хозяйственных интересов

• Исполнители хозяйственных интересов

Носителихозяйственных интересов: соц. группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков (имущественному положению, доходам, профессиям, отраслевым и территориальным интересам.

Выразители хозяйственных интересов: различные союзы носителей хозяйственных интересов (профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, потребителей и др.) и политические партии.

Исполнители хозяйственных интересов: органы трех ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), построенные по иерархии

Объекты ГРД: сферы, ситуации, условия, источники формирования доходов, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не решаемые автоматически или решаемые в далекой перспективе.

Основные объекты ГРД: регулирование минимальных доходов и оплаты труда; занятость, подготовка и переподготовка кадров; налоги, цены; социальные гарантии и социальные отношения, в том числе между работниками и работодателями; и др.

Цели и задачи ГРДв России на современном этапе:

• законодательное, организационное и экономическое формирование механизма регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей жизнедеятельности

• сдерживание бедности и поддержание среднего слоя населения

• ускорение процесса сближения мин ЗП со средним прожиточным мин. через освобождение мин ЗП от функции регулирования соц. трансфертов

• повышение реальной ЗП посредством ее индексации и своевременная выплата ЗП, введение закона о возмещении ущерба при невыплате ЗП

• проведение пенсионной реформы

Первоочередная задачаГРД в России на современном этапе - сдерживание бедности, для чего предусмотрен ряд мер:

• приблизить ставки Единой тарифной системы бюджетников к прожиточному минимуму

• в регионах сближать Мин Оплату труда с Региональным прожиточным минимумом

• ввести индексацию пособий по безработице, которые ниже прожиточного минимума

• при выплате пособий на детей использовать дифференцированный подход исходя из реальных доходов семьи

На современном этапе можно говорить и об изменении основных функций, которые связаны с воздействием государства на доходы населения: произошла переориентация административно-командных функций на социально-защитные, которые направлены на смягчение негативных последствий переходной экономики

Основными функциями государства в сфере доходов населения являются:

• обеспечение условий для зарабатывания доходов и создание равных возможностей при реализации прав на долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов

• уменьшение нежелательных, обусловленных переходным периодом, различий в получении и распределении доходов

• обеспечение разумной политики сочетания налогообложения с соц. поддержкой (льготы производителям средств жизнеобеспечения, мелкому бизнесу, благотворителям)

• реализация соц. программ структурной переориентации экономики, направленных на жилищное строительство, образование, здравоохранение, поддержку отраслей, обеспечивающих соц. развитие общества

Понятие рационального потребительского бюджета

Денежные доходы населения используются для приобретения и потребления материальных благ и услуг. Для прогноза структуры потребления используется нормативный метод. Суть его состоит в том, что при определении потребления и потребности в тех или иных благах не просто воспроизводится структура фактического потребления, она определяется либо с учетом научных представлений о системе потребностей и рациональности тех или иных уровней потребления, либо с учетом потребления, наиболее распространенного в обществе, потребления в той или иной стране и т.п.

Инструментарием, с помощью которого может быть реализован нормативный метод, является разработка системы потре­бительских бюджетов. Первые опыты разработки и применения потребительских бюджетов в России были в конце 50-х - начале 60-х гг. Среди них центральное место занимала разработка раци­онального потребительского бюджета (РПБ). Его общая задача и назначение - быть эталоном потребления и мерой различных потребностей людей в материальных и духовных благах.

В состав РПБ входил набор продуктов питания, нормы потребления непродовольственных товаров, нормативы обеспеченности жилищем, платными и бесплатными услугами. При этом рациональные наборы продуктов питания были дифференцированы по группам населения разного возраста, пола и занятости.

Нормативы потребления, составляющие РПБ, использовались при разработке народно-хозяйственного плана для определения заданий по производству в ближайшей и отдаленной перспективе. При этом нормативы рационального потребления периодически уточнялись, так как потребности изменчивы и эластичны.

При переходе к рыночной экономике, в условиях резкой дифференциации уровня жизни не только по группам населения, но и по регионам, появилась необходимость использовать в социальной политике систему потребительских бюджетов:

· бюджет прожиточного минимума (ПМ);

· минимальный потребительский бюджет (МПБ);

· бюджет высокого достатка (БВД).

Разработка потребительских бюджетов может быть использована для решения следующих задач социально-экономической политики:

· обосновывать показатели развития экономики (темпы экономического роста, отраслевую структуру экономики и др.) в целях повышения уровня жизни населения;

· регулировать распределительные отношения: оплату труда, социальные трансферты, налоги с населения;

· определять динамку и прогнозировать реальные доходы различных слоев населения, их материальное положение;

· регулировать процесс дифференциации населения по доходам, выявляя структуру населения.

Таким образом, в региональной социальной политике должны определяться свои приоритеты.

При выработке целей и задач социальной политики необходимо учитывать дифференциацию регионов по экономическому потенциалу, демографическим показателям и, как следствие этого, расслоение населения по доходам и уровню жизни.

Совершенствование системы социальной защиты населения

Действующая система социальной защиты еще недостаточно адаптирована к современным условиям. Многоукладность экономики, наличие разных форм собственности, расширение прав субъектов федерации, органов местного самоуправления и работодателей оказывают влияние на перераспределение средств, идущих на эти цели. При этом усиливается роль и значение регионов, работодателей и самих paбoтников, особенно в системе социального страхования, в развитии добровольных форм социального страхования.

В то же время существует ряд нерешенных вопросов в области социальной защиты.

1. Социальная защита не обеспечена достаточным числом нормативных актов. В частности, необходим закон о социальном страховании в России, который стал бы базой для развития различных видов страхования с самостоятельными фондами.

2. Существующая система не обеспечивает социальной защиты работников, пострадавших на производстве, при ликвидации, банкротстве, неплатежеспособности предприятия.

3. Не сбалансирована общая величина страховых платежей, что возлагает на предприятия непомерное бремя платежей.

4. Серьезное внимание должно быть уделено не только финансовым вопросам социальной защиты, но и созданию системы возмещения утраты трудоспособности, формированию соответствующей ин­фраструктуры, обеспечивающей приемлемый уровень социальных услуг по реабилитации пострадавших работников.

5. Следует сохранить (как во всем мире) самостоятельность фондов социального страхования, не передавать так называемые внебюд­жетные фонды в бюджет. В страховании должно участвовать и государ­ство, и работодатель, и работник.

6. Социальная защита — дело, прежде всего государственное, и основную нагрузку в этом вопросе должен нести федеральный бюджет.

7. Очень серьезная проблема - незначительный размер государственных пособий (например, пособия на детей, стипендии)

В заключение следует отметить, что решение рассмотренных вопросов будет способствовать совершенствованию системы социальной защиты населения.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008-2020 гг.)

1. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития

По итогам 1990-2000-х годов Россия вернулась в число мировых экономических держав:

§ завершен переход к рыночной экономической системе;

§ преодолен спад производства и потребления девяностых годов;

§ восстановлен статус мощной экономической державы

Перед российской экономикой долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития стали:

Перед российской экономикой долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития стали:

1. усиление глобальной конкуренции;

2. ожидаемая новая волна технологических изменений;

3. возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

4. исчерпание источников экспортно-сырьевого развития;

Целевые ориентиры концепции

§ Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015-2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП.

§ Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития.

Направления перехода к инновационному социально-ориентированному типу развития

1. Развитие человеческого потенциала России.

2. Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3. структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов).

5. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6. Переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

2. Этапы инновационного развития

Инновационное развитие российской экономики в период 2008-2020 годов будет проходить в три этапа, различающихся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008-2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в «традиционных» сферах – энергетике, транспорте, аграрном секторе, переработке природных ресурсов.

Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа

(2012 год к 2007 году, %)

Рост валового внутреннего продукта 135-136
Рост производительности труда 137-139
Снижение энергоемкости ВВП 83-84
Рост реальных располагаемых доходов населения 148-150
Рост инвестиций в основной капитал 167-170
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП 1,8
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 5-5,2
Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП 5-5,3

 

Второй этап (2013-2017 годы) – рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики

Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа

(2017 год к 2012 году, %)

Рост ВВП 137-139
Рост производительности труда 142-144
Снижение энергоемкости ВВП 80-82
Рост реальных располагаемых доходов населения 137-140
Рост инвестиций в основной капитал 165-168
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП 3,3
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 5,3-5,7
Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП 5,8-6

 

Третий этап (после 2018 года) – закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и развитие в режиме инновационной социально-ориентированной экономики.

Целевые макроэкономические индикаторы третьего этапа

(2020 год к 2017 году, %)

Рост ВВП 119-122
Рост производительности труда 121-124
Снижение энергоемкости ВВП 88-91
Рост реальных располагаемых доходов населения 120-123
Рост инвестиций в основной капитал 130-133
Расходы на НИОКР на конец периода, % к ВВП 4,0
Расходы на образование на конец периода, % к ВВП 5,5-6,0
Расходы на здравоохранение на конец периода, % к ВВП 6,7-7

3. Развитие человеческого потенциала

Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов, направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики, и преобразования улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей. Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.

Демографическая политика

Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни

Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие:

1. снижение смертности населения

2. сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни

3. повышение уровня рождаемости

4. управление миграционными процессами

 

Модернизация и развитие здравоохранения

Цель государственной политики в области здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, улучшение на этой основе показателей здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности. Достижение этой цели предполагает сохранение стратегии приоритетного развития здравоохранения.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

1. увеличение роли профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни

2. повышение доступности современных медицинских технологий

3. повышение качества и доступности медицинской помощи на основе существенного улучшения организации и финансового обеспечения медицинской помощи

4. расширение возможностей выбора на основе формирования конкурентных рынков медицинского страхования и медицинских услуг

5. адаптация здравоохранения к изменениям в демографической структуре населения

Развитие образования

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

1. обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями

2. создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики

3. обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью

4. создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров

Развитие культуры

Цель государственной политики в сфере культуры, искусства и массовых коммуникаций – формирование и реализация национальной идентичности, развитие культурного потенциала регионов России, обеспечивающего повышение конкурентоспособности, развитие творчества, инноваций и социального благополучия в обществе, формирование ориентации личности и социальных групп на ценности, обеспечивающие успешную модернизацию российского общества.

Для достижения поставленных целей необходимо увеличить расходы на культуру с 1,24% расходной части федерального бюджета в 2007 г. (0,83% в 2010 г.) до 2-2,7% в 2020 г. и до 5-6% из бюджетов субъектов Российской Федерации, атакже внедрить иные механизмы финансирования сферы культуры, включая поощрение меценатской деятельности.

Развитие рынка труда

Развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007-2020 гг. более чем на 10%. Серьезное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике (в области заработной платы, социального пакета, условий труда и т.д.), так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.

Повышение доступности жилья

Целью государственной жилищной политики является обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан Российской Федерации, а также соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения.

Основными целевыми ориентирами являются: достижение средней обеспеченности жильем 27-28 кв.м общей площади на человека в 2015 году и 30-35 кв.м - к 2020 году; полное выведение в среднесрочной перспективе из существующего жилищного фонда аварийного и ветхого жилья. Это потребует увеличения вводов жилья с 50 млн. кв.м в 2006 году до 150-170 млн. кв.м в 2020 году и соответствующего наращивания производства строительных материалов и мощностей строительных организаций.

Развитие социальных институтов и социальная политика

Основные целевые ориентиры социальной политики:

§ охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования возрастет с 46-46,5% в 2006-2007 годах до 70 и более процентов в 2010-2015 годах;

§ удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов, вырастет в 2010 году до 42-45% против 31-40,3 % в 2006-2007 годах;

§ к 2015 году будет решена в основном проблема беспризорности;

§ к 2020 году будет решена одна из острых проблем пожилого населения – полного удовлетворения потребности в постоянном постороннем уходе;

§ к 2020 году уровень занятости инвалидов в Российской Федерации достигнет среднеевропейского и составит 40% от числа инвалидов;

§ среднее соотношение трудовой пенсии и заработной платы составит не менее 30% в 2020 году по сравнению с 25% в 2010 году.

Развитие пенсионной системы

Целевой ориентир пенсионной системы в 2020 году должен обеспечивать возможность получения гражданином, имеющим не менее 30 лет страхового стажа, совокупного размера пенсионных выплат. В совокупный размер пенсионных выплат будут включаться все выплаты в рамках системы обязательного пенсионного страхования и обеспечения.

С целью повышение уровня материальной поддержки граждан, уже получающих пенсию, будут осуществлены следующие меры:

§ введение единой базовой пенсии, закрепляющей право каждого гражданина Российской Федерации на минимальный федеральный стандарт материального обеспечения в связи со старостью, инвалидностью или потерей кормильца;

§ решение проблемы бедности среди пенсионеров на основе введения эффективных механизмов материальной поддержки лиц, с низким уровнем жизни;

§ повышение эффективности управления пенсионной системой;

§ обеспечение стабильного поступления средств на финансирование трудовой пенсии на основе использования механизма регулярной индексации параметров регрессивной шкалы единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

Южный экономический регион

Южный экономический регион включает в себя Республику Адыгея, Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Республику Калмыкия, Республику Северная Осетия – Алания, Кабардино-Балкарскую Республику, Карачаево-Черкесскую Республику, Чеченскую Республику, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханскую область, Волгоградскую область, Ростовскую область. Численность населения субъектов Российской Федерации в составе данного экономического региона по состоянию на 1.01.2007г. составляет 22,7 млн.чел., ВРП по состоянию на 1.01.2006г – 1,3 трлн.руб. Юг Европейской части страны имеет наиболее благоприятные условия для сельского хозяйства, высокий рекреационный потенциал, относительно низкие издержки развития предприятий обрабатывающей промышленности благодаря климатическим и инфраструктурным преимуществам, развитые транзитные функции и морские порты, а также несколько крупных агломераций. Благодаря совокупности преимуществ на юге страны уже формируются новые зоны экономического роста.

Политика по развитию Южного экономического региона должна быть направлена на:

§ - расширение влияния формирующихся зон экономического роста в приморских территориях и в крупных городах на слаборазвитые и периферийные регионы;

§ - развитие (в том числе на условиях государственно-частного партнерства инфраструктуры) инфраструктуры портов, находящихся в собственности государства;

§ - создание скоростного транспортного сообщения между крупнейшими агломерациями – Ростовом-на-Дону и Краснодаром, развитие такого сообщения между Астраханью и Волгоградом;

§ - развитие транспортной и таможенной логистики в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях на основе использования системы международных транспортных коридоров (зон грузовых портов, авиа- и железнодорожных узлов). Должна развиваться интеграция транспортных систем в «Большое Средиземноморье» (Южная Европа, Ближний Восток и Северная Африка), развитие экономических связей со странами Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии, что обусловит развитие внешней торговли;

§ - поэтапное развитие рекреации: первоначальное стимулирование наиболее известных «брендов» оздоровительных, горнолыжных и приморских курортов (в том числе курортов Черноморского побережья, Кавказских минеральных вод) с последующим распространением инфраструктурных инвестиций государства на новые курортные центры (Дагестан, Тамань и иные). Необходимо увеличение пропускной способности транспортных коммуникаций для обеспечения пассажиропотоков в зоны развития туризма, прежде всего, в Сочи в связи с предстоящей Олимпиадой, а также создание новых транспортных коммуникаций, снабжение развивающихся территорий энергоресурсами;

§ - создание условий для развития кластеров финансовых, деловых и образовательных услуг, научных разработок и прикладных исследований, высокотехнологичных производств, в том числе информационных технологий во взаимосвязанных агломерациях Ростова-на-Дону и Краснодара.

§ Аграрный сектор и пищевая промышленность будут развиваться по мере расширения соответствующих товарных потоков за пределы экономического региона. Существенное влияние на развитие этих отраслей, а также переработки импортозамещающего типа способны оказать меры государственной политики по развитию рынка земли и иной недвижимости.

§ Особой проблемой для Южного экономического региона является организация предупреждения и эффективного противодействия угрозам терроризма - в первую очередь, за счёт специальных программ по предотвращению масштабной социально-экономической дестабилизации путем создания рабочих мест, вовлечения активного населения в экономическую деятельность и формирования стартовых условий для устойчивого развития соответствующих территорий и обеспечения миграции избыточного населения в трудодефицитные регионы.

§ Реализация потенциала экономического региона позволит достичь темпы роста ВРП относительно уровня 2007 года - 124% в 2010 году, 160-170% в 2015 году, 210-250% в 2020 году.

 

Социальная политика в отношении семьи и молодежи

Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной политики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума. В настоящее время получает признание идея о множественности путей развития, которые разворачиваются «цивилизованным веером» в континууме между свойственным традиционному, в том числе российскому, обществу «этатистски-общинным» полюсом и присущим западному социуму «индивидуально-собственническим» полюсом. При этом «каждый цивилизованный луч равноправен в историческом смысле уже по пр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...