Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование инновационных методов




Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

 

 

№     Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения Часы
4. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Обсуждение проблемы неравномерности в уровне доходов и уровне жизни населения регионов России, опираясь на дисциплину «Регулирование уровня жизни в регионах»  
5. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Рассмотрение конкретных нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок социальной защиты граждан РФ, с разбивкой слушателей на 2 команды (представители органов государственной власти – представители социально незащищенных слоев населения) и внесением предложений по повышению уровня жизни и уровня социальной защищенности (темы «Социальная политика в отношении пожилых людей и инвалидов в России», «Социальная политика в отношении семьи и молодежи в РФ»)  
6. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Проведение анализа программ социально-экономического развития, касающихся повышения уровня жизни и социальной защищенности граждан  

 

Терминологический словарь

 

- благосостояние - понятие отражает развитие потребностей людей, состояния и спо­собы их удовлетворения применительно к основным сферам жиз­недеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктив­ного поведения, общественно-политической жизни. Его уровень обуславливается материальным положением населения в целом, социальных групп, семейных хозяйств и отдельных лиц. Характе­ризуется размером и видами доходов, структурой потребления. Определяется: а) доходами, остающимися в распоряжении семей (первичные доходы, доходы от собственности, пособия по социаль­ному страхованию, пенсии, поступления по страхованию, взносы в пенсионные фонды и на социальное страхование); б) размерами накопленного имущества; в) масштабами бесплатного получения товаров и услуг.

- бюджет прожиточного минимума - является частным случаем минимального потребительского бюд­жета, характеризующего структуру и уровень удовлетворения по­требностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. В России таковым счи­тается бюджет прожиточного минимума — показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необ­ходимых для сохранения здоровья и жизнедеятельности человека. Тем самым он представляет собой самую «жесткую» разновид­ность минимального потребительского бюджета, ориентирован­ную на физическое выживание людей, в то время как минимальный потребительский бюджет обеспечивает нормальное воспроизвод­ство и развитие рабочей силы трудоспособных и нормальную жиз­недеятельность нетрудоспособных. Он включает затраты на более качественное питание, большие объемы потребления непродоволь­ственных товаров и услуг, включая платные (продукты питания, одежды и обуви, предметы длительного пользования, мебель, по­суду, расходы на культуру, транспорт, связь, жилье и т. п.). Рас­шифровка величины прожиточного минимума производится по статьям затрат, которые определяются на основе широкого круга факторов. Оба рассмотренных бюджета представляют собой нор­мативный бюджет, который определяется на основе нормативов потребления определенного набора товаров и услуг в ценах реаль­ных покупок (нормативной потребительской корзины) и их фак­тической стоимости. Рассчитывается также и статистический бюджет, который устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определенные слои населения страны. Воз­можно также использование экспертного и комбинированного (как правило, нормативно-статистического) методов определения величины бюджетов. Существует и ресурсный подход к определе­нию бюджетов, который исходит из возможностей государства в дан­ный период обеспечить определенный уровень бюджета. Другие нормативные бюджеты выступают в качестве ориентиров в прове­дении социальной политики. В частности, разрабатываются рацио­нальный и элитарный потребительский бюджеты. Прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, мужчин в трудоспособном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, он имеет территориальную дифференциацию. Потребитель­ские бюджеты могут быть определены в расчете на одного человека и на семью разного состава.

- гарантии доходов - гарантии некоторых минимальных доходов, которые человек (ра­ботник) должен получить в любом случае. Гарантии доходов обес­печиваются различным образом, как то: установлением минималь­ной заработной платы, введением пособий по нуждаемости и т. п.

- государственное пенсионное обеспечение - ведущая в настоящее время система пенсионного обеспечения, ре­ализуемая через деятельность Пенсионного фонда.

- динамика номинальной заработной платы - изменение номинальной заработной платы отдельного работника обычно отражается сту­пенчатой линией с протяженными горизонта­лями. Такая же линия для большой группы работников обычно является монотонно воз­растающей.

- динамика реальной заработной платы – и для отдельного работника, и для их группы является линией, которая может колебаться в зависимости от соотношения динамики номи­нальной заработной платы и индекса стоимо­сти жизни. Однако для работника вследствие скачкообразного возрастания номинальной зарплаты эти измене­ния имеют более резкий характер.

- дискриминация - В узком смысле слова - это худшее положение группы наем работников с точки зрения найма, продвижения, оплаты труда и увольнения по сравнению с их другими группами. В широком смысле слова - это худшее положение группы и населения с точки зрения получения дохода, социальной защиты качества жизни.

- дифференциация доходов - различия в уровне доходов на душу населения. Дифференциация денежных доходов работающего населения складывается под вли­янием двух факторов: дифференциации заработной платы и диф­ференциации различий в семейном положении работников. Ана­лиз дифференциации заработной платы (как и дохода) проводится с использованием системы показателей, которая включает несколь­ко групп.

1. Показатели центральной тенденции (средние величины, медиа­на, мода).

2. Абсолютные и относительные показатели: квартили, квантили, децили (квартили распределяют население по размеру дохода (зарплаты) на четыре равные части, квантили - на пять равных частей, децили - на десять равных частей). Так, первый квартиль (квантиль, дециль) характеризует уровень дохода (зарплаты), выше которого не получает никто из 25% (20 или 10%) лиц ран­жированного ряда со стороны низкооплачиваемых. Последний квартиль (квантиль, дециль) характеризует уровень дохода (зар­платы), ниже которого не получает никто из 25% (20 или 10%) лиц с противоположной стороны, т. е. высокооплачиваемых. В прак­тике анализа степени расслоения населения по уровню доходов чаще используются относительные отклонения квартилей (кван­тилей, децилей), называемые коэффициентами дифференциации доходов. Они показывают, во сколько раз минимальные доходы 25% (20 или 10%) самого богатого населения превышают макси­мальные доходы 25% (20 или 10%) наименее обеспеченного насе­ления. При этом различают:

а) коэффициент фондов как соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых групп населения или их долями в общем объеме доходов;

б) квартальный коэффициент дифференциации показывает различия в доходах 25% наиболее и 25% наименее обеспеченных групп населения; он свидетельствует о степени расслоения населения по уровню доходов;

в) квантильный коэффициент дифференциации показывает различия в доходах 20% наиболее и 20% наименее обеспеченных групп населения;

г) децильный коэффициент дифференциации показывает различия в доходах 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения; позволяет провести более глубокий анализ изменений в распределении работников (или населения в целом) по уровню заработной платы (или доходов).

3. Показатели колеблемости или рассеяния (вариационный размах, дисперсия признака, среднее линейное и квадратическое откло­нения), а также различные измерители дифференциации и асим­метрии (кривая нормального распределения (симметрия); ско­шенная кривая распределения (асимметрия).

- дифференциация заработной платы - существование различия величины заработной платы между работ­никами. Рассматривается в должностном, профессиональном, регио­нальном, половозрастном, национальном разрезе. Является важ­ным (но не единственным) фактором дифференциации доходов.

- доходы от собственности - многообразная группа доходов, в состав которой входит плата, получаемая от сдачи в наем жилищ и иной собственности. Приводит к возникновению эффекта дохода и соответствующему снижению предложения труда.

- жилищные условия - качественные и количественные характеристики жилых помещений, в которых проживают работники и члены их семей. Оказывают существенное (но не прямое) воздействие на характер предложения труда и уровень его производительности. Являются важным фактором качества жизни и имеют особое значение для работников, занятых надомным трудом.

- индексация заработной платы - повышение заработной платы в соответствии с ростом потреби­тельских цен. Основными характеристиками индексации являют­ся периодичность ее осуществления и полнота учета динамики цен.

- индекс развития человеческого потенциала - разработанный в Программе развития ООН показатель оценки че­ловеческих ресурсов. Он рассчитывается как среднее арифмети­ческое индексов, характеризующих отставание показателей ожи­даемой продолжительности жизни, уровня образования, реального ВВП на душу населения, уровня бедности, общего уровня безрабо­тицы в данной стране от наивысших достижений в мире.

- индикаторы социальные - статистические показатели, отражающие демографические харак­теристики населения и его уровень жизни. Их список существенно различается по странам. Рекомендации ООН выделяют среди них 11 составных частей. С их помощью характеризуются следующие объекты: население; поселения; домохозяйства и семьи; образова­ние; экономическая активность; доходы; потребление и накопле­ние; социальная безопасность; здоровье и здравоохранение; обще­ственный порядок и безопасность; использование времени. Каждая из них рассматривается по отношению к четырем группам населе­ния: женщинам, пожилым, молодым, нетрудоспособным. Социаль­ные индикаторы включают абсолютные и относительные показа­тели, статистические распределения, пропорции и индексы.

- качество жизни - интегрированная характеристика уровня и условий жизни населе­ния, включающая множество разнородных и часто не поддающих­ся количественной оценке факторов. Определяется экономическим, социальным, демографическим, экологическим, географическим поло­жением и моральными факторами. Объективные составляющие ка­чества жизни таковы: уровень жизни, уровень занятости, развитие сферы услуг, социальное обеспечение и гарантии, безопасность жизнедеятельности, условия труда и отдыха, жилищные условия; природно-климатические условия, состояние окружающей среды, наличие свободного времени и возможности его продуктивного ис­пользования; субъективные - удовлетворенность работой, условия­ми жизни, ощущение комфортности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. ОЭСР анализирует данное понятие в разрезе следующих направлений: здоровье, образование, занятость и каче­ство трудовой жизни, досуг и отдых, состояние потребительского рынка, окружающей среды, личная безопасность, социальные воз­можности и социальная активность. Рост обеспеченности бытовой техникой, сокращение времени домашнего труда, увеличение сво­бодного времени, доли расходов на услуги и отдых являются при­знаками роста качества жизни. Интегральная оценка качества жизни осуществляется с использованием специальных процедур. В узком смысле слова понятие отражает только качественные характери­стики (в противовес уровню жизни).

- минимальная заработная плата - наименьшая законная величина заработной платы, которая может быть установлена работнику. Различается минимальная часовая заработная плата и минимальная месячная заработная плата. Первая характерна для США, а вторая - для России (планируется переход к минимальной часовой заработной плате). В ряде стран законодательство не предусматривает обязательного минимума за­работной платы для всех работников.

- негосударственные пенсионные фонды (НПФ) - Фонды, обеспечивающие повышенные стандарты пенсионного обес­печения населения за счет привлечения его собственных средств. Они не входят в Пенсионный фонд РФ и предполагают доброволь­ный характер пенсионных взносов, осуществляемых: а) работода­телями в пользу своих сотрудников, что расширяет возможности стимулирования последних; б) гражданами, желающих получать дополнительную пенсию. Государство не должно гарантировать финансовые обязательства НПФ. Они включают корпоративные НПФ, которые формируются работодателями или объединениями работодателей с целью обеспечения дополнительных пенсий для своих сотрудников, и частные НПФ, которые могут учреждаться юридическими и физическими лицами с целью организации до­полнительного пенсионного обеспечения (ДПО) для своих участ­ников. Все взносы в НПФ целесообразно персонифицировать. Права на пенсионные накопления и права на получение пенсион­ных выплат, как правило, должны наследоваться по правилам наследования и завещания.

- обязательное медицинское страхование (ОМС) - система, обеспечивающая оказание бесплатной медицинской по­мощи всему населению. Функционирует за счет взносов работо­дателей (для занятых) и бюджетных средств (для незанятых).

- основное (базовое) пособие на ребенка - стандартное пособие, выплачиваемое родителям одного ребенка, без каких-либо специальных и местных доплат.

- основные потребности - потребности, имеющие первоочередную значимость (жилье, пита­ние и т.п.) и наиболее объективный характер. Используются для определения уровня бедности.

- пенсионное обеспечение - представляет собой одну из главных гарантий социальной защиты граждан. Выполняет две основные функции: социальную (обеспече­ние нормального уровня жизни тем, кто вышел за пределы трудоспо­собного возраста или утратил трудоспособность) и стимулирующую (связь результатов трудовой деятельности с размером будущей пен­сии). Охватывает трудовые и социальные пенсии. Последние гаран­тируются нетрудоспособным, по разным причинам не охваченным социальным страхованием. При определении права на пенсию и ее размера периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, могут учитываться при условии возмещения соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета (учеба, воинская служба по призыву и др.). Основными принципами пенсионного обеспечения являются: всеобщая солидарность поколений, обеспечение адекват­ного размера пенсий, государственные гарантии пенсионного обес­печения, равенство прав и единство норм пенсионного обеспечения для всего населения страны независимо от места жительства и рода занятий, обязательность и всеобщность страховых взносов.

- пенсионный фонд - Внебюджетный фонд, за счет средств которого осуществляется выплата пенсий в системе государственного пенсионного обеспе­чения. Его бюджет формируется за счет: страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных санкций; доходов от размещения временно свободных средств обязательного пенсион­ного страхования; добровольных взносов физических лиц и орга­низаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или заст­рахованных лиц, и иных источников. Суммы страховых взносов учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных. Фонд аккумулирует страховые взносы, предназначенные для вы­платы пенсий по распределительному принципу.

- пенсия - осуществляемая на регулярной основе выплата денежных средств, как правило, без учета текущей трудовой деятельности. Основной функцией пенсии является полная или частичная компенсация потерянных доходов. Все эти пенсии (за исключением пенсии ин­валидам с детства) так или иначе связаны с прошлой трудовой деятельностью. Постепенно происходит утрата исключительной ориентации на трудовой характер пенсий и переход к их рассмот­рению как финансово-кредитных взаимоотношений с соответству­ющими пенсионными фондами (в первую очередь это относится к негосударственным пенсионным фондам). Примерами являются пенсия по старости (вариант - пенсия по выслуге лет), пенсия по случаю потери кормильца, пенсия по инвалидности. Трудовая пен­сия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состо­ять из трех частей: базовой части, страховой части, накопительной части, а трудовая пенсия по случаю потери кормильца - базовой и страховой части. Гражданам, не имеющим по каким-либо причи­нам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пен­сия. Условия назначения трудовой пенсии по старости предпола­гают достижение пенсионного возраста (сейчас в России это 60 лет для мужчин и 55 для женщин), наличие определенного пенсионно­го стажа (сейчас это 5 лет). Законодательство предусматривает включение в пенсионный (страховой) стаж кроме времени трудо­вой деятельности ряда других периодов.

- пособие по безработице - выплачиваемое официально зарегистрированным безработным посо­бие, имеющее своей целью компенсацию неполученных в результате отсутствия работы доходов. Размер и порядок выплаты пособий во всех странах определяется следующими принципами: а) пособие обыч­но значительно меньше заработной платы, что стимулирует поиск ра­боты; б) размер пособия зависит от величины заработной платы за предшествовавший получению пособия период; в) выплата пособия ограничена определенным сроком; г) условием получения пособия является действительная нуждаемость в нем, что предполагает отсут­ствие иных существенных источников доходов. Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от категории граждан.

- повышенное детское пособие - в различных странах устанавливается как в соответствии с уров­нем доходов семьи, так и в соответствии с состоянием здоровья ре­бенка. Может выплачиваться также в отдельных местностях.

- пособие - безвозмездная материальная поддержка работников (групп насе­ления), осуществляемая, как правило, в денежной форме. В ряде случаев имеет целевой характер. Иногда предназначено не для его непосредственных получателей, а для их иждивенцев.

- пособие на детей [семейное пособие] - пособия, выплачиваемые семьям, имеющим детей, до достижения ими определенного возраста. В ряде случаев существуют условия выплаты этих пособий.

- пособие по временной нетрудоспособности - заменяющее заработную плату пособие в случаях временной нетрудоспособности. Выплачивается по больничному листу. Величина пособия часто не совпадает с величиной заработной платы. В ряде случаев оплачивается не весь период нетрудоспособности.

- пособие по инвалидности - пособие, заменяющее трудовой доход для нетрудоспособных инва­лидов либо компенсирующее потерянные доходы для лиц, сохранив­ших частичную трудоспособность. Величина пособия в последнем случае устанавливается таким образом, чтобы она стимулировала их занятость (хотя бы и по специальности, требующей более низкой ква­лификации).

- право на пенсию - следует отличать право на пенсию от факта получения пенсии. Так, в ряде стран работающие, имеющие право на пенсию, пенсии не получают. Кроме того, право работника на получение пенсии может быть безусловным (право на пенсию по выслуге лет) либо услов­ным (право на пенсию по возрасту).

- прожиточный минимум - показатель объема и структуры потребления важнейших матери­альных благ и услуг на минимально допустимом уровне. Опреде­ляется суммой, позволяющей приобрести минимальный набор продуктов питания и одежды, необходимый для поддержания существования человека как биологического организма, а также обеспечить удовлетворение наиболее настоятельных социальных и культурных потребностей, обеспечивающих условия поддержа­ния активного физического состояния человека. Рассчитывается в денежной форме. Величина прожиточного минимума рассчитыва­ется в нескольких вариантах: для мужчин, женщин (в том числе пенсионеров), детей. Важным является учет дифференциации ве­личины прожиточного минимума в разрезе регионов.

- регулирование доходов - государственное регулирование доходов нацелено на: повышение ре­альных доходов населения, осуществление индексации и степени га­рантированности получения доходов (прежде всего заработной пла­ты). Можно выделить следующие наиболее существенные цели: сбли­жение минимальной заработной платы со средним прожиточным ми­нимумом; четкое разграничение между различными видами доходов (прежде всего предпринимательскими и трудовыми); укрепление фи­нансовой базы пенсий; формирование механизма регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей; совер­шенствование системы социального партнерства в данной сфере; учет материального положения семей при осуществлении социальной под­держки; экономическая поддержка среднего слоя населения; предотв­ращение чрезмерной дифференциации доходов; обеспечение условий для зарабатывания доходов; создание равных возможностей при реа­лизации прав на долю в общественном благосостоянии путем справед­ливого распределения доходов; реализацию социальных программ; обеспечение разумной политики сочетания налогообложения с соци­альной поддержкой. Можно выделить следующие методы: экономи­ческие, законодательные, согласительные, административные. К эко­номическим методам относятся: определение минимальных размеров оплаты труда, налоговая и таможенная политика, регулирование опла­ты труда работников организаций бюджетной сферы и государствен­ных служащих, занятости, некоторых цен и т. п. На практике они тесно связаны с законодательными. Согласительные методы основаны на принципах социального партнерства, т. е. согласования общественных интересов, представленных, с одной стороны, объединениями работ­ников и, с другой - союзами предпринимателей. В соглашениях раз­ного уровня (в генеральном - на федеральном уровне, в отраслевых и региональных тарифных соглашениях - на отраслевом и территори­альном уровнях, коллективных договорах - на предприятиях) отра­жаются вопросы о размерах минимальной оплаты труда, тарифных ставок, социальных выплат о порядке индексации доходов, продолжи­тельности рабочего времени, о возмещении вреда, гарантиях трудовых прав, охране труда, об обеспечении жильем и др. Практическая реали­зация каждого метода требует осуществления определенных админис­тративных мероприятий. Каждый метод имеет в своем распоряжении прямые и косвенные меры воздействия.

- распределение доходов - распределение доходов между различными группами населе­ния, показывающее степень их неравенства. 2. Распределение доходов семейных хозяйств на удовлетворение различных потребностей.

- система социального страхования на основе упла­ты страховых взносов - предполагает формирование фонда социального страхования за счет уплаты работниками и работодателями страховых взносов (как прави­ло, в процентах от заработной платы). Позволяет обеспечить равномер­ность поступления средств и их соответствие уровню заработной платы.

- социальная безопасность - 1. Состояние защищенности всех существующих в обществе соци­альных групп, находящее свое выражение прежде всего в под­держке социально уязвимых групп. 2. Синоним общественной безопасности, охватывающей условия функционирования всего общества и его защиту от негативных последствий внешнего и внутреннего порядка.

- социальные гарантии - минимальные социальные нормативы, имеющие законодательно установленный механизм их реализации. К ним относятся в пер­вую очередь гарантии в сфере медицины и образования.

- социальные льготы - осуществляемые в дополнение (или взамен) социальных пособий меры социальной поддержки, заключающиеся в бесплатном (либо со скидкой) предоставлении услуг социальной сферы; установле­нии повышенных социальных стандартов, размеров пенсий и т. п.

- социальные пособия - пособия, выплата которых имеет социальную направленность. Примером являются пособия на детей.

- социальные программы – совокупность организационных, правовых и экономических ме­роприятий, направленных на развитие социальной сферы, повы­шение качества жизни (прежде всего социально уязвимых групп населения) и т. п.

- социальные стандарты - основные требования, предъявляемые к развитию социальной сфе­ры, качеству жизни и т. п. На основе анализа их соблюдения возмож­но определение уровня жизни. И разработка, и внедрение социальных стандартов представляют собой сложную задачу. На практике поэто­му разрабатывается многоуровневая система социальных стандартов с выделением минимальных социальных нормативов.

- социальные фонды - фонды, средства которых расходуются на осуществление различ­ных социальных программ. Различают фонды на национальном, межрегиональном, региональном, местном уровнях. Могут созда­ваться также на отдельных предприятиях. Схожую роль выполня­ют также благотворительные фонды, создаваемые общественными организациями и частными лицами.

- социальная защита - составная часть социальной политики, представляющая систему законодательных, экономических и социальных гарантий, обеспе­чивающих условия для нормальной жизнедеятельности и развития всех групп населения, реальное обеспечение социальных нормати­вов и социальных гарантий. Обеспечивается путем создания си­стем социального страхования и социальной помощи. Выделяется активная социальная защита (предполагает активную политику на рынке труда и привлечение средств граждан в систему социаль­ного страхования) и пассивная социальная защита (заключается в преимущественном использовании средств государственных и об­щественных организаций).

Первая ориентирована на трудоспособных членов общества, вто­рая - на социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего в прямой материальной поддержке. Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существо­вания, экологическое и социальное неблагополучие, объективная потребность в помощи. Субъектами являются государственные организации, объединения работодателей, объединения работни­ков, общественные организации.

- социальная политика - политика государства (на общенациональном и региональном уровне), имеющая целью достижение установленных социальных нормативов, реализацию социальных программ, ориентирован­ная прежде всего на защиту интересов социально уязвимых групп населения. Составная часть политики управления персоналом, ориентиро­ванная на повышение качества жизни (в том числе трудовой) ра­ботников данного предприятия.

- социальная помощь - система предоставления социального обслуживания и материаль­ной поддержки социально уязвимым группам.

- социальное обеспечение - система оказания социальной помощи. Реализуется через деятель­ность специализированных органов социального обеспечения.

- социальное партнерство - принципиальная характеристика системы трудовых отношений, заключающаяся в их неконфронтационном взаимодействии на ос­нове уважения законных прав и экономических интересов сторон и включающая механизм разрешения противоречий между сторона­ми трудовых отношений (не означающий, однако, их исчезновения). В основе социального партнерства лежит право на свободное раз­витие личности, запрет на дискриминацию, право создания различ­ных объединений, гарантии частной собственности. Предполагает наличие законодательной базы, формирование инфраструктуры пере­говорного процесса. Основной проблемой взаимодействия сторон является регулирование заработной платы и условий труда.

- социальное страхование - представляет собой систему правовых, экономических и организа­ционных мер по профилактике, минимизации и компенсации от­дельных видов социального риска для всех категорий занятых. Выполняет следующие функции: защитную (поддержание опреде­ленного материального уровня застрахованного в случае снижения его обычного уровня доходов и при возникновении непредвиден­ных расходов); компенсирующую (возмещение ущерба в результате утраты заработка); воспроизводственную (обеспечение покрытия расходов, необходимых для его нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения), перераспределительную (разделе­ние материальной ответственности за социальные риски); стаби­лизирующую (согласование интересов работников, работодателей и государства по уровню социальной защиты; распределению фи­нансовой нагрузки; участию в управлении социальным страхова­нием). Основывается на предварительном выявлении и учете со­циальных рисков (риск потери способности к труду, несчастного случая, инвалидности и т. д.), при этом обеспечивается совместная материальная ответственность и солидарность социально-эконо­мических субъектов за индивидуальный риск. Механизм осуще­ствления основан на аккумуляции средств работников и работода­телей в Фонде социального страхования. Подразумевает не только выплаты денежных компенсаций, но и предоставление определен­ных услуг по профилактике, лечению, реабилитации, причем имен­но профилактические меры зачастую определяют эффективность всей системы социальной защиты населения.

- социально уязвимые группы населения - категории населения, обладающие хотя бы одним из следующих признаков: неспособные в полной мере обеспечить свой жизнен­ный уровень; испытывающие особые трудности в поисках работы; имеющие специфические проблемы в ведении домашнего хозяй­ства и самообслуживании. К ним относятся: лица преклонного воз­раста; инвалиды; многодетные семьи; подростки; беженцы; гражда­не, освобожденные из мест лишения свободы.

- социально-экономический мониторинг - система непрерывного наблюдения за положением дел в социально-трудовой сфере, за развитием социально-экономических процессов с целью своевременного выявления и системного анализа проис­ходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенден­ций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной на­пряженности, а также для целей краткосрочного прогнозирования.

- стабильность доходов - устойчивость доходов, которая может рассматриваться как по от­ношению к одному человеку, так и ко всему семейному хозяйству.

- уровень бедности - доля населения с величиной доходов, при которых не удовлетворя­ются даже основные потребности человека (семьи).

- уровень жизни - может оцениваться с точки зрения потребления как совокупно­сти характеристик потребления либо на основе анализа доходов, прежде всего их реальной величины. Статистическая комиссия ООН при оценке жизненного уровня населения в качестве приори­тетных выделяет «условия жизнедеятельности населения, уровень потребления, обеспечение занятости и свободы человека». Его мож­но определить: в узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (измерение доходов, расходов и потребления населения благ и услуг); в широком понимании - через характеристику уровня человече­ского развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Качество жизни соответственно определяется как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потреб­ностей людей. В широком понимании уровень жизни - совокуп­ность реальных социально-экономических условий жизнедеятель­ности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения. Учитывая, что потребности людей нахо­дятся в постоянном изменении и развитии, оценить количествен­ную и качественную сторону уровня жизни весьма сложно. Оценить уровень жизни можно с помощью системы ориентирующих социально-экономических индикаторов: одиночных однокомпонентных показателей, таких, например, как валовой внутренний продукт надушу населения, подушевое потребление продуктов пи­тания, среднедушевые денежные доходы и др.; двухкомпонентных относительных показателей, выражающих, например, соотноше­ние доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума и др.; интегральных или целых наборов показателей, базирующихся на известном в статистике методе объединения равномерных пока­зателей, используемых, например, при расчете индекса развития человеческого потенциала при парных или множественных межре­гиональных сопоставлениях. В статистике ООН с 1978 г. исполь­зуются следующие 12 групп показателей уровня жизни:

1) рождаемость, смертность и другие демографические характе­ристики населения;

2) санитарно-гигиенические условия жизни;

3) потребление продовольственных товаров;

4) жилищные условия;

5) образование и культура;

6) условия труда и занятость;

7) доходы и расходы населения;

8) стоимость жизни и потребительские цены;

9) транспортные средства;

10) организация отдыха;

11) социальное обеспечение;

12) свобода человека.

В качестве интегральных показателей уровня жизни следует рассмат­ривать: здоровье, питание, жилище, домашнее имущество, услуги на­селению, культурный уровень, условия труда, условия отдыха, соци­альное обеспечение, социально-бытовую обстановку. При расчете обобщающих показателей единицами измерения выступают натураль­ные, стоимостные, а при их интеграции - индексы четырех типов: 1) соотносимые с базовым объектом; 2) динамические (соотнесен­ные с предыдущими годами); 3) соотнесенные с соответствующими нормативами условий жизни (нормированные); 4) балльные.

- условия жизни - в узком смысле слова - это совокупность материальных и духов­ных благ, которыми пользуется человек (социальная группа). Ха­рактеризуется объемом потребления, обеспеченностью жильем, доступностью услуг социальной сферы. В широком смысле слова это понятие смыкается с понятием «качество жизни».

- фонд обязательного медицинского страхования - Внебюджетный фонд, аккумулирующий средства для обеспечения функционирования системы обязательного медицинского страхо­вания. Отчисления на ОМС собираются в рамках единого социаль­ного налога и составляют 3,6% от средств, предназначенных для оплаты труда (в федеральный - 0,2% и в территориальные фонды ОМС

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...