Математические представления
Занятие № 31 Задачи. Уточнять понимание детьми отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10. Закреплять умение составлять число пять из двух меньших. Учить детей выстраивать ряд из десяти предметов, различающихся по длине на 1 см. Учить детей при ответе на вопросы «Сколько всего?» и «Какой по счету?» пользоваться соответственно порядковыми и количественными числительными. Упражнять детей в различении правой и левой стороны своего тела. Закреплять знание детьми дней недели, развивать умение ориентироваться во времени. Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный ма териал: Числа от 0 до 10. Кубик, в основе которого лежит квадрат со стороной около 6 см, на каждой стороне изображены кружки (диаметром 1 см каждый): от одного до шести. Природный материал (камушки или желуди и т. п.). 10 разноцветных полосок (из картона, бумаги, пластика) шириной 2,5—3,0 см, самая длинная — 30 см (разница в длине полосок — 1 см). 702 Раздаточный материал: 10 разноцветных полосок для каждого из детей, ширина — 3 см, самая длинная — 20 см (разница в длине полосок 1 см). Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см), расстояние между линиями 5 см, от третьей линии до нижнего края — 4 см. Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год). В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске, начиная с занятия № 27. Игра с кубиком Воспитатель договаривается с детьми о правилах игры. Он будет подбрасывать и ловить кубик, и, держа его в руках, показывать детям «выпавшую» сторону с тем или иным количеством кружков. Дети называют увиденное число и вспоминают его «соседей».
Чтобы игра была похожа на игру, воспитатель задает быстрый игровой темп и просит детей отвечать кратко и энергично: «Назвать увиденное число и тут же его «соседей», сначала меньшее, а потом большее число». Например, воспитатель подбросил кубик и показал детям сторону с пятью кружками. Дети: «Пять!» Воспитатель указывает на кого-нибудь из детей, тот называет «соседей»: «Четыре и шесть». Сторона с одним кружком. Дети: «Один». Произвольно выбранный ребенок: «Ноль и два». Если кто-то из детей ошибется, называя «числа-соседи», воспитатель делает паузу, обращая тем самым внимание на ответ ребенка, дети, заметившие ошибку, дают правильный ответ. После трех-четырех подбрасываний кубика воспитатель спрашивает у детей: «Почему?» Модель ответа детей на этот вопрос следующая: «Три. Потому что три на один больше двух и на один меньше четырех». Воспитатель подбрасывает кубик не менее семи раз, следя за тем, чтобы дети всегда в начале называли увиденное количество кружков, и только затем «соседей» числа, начиная с меньшего. Воспитатель держит на ладони пять камушков (желудей). Дети убеждаются, что их пять. Пряча руки за спиной, воспитатель раскладывает камушки в две руки. Например, три и два. Показывая детям сжатые кулачки, просит их угадать, в какой руке сколько. Воспитатель постоянно подсказывает детям с помощью жеста (без слов), что начинать называть вариант состава числа следует с ее правой руки. Дети предполагают различные варианты, например, четыре и один. Воспитатель: «Очень хорошо. Так может быть. Но у меня по-другому». Дети: «Два и три». Воспитатель: «Очень хорошо. Так может быть. Но у меня по-другому». Наконец, кто из детей угадывает вариант воспитателя: «три и два». Воспитатель показывает на открытых ладонях свой вариант (три и два). Выигравший ребенок становится водящим. Он сам выбирает любое число (или три, или четыре, или пять) и называет его детям. Также за
703 спиной раскладывает камушки в две руки. Ребенок говорит «на ушко» воспитателю свой вариант. Воспитатель придерживает правую руку ребенка, чтобы дети видели с какой руки нужно начитать отгадывать вариант состава загаданного числа. Отгадавший становится водящим. Желательно, чтобы дети выбирали для загадывания не только число пять. Игра повторяется четыре-пять раз. Методика выстраивания ряда из предметов, различающихся по длине на 1,0 см, представлена в занятии № 26. На текущем занятии увеличивается количество полосок с пяти до десяти и, в случае, если дети недостаточно ориентируются в названиях цветов, при анализе ряда определяются по длине только самая длинная и самая короткая полоска. Точно также как это описано в занятии № 26, на этом же материале проводится и закрепление количественного и порядкового счета, с тем различием, что воспитатель указывает на ту или иную полоску. Игра «Лево-право» (Методика проведения игры представлена в занятии № 12.) В непринужденной беседе воспитатель просит детей вспомнить, какой сегодня день недели; какой день недели был вчера. Например, вчера была среда. Воспитатель: «Ачто было в среду. Что ты запомнил? Аты что запомнил? А ты?» — показывая произвольно на разных детей. После того как несколько детей выскажутся, воспитатель подытоживает для всех высказывание последнего ребенка. Например, ребенок сказал: «Я пускал кораблик в луже». Воспитатель: «Вчера, в среду, Андрюша пускал кораблик. Да? А завтра, какой будет день недели?» Дети: «Пятница». Воспитатель: «А что может случиться завтра, в пятницу». Дети предполагают. Воспитатель шутит: «Я думаю, что завтра, в пятницу, мы все вместе полетим на Луну». Дети смеются и тоже фантазируют. Воспитатель: «Возможно все это произойдет когда-нибудь, в какую-нибудь пятницу». После чего воспитатель просит детей назвать подряд три дня недели, не называя их имен и чисел. Дети рассуждают, предлагают различные варианты. Правильный ответ: вчера, сегодня, завтра.
ЛЕПКА на форме «Едем-гудим, с пути уйди» (транспорт для путешествий) Задачи. Инициировать творческие проявления детей при создании поделок на основе готовых (бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Уточнять представление о форме предметов, анализировать особенности их строения, соотношения частей.
Учить видеть (выделять и передавать в лепке) особенности внешнего вида предметов, их положение в пространстве. Показать возможность создания образа машинки путем дополнения готовой формы (пузырька, коробочки, баночки, трубочки от бу- 704 мажных полотенец, шишки, камешков и пр.) лепными деталями. Учить видеть общую форму и находить способы ее воплощения доступными средствами. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразительность. Предварительная работа. Рассматривание изображений машин в книжках, каталогах, журналах. Конструирование разных видов транспорта из бумаги и строительного материала. Материалы, инструменты, оборудование. Готовые бытовые формы небольшого размера — пластиковые и стеклянные бутылочки, коробочки, упаковки; пластилин, бусины, пуговицы, салфетки, дощечки или клеенки для лепки. Содержание занятия. Воспитатель проводит с детьми краткую беседу о том, кто из них на каком виде транспорта путешествовал (как называется средство передвижения, как выглядит, как передвигается, куда ездили, что видели по дороге, о чем разговаривали или какие песни пели). Предлагает детям изобрести и создать необычные машинки. И поясняет, что для этого нужно подобрать и необычный материал и найти необычный способ изготовления. Но такой, чтобы машина осталась машиной — т. е. служила для перевозки людей или грузов. Воспитатель уточняет представление детей о строении машин и сообщает, что при изготовлении машин иногда вместо корпуса можно использовать готовые формы — небольшие коробочки из-под молока, зубной пасты, маминого крема; упаковки из-под йогурта и творожка и даже пластиковые бутылки. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы по созданию крупной формы (корпуса). В этом случае все усилия и внимание направлены на тонкую оформительскую работу.
Воспитатель показывает детям способы изготовления колес — из пуговиц, крышек, пластилина и трубочек для коктейля или зубочисток (см. рис.). Особое внимание обращает на необходимость сохранения одинакового размера всех колес, иначе машина не поедет или попадет в аварию. Воспитатель строит свой рассказ в зависимости от особенностей подготовленных для показа моделей машинок. — Едем-гудим! С пути уйди! А машины такие разные. Одна машинка гоночная. Она длинная, узкая, стройная и похожа на собачку или на горку. А другая машинка, наверное, грузовая, только без прицепа. Нет, это, скорее всего паровозик? Он большой, немножко неуклюжий и похож на бегемота или на ступеньку. Попробуем лепить гоночную машину. Возьмем пластилин, разомнем, чтобы он стал мягким, раскатаем валик прямыми движениями ладошек: ту-Да-сюда, вдавим пальчиком то место, где будет окно. Для колес Раскатаем шарики, сплющим и слепим ободки из пластилиновых 705 валиков (колбасок). Добавим окно и фары. Для паровозика возьмем брусок пластилина и согнем его, будто стул. Слепим колеса, окошко и трубу с дымом. Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие материалов, разложенных на длинном свободном столе; предлагает задумать свою необычную машинку и выбрать подходящий материал. В процессе работы подсказывает, что колеса можно слепить из больших пуговиц, обернув по ободку пластилиновыми жгутиками. Поддерживает находки детей, связанные с выбором оригинального материала или способа, «изобретением» необычной детали (например, крылья и антенна на машине). После занятия. Во второй половине дня устраивается общая выставка самодельных машин. С этой целью можно заранее подготовить фантастический гараж или стоянку. Дети усаживают в машины мелкие игрушки (например, фигурки из киндер-сюрпризов) или пластилиновых человечков (тем самым уточняют представление о возможности передачи движения лепной фигурки способом изменения ее положения в пространстве).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Мы знаем родной язык» Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Закрепить умение образовывать одноструктурные наименования, формы существительных родительного падежа множественного числа, подбирать обобщающие наименования. Учить строить предложения разной грамматической структуры. Развивать фонематическое восприятие, артикуляционный аппарат детей. Закрепить и уточнить правильное произношение звуков р, л. Материалы, инструменты, оборудование. Зеленые, желтые, синие и красные карточки с заданиями и картинками (см. ниже).
Корзина с игрушками: кошка, муха (накрыты салфеткой). Фишки. Содержание занятия. Воспитатель обращается к детям: сегодня мы будем соревноваться, кто лучше знает родной язык. Эрудиты, разбейтесь на две команды. Выберите себе капитана и название команды. Первое задание. «Образуй слово». Разыгрываются зеленые и желтые карточки. (На обороте карточек написаны вопросы.) Капитаны назначают игроков, которые вытаскивают карточки. За каждый правильный ответ — фишка. 706
Зеленые карточки содержат вопросы типа: — Кто детеныш у лосихи? — Кто детеныш у нерпы? — Как называется лес, в котором растут березы? — Как называется лес, в котором растут ели? Второе задание. «Измени слово». Используются красные карточки (на обороте картинки: тапок, туфля, носок, сапог). Один — тапок, много —... (тапок). Одна — туфля, много... (туфель). Один — носок, много... (носков). Один — сапог, много... (сапог). Третье задание. «Назови одним словом», «Скажи по-другому». Даются синие карточки. (На обороте синих карточек по три картинки: 1) шляпа, кепка, берет (головные уборы); 2) майка, футболка, трусы (белье); 3) ботинки, кроссовки, босоножки (обувь); 4) холодильник, пылесос, стиральная машина (бытовые приборы).) Четвертый тур игры предполагает задания всем участникам. — Назовите как можно больше слов со звуком р; со звуком л. — Придумайте как можно больше интересных и смешных предложений со словом «вертолет». За каждый правильный ответ игрок получает фишку. Далее педагог предлагает командам задать друг другу по два любых вопроса (про звуки, детенышей животных и т. д.). В заключение воспитатель достает корзину с игрушками, накрытую салфеткой. «Колдует»: реке, фекс, пеке, абракадабра. Снимает салфетку и «обнаруживает» кошку и муху. Потом читает скороговорку: Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала1. КОНСТРУИРОВАНИЕ «Превращения воздушных шариков» Задачи. Закреплять умение детей на одной основе создавать разные образы (способ опредмечивания); развивать воображение, творчество; вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные поделки (свои и других детей). 1 Занимательное азбуковедение/Сост. В. В. Волина. — М.: Просвещение, 1991. С. 234. 707
Материалы, инструменты, обо рудование. Надутые шарики разного размера и формы (по одному на каждого ребенка), тонкая цветная бумага (папиросная, гофрированная и т. п.), ножницы, клей ПВА, клеенки, кисточки, фломастеры. Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, какое настроение у нас во время праздника. Напоминает, что в эти дни люди часто покупают шарики, дарят друг другу, запускают шарики в небо, создавая праздничное настроение. Предлагает поддержать это настроение необычными поделками. А необычные они потому, что сделаны будут не из бумаги, не из природного материала, не из строительного материала, а из воздушных шариков. Обращает внимание на надутые воздушные шары, предлагает детям назвать признаки, по которым все шары похожи между собой, и те, по которым они отличаются друг от друга. Педагог выбирает один из шариков и предлагает детям внимательно посмотреть на него (поворачивает шарик в разные стороны), представить, на что он может быть похож, чем и как можно дополнить его, чтобы получился веселый персонаж. При этом воспитатель сам инициирует поиск детей. Например: «Может быть, из длинного шарика можно сделать забавную гусеницу с круглыми глазками, большими ресницами, а из шарика такой же формы, но желтого цвета — сделать рыбку, добавив плавники, хвост, глазки?» Чтобы не вызвать разногласия детей, шарики разыгрываются между детьми по типу игры «в фанты»: один из детей отворачивается, а воспитатель показывает за его спиной шарики по очереди и спрашивает: «Кому дадим этот шарик?». Ребенок называет имена детей и таким образом все шарики распределяются между детьми. Дети делают разные предположения и путем практического прикладывания бумажных заготовок той или иной формы ищут образ для своего шарика. Затем каждой детали придается нужная форма и все детали приклеиваются к шарику. Готовые работы воспитатель подвешивает на специально приготовленную веревочку, спрашивает детей, какой образ получился наиболее выразительным, красивым. Вечером поделки раздаются детям. ПРИРОДА «Как вести себя на природе» Задачи. Формировать представления о разнообразии природы России, о ее значении в жизни людей, о необходимости ее охраны; закла- 708 дывать основы экологически грамотного и безопасного поведения в природе. Материалы, инструменты, оборудование. Физико-географическая карта России, герб своего региона (или соседних регионов, на которых есть природные объекты), набор природоохранных знаков. Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспитатель) Наблюдения на прогулке. Воспитатель продолжает организовывать наблюдения за изменениями в природе. (Именно для этого времени характерны большие различия в сезонных изменениях в природе на севере и на юге, поэтому количество и характер наблюдений в разных географических зонах будет разным. Например, в Краснодарском крае дети будут наблюдать за разнообразными цветущими растениями, а на севере Якутии — за подтаиванием вечной мерзлоты.) В течение дня дети наблюдают за солнцем (как высоко оно поднимается в небе) и за тенью. Воспитатель обращает их внимание на то, что теперь в полдень у столба нет тени, а тени всех предметов утром и вечером намного длиннее, чем это было раньше. Сильнее ли стали греть солнечные лучики? (Дети вспоминают предыдущие наблюдения за солнцем.) Можно потрогать камни утром, в полдень и вечером. Когда они нагреваются сильнее всего? Дети наблюдают за дождем (из окна детского сада или с прогулочной веранды), слушают раскаты грома. Как часто идет дождь? Какой он — теплый или холодный? Бывает ли в мае радуга? Чем отличается весенний дождь от осеннего? Появляется ли роса на траве? В туманный день на утренней прогулке воспитатель обращает внимание на то, как необычно выглядят в такую погоду деревья, кустарники, здания. Все кажется загадочным и непонятным, совсем как в мультфильме «Ежик в тумане». Воспитатель просит детей вспомнить, в каком виде была вода зимой и весной (снег, лед, сосульки, иней). А в каком виде вода сейчас? (Капли дождя, лужи, ручьи, роса, туман.) Воспитатель организует на территории детского сада летнюю лабораторию. Для этого можно, например, положить старые протекторы и насыпать в них песок, камни, глину, шишки, а в большой таз или старую ванночку налить воду. Здесь дети могут экспериментировать и играть как самостоятельно, так и под руководством воспитателя в течение всего теплого периода. Дети продолжают наблюдать за деревьями, кустарниками, травами. Как меняются клумбы, какие растения на них отцветдют, а какие только начинают цвести? Воспитатель напоминает детям, какими были клумбы осенью. Кто из детей может сказать, чемотличается клумба в начале осени от клумбы в середине весны? (В середине мая на клум- 709
бе больше цветущих растений, нет увядших, цветут другие растения, больше насекомых, на растениях больше листьев, они все зеленые. Большинство растений ярко зеленые. Клумбу сейчас поливают чаще.) Дети трогают землю на клумбах, на огороде, чтобы выяснить, теплая она или холодная, сухая или влажная. При необходимости они поливают растения, рыхлят почву, высаживают вместе с воспитателями рассаду на территории (в северных регионах). В южных регионах собирают первый урожай с огородов — зеленый лук, салат. (В пищу их употребляют только в том случае, если дошкольное учреждение находится в экологически безопасном месте.) При посадке растений и при сборе урожая воспитатель вместе с детьми еще раз вспоминает части растений, рассматривает корни, листья и т. п., обсуждает, какие части растений мы используем для еды. Дети находят мать-и-мачеху, за которой наблюдали ранней весной во время цветения. Как изменилось растение? Дети гладят листья с нижней и с верхней стороны и рассказывают о своих ощущениях: снизу листья мягкие, пушистые, а сверху голые, гладкие. Они также отличаются по цвету. Воспитатель объясняет, что из-за таких необычных листьев растение и получило свое название. Воспитатель (по выбору) организует самые разнообразные исследования, предлагает выполнить разные задания. Например, дает детям рисунок или краткое описание растения, которое они должны найти на территории детского сада. Знакомит детей с растениями-часами и предлагает выяснить, когда они закрываются, а когда — открываются именно в этой местности. (Эти исследования дети могут продолжить дома вместе с родителями, так как цветки некоторых растений закрываются достаточно поздно.) Дети вместе с воспитателем могут проверить народные приметы, например, такие: Дождя не будет, если утром на траве окажется много росы. Будет дождь, если: — цветки календулы (ноготки) раскроют свои цветки не как обыч — утром трава сухая; — одуванчик закрывает цветок; — цветки сильно пахнут; — галки летают стаями; — муравьи прячутся в муравейники; — ласточки и стрижи низко летают; — воробьи сидят нахохлившись; воробьи купаются в пыли; — если на луже много больших пузырей, дождь скоро кончится; — если во время дождя появилась радуга, дождь скоро прекратится. В сельской местности такие наблюдения можно расширить: перед дождем цыплята прячутся под наседку, хотя еще светит солнце; утки плещутся в воде и кричат; куры, утки, гуси начинают себя ощипывать. 710 Если есть возможность, воспитатель вместе с детьми посещает местную природоохранную территорию (национальный парк, памятник природы, заказник), приглашает в гости сотрудника заповедника, который рассказывает об охране природы края. Примечание. На прогулках воспитатель основное внимание уделяет не беседам о природе, во время которых ребенок только слушает, а практической деятельности самих дошкольников. Воспитатель организует наблюдения (иногда по плану, а иногда — исходя из вопросов, интересов и просьб детей), формулирует наводящие вопросы, на которые дети сначала сами ищут ответы, дает задания, помогает понять, обобщить увиденное, а при необходимости рассказывает о природных явлениях понятным и доступным языком. Дети рассматривают природные объекты с помощью лупы, собирают в мешочки, коробочки интересный природный материал для коллекций и поделок. (При этом, как уже отмечалось, при сборе коллекций не должно пострадать ни одно живое существо!) Дети исследуют природу с помощью всех органов чувств, а не только зрения. Они трогают кору, землю, нюхают цветы, листья, слушают пение птиц, шелест листьев и т. п. Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям рассмотреть физико-географическую карту России и напоминает о том, что они узнали на других занятиях: в нашей стране много озер, рек, морей, гор и лесов. И вспоминает, что наша страна очень большая (показывает на карте ее границы). В одних местах, например, на севере, бывают длинная зима и короткое лето. Когда весной на юг люди приезжают отдыхать на море, на севере еще лежит снег. Поскольку страна такая большая, в разных местах растут разные растения, обитают разные животные. Природа нашей страны очень красива. Воспитатель подчеркивает, что люди всегда очень ценили природу, не могли без нее прожить, поэтому и изображали ее на гербах. У каждого города, поселка, района есть свой герб. Очень часто на нем нарисованы растения и животные, реки и озера, горы и полезные ископаемые. Воспитатель предлагает детям рассмотреть герб своего региона, найти природные объекты и подумать, почему они изображены на нем. (Если на гербе нет таких объектов, можно рассмотреть гербы соседних областей или крупных городов страны, на которых есть растения, животные и т. п.) ,Дети уже знают, что многие животные, растения нуждаются в охране и поддержке человека. Воспитатель объясняет, что в нашей стране есть такие особые места, которые называются заповедниками. (Показывает на карте заповедник своего региона и другие ближайшие заповедники.) Там работают ученые, они наблюдают за природой, изучают ее законы. Посетителей в заповедники не пускают, чтобы они не потревожили животных. А вот национальные парки посещать можно. В некоторых городах, поселках есть памятники природы — очень старые деревья, необычные скалы, чистые родни- 711 ки. Таких мест в нашей стране много. (Воспитатель приводит пример памятника природы своей местности.) Так ученые охраняют природу в нашей стране. А можем ли мы чем-нибудь помочь сохранить замечательную природу нашей страны? (Дети высказывают свои предположения.) Воспитатель объясняет, что совсем скоро начнется лето, и говорит, что многие дети скоро вместе с папами и мамами тоже «поедут в гости к лету», ведь в это время года люди любят отдыхать на природе, ходить в лес, в горы, купаться, загорать. Дети уже знают, что озеро, луг, лес, вся природа — это дома растений и животных. Значит, люди приходят к ним в гости. А в гостях нужно вести себя вежливо, соблюдать правила поведения. Какие правила нужно соблюдать, отдыхая на природе? (Дети называют правила.) Поскольку дети, как правило, говорят о том, чего делать нельзя, воспитатель предлагает им подумать о том, что делать можно и нужно, чтобы сохранить природу. Воспитатель объясняет, что он хочет показать детям разные знаки, которые помогают охранять природу. Среди них есть знаки в красных кружках (они рассказывают о том, чего делать не следует) и знаки в зеленых квадратах (они рассказывают о том, что делать можно и нужно). Задача детей — подобрать пары знаков по содержанию (один запрещающий в красном кружке и к нему — разрешающий, рекомендательный в зеленом квадрате) и объяснить их смысл. Пары знаков могут быть такими:
Воспитатель обсуждает с детьми содержание всех знаков, например: — Почему не нужно громко включать магнитофон, ведь слушать музыку так приятно? Потому что громкие звуки пугают птиц. А что лучше сделать? Молча послушать звуки природы: как поют птицы, как шумят листья, стрекочут кузнечики. На природе можно услышать много необычного, можно даже послушать тишину. — Почему нельзя разжигать костер на траве? Из-за огня погиб 712 стров бывают пожары, гибнут деревья, животные. Но ведь иногда очень нужно развести костер. Где же это можно сделать? Лучше всего это сделать на песке или в другом месте, где нет растений. Во многих лесах, лесопарках даже есть такие специальные места для костров. — Почему не нужно срывать цветы для букетов? Люди срывают самые красивые, самые крупные цветки. К цветкам за нектаром прилетают пчелы, бабочки. Чем меньше цветков, тем меньше этих насекомых. Если мы сорвем цветок, значит, у него уже не будет семян, из которых вырастают новые растения. Из-за сбора на букеты в лесах, на лугах исчезают многие растения, причем в первую очередь — самые красивые. Лучше рассматривать растения, нюхать цветы, любоваться их красотой, сделать зарисовки или сфотографировать. Таким же образом воспитатель обсуждает с детьми все знаки и в конце занятия еще раз вместе с детьми формулирует правила поведения на природе. После занятия. На прогулках в ближайший парк, на территории детского сада воспитатель предлагает детям подумать, какие природоохранные знаки нужно было бы разместить в этих местах. 713 МАЙ. 32 НЕДЕЛЯ Планирование работы Направленность педагогической работы. Образовательная работа с детьми будет направлена на расширение их представлений о родной стране, государственной символике. Дети познакомятся с Москвой как столицей нашего государства, с ее прошлым и настоящим, с Московским Кремлем. Дети будут знакомиться с основными достопримечательностями столицы, близкими опыту и интересам ребенка, как вербальными средствами, так и в практической деятельности. Дети сконструируют башни Кремля, придумают свои варианты мозаичных картин для оформления станций метро. Дети обогатят свои представления о наиболее интересных обитателях зоопарка в процессе чтения произведений Б. Житкова, придумают про животных загадки и слепят наиболее интересных из них. Дети познакомятся с независимостью числа от направления счета, будет упражняться в умении и создавать его из частей.
714
715
* См. раздел «Природа». Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Некоторые дети в этом возрасте совершают с родителями увлекательные поездки или посещают музеи, памятные места своего города. Их впечатления могут быть перенесены в сюжеты детских игр. Для начала воспитатель может оживить их воспоминания, рассказывая о каких-либо интересных событиях. Так, опираясь на впечатления детей, можно создавать новые сюжеты игр. Педагог может направить привычный сюжет игры, например, «в семью» в новое русло: подключившись к игре в роли бабушки, которая предлагает совершить автобусную экскурсию по Москве (или городу, в котором живут дети). Для создания соответствующей обстановки можно повесить в игровой комнате картины с видами города, или наоборот, представить несколько малознакомых детям мест, рассказав о них детям. После «экскурсии» семья может «посетить» кафе-мороженое, «побывать» в зоопарке и пр. Можно придумать вместе с_ детьми другой сюжет: в город приехали «иностранцы» (в роли иностранцев могут быть сами дети или куклы, зверюшки и другие персонажи). Возможно, кто-то из детей захочет стать «экскурсоводом» и рассказать о своем городе и т. д. Главное, не делать игру массовой, не вовлекать всех детей, ведь такой сюжет может заинтересовать не более трех-четы-рех детей. ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Москва — столица» Задачи. Познакомить детей со столицей нашей Родины — Москвой, ее основными достопримечательностями. Продолжать знакомить детей с государственной символикой нашей страны (флагом, гербом). Предварительная работа. Рассматривание фотографий и альбомов о Москве. Материалы, инструменты, оборудование. Плакат «Московский Кремль». 716 Содержание занятия. Воспитатель рассказывает детям, что в каждой стране много городов, но один из них, в котором работают люди, которые руководят, управляют всей страной, является главным и называется столицей. В нашей стране столица — Москва. Главный руководитель нашей страны — президент — работает в Москве, в Кремле. Воспитатель показывает детям изображение Московского Кремля. Обращает внимание детей на то, что Кремль окружен толстыми кирпичными стенами с башнями. Рассказывает, что Московский Кремль, также и кремли других городов нашей страны, был построен как крепость, защищавшая жителей от нападения врагов. Его тщательно укрепляли, делали мощные стены — толщиной до шести с половиной метров. Такие стены были очень прочными, и даже пушки не могли их пробить. Сверху на стене получался широкий проход, на котором находились защитники города. Внешняя сторона крепостной стены завершается кирпичными зубцами — «ласточкиными хвостами». За такими зубцами удобно прятаться и стрелять. В каждом зубце сделаны узкие окошки — «бойницы». Через такие бойницы защитники города стреляли по врагам из луков и старинных ружей. Внизу в стене сделаны углубления в форме арок для «подошвенного боя». Там находись отверстия, через которые стреляли из пушек. (Воспитатель обсуждает с детьми, что такое «подошвенный бой», почему так назывались бойницы, обычно расположенные внизу, около земли.) В кремлевской сте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|