КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала
«Башни Кремля» Задачи. Закрепить представления детей о Кремле как старинной крепости. Познакомиться с разнообразием башен Московского Кремля. Закрепить умение строить по предложенному элементарному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя индивидуальные постройки детей. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением Московского Кремля (крепостная стена с башнями) или того, который есть в вашем городе. Рассказ воспитателя о Московском Кремле на занятии по познанию окружающего мира. Воспитатель заранее сообщает детям, что сегодня на занятии они будут строить старинный Кремль. Материалы, инструменты и оборудование. Иллюстрация с изображением старинного Кремля, картинки-схемы разнообразных башен (см. рис.), набор строительного материала на каждого ребенка. Содержание занятия. Педагог начинает занятие с повторного рассматривания иллюстрации Кремля, спрашивая детей: зачем были нужны такие высокие и толстые стены, почему башни выше стен, для чего они использовались, активизируя тем самым представления детей, полученные ранее. Воспитатель предлагает детям построить на ковре большой старинный Кремль. Она сообщает детям, что они могут выбрать одну из кар- 719 тинок-схем строительства башни или придумать свою башню. Тот, кто не хочет строить башню, может заняться строительством крепостной стены между башнями или сооружением ворот для входа. Уточняет у детей, кто из них что будет делать, помогает детям разместиться на ковре так, чтобы они сидели по кругу, не мешая работать друг другу, и чтобы потом можно было соединить все башни между собой «крепостной стеной» с воротами. Перед тем как дети начнут строить, рассматриваются одна-две схемы, вспоминается, какие детали строительного материала обозначены какими геометрическими фигурами; ставятся ориентиры, задающие направления выстраивания стен (без этого стены будут кривыми).
После этого дети возводят свои постройки самостоятельно. Педагог может быть занят организацией взаимодействия между детьми, работающими рядом (например, строящих башню, ворота и часть стены), при запросе детей — оказывает необходимую помощь. Когда общая постройка будет готова, она рассматривается. Выделяются башни и ворота, построенные по схеме и по своему замыслу; отмечаются те дети, кто трудился дружно и слаженно. Воспитатель отмечает, что, благодаря терпению и тому, что все объединились, дружно работали — мы смогли быстро соорудить такую прекрасную постройку. Просит детей вспомнить, какие пословицы и поговорки по этому поводу они знают. («Терпенье и труд все перетрут», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».)
Педагог выражает надежду на то, что как дети дружно строили, так же дружно они и поиграют со своей постройкой. Постройка остается на ковре до вечера для свободных игр детей. В процессе игр сооружение может перестраиваться.
720
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «Город чудный, город древний» Задачи. Расширять представления детей о Москве — столице России. Вызывать у детей эмоциональный отклик на поэтическое описание Москвы, интерес к столице России. Познакомить с пословицами и поговорками, отражающими отношение людей к столице. Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изображением общего вида Московского Кремля, Спасской башни, Колокольни Ивана Великого, соборов Московского Кремля, Царь-пушки, Царь-колокола. Запись песни «Моя Москва» И. Дунаевского и М. Ли-сянского.
Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня мы поговорим о Москве — столице нашей Родины, главном городе России. Она важна для всех людей, которые живут в России. Еще А. С. Пушкин, который жил очень давно, писал: Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось, Как много в нем отозвалось!.. — Москва — удивительно красивый город. Существует такая пословица: «Кто в Москве не бывал — красоты не видал». А еще так говорят: «Москва от глаз далека, а сердцу близка». Часто люди называют ее «матушка- Москва». — Есть такое стихотворение о Москве, которое знают все люди, живущие в России,— говорит педагог. — Это стихотворение Федора Глинки «Город чудный, город древний»: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. На твоих церквах старинных Вырастают дерева; 721 Глаз не схватит улиц длинных... Это матушка Москва! Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку У Ивана-звонаря?.. Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпы кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот?! ...Процветай же славой вечной, Город храмов и палат! Град срединный, град сердечный, Коренной России град! После чтения воспитатель рассказывает детям, что Москва стоит на семи холмах, на берегу реки с тем же названием. Издавна Москву украшали красивые храмы, церкви, дворцы. Недаром говорили про Москву — белокаменная, златоглавая. (Показываются изображения соборов Московского Кремля.) И сейчас в Москве много старинных церквей, а на улицах Москвы сохранилось немало домов, построенных еще много лет назад. А сейчас строится много новых красивых зданий, жилых домов, школ, детских садов, поликлиник и др. В самом центре Москвы стоит древний Кремль. Вы видели по телевизору башни Кремля, слышали бой часов на Спасской башне. Именно с этого начинаются телевизионные программы, посвященные наиболее важным событиям в стране. Любой человек, который приходит в Кремль, обязательно хочет посмотреть на «Ивана-звонаря», на Царь-колокол и Царь-пушку. (Показ иллюстраций колокольни Ивана Великого, Царь-пушки, Царь-колокола.) «Иваном-звонарем» называют колокольню Ивана Великого. Раньше это была самая высокая колокольня в Москве. Чтобы разглядеть ее купол — «златую шапку» — нужно высоко поднять голову.
Далее педагог продолжает: «В давние времена каждый входящий в Кремлевские ворота снимал шапку в знак уважения к матушке-Москве. Послушайте стихотворение Ф. Глинки еще раз и попытайтесь представить себе этот древний чудный город, близкий сердцу каждого человека, живущего в нашей стране, в России». Воспитатель повторно читает стихотворение и предлагает детям выучить первое четверостишие. Завершается занятие слушанием в грамзаписи песни «Моя Москва» (композитор И. Дунаевский и поэт М. Лисянский), которая является гимном Москвы. 722
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|