Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЛЕПКА сюжетная коллективная




«Мы на луг ходили, мы лужок лепили»

Задачи. Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насеко­мых, передавая характерные особенности строения и окраски; прида­вая поделке устойчивость (укреплять на каркасе из палочек, трубочек, зубочисток, проволоки), развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать интерес к живой природе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репро­дукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассма-

741

тривание изображений луговых растений, эскизные зарисовки цвет­ковых растений сухими материалами (карандаши, уголь, сангина); бе­седа о луговых насекомых и растениях с опорой на предыдущее за­нятие по ознакомлению с природой; беседа о том, что делают на лу­гу взрослые люди (пасут коров, лошадей, овец, ставят ульи для пчел, косят сено, заготавливая корм для животных и пр.), чем могут зани­маться дети (любоваться цветами, рисовать, фотографировать, помо­гать взрослым). Подготовка основы для лепной панорамы «Мы на луг ходили» (деревянная дощечка или крышка от картонной короб­ки покрывается слоем пластилина — зеленого, коричневого, желто­го). Подготовка композиционной основы.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пуговицы — (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых — глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейльные трубочки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков).

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям две-три ре­продукции или фотографии с изображением весеннего луга (например А. Васильева), вспоминает их поход на луг. И предлагает создать свой луг — красивый, зеленый с яркими цветами и разными насекомыми. Этот луг украсит нашу группу и порадует родителей. Кроме того, он по­служит декорацией для спектакля или игры.

Воспитатель спрашивает детей, что растет и кто живет на лугу и уточняет ответы (разные травы и цветы — ромашка, колокольчик, мак, одуванчик...). Предлагает каждому ребенку задумать и вылепить для общего луга какое-нибудь растение и насекомое.

Дети рассматривают изображения луговых растений, уточняя осо­бенности их внешнего вида (строение и окраска лепестков, изгиб и толщина стебля, форма листьев). На примере двух-трех цветов вос­питатель показывает, каким образом можно передать характерные особенности растения в скульптурном образе (выбрать пластилин подходящего цвета, создать исходную обобщенную форму венчика, моделировать характерные детали подходящим способом — вытяги­вать и сплющивать лепестки или заострять и загибать...).

Показывает детям незавершенную панораму — основу будущей ком­позиции и помещает на нее несколько вылепленных заранее растений. Обращает внимание детей на то, что цветы стоят на тонких ножках — стебельках, но не падают. Дети высказывают свои предположения о том, как такого эффекта можно добиться в лепке. Воспитатель уточняет отве­ты (нужно использовать каркас — проволоку, палочку, трубочку, зубочи­стку — подобрать нужного цвета или облепить пластилином).

Затем воспитатель размещает на панораме несколько вылепленных заранее насекомых (жука, бабочку, гусеницу), некоторые части тела ко­торых исполнены из бытовых материалов — глазки из пуговиц и бисе­ра, крылышки из фольги и фантиков, усики из проволоки и спичек.

742

Воспитатель дает установку каждому ребенку лепить свои фигурки, не похожие на те, что представлены на панораме и не повторяющие лепку друг друга, потому что на лугу все такое разное, каждый может «найти» и создать что-то свое.

Дети выбирают материал и начинают лепить. Воспитатель по ходу ра­боты напоминает о необходимости использования каркаса для прида­ния устойчивости вылепленным поделкам; помогает вспомнить особен­ности того или иного растения ил насекомого, показывает изображения.

По мере изготовления лепных растений и насекомых дети перено­сят их на общую панораму и устанавливают с помощью пластилиновых комков и трубочек для коктейля. Рассматривают композицию, любу­ются, дополняют мелкими деталями — вылепленными камешками, травинками, кустиками.

После занятия. Дети завершают оформление панорамы «Наш луг»; лепят по своему желанию лепят растения, насекомых и других мелких животных (мышек, цыплят, лягушат), добавляя цветные бусинки, бле­стки и т. п., придавая лугу «яркость», отличающую его от леса.

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Ветер-труженик»

Задачи. Формировать первоначальные представления детей об ис­пользовании и силе ветра.

Предварительная работа. Знакомство детей и экспериментирова­ние со свойствами ветра на занятии по ознакомлению с природой.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажная вертушка; са­модельный бумажный или настоящий веер; картинки с изображения­ми вентилятора, ветряной мельницы и ветряка, вырабатывающего элек­трическую энергию.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Л. Малоярославцевой «Ветер-ветрило»:

Ветер-ветрило,

Где тебя носило?'

743

Летал куда попало.

И все, видать, мало.

Волны волнуешь,

То ляжешь, то подуешь,

То пыль взвихришь,

То снова тишь. Закружишь мельницу,

Трава на поле стелется.

 Разлохматишь волосы,

Размоешь в небе полосы.

За тобой вдогонку

С лентами девчонки,

С вертушками мальчишки

И флюгер на крыше.

Воспитатель обсуждает с детьми, как найти ветер; как его можно увидеть и услышать. Например, от ветра колышется трава, цветы, лис­тья на деревьях; на воде от ветра появляются волны и рябь. Воспита­тель читает детям стихотворение Е. Благининой «Ветер» и вспоминает с детьми эксперименты, которые они проводили на занятии по озна­комлению с природой (дули на воду). Показывает детям бумажную вертушку и с ее помощью «находит» ветер в группе.

Вместе с детьми воспитатель вспоминает, что ветер может сорвать кепку или панамку с головы и унести ее; поднять с земли пыль и песок; вывернуть раскрытый зонтик.

Воспитатель читает детям закличку:

Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.

Вспоминает с детьми, как сильный ветер мешает нам идти, когда дует в лицо, или, наоборот, подгоняет, заставляет идти быстрее, когда дует в спину. Педагог рассказывает детям, что очень сильный ветер мо­жет согнуть или даже сломать деревья, сбить человека с ног, сорвать крыши с домов. Он называется ураганом.

Воспитатель обсуждает с детьми, за что мы любим ветер. Вспомина­ет, что в жаркую погоду прохладный ветерок приятно обдувает, холо­дит. Люди придумали, как самим можно сделать ветер в жаркую пого­ду: обмахиваться веером или включить вентилятор. Предлагает детям попробовать самим обмахиваться веером, попробовать, почувствуют ли они ветер. Вместе с детьми делает вывод, откуда берется ветер: воз­дух перемещается и создает ветер.

Затем педагог спрашивает детей: «А может ли ветер трудиться?» Вспо­минает с ними, как «трудилась» вода — крутила мельничное колесо, ко­торое размалывает зерна и превращает их в муку. Показывает детям кар­тинку с изображением ветряной мельницы, рассказывает, что раньше ве­тряных мельниц было очень много, а сейчас эту работу выполняют

744

машины, которые работают на электричестве. Но с помощью ветра мож­но также получить электричество. Воспитатель показывает картинку с изображением ветряка и говорит, что вместо мельниц люди теперь стро­ят ветряки. Ветер крутит лопасти ветряка, а они заставляют крутиться электрическую машину, которая вырабатывает электрический ток.

Затем педагог спрашивает у детей, помнят ли они, где еще работает ветер. Читает детям закличку:

Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок, От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек.'

Вспоминает с ними, как ветер надувает парус и гонит по воде ко­раблик.

В заключение занятия воспитатель вспоминает с детьми, как ветер помогает людям и как может принести вред.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА

1. В песочнице нельзя бросаться песком: он может попасть в глаза.

2. Если дует сильный ветер, то легкие предметы, которые он может унести, нужно укреплять: бумагу прижать камнями, к скатерти прикрепить по четырем углам грузы, шапку завязать завязками.

3. Если вы нашли чью-то вещь, отдайте воспитателю, чтобы он на­
шел того, кому она принадлежит.

4. Не все вещи, которые валяются на земле, можно подбирать. Слу­чайно найденную еду, например, ни в коем случае нельзя есть.

5. Нужно договариваться друг с другом, кто где играет, и не мешать
другим.

После занятия. На занятии по конструированию дети создают бу­мажных змеев.

 

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги

«Воздушный змей»

Задачи. Учить новому способу складывания бумаги — по диагона­ли и в разных направлениях. Развивать творческие способности при оформлении поделки.

Инструменты, материалы и оборудование. Квадратные листы бумаги со стороной примерно 25—30 см, длинные шнуры или толстые нитки, цветная и гофрированная бумага, клей, ножницы.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям картинки с разными видами воздушных змеев, дельтапланов, планеров. Он рас-

745

сказывает детям о том, что воздуш­ный змей — самый древний из лета­тельных аппаратов. Придумали воз­душных змеев в Китае: там их дела­ли в виде драконов, птиц или бабочек, ярко раскрашивали, приде­лывали им длинные хвосты. Змей имел длинный шнур. Держа его в ру­ке, человек должен быть быстро бе­жать, тогда ветер подхватывал змея и поднимал его ввысь. Позже эта иг­рушка прижилась и в других странах. Однажды один английский изобре­татель заметил, что если сделать

змею крылья и хвост, он сможет подниматься в воздух без ветра и шнура. Так был придуман планер — небольшой легкий самолет без мотора, который мог подниматься в воздух силой ветра. А современ­ные изобретатели, глядя на воздушного змея, придумали большое крыло, способное поднимать в воздух человека. Это крыло называ­ется дельтаплан. Возможно, некоторые из вас видели эти летатель­ные аппараты. Вот как послужила людям простая игрушка.

Воспитатель спрашивает детей, хотели бы они научиться мастерить воздушных змеев и потом запускать их на улице? Предлагает научить. Показывает один-два варианта готовых воздушных змеев. Объясняет и показывает процесс изготовления основы: «Квадрат бумаги склады­вается по диагонали, т. е. совмещая противоположные углы. Сгиб хо­рошо проглаживается и вновь разворачивается. Затем каждый угол за­гибается так, чтобы его край совместился с линией сгиба. После этого небольшие уголки отгибаются в противоположную сторону». (Хоро­шо, если дети будут видеть еще и схему выполнения работы — см. рис.) Педагог спрашивает детей, как они хотели бы украсить своего змея, сделать его не похожим на других. Обсуждаются варианты.

Затем дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает помощь при затруднении в изготовлении или дает совет по оформлению змея.

В конце занятия все поделки рассматриваются, педагог спрашивает самих детей, чей змей им понравился больше других и почему. Изго­товленные игрушки выносятся на прогулку и запускаются.

После занятия. На прогулке дети запускают в небо воздушных змеев.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...