ЛЕПКА сюжетная коллективная
«Мы на луг ходили, мы лужок лепили» Задачи. Учить детей лепить по выбору луговые растения (ромашку, василек, одуванчик, колокольчик, землянику, злаки, травы) и насекомых, передавая характерные особенности строения и окраски; придавая поделке устойчивость (укреплять на каркасе из палочек, трубочек, зубочисток, проволоки), развивать согласованность в работе глаз и рук; воспитывать интерес к живой природе. Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, репродукций, фотографий, изображающих весенний и летний луг; рассма- 741 тривание изображений луговых растений, эскизные зарисовки цветковых растений сухими материалами (карандаши, уголь, сангина); беседа о луговых насекомых и растениях с опорой на предыдущее занятие по ознакомлению с природой; беседа о том, что делают на лугу взрослые люди (пасут коров, лошадей, овец, ставят ульи для пчел, косят сено, заготавливая корм для животных и пр.), чем могут заниматься дети (любоваться цветами, рисовать, фотографировать, помогать взрослым). Подготовка основы для лепной панорамы «Мы на луг ходили» (деревянная дощечка или крышка от картонной коробки покрывается слоем пластилина — зеленого, коричневого, желтого). Подготовка композиционной основы. Материалы, инструменты, оборудование. Цветной пластилин, стеки, дощечки, салфетки матерчатые и бумажные, бисер и мелкие пуговицы — (для изображения тычинок, украшения лепестков и оформления мелких деталей насекомых — глазок, усиков, ножек); проволока, зубочистки, коктейльные трубочки, палочки (для устойчивых и гибких стебельков). Содержание занятия. Воспитатель показывает детям две-три репродукции или фотографии с изображением весеннего луга (например А. Васильева), вспоминает их поход на луг. И предлагает создать свой луг — красивый, зеленый с яркими цветами и разными насекомыми. Этот луг украсит нашу группу и порадует родителей. Кроме того, он послужит декорацией для спектакля или игры.
Воспитатель спрашивает детей, что растет и кто живет на лугу и уточняет ответы (разные травы и цветы — ромашка, колокольчик, мак, одуванчик...). Предлагает каждому ребенку задумать и вылепить для общего луга какое-нибудь растение и насекомое. Дети рассматривают изображения луговых растений, уточняя особенности их внешнего вида (строение и окраска лепестков, изгиб и толщина стебля, форма листьев). На примере двух-трех цветов воспитатель показывает, каким образом можно передать характерные особенности растения в скульптурном образе (выбрать пластилин подходящего цвета, создать исходную обобщенную форму венчика, моделировать характерные детали подходящим способом — вытягивать и сплющивать лепестки или заострять и загибать...). Показывает детям незавершенную панораму — основу будущей композиции и помещает на нее несколько вылепленных заранее растений. Обращает внимание детей на то, что цветы стоят на тонких ножках — стебельках, но не падают. Дети высказывают свои предположения о том, как такого эффекта можно добиться в лепке. Воспитатель уточняет ответы (нужно использовать каркас — проволоку, палочку, трубочку, зубочистку — подобрать нужного цвета или облепить пластилином). Затем воспитатель размещает на панораме несколько вылепленных заранее насекомых (жука, бабочку, гусеницу), некоторые части тела которых исполнены из бытовых материалов — глазки из пуговиц и бисера, крылышки из фольги и фантиков, усики из проволоки и спичек. 742 Воспитатель дает установку каждому ребенку лепить свои фигурки, не похожие на те, что представлены на панораме и не повторяющие лепку друг друга, потому что на лугу все такое разное, каждый может «найти» и создать что-то свое.
Дети выбирают материал и начинают лепить. Воспитатель по ходу работы напоминает о необходимости использования каркаса для придания устойчивости вылепленным поделкам; помогает вспомнить особенности того или иного растения ил насекомого, показывает изображения. По мере изготовления лепных растений и насекомых дети переносят их на общую панораму и устанавливают с помощью пластилиновых комков и трубочек для коктейля. Рассматривают композицию, любуются, дополняют мелкими деталями — вылепленными камешками, травинками, кустиками. После занятия. Дети завершают оформление панорамы «Наш луг»; лепят по своему желанию лепят растения, насекомых и других мелких животных (мышек, цыплят, лягушат), добавляя цветные бусинки, блестки и т. п., придавая лугу «яркость», отличающую его от леса.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Ветер-труженик» Задачи. Формировать первоначальные представления детей об использовании и силе ветра. Предварительная работа. Знакомство детей и экспериментирование со свойствами ветра на занятии по ознакомлению с природой. Материалы, инструменты, оборудование. Бумажная вертушка; самодельный бумажный или настоящий веер; картинки с изображениями вентилятора, ветряной мельницы и ветряка, вырабатывающего электрическую энергию. Содержание занятия. Воспитатель читает детям стихотворение Л. Малоярославцевой «Ветер-ветрило»: Ветер-ветрило, Где тебя носило?' 743 Летал куда попало. И все, видать, мало. Волны волнуешь, То ляжешь, то подуешь, То пыль взвихришь, То снова тишь. Закружишь мельницу, Трава на поле стелется. Разлохматишь волосы, Размоешь в небе полосы. За тобой вдогонку С лентами девчонки, С вертушками мальчишки И флюгер на крыше. Воспитатель обсуждает с детьми, как найти ветер; как его можно увидеть и услышать. Например, от ветра колышется трава, цветы, листья на деревьях; на воде от ветра появляются волны и рябь. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Благининой «Ветер» и вспоминает с детьми эксперименты, которые они проводили на занятии по ознакомлению с природой (дули на воду). Показывает детям бумажную вертушку и с ее помощью «находит» ветер в группе.
Вместе с детьми воспитатель вспоминает, что ветер может сорвать кепку или панамку с головы и унести ее; поднять с земли пыль и песок; вывернуть раскрытый зонтик. Воспитатель читает детям закличку: Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. Вспоминает с детьми, как сильный ветер мешает нам идти, когда дует в лицо, или, наоборот, подгоняет, заставляет идти быстрее, когда дует в спину. Педагог рассказывает детям, что очень сильный ветер может согнуть или даже сломать деревья, сбить человека с ног, сорвать крыши с домов. Он называется ураганом. Воспитатель обсуждает с детьми, за что мы любим ветер. Вспоминает, что в жаркую погоду прохладный ветерок приятно обдувает, холодит. Люди придумали, как самим можно сделать ветер в жаркую погоду: обмахиваться веером или включить вентилятор. Предлагает детям попробовать самим обмахиваться веером, попробовать, почувствуют ли они ветер. Вместе с детьми делает вывод, откуда берется ветер: воздух перемещается и создает ветер. Затем педагог спрашивает детей: «А может ли ветер трудиться?» Вспоминает с ними, как «трудилась» вода — крутила мельничное колесо, которое размалывает зерна и превращает их в муку. Показывает детям картинку с изображением ветряной мельницы, рассказывает, что раньше ветряных мельниц было очень много, а сейчас эту работу выполняют 744 машины, которые работают на электричестве. Но с помощью ветра можно также получить электричество. Воспитатель показывает картинку с изображением ветряка и говорит, что вместо мельниц люди теперь строят ветряки. Ветер крутит лопасти ветряка, а они заставляют крутиться электрическую машину, которая вырабатывает электрический ток. Затем педагог спрашивает у детей, помнят ли они, где еще работает ветер. Читает детям закличку: Мотылек- витилек, Принеси нам ветерок, От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек.' Вспоминает с ними, как ветер надувает парус и гонит по воде кораблик.
В заключение занятия воспитатель вспоминает с детьми, как ветер помогает людям и как может принести вред. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА 1. В песочнице нельзя бросаться песком: он может попасть в глаза. 2. Если дует сильный ветер, то легкие предметы, которые он может унести, нужно укреплять: бумагу прижать камнями, к скатерти прикрепить по четырем углам грузы, шапку завязать завязками. 3. Если вы нашли чью-то вещь, отдайте воспитателю, чтобы он на 4. Не все вещи, которые валяются на земле, можно подбирать. Случайно найденную еду, например, ни в коем случае нельзя есть. 5. Нужно договариваться друг с другом, кто где играет, и не мешать После занятия. На занятии по конструированию дети создают бумажных змеев.
КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Воздушный змей» Задачи. Учить новому способу складывания бумаги — по диагонали и в разных направлениях. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Инструменты, материалы и оборудование. Квадратные листы бумаги со стороной примерно 25—30 см, длинные шнуры или толстые нитки, цветная и гофрированная бумага, клей, ножницы. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям картинки с разными видами воздушных змеев, дельтапланов, планеров. Он рас- 745 сказывает детям о том, что воздушный змей — самый древний из летательных аппаратов. Придумали воздушных змеев в Китае: там их делали в виде драконов, птиц или бабочек, ярко раскрашивали, приделывали им длинные хвосты. Змей имел длинный шнур. Держа его в руке, человек должен быть быстро бежать, тогда ветер подхватывал змея и поднимал его ввысь. Позже эта игрушка прижилась и в других странах. Однажды один английский изобретатель заметил, что если сделать змею крылья и хвост, он сможет подниматься в воздух без ветра и шнура. Так был придуман планер — небольшой легкий самолет без мотора, который мог подниматься в воздух силой ветра. А современные изобретатели, глядя на воздушного змея, придумали большое крыло, способное поднимать в воздух человека. Это крыло называется дельтаплан. Возможно, некоторые из вас видели эти летательные аппараты. Вот как послужила людям простая игрушка. Воспитатель спрашивает детей, хотели бы они научиться мастерить воздушных змеев и потом запускать их на улице? Предлагает научить. Показывает один-два варианта готовых воздушных змеев. Объясняет и показывает процесс изготовления основы: «Квадрат бумаги складывается по диагонали, т. е. совмещая противоположные углы. Сгиб хорошо проглаживается и вновь разворачивается. Затем каждый угол загибается так, чтобы его край совместился с линией сгиба. После этого небольшие уголки отгибаются в противоположную сторону». (Хорошо, если дети будут видеть еще и схему выполнения работы — см. рис.) Педагог спрашивает детей, как они хотели бы украсить своего змея, сделать его не похожим на других. Обсуждаются варианты.
Затем дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает помощь при затруднении в изготовлении или дает совет по оформлению змея. В конце занятия все поделки рассматриваются, педагог спрашивает самих детей, чей змей им понравился больше других и почему. Изготовленные игрушки выносятся на прогулку и запускаются. После занятия. На прогулке дети запускают в небо воздушных змеев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|