Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы, инструменты, оборудование.




Демонстрационный ма­ териал:

Металлическая доска или два фланелеграфа. Девять больших кружков (диаметр около 8 см). Десять маленьких кружков (диаметр около 2 см). Числа от 0 до 10 в двух экземплярах. Различные элементы одежды для переодевания.

Раздаточный материал:

Листы из тетради в клетку, на которых изображены контуры той или иной фигуры (треугольника, квадрата, круга) в количествах от трех до пяти.

Цветные карандаши или фломастеры.

Содержание занятия. В начале занятия воспитатель уточняет с де­тьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).

В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске, начиная с занятия № 27.

На верхней части доски (фланелеграфа) расположены в ряд на зна­чительном расстоянии один от другого девять больших кружков, на­пример, зеленого цвета. Ниже этого ряда расположен ряд из десяти ма­леньких кружков другого цвета, стоящих близко один к другому (поч­ти без интервалов). Воспитатель спрашивает: «Каких кружков больше, каких меньше, а может быть их поровну?» Дети рассуждают, пересчи­тывают кружки и говорят: «Десять маленьких больше, а девять боль­ших — меньше». Ставят числа 9 и 10.

Воспитатель убирает кружки и соответствующие цифры с доски, не­заметно для детей прячет один большой и два маленьких кружка. Рису­ет (или обозначает на двух фланелеграфах) большой круг и большой квадрат. Приглашает две пары детей, первой паре дает большие кружки и просит разместить их по кругу. Второй паре дает маленькие кружки и просит разместить их по квадрату. В случае необходимости воспита­тель помогает детям. После того как кружки расставлены, воспитатель просит детей определить, с какого кружка начнем считать в том и дру­гом случае, где поставить «точки отсчета». Затем первая пара, стоящая у доски, считают кружки, дотрагиваясь до каждого, вся группа считает

747

с ними. Пересчитав, кладут в центр круга цифру 8. Вторая пара точно так же считает по квадрату и кладет цифру 8 в середину квадрата.

Воспитатель обращает внимание детей на форму расположения предметов — по кругу и по квадрату, и на цифры внутри: «Тут по кругу, тут по квадрату, а все равно поровну, восемь и восемь».

Дети убирают кружки и цифры с доски и садятся.

Воспитатель просит всех закрыть глаза, и сама расставляет восемь кружков (больших или маленьких) в виде любой другой фигуры (тра­пеции или ромба). Дети открывают глаза, точно также ставится «точ­ка отсчета», осуществляется пересчет и ставится цифра 8. Воспита­тель: «Кружки у нас были расставлены по кругу и по квадрату и вот так по трапеции1, но их каждый раз было по восемь, поровну».

Воспитатель раздает каждому ребенку заранее заготовленный лист бумаги в клетку, на котором изображены в ряд контуры той или иной фигуры (треугольника, квадрата, круга) в количествах от трех до пяти. На одном листочке, например, пять кружков, на другом три кружка, на третьем — четыре треугольника, на пятом — пять квадратов и т. п.

Воспитатель предлагает детям закрасить фигурки карандашами или фломастерами двух цветов, чтобы получились варианты состава чисел пять, три, четыре в соответствии с количеством изображенных на лис­те фигур.

Затем воспитатель просит отдельных детей назвать свои варианты. Например: «У меня пять кружков, два красных, три синих». Воспита­тель, обращаясь к детям: «У кого такой же вариант состава числа пять, встаньте и покажите ваши листочки». Возможны различные случаи вы­сказываний детей: «У меня тоже два и три, но два зеленых и три жел­тых»; «У меня тоже два и три, но два синих, три красных» и т. Л.

Аналогичным образом разбираются варианты состава числа пять, а также варианты состава чисел три и четыре.

Воспитатель предлагает детям (до 10 человек) нарядиться, исполь­зуя различные элементы одежды, находящиеся в «Уголке ряжения». Переодетые встают в ряд около доски лицом к другим детям. Воспита­тель предлагает кому-то из сидящих детей выйти и пересчитать стоя­щих, дотрагиваясь до каждого. Воспитатель: «Вы услышали сколько вас? Сколько?» Например: «Восемь». Дети, сидящие за столами, под­тверждают. Воспитатель предлагает стоящим детям пересчитаться. Де­ти громко пересчитываются, пользуясь порядковыми числительными: первый, второй, третий и так далее. Воспитатель предлагает сидящим детям посчитать, сколько стоит девочек, затем сколько мальчиков; спрашивает детей, кого больше — девочек или мальчиков, кого мень­ше — мальчиков или девочек. Воспитатель вместе с сидящими детьми задает вопросы стоящим детям, например: «Девочка в красном платоч­ке, ты какая по счету?» Девочка отвечает: «Я — пятая». «Мальчик в фу­ражке, ты какой по счету?» Мальчик: «Я — седьмой». Воспитатель:

Воспитатель не требует от детей использования в речи слова «трапеция».

748

«Поменяйтесь местами, мальчик в фуражке, и, девочка в красном пла­точке. Какая ты теперь по счету, девочка в красном платочке?» Ребенок может ответить «не знаю» или ошибиться. Сидящие дети хором назы­вают его порядковый номер в ряду. Аналогичным образом воспитатель переставляет еще две-три группы детей из двух человек.

Затем предлагает сидящим детям придумать поручения — задания стоящим у доски. Например, «Седьмой по счету мальчик в пиджаке, подпрыгни пять раз»; «Вторая по счету девочка в сарафане, скажи — к кому прилетал Карлсон, который живет на крыше» и т. п. Каждый раз дети оценивают правильно ли выполнено задание.

Воспитатель спрашивает детей:

— Кто бы хотел почитать стихи Александра Сергеевича Пушкина из сказки «О царе Салтане» — вдвоем или втроем?

Выходят, например, трое детей. Воспитатель предлагает им выбрать стихотворение, которое им нравится, которое они хотят сами прочи­тать. Дети называют и читают выбранное четверостишие. Методика чтения представлена в занятиях № 27, 28, 29, 30.

На столе у воспитателя лежат три коробочки разного размера и раз­ного цвета: со спичечный коробок, в пол спичечного коробка, в два спи­чечных коробка. Самая маленькая коробочка — самая тяжелая, в ней ле­жит завернутый в вату камушек побольше, чем в коробочке среднего размера; а самая большая — пустая, она самая легкая. Коробочки разно­го цвета, например, большая — красная, средняя — желтая, маленькая — зеленая. На столе также лежат кружки того же цвета, что и коробочки.

К столу выходят двое детей и каждый из них по очереди взвешивает в руках коробочки, определяя самую тяжелую, полегче и самую легкую. Первый взвешивает коробочки по одной, определяет их соотношение от самой тяжелой к самой легкой, а второй ребенок выкладывает на до­ске кружки, соответствующие цвету коробочек, в нашем случае: зеле­ный, желтый, красный. Второй ребенок, в свою очередь, тоже взвеши­вает коробочки на руках и подтверждает соответствие выложенного ря­да кружков весу коробочек.

Выходит другая пара детей, точно так же взвешивает, но выкладыва­ет кружки в соответствии с рядом от самой легкой до самой тяжелой коробочки.

После занятия воспитатель дает возможность всем желающим де­тям проверить вес коробочек.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...