Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование функций черепных нервов




 

Функции черепных нервов неравноценны по физиологической значимости. Одни нервы выполняют двигательные функции, на­пример обеспечивают мимические движения, другие нервы входят и систему органов чувств. Изучение функции черепных нервов имеет большое значение для оценки неврологического статуса. Начинать исследование надо с оценки состояния первой пары.

Исследование обонятельного нерва проводят при помощи на­бора склянок с ароматическими веществами (духи, камфара, на­стойка валерианы). Каждый носовой ход обследуют отдельно. Новорожденные и дети раннего возраста на резкие запахи реаги­руют выражением неудовольствия: отворачиваются, плачут, морщатся. В патологических случаях можно отметить понижение обоняния (гипосмия), иногда наоборот, обострение обоняния - гиперосмию (во время менструации, беременности). Для человека острота обоняния не имеет существенного значения.

В неврологии исследуют зрительный нерв, оценивая остроту зрения, цветоощущение, поля зрения, глазное дно.

Остроту зрения исследуют при помощи специальных таблиц с нанесенными на них 10 рядами букв или различных картинок (для детей дошкольного возраста). Об остроте зрения у грудных детей судят по реакции ребенка на свет, по его способности фиксировать взгляд на ярких предметах, игрушках, следить за их перемещением. Цветоощущение исследуют с помощью специальных таблиц, а так­же цветовых картинок, фигур. Проверяют способность различать цвет и его оттенки. Поля зрения исследуют при помощи специаль­ного прибора - периметра. В норме границы полей зрения на белый цвет составляют кнаружи 90°, внутри 60°, книзу 70°, кверху 60°. В патологических случаях можно обнаружить концентрическое суже­ние полей зрения, выпадение отдельных его участков (скотомы), выпадение половины полей зрения (гемианопсия).

Исключительное значение в неврологии имеет исследование глазного дна, так как оно отражает многие болезненные процессы в головном мозге. Глазное дно исследует окулист при помощи офтальмоскопа. Обращают внимание на состояние соска зритель­ного нерва, сетчатки, сосудов.

Глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы исследуют одновременно, так как они выполняют общую функцию - осу­ществляют движения глазных яблок. Оценивая функции этих нер­вов, обращают внимание на подвижность глазных яблок гири взгля­де в стороны, вверх, вниз и подвижность верхнего века. Исследу­ют форму и размеры зрачка, его реакции на свет и аккомодацию. Определяют положение глазного яблока в глазнице: нет ли выпячивания (пучеглазие, или экзофтальм) или, наоборот, западении внутрь глазницы (энофтальм). Выясняют, не наблюдается ли \ больного двоения в глазах. Обращают внимание и на положение глазных яблок: срединное, отклоняющееся внутри (сходящееся косоглазие) или кнаружи (расходящееся косоглазие).

При исследовании тройничного нерва определяют его чувствительную и двигательную функции.

Исследуется чувствительность на симметричных участках лица(болевая, температурная и тактильная). Определяется, нет ли бо­лезненности в месте выхода ветвей тройничного нерва путем надавливания пальцем в области верхнеглазничного отверстия (глазная ветвь), нижнеглазничного отверстия на щеке (верхне­челюстная ветвь), подбородочного отверстия на нижней челюсти (нижнечелюстная ветвь).

Во время исследования двигательной порции нерва, проходящей в составе нижнечелюстной ветви, определяют тонус и степень сокра­щаемости жевательных мышц (височных - в области височных ямок, жевательных - спереди от ушных раковин). Исследуют рефлексы - надбровный, корнеальный, конъюнктивальный и нижнечелюстной.

При исследовании функции лицевого нерва оценивают сим­метричность выраженности лобных и носогубных складок и сим­метричность глазных щелей. Выясняют, может ли больной вытя­гивать губы хоботком, свистеть и производить оскал зубов. Опре­деляют особенности слезо- и слюноотделения (влажность или су­хость слизистых оболочек глаз и ротовой полости), вкусовую чув­ствительность на передних 2/з языка.

При исследовании слухового нерва проверяют остроту слуха и способность к локализации источника звуков. Остроту слуха оп­ределяют для каждого уха отдельно. Обследуемого просят за­крыть глаза и шепотом на расстоянии произносят отдельные сло­ва или фразы. Устанавливают максимальное расстояние, при ко­тором слова воспринимаются правильно. Слух считают нормаль­ным, если шепотная речь воспринимается с расстояния 5 м. Более детально остроту слуха исследуют с помощью аудиографии, что позволяет получить в графическом изображении восприятие от­дельных тонов по частоте и громкости.

У новорожденных и детей в первые месяцы жизни о сохран­ности слуха судят по их реакции на резкий звуковой раздражи­тель (хлопок в ладони). В ответ на такой звук слышащий ребе­нок отвечает смыканием век, реакцией испуга, двигательным беспокойством, поворотом головы. По мере роста и развития ребенок начинает реагировать на голос матери, а затем и на другие звуки. Осуществляют также исследование воздушной и костной проводимости звука при помощи звучащего камертона.

При определении локализации звука обследуемый с закрыты­ми глазами должен определить направление источника звука.

Для оценки функции вестибулярного нерва выясняют, нет лиголовокружения, нистагма, нарушений координации движений. Головокружение может возникать приступообразно, усиливаться при взгляде вверх и при резких поворотах головы.

Языко-глоточный и блуждающий нервы исследуют одновремен­но, так как они совместно обеспечивают чувствительную и двига­тельную иннервацию глотки, гортани, мягкого нёба, вкусовую чувст­вительность задней трети языка, секреторную иннервацию околоуш­ной слюнной железы. Выявляют чувствительность глотки, гортани, определяют вкусовую чувствительность языка, используя сладкие, кислые, горькие вещества; исследуют функцию околоушной слюнной железы (сухость слизистых оболочек или, наоборот, слюнотечение). Оценивают звучание голоса (нет ли охриплости, гнусавого оттенка, снижения звучности голоса - гипо- или афонии). Определяют функ­цию мышц глотки - не затруднено ли глотание, не затекает ли пища в полость носа; исследуют глоточный и нёбный рефлексы.

При исследовании функции добавочного нерва больному предлагают повернуть голову в сторону (вправо, влево), пожать плечами, сблизить лопатки. При этом оценивают функции груди-ноключично-сосцевидной мышцы, которая обеспечивает наклон головы набок с поворотом лица в противоположную сторону, и трапециевидной, обеспечивающей поднимание плеча и лопатки вверх (пожимание плечами, оттягивание плечевого пояса кзади и приведение лопатки к позвоночнику).

Подъязычный нерв иннервирует мышцы языка. При анализе функций этого нерва определяют положение языка в полости рта и при высовывании (язык по средней линии или сдвигается в сторону), подвижность языка (вверх, вниз, в стороны), тонус мышц языка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...