Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расстройства праксиса (апраксии)




 

Праксис (греч. pragma - действие) - сложный комплекс аналитико-синтетических процессов, направленных на организацию це­лостного двигательного акта. Праксис - это автоматизированное выполнение заученных движений. Для выполнения таких движений «на едином дыхании» необходимы достаточная зрительно-прост­ранственная ориентировка и постоянное поступление информа­ции о ходе выполняемых действий.

Расстройства праксиса называются апраксиями. Апраксии -своеобразные нарушения движений, при которых не наблюдается параличей. Различают три основных типа апраксии: моторную, или эфферентную, зрительно-пространственную и кинестетиче­скую, или афферентную. Нарушения речевого праксиса рассматри­ваются отдельно.

При моторной (эфферентной) апраксии больной утрачивает способность совершать привычные, ставшие автоматизированны­ми действия. К таким действиям относятся причесывание, застеги­вание пуговиц, завязывание шнурков, еда с помощью ложки, чистка зубов и множество других. Характерно, что у больного с моторной аттраксией отсутствуют параличи, сохранены произвольные движе­ния. Но он словно забывает, как надо причесываться, как пользо­ваться ложкой, как надевать рубашку и т.д.

Моторная апраксия наблюдается при поражении нижнетемен­ных отделов коры мозга.

При нарушении своевременности смены одних действий дру­гими наблюдается своеобразное застревание на одних и тех же действиях: больной не способен завершить начатый двигательный акт. Например, получив задание показать, как размешивают сахар в стакане с чаем и потом пьют чай с ложечки, больной правильно демонстрирует первую операцию (размешивание), но не может переключиться на выполнение второй части задания. Более про­стая проба - чередование дви­жений: постукивание по столу сначала ребром ладони, потом ладонной поверхностью, потом кулаком. Оказывается, больной не в состоянии чередовать даже два действия. Аналогичные про­бы существуют и для лицевой мускулатуры, например попере­менное причмокивание губами и пощелкивание языком. Такого рода пробы важны для выявле­ния оральной (ротовой) апраксии при речевых нарушениях.

Нарушение своевременности переключения двигательных ко­манд наблюдается при поражении лобной доли.

Зрительно-пространственная, или конструктивная, апраксия заключается в нарушении целенаправленных действий вследствие

дефекта зрительно-пространст­венной ориентировки. Больной с такой формой апраксии не раз­личает правую и левую стороны, плохо понимает смысл предло­гов над, под, за, поэтому он не может, например, нарисовать лицо человека, изобразить ци­ферблат часов с определенным положением стрелок, сложить из спичек квадрат или треугольник. Конструктивная апраксия наблюдается при по­ражении теменно-височно-затылочной области.

Кинестетическая (афферент­ная) апраксия заключается в не­способности управлять движе­ниями вследствие утраты кон­троля за положением исполни­тельных органов. Главный де­фект - неумение придать произ­вольно определенную позу кисти, руке, языку, губам. Кинестетическая апраксия носит название «апраксии позы». Больному могут удаваться простейшие автома­тические позы, например высовывание языка, открывание рта, сжимание кисти в кулак. Однако он не в состоянии выполнить бо­лее сложные действия (вытягивание губ «трубочкой», оттопыривание мизинца и т.п.).

«Апраксия позы» нередко приводит к нарушению привычной жестикуляции. Если больного просят погрозить пальцем, то он машет рукой из стороны в сторону. Больной не может правильно держать руку при рукопожатии. Нарушения жестикуляции могут наблюдаться и при моторной апраксии. В этих случаях больной способен придать руке исходную позу; однако он не знает, что ему следует делать дальше.

Кинестетическая апраксия наблюдается при поражении темен­ной доли мозга.

 

Расстройства памяти

 

В памяти различают такие основные процессы, как запомина­ние, сохранение, воспроизведение и забывание.

Различают память произвольную и непроизвольную. Произ­вольная память может быть механической и осмысленной. Непро­извольная память, как правило, механическая. Наибольшее прак­тическое значение имеет произвольная память, главным образом осмысленная, поскольку на нее ложится основная нагрузка в про­цессе обучения.

В структурно-функциональной организации памяти следует выделить несколько моментов, которые являются опорными пунктами при исследовании. Во-первых, существует специфиче­ская и неспецифическая память. К специфическим относятся блоки памяти, расположенные в пределах каждого анализатора - зрительного, слухового, двигательного и т.д. Соответственно имеется слухо-речевая, зрительно-речевая память. Вкусовая и обонятельная память приобретает значение при обучении слепо­глухонемых.

В зависимости от поражения корковых зон того или иного анализатора могут избирательно страдать определенные формы специфической памяти.

Неспецифическая память включает в себя общие характеристи­ки запоминания и припоминания: скорость, объем, стойкость ос­тавленных следов (прочность фиксации материала). Скорость ус­воения, необходимое количество повторений, объем усвоенного в значительной степени зависят от деятельности глубинных отделов мозга, в частности структур, находящихся в поясной извилине.

Снижение памяти (гипомнезия) может наблюдаться как при нарушении запоминания, так и вспоминания. Полная потеряпа­мяти называется амнезией. Различают амнезию фиксации - резкое нарушение способности запоминания, антероградную амнезию утрату воспоминаний о событиях, имевших место у больного по­сле потери сознания или черепно-мозговой травмы; ретроградную амнезию - выпадение воспоминаний о событиях и переживаниях, имевших место до травмы или заболевания; амнестическую афа­зию - выпадение из памяти названий предметов при сохранности представлений об их назначении.

Гипермнезия - необычайно высокий уровень развития памяти - встречается реже амнезий. Обладающие такой памятью лица вос­производят во всех деталях воспринятые ими прежде события и предметы. Так, человек с эйдетической памятью запоминает и воспроизводит во всех деталях однажды прочитанный текст. Эй­детическая память характеризуется фотографичностью, нередко наблюдается у художников. Такая память является своеобразной особенностью здорового человека.

 

Расстройства мышления

 

Мышление - это социально обусловленный процесс поисков и от­крытия существенно нового, процесс опосредствованного и обоб­щенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.

Мышление можно также определить как совокупность внутрен­них операций, предвосхищающих или полностью заменяющих реальные действия с объектами. Различают несколько видов мышления: наглядно-действенное (практический анализ и синтез), наглядно-образное (оперирование наглядными образами), отвле­ченное (в форме абстрактных понятий).

Деятельность мышления всегда определенным образом мотиви­рована. Любой вид мышления связан с решением задач. Каждый раз необходимо проанализировать условия задачи, выбрать и ап­робировать пути ее решения. Начатое решение должно быть дове­дено до логического завершения. Важной операцией мышления является его обратимость - способность вернуться к начальной стадии и тем самым проверить правильность результата.

Такие характеристики мышления, как постановка задачи, вы­бор способов ее решения, доведение решения до конца при сохра­нении достаточной целеустремленности и плана действий, про­верка результатов, во многом зависят от особенностей функцио­нирования лобных долей. При поражении лобных долей человек способен осознать задачу, но ему трудно выработать план дейст­вия. Больной нередко использует слепой метод проб и ошибок и нев состоянии правильно оценить полученные результаты. Кроме того, намеченный им с большим трудом план действий нередко сбывается. Наблюдаются многочисленные отклонения от перво­начальных намерений.

При поражении теменно-височно-затылочных отделов может страдать общая ориентировка в условиях задачи.

В дефектологии чаще всего практикуется оценка уровня интел­лекта. Интеллект - качественный показатель работы мышления. Он характеризуется способностью решать задачи на основе ос­мысленного сопоставления новой ситуации с приобретенными в прошлом опыте данными.

Оценка коэффициента интеллектуальности заключается в ко­личественном выражении в процентах уровня интеллекта данного человека по отношению к средневозрастным показателям. Услов­ной нижней границей нормы принято считать показатель коэф­фициента интеллектуальности (I/Q), равный 70. Показатели ниже 70 расцениваются как умственная отсталость, выше 100 - как ин­теллектуальная одаренность. Количественная оценка допустима при массовых обследованиях. Главным ее дефектом является то, что она фактически не дает никаких прогностических сведений, а лишь фиксирует уровень интеллекта на момент обследования. Между тем важнейшей задачей врача и педагога-дефектолога яв­ляется оценка возможностей испытуемого в плане его дальнейше­го интеллектуального развития.

В детской практике педагогу-дефектологу приходится встре­чаться с основным видом нарушения интеллекта - слабоумием. Оно представляет собой стойкое, трудно обратимое, грубое сни­жение интеллекта. Различают две основные формы слабоумия -олигофрению (малоумие) и деменцию (приобретенное слабоумие). Олигофрения - психическое недоразвитие, сопровождающееся той или иной степенью отставания в развитии абстрактно-логи­ческих и конкретно-образных форм мышления, недостаточностью развития навыков, умений, речи.

Деменция - слабоумие, приобретенное в том возрасте, когда уже имелся запас сведений, навыков и знаний. Деменция развивается в результате распада, деградации сложившегося интеллекта под влия­нием патологического процесса в мозгу. Олигофрения развивается в результате поражения мозга на ранней стадии его развития.

В зависимости от выраженности психического недоразвития различают три степени олигофрении: дебильность (наиболее лег­кая степень слабоумия), имбецильность (средняя степень) и идио­тию (самая тяжелая).

Олигофрения в степени дебильности характеризуется снижением умственных способностей. Иногда дети со снижением интеллекта в степени дебильности могут заниматься в массовой школе, но учатся они, как правило, с большим трудом. Их несостоятель­ность особенно выявляется, когда от них требуются находчи­вость, сообразительность. Больным свойственны замедленность, своеобразная тугоподвижность мышления. Они медленно ос­мысливают заданный вопрос, отвечают на него с задержкой. Однако неполноценность абстрактного мышления на ранних этапах обучения может компенсироваться за счет механической памяти. В результате упорного труда и усидчивости таким детям удается приобрести определенный круг знаний, который дает им возможность в последующем освоить специальность, не тре­бующую творческого подхода. Имеются определенные трудно­сти быстрого переключения с одной психической операции на другую. Отмечается выраженная тенденция пользоваться прото­ренными путями. Отсюда некоторая стандартность их поведения. При олигофрении в степени дебильности больным труднодосту­пен анализ взаимоотношений людей; они не всегда улавливают существенное и главное в окружающих их явлениях, не могут ус­тановить причинно-следственных отношений. Мышление лиц с олигофренией в степени дебильности не выходит за рамки кон­кретных понятий, представлений, поэтому их высказывания часто бывают неуместными. Отношение к себе этих больных, как пра­вило, малокритично. Они склонны переоценивать свои возмож­ности, вследствие чего часто возникают конфликты с окружаю­щими. Повышенная внушаемость больных с дебильностью, не­способность оценить свою роль в тех или иных, ситуациях часто делает их невольными участниками асоциальных поступков. На фоне общего психического недоразвития, слабости абстрактного мышления у некоторых больных могут обнаруживаться избира­тельные способности к музыке, танцам, рисованию и др. Речь формально не нарушена, но отражает недостаточность абстракт­ного мышления.

Олигофрения в степени имбецильности характеризуется резко конкретным типом мышления. Больных редко удается обучить чтению, элементарному счету. Такие простые арифметические действия, как деление и умножение, они не могут освоить. Мыш­ление примитивно, конкретно; словарный запас состоит, как пра­вило, из существительных и глаголов; число употребляемых слов невелико (часто в пределах нескольких десятков). Абстрактное мышление отсутствует. Поведение имбецилов, как правило, опре­деляется инстинктами (пищевым и половым). У них удается выра­ботать элементарные навыки самообслуживания, иногда и про­стейшие трудовые операции. К элементарной самостоятельной работе они способны. Однако малейшие изменения в условиях процесса работы приводят к ее прекращению. Имбецилы пассив­ны при решении несложных жизненных задач. Самостоятельную жизнь они вести не могут, нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Олигофрения в степени идиотии - глубокая степень слабо­умия. При идиотии собственная речь отсутствует, обращенную речь больные не понимают. Часто отсутствуют инстинкты (пищевой, оборонительный). Больные не могут самостоятельно утолить голод и без посторонней помощи нежизнеспособны. Они безучастны к окружающему, пассивны; изменения обста­новки не привлекают их внимания. Типично моторное возбужде­ние, проявляющееся в стереотипных движениях (раскачивание, подпрыгивание и т.п.).

От олигофрении следует отличать задержку психического раз­вития, которая является качественно иным состоянием. При за­держке развития ребенок способен к обучению. Потенциальная возможность развития интеллекта может быть высокой. Задержка развития бывает обусловлена разными причинами (длительные со­матические заболевания, неблагоприятные условия в семье и т.п.). Ребенок может достичь своего возрастного уровня после устране­ния причин задержки психического развития и осуществления не­обходимых медико-педагогических мероприятий.

Синдром преходящего слабоумия - состояние быстрой утраты ребенком приобретенных навыков праксиса, речи, опрятности, ходьбы, возникающий на высоте острых соматических заболева­ний. Такое состояние может продолжаться от нескольких дней до месяца. После излечения от основного заболевания все утраченные навыки восстанавливаются.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...