Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нарушения чувствительности, их симптомы




 

Анестезия – полное выпадение чувствительности всех видов. Анестезия подразделяется на гемианестезию – выпадение чувствительности половины тела и моноанестезию – выпадение чувствительности одной конечности. Если выпадет отдельный вид чувствительности, то анестезия носит название парциальной.

Гипестезия – снижение чувствительности.

Гиперестезия – повышение чувствительности.

Анальгезия – выпадение болевой чувствительности, термоанестезия – выпадение температурной чувствительности. К патологии чувствительности относится раздвоение ощущения боли. При этом в результате укола иглой больной первоначально ощущает прикосновение, а затем только боль.

Сенситивная атаксия -утрата мышечно-суставного чувства.

Астереогноз -расстройство стереогнозиса. Астереогноз - неспособность узнавать предметы на ощупь при сохранном узнавании их при помощи зрения.

 

Синдромы поражения тройничного нерва

 

При раздражении тройничного нерва (той или иной его ветви) возникают очень сильные боли, которые иррадиируют во все ве­точки нерва. Они выражены в области лба, волосистой части го­ловы, глаза, уха, щеки, нижней челюсти, отдает в зубы. Для опре­деления локализации основного поражения выявляют болевую точку в местах выхода ветвей нерва.

Поражение узла тройничного нерва и чувствительного кореш­ка тройничного нерва вызывает нарушение чувствительности в зоне иннервации всех веточек нерва, а также высыпание пузырь­ков на лице по ходу отдельных нервных стволов.

Поражение одной из ветвей тройничного нерва приводит к на­рушению всех видов чувствительности, иннервируемой этой вет­вью, к появлению болей и к угасанию соответствующих рефлексов (при поражении глазной ветви исчезают надбровный, корнеальный и конъюнктивальный рефлексы; при поражении нижне­челюстной ветви - нижнечелюстной рефлекс).

 

Синдромы зрительных нарушений

Нарушение остроты зрения

 

Снижение остроты зрения называется амблиопией; отсутствие зрения - амаврозом.

У взрослых и детей старшего возраста острота зрения состав­ляет 1,0. Такая острота зрения устанавливается только после 5 лет. В первом полугодии жизни она равна 0,02-0,04, к 1 году достига­ет 0,1.

При резком снижении зрения, когда больной не различает буквы или картинки на таблице, его просят считать пальцы исследующего на расстоянии 1 м от глаз (в данном случае острота зрения 0,02). Если больной считает пальцы с расстояния 0,5 м, то это соответст­вует остроте зрения 0,01. Если же больной различает лишь свет и тень, то остроту зрения обозначают - (бесконечно мала).

Снижение остроты зрения (амблиопия) может быть следствием поражения глазного яблока, зрительного нерва и других отделов зрительного анализатора. Амблиопия нередко является следствием неврита зрительного нерва.

Неврит зрительного нерва может входить в симптомокомплекс разных заболеваний (менингиты, арахноидиты, наследственно-дегенеративные заболевания), но он может быть и самостоятельным заболеванием.

Неврит зрительного нерва проявляется снижением остроты зре­ния на один или оба глаза; в некоторых случаях он может приводить к полной слепоте - амаврозу. На пораженном глазу нет прямой реак­ции зрачка на свет; содружественная реакция сохранена лишь в тех случаях, когда другой зрительный нерв не поражен. При двусторон­нем неврите отсутствует как прямая, так и содружественная реакция зрачков на свет. Иногда выявляются нистагм и косоглазие.

Течение неврита зрительного нерва может быть различным и зависит от причины, вызвавшей заболевание, характера основно­го патологического процесса и времени его развития.

Патология зрительного нерва в период новорожденности разви­вается вследствие влияния различных вредных факторов во внутри­утробном периоде и во время родов. Эти нарушения проявляются недоразвитием зрительного нерва и могут сочетаться с аномалиями развития нервной системы и глаза. Дети рождаются со снижением зрения или слепыми. У них снижены или отсутствуют защитный мигательный рефлекс на яркий свет, фиксация взора на предмете, не формируется прослеживание за движущимся предметом. Мотор­ное и психическое развитие ребенка зависит от особенностей фор­мирования нервной системы; при врожденной атрофии зрительно­го нерва это развитие чаще всего бывает нарушено.

Диагноз «неврит зрительного нерва» подтверждается исследова­нием остроты зрения и глазного дна. Обнаруживают побледнение диска зрительного нерва, сужение сосудов (особенно артерий). Ретробульбарный неврит зрительного нерва может протекать без изменений на глазном дне. Если атрофия зрительного нерва раз­вивается вследствие повышения внутричерепного давления (вто­ричная атрофия), диск зрительного нерва бледен и имеет нечеткие границы. Могут иметь место сужение артерий и расширение вен.

Нарушения цветоощущения

 

Нарушения цветоощущения могут быть в виде полной цветовой слепоты (ахроматопсия), частичного нарушения восприятия цветов (дисхроматопсия). Дальтонизм - неспособность различать зеленый и красный цвет - является одним из видов дисхроматопсии. Встречает­ся довольно часто. Своеобразным видом нарушений цветоощущения является видение окружающего в одном цвете. Это иногда встречает­ся при отравлении некоторыми лекарствами (акрихин, сантонин). В детской практике нарушения цветоощущения большого значения не имеют. Практическое значение они приобретают при выборе про­фессии и трудоустройстве. Абсолютным противопоказанием является устройство людей с нарушениями цветоощущения на ра­боту на транспорт и на работу, связанную с необходимостью строгого различения основных цветов.

Нарушения полей зрения

 

Нарушения полей зрения выражаются в концентрическом су­жении, выпадении отдельных его участков (скотомы) и выпадении половин полей зрения (гемианопсия).

Концентрическое сужение полей зрения чаще бывает результа­том ретробульбарного неврита зрительного нерва - поражения зрительного нерва по выходе его из глазницы, в полости черепа.

Скотомы также могут появиться при невритах зрительного нерва. Но они могут наблюдаться и при мелких очагах поражения в области затылочной доли мозга.

Гемианопсии возникают при поражении перекреста зрительных нервов, зрительных трактов, зрительного бугра или затылочных долей коры головного мозга из-за того, что зрительные тракты несут в себе нервные волокна от половины сетчатки (наружной) глаза своей стороны и от половины сетчатки (внутренней) проти­воположного глаза. Каждой половине сетчатки соответствует про­тивоположное поле зрения. Поэтому наружные по­ловины сетчатки обоих глаз воспринимают свет с внутренних (носовых) полей зрения, а внутренние половины сетчаток обоих глаз воспринимают свет с наружных полей зрения.

Гемианопсии могут быть разноименные (гетеронимные), когда выпадают противоположные поля зрения в обоих глазах (правое и левое поле), и гомонимные, когда выпадают одноименные поля зрения. Гетеронимные гемианопсии возникают при поражении перекреста зрительных нервов, гомонимные - при поражении зрительного тракта, зрительного бугра, затылочных долей коры головного мозга.

При поражении отдельных частей затылочных долей коры го­ловного мозга может наблюдаться выпадение четверти полей зре­ния глаза на своей стороне и в противоположном глазу (квад­рантная, или четвертичная, гемианопсия).

Синдромы нарушений слуха

Понижение слуха обозначается термином «гипакузия»; утрата слуха, т.е. глухота, обозначается термином «анакузия», или «сурдитас». Одностороннее поражение слуховой зоны коры головного мозга, проводящих путей от ядер слухового нерва и зрительного бугра не приводит к нарушению слуха, так как импульсы из ядер слухового нерва приходят в кору головного мозга своей и проти­воположной стороны. В этом случае раздражения от обоих ушей проводятся в одно из полушарий коры по непораженной стороне.

Одностороннее поражение слуха возникает только в случае поражения среднего и внутреннего уха, слухового нерва и его ядер. При поражении среднего уха (барабанная перепонка, слухо­вые косточки) характерным является нарушение слуха на низкие тона и сохранность костной проводимости звука. При исследова­нии костной проводимости (производятся при помощи звучащего камертона, установленного на темени обследуемого) звук более усиленно воспринимается больным ухом. При поражении спи­рального (кортиева) органа (внутреннее ухо), слухового нерва и его ядер выпадает главным образом восприятие высоких тонов и утрачивается проводимость звука по кости.

Частой причиной нарушения слуха является воспалительное поражение слухового нерва - неврит. Он может развиваться вследствие воздействия различных инфекционных агентов и ток­сических веществ. Он может возникать при многих инфекционных заболеваниях, при применении больших доз некоторых лекарств (стрептомицин, канамицин, хинин и др.). Неврит может входить в симптомокомплекс многих наследственных заболеваний.

Неврит характеризуется прогрессирующим снижением слуха, ино­гда вплоть до полной глухоты. В первую очередь нарушается вос­приятие высоких тонов. Двустороннее врожденное снижение или отсутствие слуха приводит к формированию специфических осо­бенностей психики и нарушению становления речи. При полном отсутствии слуха на ранних этапах развития ребенка может созда­ваться впечатление о его умственной неполноценности. У таких детей преобладает наглядно-образное мышление. В процессе познания ми­ра они максимально используют сохранные анализаторы - зрение и тактильную чувствительность. По мере обучения ребенок овладева­ет дактильной и устной речью. На этой основе у него развивается и словесно-логическое, т.е. абстрактное, мышление. Большинство глухих и слабослышащих умственно сохранны. Однако при орга­нических поражениях нервной системы (последствия менингитов, и т. п.) понижение слуха или глухота может сочетаться с другими неврологическими расстройствами и сопровождаться различными формами интеллектуальной недостаточности.

Если глухота или понижение слуха наступают в более позднем возрасте, то могут развиваться такие особенности, как замкну­тость, раздражительность,недоверчивость и др.

Диагноз «неврит слухового нерва» подтверждается при аудиометрии, которая позволяет разграничить повреждения звуковоспринимающего и звукопроводящего аппарата и установить сте­пень потери слуха.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...