73.Значение,цель и задачи учащихся ПТУ и ССУЗ
В ПТУ, ССУЗах и ВУЗах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам. Значение, цель и задачи физического воспитания учащихся ПТУ и ССУЗов. теоретико-методические основы физического воспитания школьников, относятся к полной мере к учащимся ПТУ. Однако, в отличии от общеобразовательной школы здесь уже существенную часть физического воспитания учащихся занимает ППФП. В условиях компьютеризации, мезанизации и автоматизации производства снижается доля тяжелого физического труда, рождаются новые профессии, предъявляющие свои специфические требования к характеру трудовой деятельности. Изучение этих требований является необходимым условием для разработки программы ППФП. При этом учитываются следующие показатели трудовой деятельности: * содержание и форма трудовых двигательных действий; * характер усилий, проявляемых в процессе труда (величина, продолжительность приложения, темп движений и т. п. ); * характерные внешние условия трудовой деятельности (температура, загазованность, шум, вибрация, влажность, освещенность и т. п. ) В государственной программе по физическому воспитанию учащихся ПТУ раскрыты общие положения и рекомендации, теоретический и практический материал прикладной подготовки для наиболее массовых профессий. Ее конкретное содержание разрабатывается самостоятельно преподавателем (руководителем) физического воспитания, применительно к профилю училища. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся профессионально-технических училищ должна осуществляться посредством решения следующих конкретных задач: 1. Формирование и совершенствование профессионально-прикладных двигательных навыков.
2. Развитие физических качеств, особенно важных для избранной профессиональной деятельности. 3. Повышение устойчивости организма к внешним неблагоприятным воздействиям условий труда. 4. Формирование знаний по методике самостоятельных физических упражнений с профессионально-прикладной направленностью. 5. Воспитание у учащихся специфических волевых и других психофизических качеств. **** Значение, цель и задачи физического воспитания студенческой молодежи. Курс физического воспитания студентов в вузе ставит своей целью формирование физической культуры личности, как неотъемлемой части профессионально-личностного развития специалиста с учетом требований профессиональной и общественной деятельности. Физическая культура, как учебный предмет в вузах, предусматривает решение следующих задач: - укрепление здоровья студентов средствами физической культуры, формирование потребностей поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности и самоорганизации здорового образа жизни (ЗОЖ); - улучшение физического развития и повышение уровня физической подготовленности студентов для успешной учебы и более глубокого усвоения профессиональных знаний, умений и навыков; - формирование основ ППФП; - создание условий для полной реализации студентами своих творческих способностей в успешном усвоении профессиональных знаний, умений и навыков, нравственного, эстетического и духовного развития студентов в ходе учебного процесса, организованного на основе современных общенаучных и специальных технологий в области теории, методики и практики физической культуры и спорта. Под двигательно-координационными способностями понимают способности человека быстро, точно, экономно, находчиво и наиболее совершенно решать сложные и возникающие неожиданно задачи.
Структура ДКС предполагает: • способности, связанные с овладением новыми движениями; • способности дифференцировать и управлять различными характеристиками движений (которые проявляются в варьировании динамическими, временными, пространственными и пространственно-временными характеристиками реализуемого двигательного действия); • способности к импровизации и комбинациям в процессе реализации двигательных действий. Классификации координационных способностей Объединяя целый ряд способностей, относящихся к координации движений, их разделяют на три группы. Первая группа. Способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений («чувства пространства», «чувства времени» и «мышечного чувства», т. е. чувства прилагаемого усилия ). Вторая группа. Способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие. Третья группа. Способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Координационные способности, относящиеся к третьей группе, можно разделить на управление тонической напряженностью и координационной напряженностью. Первая характеризуется чрезмерным напряжением мышц, обеспечивающих поддержание позы. Вторая выражается в скованности, закрепощенности движений, связанных с излишней активностью мышечных сокращений, излишним включением в действие различных мышечных групп, в частности мышц-антагонистов, неполным выходом мышц из фазы сокращения в фазу расслабления, что препятствует формированию совершенной техники. Виды КС: специальные, специфические и общие Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности: • в циклических и ациклических двигательных действиях; • движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические); • движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др. ); • перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов); • баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра);
• метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование); • атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах; • нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх. • Под специфическими – понимаем возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями на координацию (ритму, реагирование, равновесие) Специфические КС: • Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении • Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений. • Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью. • Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям. • Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации. • Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений. • Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями. • Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов) • Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
• Под общими координационными способностями понимают потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. • Все координационные способности можно разделить на потенциальные (существующие до начала какой-либо действия в скрытом виде) и актуальные (проявляемые в данный момент). • Выделяют элементарные и сложные координационные способности. • Элементарные - это способность точно воспроизводить пространственные параметры движений, сложные – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения условий. Факторы, обусловливающие уровень развития координационных способностей 1. способность человека к точному анализу движений; 2. деятельность анализаторов, и особенно, двигательного; 3. сложность двигательного задания; 4. уровень развития других двигательных способностей; 5. смелость и решительность; 6. возраст; 7. уровень общей подготовленности занимающихся. Сенситивный период развития КС начинается в 4-5 лет. КС можно воспитывать во все школьные годы. Хотя эффект не одинаков: наибольший в 7-12 лет, средний с 14 до 16-17 лет, наименьший с 12 до 14 лет. Таким образом, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются, а в дальнейшем – сначала стабилизируются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|