Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения
Оценивание качества результатов обучения и процесса обучения с позиций компетентностного подхода за рубежом и в РФ. Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов.
Педагогический контроль, его функции, виды, критерии оценки
Тест как актуальный метод контроля знаний, умений и навыков. Требования к тестовым заданиям и проведению тестового контроля. Критерии качества теста. Формы тестовых заданий.
Балльно-рейтинговая система оценки (БРСО) знаний, умений и навыков студентов. Плюсы и минусы метода.
Метод портфолио как индивидуальный накопитель образовательных достижений студента. Виды портфолио. Структура портфолио.
5. 2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план
№
Тема дисциплины,
Всего часов
В том числе
Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции
Практ. или семинар занятия
лабораторные занятия
Правовые основы высшего образования в РФ. Документационное обеспечение преподавания
-
Информационная лекция-презентация,
студенческие презентации, обзор и анализ НПА
2.
Лекция и семинар как основные формы учебного занятия в вузе
-
Проблемное обучение, студенческие презентации,
обзор и анализ документов
Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов
-
-
проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, анализ и реферирование научных статей и НПА
Правовое воспитание: предмет, метод, задачи
-
проблемное обучение, самостоятельно подготовленные презентации, анализ и реферирование научных статей и НПА
ВСЕГО
-
Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет 50%.
5. 3. Практические и семинарские занятия
В соответствии с требованиями ФГОС ВО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивные методов в процессе проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
В процессе преподавания дисциплины используются традиционные и современные методы работы на занятии: составление компакт-блоков, решение тестовых заданий, работа в малых группах, ролевые игры, составление проектов фрагмента занятия, ответы на вопросы и выполнение заданий, выступление с докладами, демонстрация презентаций.
Таблица 4
Тематика семинарских и практических занятий для очной, заочной, очно-заочной форм обучения
№ темы
Тематика практических и/или семинарских занятий
Технология проведения
Трудоемкость в часах
Правовые основы высшего образования в РФ. Документационное обеспечение преподавания
ответы на вопросы и выполнение заданий к семинару,
работа в малых группах
решение тестовых заданий
Лекция и семинар как основные формы учебного занятия в вузе
ответы на вопросы и выполнение заданий к семинару,
групповые творческие проекты по составлению фрагмента занятия,
решение тестовых заданий,
выступление с докладами, презентациями
Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов
ответы на вопросы и выполнение заданий к семинару,
решение тестовых заданий,
выступление с докладами, презентациями
Правовое воспитание: предмет, метод, задачи
ответы на вопросы и выполнение заданий к семинару,
решение тестовых заданий,
выступление с докладами, презентациями
Итого:
Общее количество часов занятий в интерактивной форме составляет не менее 30%
5. 4. Самостоятельная работа
5. 4. 1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Самостоятельная работа магистрантов включает в себя различные методы, в том числе: сравнительно-аналитические наблюдения; учебное конструирование занятия (составление проекта занятия); ответы на учебные вопросы и выполнение заданий семинара; работа с различными источниками информации и др.
Многие методы работы знакомы обучающимся, поскольку используются на семинарских и практических занятиях практически по всем дисциплинам, изучаемым в магистратуре.
Таблица 5
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
Кол-вочасов
История правового образования за рубежом (краткий экскурс). История развития образования в Европе XV-XХI веков.
Компетентностный подход, реализуемый в современном образовании. Классификации компетенций. Различия между понятиями «компетенция», «компетентность», «зуны».
Модель учебного процесса, ее основные структурные элементы. Цель и задачи дисциплины «методика правового воспитания и обучения». Предмет методики правового воспитания и обучения. Методы исследования, применяемые в методике правового воспитания и обучения Основные функции методики правового воспитания и обучения: теоретическая, практическая, рекомендательная, мировоззренческая, эвристическая, прогностическая. Уровни методических наук. Взаимосвязи методики правового воспитания и обучения с другими науками. Принципы и средства обучения. Принципы обучения: государственные, общедидактические, частнометодические. Понятие о средствах обучения, их классификация. Материальные печатные средства обучения: сходство, различие, специфика.
Проектирование учебного занятия. Проектирование целей и конструирование учебного занятия в вузе. Триединая цель занятия. Алгоритм проведения занятия. Понятие о проекте занятия. Преподаватель юридического вуза как субъект педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности преподавателя.
Правовое воспитание, различные подходы к его определению. Цели и задачи, основные направления правового воспитания. Проблемы современного общества, определяющие направленность правового воспитания. Составные части, средства, особенности, принципы правового воспитания. Правовая культура как результат правового обучения и воспитания: понятие, виды, структура. Структурные элементы правовой культуры общества. Модели развития правовой культуры: модель эволюционного развития, модель революционного развития. Правосознание как элемент правовой культуры. Показатели уровня правовой культуры.
Человек как активный правовой субъект. Категория «качественное состояние правовой жизни».
Правовое обучение: понятие, формы. Особенности преподавания дисциплин в юридическом вузе. Методы (технологии) проблемного обучения. Игровые методы, используемые в обучении. Метод кейс-стади, его особенности. Метод мозгового штурма. Дискуссионные методы проведения занятий: дебаты, дискуссия, диспут, полемика. Проектная деятельность студентов. Догматический метод в преподавании юридических дисциплин. Метод алгоритмов в обучении. Компакт-блок как особый метод (технология) подачи материала. Интеллект-карта (карта мыслей, ментальная карта, mind-maps), облако тегов (облако слов, взвешенный список ключевых слов) как методы систематизации мышления. Инфографика как метод представления учебной информации. Метод «квест» в правовом воспитании и обучении. Характеристика отдельных групп приемов.
Уровни самостоятельной работы. Недостатки в организации самостоятельной работы студентами. Некоторые приемы самостоятельной работы с рукописными и печатными источниками: аннотирование, конспектирование, реферирование и др. Приемы самостоятельной работы с лекцией. Составление плана как вид самостоятельной работы студента. Презентация как способ демонстрации результатов НИДС. Требования к презентации, используемой в учебном процессе. Научная этика, ее соблюдение при написании учебной научной работы.
Мониторинг знаний студентов, виды и методы контроля. Качество знаний студентов.