Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные темы и понятия раздела




 

Личностный подход в психологии.

• Личность и психика.

Базис личности.

• Отношения личности.

Формальные (динамические) и содержательные свойства личности.

Биологические и социальные факторы развития личности.

В. М. Бехтерев

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ [2]

 

Для врачей-психиатров представляется совершенно избитой истиной, что психические болезни и состояния вырождения суть болезни личности. Ввиду этого естественно, что охрана здоровья личности и правильного ее развития составляет ту непосред­ственную цель, к которой прежде всего должен стремиться каж­дый из врачей, посвящающих себя изучению душевных рас­стройств. Руководясь этим, я полагаю, что собравшиеся здесь не посетуют на меня, если я займу их внимание вопросами, связан­ными с личностью и охраной ее здоровья и правильного развития с точки зрения врача-психиатра.

Прежде всего, мы должны выяснить для себя, что следует понимать под названием личности?

Должно иметь в виду, что в отношении психологического определения личности мы встречаемся еще с большими проти­воречиями в науке. Действительно, по поводу понятия лично­сти высказывались различные взгляды и мнения в зависимости от того направления в своих основных воззрениях, которого дер­жались различные психологические школы. <...>

Мы полагаем, что кроме объединяющего начала под лично­стью следует понимать и направляющее начало, которое руко­водит мыслями, действиями и поступками человека.

Таким образом, кроме внутреннего объединения и координа­ции личность, как понятие, содержит в себе и активное отноше­ние к окружающему миру, основанное на индивидуальной пере­работке внешних воздействий.

В этом определении наряду с субъективной стороной выдви­гается, как легко видеть, и объективная сторона личности. Мы думаем, что в вопросах психологических мы не должны ныне пользоваться одними субъективными определениями. Психи­ческая жизнь есть не только ряд субъективных переживаний, но она вместе с тем выражается всегда и определенным рядом объективных явлений.

В этих объективных явлениях собственно и содержится то обогащение, которое вносит личность в окружающий ее вне­шний мир. Мы скажем более! Только объективные проявления личности доступны внешнему наблюдению, и только они одни составляют объективную ценность.

По Ribot, «реальная личность — это организм и его высший представитель — мозг, заключающий в себе остатки всего, чем мы были, и задатки всего, чем мы будем. В нем начертан индиви­дуальный характер со всеми своими деятельными и пассивны­ми способностями и антипатиями, своим гением, талантом и глупостью, добродетелями и пороками, неподвижностью и дея­тельностью».

Мы не погрешим против истины, если скажем короче: лич­ность с объективной точки зрения есть психический индивид со всеми его самобытными особенностями — индивид, представ­ляющийся самодеятельным существом по отношению к окружа­ющим внешним условиям.

Должно иметь в виду, что ни оригинальность ума, ни твор­ческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокуп­ность психических явлений со всеми их особенностями, выде­ляющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодея­тельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Умственный кругозор представляется неодинаковым между лицами различно образованными, но ни один из них не теряет права на признание в нем личности, если только он проявляет в той или другой мере свое индивидуальное отношение к окружа­ющим условиям, представляясь самодеятельным существом. Только утрата этой самодеятельности делает человека вполне безличным; при слабом же проявлении самодеятельности мы можем говорить о слабо развитой или пассивной личности.

Итак, личность с объективной точки зрения есть не что иное, как самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру.

А. Ф. Лазурский

О СОСТАВЕ ЛИЧНОСТИ [3]

 

Анализируя и сравнивая между собой те бесконечно разно­образные по содержанию и по степени сложности проявления, из которых строится наше представление о человеческой лич­ности, мы можем разбить их на две большие группы. Во-первых, проявления, свидетельствующие о большем или меньшем раз­витии у данного человека тех или иных психологических (resp[4]. психофизиологических) элементов личности, а также способов взаимного соединения этих элементов. Так, например, сопо­ставляя дерзкую и необдуманную выходку какого-нибудь чело­века с другими аналогичными его поступками, мы заключаем, что в основе разбираемого проявления лежит чрезмерно повы­шенная аффективная возбудимость данного человека, а также слабое развитие у него задерживающих импульсов, благодаря чему внезапно возникающие побуждения осуществляются прежде, чем в сознании могли появиться мотивы противополож­ного характера; наблюдая за ходом умственной работы школь­ника, например за тем, как он заучивает стихотворение, или проделывая над ним аналогичный по содержанию психологиче­ский эксперимент, мы судим о степени развития у него способ­ности запоминания, о сосредоточенности его внимания и т. п. Такого рода проявления мы будем называть в дальнейшем изло­жении эндопсихическими[5], так как они выражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, как бы внутренний механизм человеческой личности.

Соответственно этому и ту сторону личности, которая обна­руживается в этих проявлениях и которая обычно обозначается терминами «темперамент», «характер» и «умственная одарен­ность», мы будем называть эндопсихикой. Сюда войдет, следовательно, вся совокупность таких основных психических (resp. психофизиологических) функций или способностей, как вос­приимчивость, память, внимание, комбинирующая деятель­ность (мышление и воображение), аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность или обдуман­ность волевых актов, быстрота, сила и обилие движений и т. п[6]. Иными словами, эндопсихику мы вполне отождествляем с не­рвно-психической организацией человека, рассматривая эту последнюю как сложный, организованный, непрерывно дей­ствующий двусторонний (психофизиологический) процесс, причем отдельные психические функции составляют части или стороны этого процесса, тесно между собой связанные, но в то же время пользующиеся в своей деятельности относительной независимостью. Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, главную ее основу, отражаясь в значи­тельной степени (хотя и не всегда одинаково сильно) также и на экзопсихических ее проявлениях.

Вторую, также очень существенную сторону личности со­ставляют другого рода проявления, которые можно назвать, в отличие от первых, экзопсихическими. Содержание их опреде­ляется отношением личности к внешним объектам, к среде, при­чем понятие среды или объектов берется в самом широком смыс­ле, в котором оно объемлет всю сферу того, что противостоит личности и к чему личность может так или иначе относиться: сюда входит и природа, и материальные вещи, и иные люди, и социальные группы, и духовные блага — наука, искусство, ре­лигия, и даже душевная жизнь самого человека, поскольку пос­ледняя также может быть объектом известного отношения со стороны личности. Очевидно, что индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических, черт, вроде особенностей памяти, воображения и т, п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т. е., согласно нашей терминологии, его экзопсихическими про­явлениями.

Указанные только что основные признаки, характеризую­щие эндо- и экзопсихические проявления личности и отличаю­щие их друг от друга, отражаются обычно и на составе этих про­явлений. В то время как эндопсихические проявления являют­ся выражением внутренних, субъективных соотношений между отдельными психологическими (resp. психофизиологическими) элементами данной личности, будучи в то же время всегда свя­заны более или менее тесно с индивидуальными особенностями центральной нервной системы данного индивидуума, экзопси­хические проявления, наоборот, всегда отражают на себе в большей или меньшей степени внешние, окружающие челове­ка условия, ту обстановку, среди которой он живет и действу­ет. Возьмем, например, характерный эндокомплекс (сочетание нескольких тесно связанных между собою основных психофи­зиологических функций), предрасполагающий обыкновенно человека к занятию искусством: сильно развитое воображение, воспроизводящее и отчасти творческое, повышенная восприим­чивость к внешним впечатлениям, значительная аффективная возбудимость, развитое эстетическое чувство. Все эти черты тесно, органически связаны между собою, составляя вместе одно неразрывное целое, так что значительное развитие одной из них почти неизбежно влечет за собой хотя бы некоторое раз­витие также и остальных.

Совсем иное получится, если мы возьмем какой-либо, хотя бы также очень типичный и часто встречающийся экзокомплекс. Так, например, условия больших художественных цент­ров способствуют возникновению так называемой художествен­ной и литературной «богемы», основные черты которой всем хорошо известны: молодежь, еще не успевшая как следует уст­роиться в материальном отношении, обычно холостая (так как не на что содержать семью), живущая компанией (так как одно­му в пустой, неуютной каморке скучно и тоскливо), неряшли­вая в своем костюме и домашнем обиходе (так как нет жены, которая следила бы за хозяйством), беззаботная (так как не о ком и не о чем особенно заботиться), живущая то впроголодь, то устраивающая кутежи (если кому-нибудь удастся выгодно продать картину или иным каким-нибудь способом достать де­нег), — все эти характерные черты обусловлены, очевидно, не столько внутренним психическим складом каждого из этих мо­лодых людей, сколько теми внешними обстоятельствами, среди которых им приходится жить и работать.

Необходимо, впрочем, оговориться, что вопрос о делении психики личности на эндо- и экзопсихику не следует смешивать с вопросом о различном происхождении отдельных элементов личности. Было бы, например, совершенно неправильно думать, что все решительно эндочерты являются прирожденными (уна­следованными), тогда как экзопроявления всецело сводятся к от­печатку, накладываемому на человека воспитанием и внешней средой. В общем, конечно, такое соотношение можно считать безусловно преобладающим. Тем не менее бывают нередко слу­чаи, когда воспитание и внешние условия могучим образом спо­собствуют усилению и дальнейшему развитию такой эндочерты, которая без них осталась бы заглохшей и совершенно неразви­той. С другой стороны, тот или иной характерный экзокомплекс также неизбежно предполагает усиление у данного человека соответствующих ему элементарных психических свойств (на­пример, в приведенном выше примере — общительности, бес­порядочности поступков, склонности к чувственным наслажде­ниям и т. д.); вся суть лишь в том, что сочетание этих элемен­тарных психических свойств определяется в данном случае не их внутренней, органической связью, а посторонними„вне че­ловека находящимися условиями.

Еще одна оговорка. Не следует думать, что экзопсихическая сторона личности — это нечто внешнее, поверхностное, прехо­дящее, имеющее значение лишь для данного момента, и что с переменой внешних условий всякий раз меняются также и эк­зопроявления. Наоборот, некоторые характерные экзопроявле­ния (например, привычка или непривычка к труду, отношение к собственности, социальные взгляды, миросозерцание и т. п.), будучи раз выработаны и усвоены человеком, отличаются впо­следствии нередко такой же прочностью, как и его эндопсихи-ка, оставаясь иногда неизменными до самого конца жизни, не­смотря на неоднократную перемену внешних условий и окру­жающей обстановки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...