Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деление по психическим уровням




 

Теперь перейдем к более подробному рассмотрению отдель­ных принципов нашей классификации и прежде всего остано­вимся на вопросе о том, что мы называем психическим уровнем. Известно, что всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно целый ряд определенных ступеней, причем каждая последующая ступень характеризует­ся большим богатством и интенсивностью душевной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста», или «психического развития», отличается наибольшей стреми­тельностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте; по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершен­но останавливается; основное ядро личности окончательно оп­ределилось, психический уровень человека более или менее вы­яснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, — но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее экзопроявлениям, в то вре­мя как совокупность свойственных ему основных психических функций (эндопсихика) остается в дальнейшем более или ме­нее неизменной.

Сравнивая между собою процесс психического роста у раз­ных индивидуумов, нетрудно убедиться, что высшие, предель­ные границы этого роста, определяющие собой то, что мы назы­ваем психическим уровнем человека, отличаются у разных лю­дей крайним разнообразием. Это зависит, с одной стороны, от «степени одаренности» человека, т. е. от богатства и интенсив­ности его прирожденных способностей, а с другой — от влия­ния внешних условий (и прежде всего воспитания и образова­ния), способствующих или, наоборот, мешающих развитию при­родных дарований. Как бы то ни было, но в конце концов каждый человек достигает в известном возрасте предельного, доступно­го ему психического уровня, который в большинстве случаев является для него окончательным. При нормальных внешних условиях и соответствующем воспитании и образовании уро­вень этот определяется, как уже сказано, прирожденной одаренностью человека, сводящейся в конце концов к общему (потен­циальному) запасу его нервно-психической энергии или, упот­ребляя другой термин, к присущему ему большему или меньше­му количеству психической активности. Само собою разумеет­ся, что под словами «активность» и «энергия» следует понимать отнюдь не волевое усилие в узком смысле этого слова (как это делают нередко психологи волюнтаристического толка), а не­что гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще на­ших душевных процессов и проявлений. Иначе, если бы мы в качестве критерия психического уровня брали только волевые процессы, нам пришлось бы сделать целый ряд натяжек, напри­мер многих великих художников, писателей, мыслителей и т. п. поставить в психическом отношении ниже самых заурядных полководцев или администраторов, обладавших твердой, не­преклонной волей.

В последнее время были сделаны попытки количественно измерить степень этой общей активности (resp. количество не­рвно-психической энергии), лежащей в основе душевной жиз­ни каждого отдельного индивидуума. Так, Spearman, на основа­нии ряда исследований, произведенных по методу корреляции, пришел к заключению, что нахождение близкой связи (высоко­го коэффициента корреляции) между двумя какими-нибудь спо­собностями далеко не всегда обусловливается внутренним срод­ством этих способностей, а, наоборот, чаще свидетельствует об участии в них одного общего фактора, который Spearman назы­вает «общим фондом психической энергии». Физиологическую основу этого фонда составляет свободная энергия всей мозго­вой коры и, быть может, также и некоторых других частей не­рвной системы. <...>

Общий потенциальный запас нервно-психической энергии каждого отдельного человека обнаруживается, как мы сейчас увидим, целым рядом сложных и разнообразных признаков, и определение его далеко не может быть таким простым и схема­тичным, как это представляет себе Spearman. Тем не менее за­слуга этого последнего состоит в том, что сама проблема суще­ствования «общего фонда психической энергии», вместе с коли­чественными колебаниями этого фонда у разных индивидуумов, выдвинута и подчеркнута им с большой рельефностью.

С. Л. Рубинштейн

О ЛИЧНОСТНОМ ПОДХОДЕ [7]

Все психические процессы, с изучения которых начался наш анализ психического содержания деятельности человека, про­текают в личности, и каждый из них в своем реальном протека­нии зависит отнес.

Зависимость психических процессов от личности как инди­видуальности выражается, во-первых, в индивидуально-диффе­ренциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и на­блюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости) и т. д. Индивидуальные различия проявляются в самом содер­жании воспринимаемого, запоминаемого и т. д., что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и за­бывания.

Зависимость психических процессов от личности выражает­ся, во-вторых, в том, что они, как показал наш анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. При изучении эмоций было установлено, что чувства человека в один период или эпоху его жизни не являются всегда непре­рывным продолжением, более или менее осложненным, его чувств в предшествующий период. Когда определенная полоса или эпоха нашей жизни безвозвратно отходит в прошлое и на смену ей приходит новая, то вместе с этим сменяется весь строй эмоциональной жизни. Связь чувств с настоящими установка­ми личности существеннее, чем связь их с прошлыми чувства­ми. Поскольку между новыми и старыми чувствами сохраняется преемственность, она опосредована и обусловлена связью с раз­вивающейся личностью. То же в не меньшей степени применимо к организации волевой жизни и к любой аналитически выделен­ной стороне психики.

Тот факт, что психические процессы человека суть проявле­ния личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или опе­рации, которыми личность как бы овладевает и которые она на­правляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач. Так, процесс восприятия превращается у человека в более или менее сознательно регулируемый им процесс наблюдения, и в этом именно проявляется существенная особенность подлинно человеческого восприятия. Точно так же в человеческой памя­ти непроизвольное запечатление сменяется сознательным запо­минанием и превращается в организованную деятельность зау­чивания, так же как непроизвольное всплывание воспоминаний сменяется намеренным припоминанием. Мышление по самому существу всегда является совокупностью операций, сознатель­но направляемых на разрешение задач. Внимание, в своей спе­цифически человеческой форме, оказывается произвольным, т. е. сознательно регулируемым вниманием. Оно, в сущности, есть лишь проявление воли, которая выражается в том, что вся деятельность человека превращается в действия, сознательно регулируемые личностью.

Таким образом, вся психология человека в той трактовке, которая была ей здесь дана, является психологией личности. Личность не выступает лишь как завершение курса психологии. Она проходит через все построение, от начала до конца. Она образует основу, изнутри определяющую трактовку психики че­ловека в целом. Все психические процессы составляют психи­ческое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой вклад в богатство ее внутренней жиз­ни. Стоит обратить внимание на то, какое огромное место в жизни музыкального человека может занять музыка и в какой мере музыкальные впечатления могут заполнить и обогатить его жизнь, чтобы понять, какое большое потенциальное богатство для духовной жизни личности заключено в ее чувствительно­сти. Достаточно присмотреться к жизни любого слепого чело­века, чтобы убедиться в том, как выпадение хотя бы одной сфе­ры ощущений отражается на всей жизни и психическом облике личности, вплоть до ее характерологических черт (обусловли­вая настороженность, переходящую то в собранность, то в мни­тельность, и т. п.). Это относится, конечно, не только к чувстви­тельности, но никак не в меньшей мере и ко всем другим психическим явлениям. Например, память сохраняет и воспроизво­дит наше прошлое в воспоминаниях, часто еще согретых тепло­той личного переживания; отражая в сознании наш жизненный путь в преемственной связи между нашим «сегодня» и нашим «вчера»; она существенно обусловливает само единство созна­ния. Но от психических процессов надо все же отличать психи­ческие свойства личности, те черты, которые, определяя на­правленность личности, ее способности и характер, составля­ют основание самой личности и определяют ее психологический облик.

Психические процессы и психические свойства личности фактически неотрывны друг от друга. С одной стороны, все пси­хические процессы в их конкретном протекании зависят от свойств и особенностей личности, начиная с ощущений и вос­приятий, которые в полноте своего содержания и реального про­текания зависят вовсе не только от деятельности будто бы изо­лированного рецептора, а от свойств самой личности, от ее вос­приимчивости и впечатлительности и т. д.; с другой — каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни лич­ности, в ходе деятельности переходит в ее свойства. Поэтому при изучении любой категории психических процессов — по­знавательных, эмоциональных, волевых — мы от изучения об­щих закономерностей переходили к тем индивидуально-типоло­гическим особенностям, которые выступают в данной сфере. Индивидуально-типологические особенности в восприятии, па­мяти, мышлении, воображении, внимании, не говоря уже об ин­дивидуально-типологических особенностях в эмоциональной и волевой сфере, — это уже психические свойства и особенности личности в области восприятия, мышления и т. д., как-то: вос­приимчивость и впечатлительность, наблюдательность, вдумчи­вость, рассудительность, эмоциональная возбудимость и устой­чивость, инициативность, решительность, настойчивость и т. п. Тем самым уже внутри аналитического изучения психических процессов наметился совершающийся с внутренней необходи­мостью переход к изучению психических свойств личности. Те­перь они должны стать предметом специального изучения.

Психические свойства — не изначальная данность; они фор­мируются и развиваются в процессе деятельности личности.

Подобно тому как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятель­ности личность и формируется, и проявляется. Будучи в каче­стве субъекта деятельности ее предпосылкой, она является вме­сте с тем и ее результатом. Путь от аналитического изучения психических процессов к изучению психических свойств лич­ности проходит поэтому через изучение психологической сто­роны ее деятельности. Единство деятельности, объединяющей многообразные действия и поступки, — в единстве ее исход­ных мотивов и конечных целей, которые являются мотивами и целями личности. Поэтому изучение психологической сторо­ны деятельности является не чем иным, как изучением психо­логии личности в процессе ее деятельности. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики. Но не все психическое содержание действия или поступка человека, не всякое психическое состояние в равной мере может быть отнесено к сколько-нибудь устойчивым свойствам личности, которые характеризовали бы какую-нибудь сторону ее психи­ческого облика. Некоторые акты в своем психическом содержа­нии характеризуют скорее обстоятельства какой-нибудь прехо­дящей ситуации, не всегда существенной и показательной для личности.

Поэтому особо встает вопрос о том, как формируются и за­крепляются относительно устойчивые психические свойства личности[8].

Психические свойства личности — ее способности и харак­терологические черты — формируются в ходе жизни. Врожден­ные особенности организма являются лишь задатками — весь­ма многозначными, которые обусловливают, но не предопреде­ляют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — способности и черты характера в зависимости от хода его жизни и деятельности не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются спо­собности людей; в жизненных деяниях и поступках формирует­ся и закаляется характер. Этот образ действий в единстве и вза­имопроникновении с объективными условиями существования, выступающими как образ жизни, существенно обусловливает образ мыслей и побуждений, весь строй, склад, или психичес­кий облик, личности.

Изучение психического облика личности включает три ос­новных вопроса. Первый вопрос, на который мы стремимся по­лучить ответ, когда хотим узнать, что представляет собой тот или иной человек, гласит: чего он хочет, что для него привлека­тельно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, ус­тановках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед естественно встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности — это сперва только возможности; для того чтобы знать, как реализу­ет и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закре­пилось в качестве стержневых особенностей личности. Это во­прос о характере человека.

Характер в своем содержательном аспекте теснейшим обра­зом связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности. Именно то, что особенно значимо для человека, выступает в конечном счете в качестве мотивов и целей его деятельности и определя­ет подлинный стержень личности.

Эти различные аспекты, или стороны, психического облика личности, конечно, не внеположны. Они взаимосвязаны и взаи­мообусловлены. В конкретной деятельности человека все они сплетены в одном узле. Направленность личности, ее установ­ки, раз за разом порождая в однородных ситуациях определен­ные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Наличие интереса к определенной об­ласти деятельности стимулирует развитие способностей в со­ответствующем направлении, а наличие определенных способ­ностей, обусловливая плодотворную работу, стимулирует инте­рес к ней.

Так же тесна и неразрывна взаимосвязь способностей и свойств характера. Например, наличие больших способностей, обусловливая сознание своих сил, своей мощи, не может не от­разиться на характерологических свойствах человека, порож­дая в одних случаях уверенность в себе, твердость, решитель­ность, в других — самомнение или беспечность, непривычку к упорному труду. Точно так же малые способности могут обус­ловить в одних случаях робость, неуверенность в себе, в дру­гих — упорство, трудолюбие, привычку к усидчивому труду, т. е. очень существенные характерологические свойства. Харак­терологические же свойства, в свою очередь, обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются, реализуясь, а реализация их зависит от характерологических данных — целеустремленности, настойчивости, упорства в до­стижении цели и т. п. В отрыве от соответствующих характеро­логических свойств способности — это лишь очень абстракт­ные и малореальные возможности. Реальная способность — это способность в действии, неуклонном и целеустремленном; она поэтому не только способность, но и доблесть.

Так в реальной жизни личности все стороны ее психическо­го облика, переходя друг в друга, образуют неразрывное един­ство.

Это единство общего психического облика человека носит всегда более или менее ярко выраженный индивидуальный ха­рактер. Понимание и учет этих индивидуальных особенностей имеет огромное значение в практической жизни; без них невоз­можна правильная расстановка людей и рациональное их ис­пользование. Лишь при знании и учете индивидуальных особен­ностей каждого человека можно обеспечить всем людям наибо­лее полное развитие и применение их творческих возможностей и сил. Не менее необходимо знание индивидуальных особенно­стей в процессе воспитания и обучения. Индивидуализирован­ный подход к каждому ребенку, к каждому учащемуся является одним из основных требований правильно поставленного про­цесса воспитания и обучения.

В силу большого практического значения, которое имеет вопрос об индивидуальных особенностях людей, к нему издав­на привлекалось особое внимание, и нередко вся проблема психологии личности, неправомерно сужаясь, сводилась только к этому вопросу об индивидуальных особенностях. Между тем в действительности вопрос об индивидуальных особенностях и ме­жиндивидуальных различиях — это лишь один — дифференци­альный — аспект в общей проблеме психологии личности. Под­линное понимание различий в психических свойствах разных людей предполагает знание самих этих свойств, их места и зна­чения в строении личности.

Специально в дифференциальном плане вопрос не исчерпы­вается только межиндивидуальными различиями; необходимо учитывать и в нутрии индивидуальные различия.

Любой литературный критик знает, что встречающиеся иногда у плохих художников образы злодеев, которые являются «чистым», т. е. абстрактным воплощением злодейства без еди­ного светлого проблеска, или ангелов, которые являются «чис­тым», т. е. абстрактным воплощением добродетели без единого пятнышка, жизненно не правдивы. В научной, школьной психо­логии это положение до сих пор почти не получило признания. Этим в значительной мере обусловлена абстрактность, нежиз­ненность господствующей психологической науки, а также ряд существенных теоретических ее ошибок (в частности, в трак­товке и определении одаренности детей посредством однократ­ных кратковременных тестовых испытаний).

Каждый человек не только отличен от других, но он сам в различные моменты живет и действует на различных уровнях и достигает различных высот. И чем больше возможности чело­века и уровень его развития, тем более значительной бывает амплитуда таких колебаний. Самый выдающийся музыкант, ак­тер, лектор иногда оказывается «не на высоте», т. е. не достига­ет уровня вообще доступных ему достижений, а в другой раз мы говорим, что он превзошел самого себя, т. е. в особенно благо­приятный момент напряжения и подъема творческих сил под­нялся на высоту, которой он обычно не достигает. Каждый чело­век таит в себе и иногда обнаруживает значительные вариации в смысле уровня, высоты функционирования. <...>

Нельзя ни разрывать единство личности, ни сводить его к простой однородности. Реальное единство психического обли­ка личности многообразно и противоречиво. Но всегда находится в конце концов такая стержневая для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия смыка­ются в единстве. Н. В. Гоголь в молодости писал своей матери: «Правда, я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадал меня совершенно. У вас почитают меня своенравным, каким-то несносным педантом, думающим, что он умнее всех, что он создан на другой лад от людей. Верите ли, что я внутренне сам смеялся над собой вместе с вами. Здесь меня называют сми­ренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я са­мый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчи­вый, неотесанный и проч., в третьем — болтлив и докучлив до чрезвычайности. У иных — умен, у других — глуп... Но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой харак­тер».

Внешне различные и даже противоположные поступки мо­гут выражать применительно к условиям конкретной ситуации одни и те же черты характера и проистекать из одних и тех же тенденций или установок личности. Обратно: внешне однород­ные и как будто тожественные поступки могут совершаться по самым разнородным мотивам, выражая совершенно не однород­ные черты характера и установки или тенденции личности. Один и тот же поступок один человек может совершить для того, чтобы помочь кому-нибудь, а другой — чтобы перед кем-нибудь выслужиться. Одна и та же черта характера, застенчи­вость например, может в одном случае проявиться в смущении, растерянности, в другом — в излишней шумливости и как будто развязности поведения, которой прикрывается то же смущение. Сами же смущение и застенчивость нередко порождаются весь­ма различными причинами — диспропорцией в одних случаях между притязаниями личности и ее способностями, в других — между ее способностями и достижениями и т. д. Поэтому ниче­го не поймет в поведении человека тот, кто не сумеет за вне­шним вскрыть свойства личности, ее направленность и тенден­ции, из которых исходит ее поведение.

В итоге три основных положения приобретают принципиаль­ное значение для понимания психологии личности.

1. Психические свойства личности в ее поведении, в действи­ях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются. Поэтому равно неправильны статиче­ская точка зрения, которая исходит из свойств личности как чего-то изначально данного и рассматривает ее действия и по­ступки лишь как проявление независимой неизменной сущнос­ти, а также динамическая точка зрения, которая вовсе раство­ряет личность в ситуации и, пытаясь безостаточно объяснить поведение из складывающихся в ней динамических соотноше­ний, превращает все свойства личности лишь в изменчивые со­стояния, лишенные какой бы то ни было, даже относительной, устойчивости.

Первая точка зрения знает личность только как предпосыл­ку, вторая — в лучшем случае только как результат деятельно­сти или лишь как собственно мнимую, воображаемую точку пе­ресечения различных сил динамической ситуации. В действи­тельности личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности. Внутреннее психи­ческое содержание поведения, складывающееся в ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении. Нельзя, таким образом, ни отрывать личность от динамики ее поведения, в котором она и проявляется и формируется, ни растворять.

2. В психическом облике выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятель­ности человека и взаимопроникая друг в друга, смыкаются в единстве личности. Поэтому равно неправильны как точка зре­ния, для которой единство личности выражается в аморфной Целостности, превращающей ее психический облик в туман­ность, так и противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты и, утратив внутреннее единство психи­ческого облика личности, тщетно ищет корреляций между вне­шними проявлениями этих черт.

3. Психический облик личности во всем многообразии пси­хических свойств определяется реальным бытием, действитель­ной жизнью человека и формируется в конкретной деятельно­сти. Эта последняя сама формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сло­жившимся содержанием материальной и духовной культуры.

Образ жизни человека, включающий в неразрывном един­стве определенные исторические условия, материальные осно­вы его существования и деятельность, направленную на их из­менение, обусловливает психический облик личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни.

Б. М. Теплов

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХПРОЯВЛЕНИЯХ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ [9]

 

Сила и подвижность являются свойствами нервной системы, а не свойствами личности. Это значит, что при сильной (или сла­бой), подвижной (или инертной) нервной системе могут в ходе раз­вития при разных условиях жизни и воспитания возникнуть раз­ные психологические черты личности. И все же знание этих свойств нервной системы имеет очень существенное объясни­тельное значение в психологии личности, точнее, в вопросах ин­дивидуально-психологических различий личности.

Совершенно прав С. Л. Рубинштейн, выделяя два основных плана (аспекта) психологической характеристики личности: ха­рактер и способности. Разделение этих двух аспектов проводит­ся по психологическим (а отнюдь не физиологическим) критери­ям. Темперамент, с этой точки зрения, не может рассматривать­ся как особый, третий аспект психологической характеристики. Темперамент может рассматриваться лишь как специальная проблема внутри проблемы характера.

В настоящее время все советские психологи так или иначе связывают темперамент именно с типологическими свойствами нервной системы... В разработке вопроса о содержании поня­тия темперамента психологам пришлось столкнуться с острым противоречием. С одной стороны, в истории психологии име­лась очень давняя традиция характеризовать темпераменты оп­ределенными психологическими чертами. С другой стороны, Павлов еще в 1927 г. отождествил темпераменты с типами не­рвной системы, причем сделал это в самой категорической фор­ме: «Мы с полным правом можем перенести установленные на собаке типы нервной системы... на человека. Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темпераментами. Темпе­рамент есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятель­ность каждого индивидуума» (1951). <...>

Сравнительно лучше других психологических определе­ний темперамента было определение Рубинштейна: «Темпера­мент — это динамическая характеристика психической дея­тельности индивида» (1946), — лучше потому, что оно наибо­лее широкое по содержанию. Но и оно не решало той задачи, которая была поставлена перед психологами со времени возник­новения идеи Павлова об отождествлении типа нервной систе­мы с темпераментом (или хотя бы о прямой обусловленности темперамента типом нервной системы). Ценность понятия «ди­намическая характеристика психической деятельности» заклю­чается не столько в его положительном содержании, сколько в том, что оно отграничивает темперамент от содержания духов­ной жизни личности (мировоззрения, идеалов, убеждений и т.д.), которое, конечно, с темпераментом (и с типом нервной системы) не связано.

Наименее уязвимы и по основному замыслу наиболее пра­вильны те определения темперамента, в которых не дается его психологической характеристики, а указывается лишь на обус­ловленность его типом высшей нервной деятельности. Однако и авторы таких определений оказывались вынужденными при дальнейшем изложении вопроса о темпераментах касаться псиxoлогического содержания этого понятия и, следовательно, не могли полностью избежать трудностей, связанных с решением сформулированной выше задачи...

В понятие темперамента, как видно из сказанного, следует включить те относящиеся к характеру, а не к способностям пси­хологические проявления, которые обусловлены свойствами типа высшей нервной деятельности. Вероятно, можно сказать, что в темпераменте наиболее прямо выражается природная ос­нова характера. Но от такого, в сущности формального, опреде­ления темперамента до его подлинно психологической характе­ристики еще очень далеко. <...>

Темперамент, с одной стороны, как психологическое прояв­ление свойств нервной системы имеет прямое отношение к при­родной основе характера. С другой стороны, типологические свойства нервной системы имеют не менее близкое отношение к природной основе способностей, к тому, что обычно называет­ся задатками. <...>

Мною неоднократно выдвигалось следующее положение: «Если общие типологические свойства определяют темперамент человека, то частные свойства имеют важнейшее значение при изучении специальных способностей» (1955, 1956). Однако это положение слишком узко. Частные (парциальные) свойства, ко­нечно, связаны не с проблемой темперамента, а с проблемой спе­циальных способностей. Это верно. Но ведь существуют не толь­ко специальные, но и общие способности. Поэтому и общие свой­ства нервной системы имеют значение не только для проблемы темперамента, но и для проблемы общих способностей.

В. Н. Мясищев

 

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТАХ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ [10]

 

Личность— высшее интегральное понятие. Личность харак­теризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смыс­ле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда оста­ется личностным. Самое главное и определяющее личность — ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотно­шениями. В этом пункте субъективное[11] отношение, отчетливо проявляясь в реакциях и действиях, обнаруживает свою объек­тивность, а индивидуально-психологическое становится соци­ально-психологическим. Отношения человека избирательны прежде всего в эмоционально-оценочном (положительном или отрицательном) смысле. Отношения человека представляют со­знательную, избирательную, основанную на опыте психологи­ческую связь его с различными сторонами объективной дейст­вительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и пере­живаниях. В свою очередь они образуются и формируются в процессах деятельности.

Избирательные отношения человека многосторонни и слож­ны, но не разрозненны и не рядоположены, а составляют еди­ную сформированную его опытом индивидуальную иерархическую историческую систему, внутренне связанную, хотя, может быть, и противоречивую. Так, потребность и идеал могут всту­пать в конфликт друг с другом, вместе с тем в идеале или в требо­ваниях долга, так же как и в потребностях, заключено внутрен­нее побуждение к действию. Идеал, первоначально как внеш­нее требование или правило, в процессе развития становится внутренним требованием.

Сознание, чувство и воля представляют то процессуальное триединство, которое выражается потенциально в отношении к каждому объекту и проявляется в различных отношениях, в ин­тересах, в той или иной эмоциональной (положительной или от­рицательной) оценке, в той или иной степени действенной ак­тивности— влечения, желания, стремления или потребности. Отношение — сила, потенциал, определяющий степень интере­са, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Отношения поэтому являются движущей силой личности.

Психологи неоднократно отмечали, что у личности могут пре­обладать органические, личные или сверхличные (обществен­ные) цели, мотивы или потребности. Характеризуя личность, обычно говорят об ее направленности. Этот термин, однако, не вполне удовлетворителен. В сущности, речь идет о доминирую­щих отношениях, т. е. о большей или меньшей активности, ре­активности, эффективности в отношении к тем или иным объек­там. Так, доминировать могут «животные», конкретно личные или идейные интересы. Отношения человека представляют си­стему, образующуюся в результате его развития, воспитания и самовоспитания. Подобно тому как объекты окружающей дей­ствительности имеют разную важность для человека, в системе его отношений имеется иерархия господствующих и подчинен­ных отношений. Эта система постоянно меняется, развивается, но всегда определяющую роль играют отношения между людь­ми, в целом обусловленные структурой общества, т. е. лежащи­ми в его основе общественно-производственными отношения­ми. Общественно-историческая обусловленность личности об­наруживается прежде всего в том, что в характеристике одних личностей самым важным являются общественные, а других — личные интересы.

Первый план характеристики личности образуют доминиру­ющие отношения последней. С вопросом о доминирующих отно­шениях связаны вопросы о том, для чего живет данный человек, что для него является смыслом жизни: руководят ли им соци­альный идеал блага или цели личного преуспевания или человек вообще не ставит перед собой отдаленных задач и целей, еле справляясь с захлестывающими его повседневными заботами.

Хотя важнейшей, и не только философски, но этически, пси­хологически и житейски, проблеме счастья до сих пор уделяет­ся мало внимания в научных исследованиях, она теснейшим образом связана с проблемой личности, ее целей, отношений и воспитания. Нельзя недооценивать и медицинскую сторону во­проса, так как болезнь или инвалидность вызывают реакцию личности (слабодушие, отчаяние, болезненное депрессивное со­стояние), крайним следствием которого может быть самоубий­ство. Другие болезненные формы выражают неудовлетворенность или конфликт с исходом в преступление или в реактивное невротическое или психотическое состояние.

Вторая группа свойств охватывает психический уровень че­ловека. Это не только уровень его желаний, но и уровень его до­стижений. Определить данный уровень — значит ответить на вопросы: чего достиг человек, каковы его возможности, какой след он оставил в жизни общества, иначе говоря, каково истори­ческое значение личности. Здесь опять-таки тесно соприкасают­ся психологический и социологический аспекты рассмотрения личности. Богатство личности определяется богатством ее опы­та и, выражая уровень ее развития, неразрывно связано с ее со­знательностью и ее самосознанием, под которым подразумевает­ся способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правиль­но оценивать себя самого и свое место в действительности.

Уровень развития личности одновременно является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоци­ональных свойств. Сюда же относятся и такие еще малоизучен­ные свойства, как сложность, тонкость, дифференцированность личности.

Аспекты общественного и культурного развития личности полностью не совпадают. Общественное развитие человека вы­ражается той ролью, которую играют в его поведении обществен­ные интересы по сравнению с личными. Культурный же уровень личности выражается соотношением идейных элементов инди­видуального опыта и органических («витальных») импульсов поведения. Конечно, наиболее высокий уровень развития харак­теризуется сочетанием коллективизма с высокой культурой. Однако культурно развитый человек может быть индивидуали­стом, а культурно не развитый — коллективистом. Культурное развитие первого, какого бы высокого уровня оно ни достигло, неполноценно, ущербно, ибо недоразвиты общественные связи и мотивы поведения. Коллективизм второго оказывается сти­хийным, примитивным, ибо не сочетается с высоким культур­ам уровнем, необходимым для обеспечения общественной со­знательности человека. Ступени общественного и культурного развития отличаются различной ролью, которую на каждой из них играют для личности общественные и личные отношения.

Избирательная направленность отношений определяет и внешние и внутренние реакции личности. В социальном пла­не — это полюса внешней социальности и внутренней отзыв­чивости личности к другим людям и требованиям коллектива. Уровень развития и избирательность отношений характеризу­ют содержание личности.

Третьим существенным компонентом является динамика ре­акций личности. Она соответствует тому, что в психологии на­зывается темпераментом и с физиологической стороны освеще­но И. П. Павловым как тип высшей нервной деятельности.

Следует только подчеркнуть, что; 1) темперамент проявля­ется во всех сторонах личности, в том числе в ее интеллекту­альной и идейной жизни; 2) темперамент обнаруживается лиш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...