Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъективные отношения личности




 

До сих пор речь шла о направленности как системообразую­щем свойстве личности в связи с анализом ее целей, мотиваци­онной сферы и потребностей. Но это свойство имеет также и другие формы проявления. Анализируя психологический склад личности, вряд ли можно обойтись без рассмотрения ее ценно­стных ориентации, привязанностей, симпатий, антипатий, ин­тересов и ряда других характеристик, которые хотя и связаны с потребностями, мотивами и целями, но не сводятся к ним.

На наш взгляд, наиболее общим понятием, обозначающим перечисленные выше характеристики личности (и ряд других, не перечисленных здесь), является понятие «субъективные от­ношения личности». Речь идет о том, как личность относится к тем или иным событиям и явлениям мира, в котором она живет. В данном случае термин «отношение» подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но прежде всего ее субъективную позицию в этом окружении. «От­ношение» здесь включает момент оценки, выражает пристраст­ность личности.

Понятие «субъективные отношения личности» близко по содержанию к понятиям «установка», «личностный смысл» и «аттитюд». Но, с нашей точки зрения, оно является по отноше­нию к ним родовым. Понятие «установка», раскрываемое как центральная модификация личности (Узнадзе), подчеркивает интегральный характер субъективно-личностных отношений; «личностный смысл» — их связь с общественно-выработанны­ми значениями; «аттитюд» — их субъективность. <...>

Субъективные отношения конкретной личности, конечно, не исчерпываются только теми, основанием которых являются от­ношения экономические. В процессе жизни у личности форми­руются также определенные субъективные отношения к науч­ным открытиям, явлениям культуры и искусства, политическим событиям, идеологической жизни общества и т. д.

Как уже не раз отмечалось, личность в своем развитии вклю­чается во многие как большие, так и малые общности людей. Участие в жизни каждой из них формирует у нее и определен­ные субъективные отношения как к той, в которую она включе­на, так и к другим общностям. При этом иногда возникают те или иные «перекосы» в развитии личности, которые выражают­ся в том, что некоторые из ее частных отношений начинают до­минировать над общими, интересы какой-либо группы она ставит выше интересов общества. К таким перекосам относятся нацио­нализм, шовинизм, групповщина, корпоративность, протекцио­низм и др.

В процессе жизни в обществе у каждого индивида формиру­ется сложнейшая — многомерная, многоуровневая и динами­ческая — система субъективно-личностных отношений. Ее можно было бы описать как многомерное «субъективное про­странство», каждое из измерений которого соответствует опре­деленному субъективно-личностному отношению (к труду, соб­ственности, другим людям, политическим событиям и т. д.). Эти измерения и представляют собой то, что Э. Эриксон называл «радиусами значимых отношений». «Субъективное простран­ство» далеко не всегда совпадает с «пространством» обществен­ных отношений, в которые личность включена объективно. Не­редко можно встретить факты «смещения» субъективных отно­шений личности относительно тех общественных отношений, в которые она включена объективно.

Вопрос о взаимоотношениях объективного и субъективного «пространств» личности, так же как и вопрос о перекосах в ее развитии, требует специального психологического исследова­ния. Их конструктивное решение имеет исключительно боль­шое значение для воспитательной работы.

Изменение объективного положения личности в обществе необходимо требует перестройки и ее субъективных отноше­ний. Если этого не происходит, то могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, конфликты с окружа­ющими людьми или «внутренний разлад». <...>

В самом широком смысле слова субъективность отношений оз­начает их принадлежность личности как общественному субъек­ту. Они формируются и развиваются в процессе накопления и интеграции всего жизненного опыта личности. Ими характери­зуется жизненная позиция личности в обществе. Их детермина­ция общественными отношениями иногда создает у личности впечатление, что ее субъективные отношения сильнее ее самой (переживание их навязанности). Пожалуй, нигде, как в этих от­ношениях, не проявляется так отчетливо кумулятивный харак­тер детерминации. Было бы неверно субъективность, пристраст­ность связывать обязательно с искажениями или иллюзорностью этих отношений. Субъективность и субъективизм — это не одно и то же. Если отношения личности адекватны прогрессивным тенденциям развития общества, то их субъективность не только не является препятствием во взаимоотношениях с другими людь­ми, но, напротив, способствует развитию этих взаимоотношений. Однако при определенных условиях пристрастность может вы­ступить и в форме субъективизма (предрассудков, предвзятости, ригидности в поведении и мнениях и т. п.), препятствующего нор­мальным взаимоотношениям личности с другими людьми, а зна­чит, и ее собственному развитию.

Являясь интегральными свойствами личности, субъектив­ные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы (более широко: на все психические яв­ления). Особенно отчетливо это выражается в их эмоциональ­ном тоне, а также в тех звеньях процессов, которые связаны с выбором и принятием решений.

В ходе развития субъективных отношений формируются спе­цифические «образования»: система предпочтений, мнений, вкусов, интересов. Складывается также определенная система образов, в которых с позиций данной личности, т. е. субъектив­но и пристрастно, репрезентируются различные стороны и ком­поненты действительности, в которой она живет (образ других личностей, общностей, общества в целом и т. д.).

Субъективные отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности.

В процессе их развития формируются также определенные привычки, стереотипы поведения, способы взаимодействия с другими людьми (например, то, что принято называть чувством такта) — короче, стиль поведения личности в целом.

Б. И. Додонов

О СИСТЕМЕ «ЛИЧНОСТЬ» [27]

 

Правильное, соответствующее системному подходу опреде­ление такой функции требует прежде всего рассмотрения лич­ности как компонента другой, более высокой системы, как «час­тицы» общества, функция которой не может быть оторвана от жизни последнего. В то же время личность отнюдь не такой ком­понент системы высшего ранга, каким, скажем, является вин­тик для машины...

Зададимся же вопросом: какие содержательные характери­стики личности могут влиять на способ ее общественного бы­тия? Очевидно, таких характеристик будет всего три: это, во-первых, ее общественный статус, это, во-вторых, ее социально значимые физические особенности и это, в-третьих, ее психо­логический склад. Таков, надо думать, и есть основной «морфо­логический» состав системы «личность».

Социальный статус характеризует личность как компонент, зависимый от общества. Психологический склад и физические особенности, напротив, принадлежат личности как относитель­но самостоятельной системе, способной к определенному выбо­ру доступных для нее общественных ролей и индивидуально-своеобразному их исполнению. Они (психологический склад и физические особенности) репрезентируют управляющую и ис­полнительную подсистемы социализированного индивида.

Поскольку же все поведение человека непосредственно опре­деляется управляющей подсистемой, субъективно отражающей в себе и его социальный статус, и его физические возможности, именно психологический склад личности станет предметом на­шего дальнейшего анализа. Для этого сначала надо выделить те элементы, из которых «строятся» непосредственно составляю­щие его более сложные психологические образования.

«Идеальные содержания» личности как элементы ее основных психологических образований... В роли основно­го ряда компонентов психологического склада личности в на­шей модели будут выступать функциональные объединения оп­ределенных содержаний личности...

Основные классы идеальных содержаний личности. В основу выделения элементов идеального содержания личности должен быть положен не онтологический, а логический прин­цип. Следуя ему, прежде всего разделим все идеальные содер­жания на мотивирующие и ориентирующие. Затем первые — опять-таки на те, что несут в себе готовые цели, определяя ини­циативное поведение личности, и те, что представляют собой закрепившиеся эмоциональные оценки действительности, обес­печивающие ситуативные реакции на разные жизненные обсто­ятельства. Вторые — на понятийно-образную информацию о мире и сложившиеся в опыте жизни «схемы» умственных дей­ствий, управляющие извлечением, преобразованием, приумно­жением и практическим использованием этой информации. Четыре выделенных таким путем разных класса идеальных со­держаний нашей психики, согласно обычной терминологии, представляют собой опредмеченные потребности во всех их мо­дификациях, устойчивые психологические отношения, знания и умения. Первый класс элементов мы будем называть также блоком целевых программ, а третий — блоком операторов.

<...> Если рассмотреть каждый класс идеальных содержаний как отдельный их блок и задаться вопросом о дифференцировке элементов содержания внутри него, то одним из важнейших их различий будет степень широты и устойчивости. Знания челове­ка могут касаться самых общих законов природы, общества и человеческого мышления и могут относиться к более частным сфе­рам его жизни или даже к совсем незначительным фактам его бытия. Целевые программы могут быть программами жизни че­ловека и программами сегодняшнего вечера и т. д. Иначе говоря, каждый блок содержаний (независимо от их реального вхожде­ния в те или иные функциональные образования психологиче­ского склада личности) имеет «многоэтажное», иерархическое строение. Верхние «этажи» его при этом беспрестанно достраи­ваются и перестраиваются, но чем ближе мы будем подходить к их основанию, тем со все более прочными, фундаментальными содержаниями личности будем иметь дело. Именно вследствие этого зрелая личность диалектически сочетает в себе и крайнюю динамичность, и нередко исключительную устойчивость. Она, как дерево, которое каждый год выпускает новые побеги и покры­вается новой листвой, но которое обычно сохраняет почти неиз­менным главное: корни, ствол и ветви.

Компоненты психологического склада личности. Наря­ду с тем разграничением идеальных содержаний личности, о ко­тором говорилось выше, их следует разделить еще по одному принципу: в зависимости от того, относятся они к внешнему миру или к самому индивиду. В связи с этим в системе психоло­гического склада личности нами выделяются экстраверсивная и интроверсивная подсистемы.

Подсистема экстраверсии. Можно, очевидно, установить отнюдь не случайную аналогию между «регуляционными меха­низмами», которые осуществляют регуляцию поведения людей со стороны общества, и собственными управляющими механиз­мами личности. И те и другие обеспечивают три вида ориента­ции, необходимых для успешного функционирования как обще­ства в целом, так и отдельного индивида. Эти ориентации суть следующие: 1) общее понимание той действительности, в «про­странстве» которой приходится действовать; 2) целевая ориен­тация и 3) ориентация, обеспечивающая быстрое реагирование на разного рода типичные ситуации и обстоятельства жизни.

В системе самой личности функции регулятора поведения выполняют ее мировоззрение, направленность и характер.

...Первый из компонентов личности — мировоззрение представляет собой фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания челове­ка о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществ­ляет свою общую «рекогносцировку» действительности при вы­работке новых целевых программ своей жизни и при принципи­альной оценке различных явлений и событий.

...Направленность личности — это уже сложившаяся сис­тема ее важнейших целевых программ, определяющая смысло­вое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Иначе говоря, это то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта.

Еще один из упомянутых нами компонентов психологиче­ского склада личности — ее характер. С наших позиций ха­рактер — это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся эмоциональные отношения человека к ти­пичным жизненным ситуациям и определенным образом связан­ные с ними стереотипы когнитивных и поведенческих «схем» ре­агирования на эти ситуации...

Характер, как система определенных стереотипов эмоцио­нального, когнитивного и поведенческого реагирования на ти­пичные жизненные ситуации, формируясь под сильным воздей­ствием мировоззрения и особенно направленности человека, ни в коей мере не перекрывает их, он определяет реактивное, а не инициативное первичное поведение личности. Другое дело, что сама вызванная внешним импульсом реакция характера может послужить началом формирования новой целевой программы, которая затем войдет в состав направленности личности...

Три описанных выше компонента психологического склада личности представляют собой регуляторы нашего поведения с готовым информационным содержанием, но личность нуждает­ся в постоянном притоке все новой информации из внешнего мира и извлечении уже имеющихся знаний о нем из «хранилищ памяти». Она нуждается также в анализе этой информации, ее преобразовании, перекодировке и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Этой цели служит четвер­тый, самый сложный компонент психологической системы че­ловека — его способности. Способности (как, впрочем, и дру­гие компоненты личности) можно характеризовать по их проявлению — и тогда их удобно называть качествами, особенностя­ми и т. п. и можно рассматривать как некоторые структуры иде­альных содержаний, «вложенный» в сами схемы функциональ­ных систем процессов — и тогда их лучше определять как обра­зования личности...

Мы думаем, что наличие знаний и умений человека, рассмат­риваемые не как их простая сумма, а как их определенная сис­тема, и есть то психологическое образование, которое делает его в первую очередь в той или иной мере способным как к усво­ению новых знаний и умений, так и к решению с их помощью многообразных теоретических и практических проблем. Неслу­чайно для тех исследователей, которым приходится не просто теоретизировать относительно способностей, а практически определять их, «нереальным представляется исключение из ин­теллекта прошлого опыта, т. е. тех знаний и умений, которыми располагает индивид» (А. В. Петровский, 1982). Уровень же этих способностей зависит от трех факторов. Во-первых, от ка­чества отдельных элементов этих знаний и умений (верные и неверные, твердые и нетвердые и т. д.) и от их объединения в единое целое, от качества структуры этого целого. Образно го­воря, в одном случае оно может напоминать хорошо организо­ванную библиотеку, в другом — склад книжной макулатуры. Во-вторых, от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической де­ятельности, с которыми ребенок уже рождается. В-третьих, ве­роятно, от большей или меньшей «тренированности» самих моз­говых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Способности — это личностные образования, включающие в свой состав определенным образом структурированные зна­ния и умения человека, сформированные на базе его врожден­ных задатков и как единое целое определяющие его возможно­сти в успешном овладении технической стороной тех или иных деятельностей.

Интроверсивная подсистема, или «я» личности. Лич­ность не только целеустремленная, но и самоорганизующая си­стема. Объектом ее внимания и деятельности служит поэтому не один лишь внешний мир, но и она сама. Феноменально это проявляется в чувстве своего «Я».

«Я» личности не следует понимать как некоего гомункулуса, стоящего над всеми другими ее компонентами и обладающего по отношению к ним «верховной властью». Его образующие — это некоторые части содержания все тех же личностных струк­тур, которые уже были нами рассмотрены. «Я», таким образом, включает в себя и, так сказать, «самовоззрение» (представле­ния о себе и свою самооценку), и программы своего самосовер­шенствования, и привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, и способности самонаблюдения, самоанализа и саморегуляции. Именно через «Я», которое дает возможность человеку ориентироваться в себе, как и во внешнем мире, в наи­большей степени осуществляется объединение всех компонен­тов личности в единое целое и постоянная гармонизация (со­гласование) его компонентов.

Но «Я», повторим, не есть какой-то особый верховный реша­тель судеб личности. Рефлексируя, человек оценивает себя с позиции своего общего мировоззрения и направленности.

Структура психологического склада личности и инди­видуальные качественные характеристики его компонен­тов. Структура любой системы неразрывно связана с ее функ­циями. Поскольку общая регуляционная функция психологи­ческого склада личности состоит из функций его компонентов, в его общей структуре тоже могут быть соответственно выделе­ны связи первого и второго порядков...

Мы полагаем, что ведущим, системообразующим компонен­том психологического склада личности является ее направлен­ность. Все остальные компоненты так или иначе «работают» на нее. Это относится даже к мировоззрению человека. В своей до-личностной форме направленность в виде совокупности врож­денных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка еще тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и у взросло­го человека потребности в гораздо большей степени определя­ют его постижение действительности, чем это постижение — его потребности.

Конечно, сказанное здесь еще далеко не раскрывает всей сложности взаимоотношений между направленностью лично­сти и ее мировоззрением. Нам важно наметить лишь самое об­щее представление о структурных связях между ними, которое сводится к тому, что мировоззрение скорее помогает человеку развить свою направленность, чем первично определяет ее.

Ясно видна, например, служебная роль по отношению к на­правленности личности ее способностей и характера. Бывают, правда, случаи, когда они не вполне ей соответствуют. Но тогда индивид, осознав это несоответствие, пытается «подтянуть» их до уровня своей направленности.

Функция самого осознания такого несоответствия и усилий по его ликвидации, как уже было сказано в предыдущем разделе статьи, ложится на «Я» личности. Таковы в самом общем виде структурные взаимоотношения между компонентами ее психо­логического склада, делающими его единым, хотя и очень слож­ным образованием. И если в отдельные моменты поведения лич­ности на первый план может более отчетливо выступать роль то одного, то другого ее психологического компонента, то в целом ее деятельность определяется всеми ими. При этом чем в более ответственной обстановке личность действует, тем более пол­но в регуляции ее действий участвуют все ее компоненты. Вот почему даже явно робкий по характеру человек в иные моменты может вести себя мужественно, несдержанный — сдержанно, легкомысленный — серьезно, рассеянный — внимательно.

В заключении этой части статьи бегло коснемся еще вопро­са об интегративных качественных характеристиках отдельных психологических компонентов личности при рассмотрении ее в плане индивидуальности. Такие характеристики, вообще гово­ря, могут даваться с разных точек зрения, о которых мы сейчас специально говорить не станем. Отметим лишь очень важные: характеристику компонента под углом зрения его моральной оценки и под углом зрения степени консолидации его элемен­тов. Так, например, рассматривая компоненты личности под первым углом зрения, мы можем говорить о ее коллективист­ской или индивидуалистической направленности, о ее отзывчи­вом или черством характере, о ее хороших или плохих способ­ностях и т. д. Характеризуя же направленность личности с позиций второй плоскости ее анализа, мы должны определить, насколько отдельные составляющие ее целевые программы сло­жились в единую, внутренне согласованную их систему. Может существовать личность с доминирующей коллективистской на­правленностью и просто с коллективистской направленно­стью — это не одно и то же. И совсем не потому, что вторая ли­шена каких-либо стремлений к личному счастью и самоутверж­дению. Просто у нее коллективистские потребности настолько проникли во все другие, что ни удовлетворения личного често­любия, ни самого счастья она не мыслит на ином пути, кроме пути самого честного и самоотверженного служения интересам общества. Простое же доминирование одних потребностей-про­грамм над другими всегда чревато возможностью возникнове­ния внутренних конфликтов, борьбы мотивации и тяжелых эмо­циональных переживаний. Особой, более широкой индивиду­альной психологической характеристикой личности является мера ее экстраверсии-интроверсии, определяемая соотношени­ем ее экстраверсивной «части» с ее «Я».

Личность в системно-интегративном аспекте. Личность обладает относительно немногими интегративными характерис­тиками, раскрывающими в самых главных чертах ее индивидуаль­ный облик. В первую очередь он определяется тремя основными параметрами личности: степенью ее человечности, талантливо­сти и социо-психофизической гармоничности, проявляющейся в ее общем психическом настрое. Кратко остановимся на каждом из них.

Понятие человечность близко к понятию доброта, но го­раздо шире и глубже последнего. Доброта — это просто каче­ство характера, добрым может быть и человек с очень узким и ограниченным, мещанским мировоззрением. Истинная чело­вечность требует широкого гуманного взгляда на мир в целом, дающего себя знать в отношении и к близким и к «дальним», и к человеку и к природе, и к науке и к искусству. Она проявля­ется не только в простой, реактивной отзывчивости на чужое горе, но в наличии у человека программ активной борьбы со злом. Человечность несовместима с национализмом, плохо развитым чувством человеческого достоинства, всепрощенчеством и т. д.

В интегративном качестве человечности, как в никакой дру­гом, сказывается единство человека и общества.

Талантливость (талант, гениальность) обычно трактуется как высшая степень развития способностей. Но так ее можно трактовать только при очень широком понимании последних. А это не только препятствует нахождению собственного места способностей в системе психологического склада личности, но и скрывает сложную диалектику развития таланта, ведя к ряду неверных выводов также и практического, прикладного порядка. Считается, что максимума своего развития способности достига­ют к 20-25 годам. Далее постепенно начинается возрастное сни­жение способностей. Конечно, не все люди стареют одинаково быстро. Существуют многочисленные факты, когда отдельные лица добиваются самых высоких своих творческих успехов в возрасте за 60 и даже за 70 лет.

Все это свидетельствует о том, что креативность человека определяется не одним, а по крайней мере двумя факторами, динамика которых характеризуется разной направленностью. Снижение способностей с возрастом может компенсироваться и даже сверхкомпенсироваться продолжающимся обогащением идеальных содержаний его мировоззрения, направленности ха­рактера и «Я»-системы. Снижается способность к наиболее ин­тенсивному и безошибочному оперированию информацией, но часто продолжают расти возможности личности к рассмотре­нию действительности со все новых и новых оригинальных то­чек зрения, определяемых все обогащающимися отношениями человека к миру.

Психический настрой личности объясняется как ее внут­ренней гармоничностью или дисгармоничностью (когда «нахо­дишь корень мук в себе самом и небо обвинить нельзя ни в чем» — М. Ю. Лермонтов), так и определенными физическими качествами индивида, внешними обстоятельствами его жизни.

Общий психический настрой личности имеет множество от­тенков, наиболее противостоящими из которых являются опти­мистический, мажорный и трагедийный. Примером человека с устойчивым мажорным настроением может служить известный французский живописец Огюст Ренуар, о котором А. В. Луначарский писал так: «Ренуару было присуще внутреннее необык­новенное единство настроения; собственно говоря, ему всегда было присуще одно и то же настроение, но очень богатое. Это настроение было — счастье».

Противоположным ему был, например, психический настрой Врубеля.

 

К. К. Платонов

 

КОНЦЕПЦИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ [28]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...