Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методологические основания теории личности




Таким образом, определены исходные принципиальные пози­ции для построения общепсихологической теории личности. Уточним, что имеется в виду, когда она обозначается как «обще-психологическая. Речь в данном случае идет не столько о ее об­щей методологической и онтологической схеме (при всей ее важ­ности), сколько о том, что данный теоретический конструкт пред­ставлен в присущих ему характеристиках и связях, которые выявляются во всех отраслях психологии: не только в так назы­ваемой общей психологии, но и в социальной, возрастной, педа­гогической, юридической, психологии управления, патопсихоло­гии и других, выступая в присущей научной теории программирующей роли по отношению к соответствующей практической сфере (образованию, производству, медицине, правопорядку).

Как и всякая научная теория, теория личности должна отве­чать общему методологическому требованию — дать целостное представление о закономерностях и существенных связях оп­ределенной области действительности (личности человека), предложить целостную (при ее внутренней дифференцированности) систему знаний, которая содержала бы в себе методы не только объяснения, но и предсказания, возникновения опреде­ленных феноменов в определенных условиях и которую харак­теризовала бы логическая зависимость одних ее сторон от дру­гих, принципиальная возможность выведения ее содержания из некоторой совокупности исходных утверждений. Выше в вось­ми тезисах, выполняющих функцию своего рода пролегоменов (предварительных суждений, вводящих в изучение предмета) к предстоящему теоретическому построению, показана совокуп­ность утверждений (постулатов, допущений, законов и т. д.), образующих исходный базис общепсихологической теории лич­ности. Тем самым оказывается возможным построить теорети­ческую модель существенных связей, выступающих в опреде­ленной психологической реальности — личности человека. Воз­никновение теории личности не может быть оторвано от ее эмпирической основы, охватывающей множество накопленных в общей, социальной, детской психологии, патопсихологии, пси­хотерапии фактов, добытых экспериментально, но пока еще раз­розненных и не обобщенных.

Здесь описана в самом общем виде теоретическая абстрак­ция, обеспечивающая последующее восхождение к конкретно­му. Только так (на пути от абстрактного к конкретному) можно развивать ее в систему взаимосвязанных концепций, содержа­ние которых включает утверждения с их эмпирическими дока­зательствами, и построить конкретные теоретические конструк­ции, отправляющиеся от совокупности вводимых общетеорети­ческих принципов.

Что же представляет собой теория личности, ее наиболее об­щая модель? Она, по существу, должна совпадать с определени­ем личности, описывающим ее в системе наиболее существен­ных связей и зависимостей и отвечающим основным общенаучным методологическим принципам: детерминизма, системнос­ти, развития. Тогда теоретическая модель личности должна быть представлена как определяемое активной включенностью в общественные отношения системное качество их субъекта (индивида), имеющее трехзвенную структуру (интра-, интер- и метаиндивидную его репрезентации), развивающуюся в обще­нии и совместной деятельности и ею опосредствованную.

Рассмотрим, в чем здесь проявляет себя следование общена­учным методологическим принципам.

Принцип детерминизма применительно к психологической теории личности ориентирован не только на идею причинности как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию, но и на другие его формы (М. Г. Ярошевский): на системный детерминизм, обнаруживающийся в зависимости отдельных компонентов системы от свойств целого, а также на целевой детерминизм, в соответствии с которым цель определя­ет процесс достижения результата. Представление об активно­сти личности, ее направленности, которое утвердилось в психо­логии начиная со второй половины 30-х годов XX века, создает методологические предпосылки для реализации принципа де­терминизма на уровне категории «психосоциального отноше­ния». В психологии были выдвинуты трактовка детерминизма как действия «внешних причин через внутренние условия» (С. Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия «внутреннего через внешнее» (А. Н. Леонтьев).

Детерминистический тезис о том, что, изменяя в деятельно­сти реальный мир, субъект изменяется сам, что и объясняет личностные трансформации индивида, оказалось возможным распространить и на область межличностных связей, в которых наиболее полно выявляет себя категория психосоциального от­ношения. Так же, как индивид в предметной деятельности изме­няет окружающий мир и посредством этого изменения изменя­ет себя, становится личностью, социальная группа в своей со­вместной социально значимой деятельности конструирует и изменяет систему межличностных отношений и межличностно­го взаимодействия, становится коллективом. Феномены меж­личностных отношений отчетливо это обнаруживают. Так, са­моопределение в отношении задач групповой деятельности складывается как результат активной деятельности по претво­рению в жизнь поставленных перед ней целей, то есть межлич­ностные отношения преобразуются деятельностью, которая на­правлена вовне на присвоение социально значимого предмета, а не на сами эти межличностные отношения.

С позиции детерминизма развитие личности как системного качества индивида обусловлено социально, хотя сам индивид обладает биологическими предпосылками для своего развития.

Принцип развития в психологической теории личности реа­лизуется в понимании процесса превращения биологических структур индивида в социально обусловленные структуры его личности. Таким образом строится представление о социогенезе личности как результирующей взаимодействующих в ней двух противоборствующих тенденций — к сохранению и к из­менению развивающихся социальных систем. Развитие лично­сти в онтогенезе определяется наличием и преодолением про­тиворечия между потребностью индивида в персонализации и способностью посредством соответствующей деятельности быть персонализированным в социальной ситуации развития.

Принцип системности (или системный подход) в составе ме­тодологической модели теории личности позволяет представить ее в качестве целостности, в которой выявляются разнокаче­ственные и разноуровневые связи, как синтез структурно-фун­кциональных и филоонтогенетических представлений. Этим преодолевается тот подход к личности, который обозначен как «коллекционерский».

Этот принцип не мог быть обнаружен в общих системных представлениях, хотя и не мог быть без них сформулирован. Его следовало открыть в ткани самой психологической реальности. Для этой цели потребовалось: во-первых, преодолеть «птолемеевское» понимание человека в пользу его «коперниканской» трактовки как части социального целого, системы обществен­ных связей; во-вторых, преодолеть гипноз «постулата непосред­ственности». Это оказалось возможным сделать в условиях сис­темного анализа категорий «психосоциальное отношение» и «организм—индивид—личность», осуществленного при сопри­косновении психологической теории коллектива (стратометрическая концепция) и психологической теории личности. Они

должны были пересечься и действительно пересеклись в цент­ральном для той и другой теории пункте — в выявлении системообразующего принципа, которым оказался принцип деятельностного опосредствования.

Системообразующий принцип — это тот общий объяснитель­ный принцип, с помощью которого очерчивается и структурирует­ся теория. Методологическая сущность этого принципа при пост­роении теории личности состоит в том, что отношение одного че­ловека к другому, равно как и отношение развития личности к его результату, мыслится через обращение к третьему объекту — предметной деятельности, которая в наиболее развитой своей фор­ме имеет совместный характер, является следствием объединения людей в труде и общении. При этом, оказываясь исходно опосред­ствованными содержанием и организацией совместной деятельно­сти, межличностные отношение и качества развивающейся лич­ности в свою очередь воздействуют на ее процесс и результаты; субъект-объект-субъектные связи выступают в единстве с субъект-субъект-объектными как две стороны одной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...