Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность как основание личности




Главная задача состоит в том, чтобы выявить действитель­ные «образующие» личности — этого высшего единства челове­ка, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство, свою аутоидентичность. <...>

Реальным базисом личности человека является совокуп­ность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его де­ятельностью, точнее, совокупностью его многообразных дея-тельностей.

Имеются в виду именно деятельности субъекта, которые и являются исходными «единицами» психологического анализа личности, а не действия, не операции, не психофизиологиче­ские функции или блоки этих функций; последние характеризу­ют деятельность, а не непосредственно личность. На первый взгляд это положение кажется противоречащим эмпирическим представлениям о личности и, более того, объединяющим их. Тем не менее оно единственно открывает путь к пониманию лич­ности в ее действительной психологической конкретности.

Прежде всего на этом пути устраняется главная трудность: определение того, какие процессы и особенности человека отно­сятся к числу психологически характеризующих его личность, а какие являются в этом смысле нейтральными. Дело в том, что, взятые сами по себе, в абстракции от системы деятельности, они вообще ничего не говорят о своем отношении к личности. Едва ли, например, разумно рассматривать как «личностные» опера­ции письма, способность чистописания. Но вот перед нами образ героя повести Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина. Служил он в некоем департаменте чиновником для перепи­сывания казенных бумаг, и виделся ему в этом занятии целый разнообразный и притягательный мир. Окончив работу, Акакий Акакиевич тотчас шел домой. Наскоро пообедав, вынимал ба­ночку с чернилами и принимался переписывать бумаги, кото­рые он принес домой, если же таковых не случалось, он снимал копии нарочно, для себя, для собственного удовольствия. «На­писавшись всласть, — повествует Гоголь, — он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог по­шлет переписывать завтра».

Как произошло, как случилось, что переписывание казен­ных бумаг заняло центральное место в его личности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что про­изошел сдвиг одного из главных мотивов на обычно совершен­но безличные операции, которые в силу этого превратились в са­мостоятельную деятельность, в этом качестве они и выступили как характеризующие личность. <...>

Иногда дело обстоит иначе. В том, что с внешней стороны кажется действиями, имеющими для человека самоценное зна­чение, психологический анализ открывает иное, а именно, что они являются лишь средством достижения целей, действитель­ный мотив которых лежит как бы в совершенно иной плоскости жизни. В этом случае за видимостью одной деятельности скры­вается другая. Именно она-то непосредственно и входит в психологический облик личности, какой бы ни была осуществляю­щая ее совокупность конкретных действий. Последняя состав­ляет как бы только оболочку этой другой деятельности, реали­зующей то или иное действительное отношение человека к миру, — оболочку, которая зависит от условий, иногда случай­ных. Вот почему, например, тот факт, что данный человек рабо­тает техником, сам по себе еще ничего не говорит о его личности; ее особенности обнаруживают себя не в этом, а в тех отношени­ях, в которые он неизбежно вступает, может быть, в процессе своего труда, а может быть, и вне этого процесса.

Общий вывод из сказанного состоит в том, что в исследова­нии личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, ее конкретных ви­дов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок. Таким образом, направление исследования обра­щается — не от приобретенных навыков, умений и знаний к ха­рактеризуемым ими деятельностям, а от содержания и связей деятельностей к тому, как и какие процессы их реализуют, де­лают их возможными.

Уже первые шаги в указанном направлении приводят к воз­можности выделить очень важный факт. Он заключается в том, что в ходе развития субъекта отдельные его деятельности всту­пают между собой в иерархические отношения. На уровне лич­ности они отнюдь не образуют простого пучка, лучи которого имеют свой источник и центр в субъекте. Представление о свя­зях между деятельностями как о коренящихся в единстве и це­лостности их субъекта является оправданным лишь на уровне индивида. На этом уровне (у животного, у младенца) состав де­ятельностей и их взаимосвязи непосредственно определяются свойствами субъекта — общими и индивидуальными, врожден­ными и приобретаемыми прижизненно. Например, изменение избирательности и смена деятельности находятся в прямой за­висимости от текущих состояний потребностей организма, от изменения его биологических доминант.

Другое дело — иерархические отношения деятельностей, которые характеризуют личность. Их особенностью является их «отвязанность» от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и обра­зуют ядро личности.

Иначе говоря, «узлы», соединяющие отдельные деятельно­сти, завязываются не действием биологических или духовных сил субъекта, которые лежат в нем самом, а завязываются они в той системе отношений, в которые вступает субъект.

Наблюдение легко обнаруживает те первые «узлы», с обра­зования которых у ребенка начинается самый ранний этап фор­мирования личности. В очень выразительной форме это явле­ние однажды выступило в опытах с детьми-дошкольниками. Эк­спериментатор, проводивший опыты, ставил перед ребенком задачу — достать удаленный от него предмет, непременно вы­полняя правило — не вставать со своего места. Как только ре­бенок принимался решать задачу, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, из которой и продолжал наблюдение, пользуясь обычно применяемым для этого оптическим приспо­соблением. Однажды после ряда безуспешных попыток малыш встал, подошел к предмету, взял его и спокойно вернулся на место. Экспериментатор тотчас вошел к ребенку, похвалил его за успех и в виде награды предложил ему шоколадную конфету. Ребенок, однако, отказался от нее, а когда экспериментатор стал настаивать, то малыш тихо заплакал.

Что лежит за этим феноменом? В процессе, который мы на­блюдали, можно выделить три момента: 1) общение ребенка с экспериментатором, когда ему объяснялась задача; 2) решение задачи и 3) общение с экспериментатором после того, как ребе­нок взял предмет. Действия ребенка отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т. е. осуществляли двоякую деятель­ность: одну — по отношению к экспериментатору, другую — по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время когда ребенок доставал предмет, ситуация не пере­живалась им как конфликтная, как ситуация «сшибки». Иерар­хическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспериментато­ром, так сказать, post factum[15]: конфета оказалась горькой, горь­кой по своему субъективному, личностному смыслу.

Описанное явление принадлежит к самым ранним, переход­ным. Несмотря На всю наивность, с которой проявляются эти первые соподчинения разных жизненных отношений ребенка, именно они свидетельствуют о начавшемся процессе форми­рования того особого образования, которое мы называем лич­ностью. Подобные соподчинения никогда не наблюдаются в более младшем возрасте, зато в дальнейшем развитии, в своих несоизмеримо более сложных и «спрятанных» формах они за­являют о себе постоянно. Разве не по аналогичной же схеме возникают такие глубоко личностные явления, как, скажем, угрызения совести?

Развитие, умножение видов деятельности индивида приво­дит не просто к расширению их «каталога». Одновременно про­исходит центрирование их вокруг немногих главнейших, подчи­няющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс раз­вития личности имеет свои этапы, свои стадии. Процесс этот неотделим от развития сознания, самосознания, но не сознание составляет его первооснову, оно лишь опосредствует и, так ска­зать, резюмирует его.

Б. Г. Ананьев

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА [16]

 

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоре­тической и прикладной психологии, выступает как исследова­ние характеристики психических свойств и отношений лично­сти (общая психология личности), индивидуальных особенно­стей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области при­кладной психологии).

В каждой из этих психологических дисциплин проблема лич­ности включена в определенный контекст и соответствующую систему пограничных для нее проблем, понятий и операций ис­следования. В общей психологии, помимо характеристик отно­шений личности, иерархии ее тенденций и мотивов, специаль­ное значение имеет изучение психических свойств как высшей интеграции всех феноменов психического развития человека (психических состояний и процессов, потребностей, психофи­зиологических функций). В такой плоскости рассматриваемые психологические свойства человека имеют своими источника­ми более частные феномены, которые не только субординационно связаны с этими высшими уровнями обобщения, но и сами являются их генетическими корнями. <... >

В каждом из психических процессов, как можно думать, пред­ставлены проекции всех основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Структура личности имеет своим генетическим источни­ком длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию по рассмотренному нами типу. В этом смысле структура личности — продукт индивиду­ально-психического развития, которая выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, наконец, как жизненного пути человека — истории личности. Вместе с тем структура личности, сложившаяся в процессе индивидуального развития человека, сама детерминирует направление, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития. С. Л. Рубинштейн именно в этой структуре личности, в комп­лексе личностных свойств усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы.

Промежуточные переменные между ситуацией и поведен­ческой реакцией на нее образуются из взаимодействия основ­ных характеристик человека, характером которых является структура личности. <...>

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...